Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Хандорин (Хондорин) Дмитрий Федорович
    Хандорин (Хондорин) Дмитрий Федорович 
    Фамилия Хандорин 
    Неточная дата рождения 1880(?)г. 
    Место рождения Томск 
    протоиерей 
    По данным [2] — отчество — Федотович
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1937г.] [1937-1944гг.]
      Образование
        Томская Духовная Семинария
        Окончил 1 курс юридического факультета Томского университета
      Рукоположение
        священник 
        1903 
      Служение
        Томская губ. 
        священник 
        Год начала 1903 
        С 1903г. служил священником в разных деревнях Томской губ.
        Томская губ., Кузнецкий у., с.Гордеевское, Покровская церковь 
        диакон (священник?) 
        Год начала 1906 
        Томская губ. 
        диакон (священник?) 
        Год окончания 1915 
        В 1915г. переехал в Томск
        Томск, Никольская (Христорождественская) церковь 
        диакон (священник?) 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1924 
        Томская губ., г.Мариинск, Никольский собор 
        протоиерей 
        Должность старший священник 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1925 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 2 
        В 1924г., по приглашению приходского совета, прибыл в г.Мариинск
        Томской губ., оставив на время в Томске семью: жену, Евфалию Васильевну
        и пятерых детей
        Никольский собор требовал от о.Дмитрия больших трудов — ремонта, активной пастырской
        работы. Одной из главных для себя задач о.Димитрий ставил борьбу с обновленчеством,
        разлагавшим церковь изнутри. Необходимо было разъяснять верующим всю лживость
        и порочность этого течения
      Аресты
        Томская губ., г.Мариинск 
        Год ареста 1925 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 2 
        В 1925г. был арестован, но через два дня освобожден под подписку о невыезде.
        Сибирский прокурор счел нужным прекратить дело. Но ОГПУ составило заключение,
        что распространение ложных слухов доказано, и направляет дело не в суд, а в
        Особое Совещание ОГПУ
        Томская губ., г.Мариинск 
        Год ареста 1926 
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по Западносибирскому краю 
        26/03/1926 
        Обвинение "измышление и распространение ложных слухов, поминание и молебен о царях" 
        Статья ст.73,120 УК РСФСР 
        Приговор 3 года ссылки в Севкрай с лишением права проживания в 6 губерниях РФ и Сибири 
      Места заключения
        Томская губ., г.Мариинск, Мариинский Домзак 
        Год начала 1925 
        День начала 10 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1925 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 2 
        Содержался в Мариинском Домзаке до освобождения 12.02.1925г. под подписку о невыезде.
        По приговору 1926г. священника Хандорина вместе с матушкой и пятью детьми выслали
        в Севкрай
        Северный край 
        Год начала 1926 
        День начала 26 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1929 
        По данным [2] в 1923–1925гг. отбывал наказание на Соловках
      Служение
        Томск, Воскресенская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1936 
      Места проживания
        Томск 
        Год окончания 1937 
        Известно., что в 1937г. проживал в Томске, "преподавал бухгалтерию на дому.
        Слепой. Посещал Троицкую церковь".
        Имя его неоднократно упоминается в деле псаломщицы Троицкой церкви Агриппины
        Павловны Маньшиной (1937г., дело П-7211 архива УФСБ по Томской обл.) и позже в
        1948г. в деле Марии Васильевны Егоровой (1948г., Д.П-6348 архива УФСБ по Томской обл.).
        Из материалов дела Егоровой [2]:
            "...Часто квартиру Егоровой посещал бывший священник Хандорин Дмитрий, который при
            ее содействии организовал моления [1944г.]...
            " ...В ее [М.В.Егоровой] квартире бродячие попы совершали религиозные обряды...
             Не раз видели у нее Хандорина Дмитрия — бродячего попа...".
        Из показаний свидетельницы по делу Егоровой — Калерии Ивановны Пономаревой [2]:
            "Близко познакомилась с Егоровой в 1944г. В то время в Томске была открыта
            церковь, имелся слепой поп Хандорин, и я находилась при нем как сопровождающая.
            Вот с этим Хандориным мы заходили и к Егоровой — благодетельнице Хандорина... "
        Дальнейшая судьба о.Дмитрия неизвестна
    Публикации ->
      1.Павлов С.М. И наступит день...: Очерки о политических репрессиях против церкви. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. С.33–39.
      2.Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.187,190,240,315,409,427.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL