Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Четверухин Илья Николаевич Дела o13.555 => o13.555 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом o13-555a.jpg Дела o13.555 => o13.555 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      2-я Московская мужская гимназия
      Год окончания 1904 
      Окончил с золотой медалью гимназию
      Московский университет, историко-филологический факультет
      Год поступления 1904 
      Поступил в Университет на историко-филологический факультет. Здесь он глубоко
      заинтересовался вопросами духовной жизни, стал читать духовные книги.
      В 1906г., на первой седмице Великого поста Илья поехал в Черниговский скит
      с надеждой побывать у старца Варнавы (Меркулова). Ему удалось исповедатсья
      у старца, и в тот же день о.Варнава скончался, опустившись на колени пред
      святым престолом в алтаре. Так Илья, едва узнав старца, потерял его. В мае
      того же года он стал духовным сыном старца Зосимовой пустыни Алексия (Соловьева).
      В 1907г. он оставил университет, сдал экстерном экзамены за курс семинарии и
      поступил в Московскую Духовную Академию. 06.02.1908 он обвенчался с Евгенией
      Леонидовной Грандмезон
      Московская Духовная Академия
      Год поступления 1907 
      Год окончания 1911 
      кандидат богословия 
      Тема кандидатской диссертации "Жизнь и труды аввы Исаака Сирина"
    Служение
      Москва, церковь при Ермаковской богадельне в Сокольниках 
      священник 
      Год начала 1911 
      Год окончания 1919 
      Служил до закрытия большевиками богадельни и церкви при ней в начале 1919г.
      Москва, Николо-Толмачевская церковь в Замоскворечье 
      священник 
      Должность настоятель 
      Год начала 1919 
      Год окончания 1929 
      День окончания 24 
      Месяц окончания 6 
      Став настоятелем храма, о.Илья нашел его в бедственном положении. Богатые
      прихожане, бывшие раньше благотворителями храма, или умерли, или уехали.
      Диакон и псаломщик уволились. Не было ни дров, ни муки, ни свечей, ни
      деревянного масла для лампад, ни церковного вина. Первую зиму храм не
      отапливался и внутри искрился от инея. Богомольцев почти не было. Но все же
      всегда находилось немного муки, масла и вина, и служба не прекращалась.
      О.Илья служил каждый день. Службы проходили благоговейно, торжественно и
      строго. О.Илья прилагал много усилий, чтобы каждое слово, произнесенное в
      алтаре или на клиросе, доходило до молящихся. Постепенно в храм стало приходить
      все больше людей. Появились помощники и помощницы.
      Вокруг о.Ильи собралась группа глубоко верующих, в основном высокообразованных
      людей, преданных церкви и своему духовному отцу. Их называли "Толмачевцами".
      Все прихожане с радостью принимали участие в уборке и украшении храма, в пении
      и чтении. Аналои с книгами стояли уже не на клиросе, а в храме, т.к. о.Илье
      хотелось, чтобы как можно больше молящихся участвовало в богослужении.
      В храме по возможности полно соблюдался устав, так что даже жившие по соседству
      старообрядцы стали заходить в храм. Проповеди о.Илья произносил не только
      за литургией, но за каждой почти службой. Иногда это были просто ответы на
      вопросы прихожан. В этих случаях о.Илья, не готовясь заранее, приникал на
      несколько минут головой к святому престолу — и выходил на амвон. Говорить он
      мог и час, и полтора. Слова его доходили до всех присутствующих и глубоко
      проникали в души. В то время, как в храме шла глубокая духовная жизнь, напротив
      церкви, дверь в дверь, в здании бывшей церковно-приходской школы, превращенной
      в клуб, неслась антирелигиозная пропаганда, провозглашались и развешивались
      лозунги, призывающие к насилию и диктатуре. Под церковные праздники устраивались
      антирелигиозные мероприятия, и тогда навстречу крестному ходу двигалось
      шествие с богохульными транспорантами, в адрес молящихся неслись насмешки и ругань,
      а в священника бросали камни. В эти годы священники обязаны были устроиться
      на работу, т.к. служба в храме таковой не считалась. О.Илья устроился научным
      сотрудником в Третьяковскую галерею, а Евгения Леонидовна делопроизводителем
      во Всеобуче. Они рано утром уходили в храм, затем — на работу, затем — снова
      в храм, и уже после этого — домой. О.Илья собрал огромную ценнейшую библиотеку.
      Каждую лишнюю копейку он использовал для покупки книг
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1923 
      Обвинение при аресте "распространение контрреволюционных слухов" 
      Был заключен в Бутырскую тюрьму, где пробыл 3 месяца. В тюрьме он познакомился
      с епископом Лукой (Войно-Ясенецким). В 1924г. власти предложили о.Илье оставить
      храм или уйти с работы. Он пришел домой расстроенный, но жена сказала ему:
      "Слава Богу, Илюша! Наконец ты не будешь раздваиваться, а станешь настоящим
      батюшкой!" С этого времени они стали "лишенцами", не имеющими никаких гражданских
      прав. У них в доме отобрали часть комнат, а оставшиеся две обложили огромным
      налогом. Но на помощь пришли прихожане, которые стремились всячески облегчить
      жизнь семьи священника. В Толмачевском храме службы были ежедневно — утром
      и вечером. Всенощная затягивалась до 9 часов, а после батюшка нередко толковал
      Священное Писание, разъяснял богослужение или читал творения святых отцов.
      На Пасху 1924г. о.Илье сообщили, что храм будет закрыт. О.Илья и приходской
      совет сделали все от них зависящее, чтобы отстоять его: подавали заявления
      в Моссовет, другие инстанции. Однако, 24.06.1924 Толмачевский храм все же был закрыт
      О.Илья после этого неделю лежал с сердечным приступом. Принимающие церковное
      имущество люди опустошили внутренность храма, сняли не только кресты, но и купола,
      все было разобрано и разбито. После этого батюшка перешел служить в храм
      свт.Григория Неокесарийского

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ