Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Феофан (Быстров Василий Дмитриевич)
    Феофан (Быстров Василий Дмитриевич) 
    Год рождения 1873 
    День рождения 31 
    Месяц рождения 12 
    Место рождения Санкт-Петербургская губ., Лужский у., с.Подмошье 
    архиепископ 
    Родился в семье сельского священника
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1898г.] [1898-1909гг.] [1909-1918гг.] [1918-1920гг.] [1920-1925гг.] [1925-1931гг.] [1931-1940гг.]
      Образование
        духовное училище при Александро-Невской лавре
        Санкт-Петербургская Духовная Семинария
        Год окончания 1892 
        Санкт-Петербургская Духовная Академия
        Год поступления 1892 
        Год окончания 1896 
        Поступил первым по экзаменационному списку в Духовную Академию. В Академии,
        переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896г. окончил академическое
        образование первым магистрантом и был оставлен при академии в качестве
        профессорского стипендиата
      Служение
        Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская Духовная Академия 
        Должность  и.д. доцента по кафедре библейской истории 
        Год начала 1897 
        Год окончания 1898 
      Рукоположение
        монах 
        Феофан 
        1898 
        Пострижен с именем Феофан в честь преподобного Феофана Сигрианского исповедника
        иеродиакон 
        1898 
        иеромонах 
        1898 
        архимандрит 
        1901 
        Место Санкт-Петербург, домовая церковь Академии 
        Кто рукоположил митрополит Антоний (Вадковский) 
      Служение
        Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская Духовная Академия 
        архимандрит 
        Должность  и.о.инспектора, инспектор, ректор 
        Год начала 1901 
        Год окончания 1909 
        В 1901г. возведен в сан архимандрита с определением исполняющего обязанности
        инспектора Академии.
        В 1905г. удостоен степени магистра богословия за сочинение под заглавием
        "Тетрограмма, или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы".
        В том же году возведен в ранг экстраординарного профессора и утвержден в
        должности инспектора Академии.
        В том же году происходит его знакомство с императором Николаем II, и архимандрит
        Феофан на долгие годы становится духовником царской семьи.
        1 февраля 1909г. назначается ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии
      Рукоположение
        епископ 
        1909 
        День 22 
        Месяц 2 
        Место Санкт-Петербург, Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры 
        Кто рукоположил митрополит Антоний (Вадковский) 
        В день памяти свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского, состоялась
        торжественная хиротония сонмом из тринадцати архиереев во главе с
        митр.Антонием (Вадковским) в сан епископа Ямбургского, четвертого викария
        С.-Петербургской епархии
      Служение
        Санкт-Петербург 
        епископ 
        Должность  епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии 
        Год начала 1909 
        День начала 22 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1910 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 11 
        Симферополь 
        епископ 
        Должность  епископ Таврический и Симферопольский 
        Год начала 1910 
        День начала 19 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1912 
        В 1911г. епископ Феофан посетил Саровскую обитель. По приезде он попросил
        игумена предоставить ему возможность помолиться наедине в келии Преподобного
        Серафима. Молитва продолжалась слишком долго, войдя в келию, монахи обнаружили
        епископа в глубоком обмороке. Возможно, от сильных переживаний, предвещавших
        ему близость страшных времен и событий в несчастной России, в духе тех, от которых
        неутешно рыдал Преподобный Серафим, потерял сознание и Преосвященный Феофан.
        Был владыка и в благословенной келии блаженной юродивой Паши Саровской, в тайном
        постриге Параскевы, жившей в Дивеевской обители. Блаженная произнесла два
        пророчества — одно касалось царской семьи, другое — лично Владыки Феофана.
        Блаженная вдруг вскочила на скамейку, схватила портрет Государя, швырнула его
        на пол, затем быстро схватила и портрет Государыни и бросила туда же. Затем
        приказала келейнице вынести портреты на чердак. Это было за 6 лет до отречения
        Государя и революции 1917г. Второе предсказание монахини Параскевы касалось лично
        еп.Феофана. Блаженная бросила какой-то комок белой материи на колени Преосвященному.
        Когда он развернул его, то увидел саван. "Значит, смерть!..Но да будет воля Божия!" —
        подумал Владыка. Но в этот момент Паша подбежала и вырвала саван из рук, — при
        этом она быстро повторяла бормочущим говорком: — "Матерь Божия избавит!.. Владычица
        Пресвятая спасет!" Это предсказание совершилось через много лет в изгнании, когда
        Владыка жил в одном монастыре в Югославии.
        По возвращении из Сарова, Владыка попросил у Государя аудиенцию.
           "Когда я. — вспоминал Владыка Феофан. — пересказывал Государю все действия
          блаженной Христа ради юродивой, Государь стоял молча, наклонив голову. Он ни слова
          не сказал по поводу сообщенного мною. Только в самом конце он поблагодарил меня.
          И это провидение сбылось через шесть лет. Но Государь был заранее предупрежден
          многочисленными пророчествами Преподобного Серафима Саровского, старцами Оптинскими,
          Глинским старцем, схиархимандритом Илиодором, прозрениями о.Иоанна Кронштадского.
          Этим и должно объяснить усвоенную Государем свою полную обреченность".
        В 1912г. перемещен на епископскую кафедру в Астрахань. Причиной этого перемещения
        стало непонимание, возникшее между еп.Феофаном и членами царской семьи по поводу
        оценки личности Григория Распутина. В связи с развязанной в прессе кампанией
        против Распутина, которая, по сути, была направлена против самого государя,
        еп.Феофан решил, для царской семьи будет лучше удалить Распутина от царствующих
        особ. Епископ Феофан выступил перед Святейшим Синодом с предложением официально
        выразить императрице неудовольствие в связи с поведением Распутина. Епископы,
        члены Синода, заявили ему, что это дело лично для него, как духовника императрицы.
        Осенью 1911г. в Крыму епископ Феофан говорил с государыней, но, как сказал сам
        владыка, "императрица была очень обижена". Возникшее непонимание тяготило как
        императрицу, так и самого владыку. Прежнего доверия уже не было. Желая избежать
        двусмысленности, во время посещения Ливадийского дворца, епископ Феофан ходатайствует
        о перемещении его на другую кафедру и таким образом оказывается в Астрахани
        Астрахань 
        епископ 
        Год начала 1912 
        День начала 25 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1913 
        На Астраханской кафедре епископ Феофан пробыл недолго, но за короткое время своего
        пребывания он запомнился редким аскетизмом, простотой, доступностью, полным
        пренебрежением материальным благополучием. Архиерейский дом при нем стал пристанищем
        бедных и нищих, которые получали там пищу, одежду и деньги. Епископ сам готовил
        себе пищу, не прибегая к услугам поваров, упразднил пышные выезды в каретах и,
        совершая ежедневно богослужения в храмах города, ходил пешком.
        В Астрахани епископ Феофан получил изнуряющую малярию. Приступы приходили неожиданно
        и начинались почти мгновенно, отчего владыке приходилось прятаться от чужих глаз
        в угол и дожидаться окончания приступа. Часто в таком состоянии он даже терял
        сознание. Обострилась и давнишняя болезнь — начался туберкулез горла.
        В Астрахани произошел такой случай — в день тезоименитства государя императора
        владыка вышел для молебна на середину Успенского Кафедрального собора. Но впереди
        архиерея, ближе к алтарю, стоял персидский консул, в пышном наряде с орденами и
        саблей, с тюрбаном на голове. Архиерей через протодиакона Севастьянова попросил
        консула отойти в сторону и снять свой тюрбан, но консул остался стоять на месте.
        Архиерей снова отправил теперь уж настоятеля собора протоиерея Николая Летницкого
        с просьбой не стоять между алтарем и архиереем с духовенством и отойти в сторону.
        Консул продолжал стоять там же, архиерей тоже продолжал ждать, не начиная молебна.
        А в соборе собралось все начальство губернии и города, английский и французский
        консулы, множество военных в парадной форме. Все стояли и ждали, затаив дыхание,
        чем же закончится противостояние между епископом и персидским консулом. После новой
        просьбы владыки разъяренный консул, показывая на часы, заявил: "Передайте
        вашему архиерею, что пора начинать молебен. За задержку и за свое упрямство он
        будет отвечать". Епископ Феофан, когда ему передали слова консула, попросил
        передать ему: "Молебен задерживаете Вы, а не я. И пока Вы не отойдете в сторону,
        молебен не будет начат". После этих слов консул демонстративно покинул собор.
        Персидский консул был в то время очень влиятелен при дворе. Он послал сообщение
        на "дерзкого архиерея, который сорвал молебен о благоденствии Государя Императора".
        Вскоре Преосвященный был переведен из Астрахани в Полтаву. Но до этого Владыка
        сподобился благодатного видения за всенощным бдением в храме. Позже он вспоминал:
          "Такая скорбь была на сердце по поводу доноса персидского консула, а я такой
         больной. И как-то находясь на службе в соборе, я увидел на горном месте, в древних
         блестящих доспехах святого великомученика Феодора Стратилата... О, Господи! да
         какая же это была для меня радость! Как это поддержало меня! Вся печаль моя,
         немощь телесная — в миг исчезли. Я понял, что Господь одобряет мое стояние за
         Его Святую Истину и поэтому послал мне, немощному, такого дивного в мужестве
         Великомученика. О, как меня все это ободрило и возвеселило"
        Полтава 
        епископ 
        Должность  епископ Полтавский и Переяславский 
        Год начала 1913 
        День начала 8 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1918 
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        епископ 
        Должность  член Священного Собора 
        Год начала 1917 
        День начала 15 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1918 
      Рукоположение
        архиепископ 
        1918 
        На Соборе обновленцы решили "подловить архиепископа в словах". "Вы видите, как
        волны времени быстро несутся, меняя все, меняя и нас. Как сказал свт. Иоанн Златоуст,
        иногда, дабы успешнее ввести корабль Церкви в пристань, приходится уступать волнам.
        Вот и Церкви надо уступить". "В чем уступить?" — спросил Владыка. "Быть с
        большинством, иначе ведь с кем Вы останетесь".
        "Большинство может меня запугать, — привел в ответ слова свт.Василия Великого
        Владыка, — но не сможет меня убедить...". "Мы остаемся с теми, кто две тысячи лет
        созидал собою великое тело Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви"
      Служение
        Полтава 
        архиепископ 
        Должность  архиепископ Полтавский и Переяславский 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1920 
        В Полтаве Петлюра и его сторонники потребовали от Полтавского Архиерея совершить
        торжественную панихиду по бывшем гетмане Украины Иване Мазепе, предательски
        изменившем Царю Петру и перешедшем на сторону врагов-шведов, и за это преданном
        Церковью анафеме
      Аресты
        Полтава 
        Год ареста 1920 
        Обвинение при аресте "отказ совершить литургию по Ивану Мазепе" 
        "Я не могу своей властью отменить анафему гетману Мазепе, наложенную высшим
        управлением церкви 200 лет назад" — говорил епископ Феофан.
        За этот отказ совершить антиканоническое деяние самостийные власти заключили
        архиепископа Феофана в тюрьму. Он вышел из тюрьмы, когда самостийные власти
        бежали из Полтавы при наступлении Добровольческой армии.
        В ноябре 1920г. владыка покинул Полтаву. Иерархи Юга России покинули свои кафедры,
        предполагая, что делают это временно. Епископы, отступавшие с Белой добровольческой
        армией, из Ставрополя переезжают в Екатеринодар (Краснодар). Потом группа
        эвакуированных архипастырей с остатками Белой армии попадает в Крым. Здесь
        епископы ютятся в Севастопольском Георгиевском монастыре, а через три месяца
        покидают Крым и оказываются за пределами России, в Константинополе.
        Вместе с прочими архиереями и архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан
        принял скорбный жребий изгнанничества
      Служение
        Константинополь 
        архиепископ 
        Год начала 1920 
        Иногда архиепископ служил в различных подворьях Афонских монастырей Константинополя.
        Уехав из Константинополя, российские иерархи осели в Королевстве СХС
        (позже Югославия), потому что юный король Александр сохранял трогательную
        любовь к России. Владыка поселился в одном из монастырей, предоставленных русским,
        и считался там игуменом. Он вошел в состав Архиерейского Синода РПЦЗ, организованного
        митрополитом Киевским Антонием (Храповицким), но деятельного участие в работе
        Синода не принимал
        Югославия (СХС), Петковице, монастырь 
        архиепископ 
        Должность  игумен 
        Год окончания 1925 
        По свидетельству схиархимандрита Амвросия (Мильковского), Владыка в это время
        нес очень суровый пост, носил вериги. Он приложил все усилия к "умному деланию",
        к стяжанию непрестанной молитвы, которая с успехом вела в нем "невидимую брань"
        Югославия (СХС), г.Эрцегнови, русский монастырь 
        архиепископ 
        Год окончания 1925 
        В монастыре русским беженцам была предоставлена одна небольшая церковка, в которой
        служил молодой одинокий батюшка.
        Больного архиепископа взяла малочисленная братия монастыря. Из-за общей
        слабости он с трудом мог двигаться, горло нестерпимо болело. Пищи он не принимал,
        да и совершенно отсутствовал аппетит. Под Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
        Владыка, помолившись Царице Небесной со слезами бессилия и предал себя в руки
        Божии, прошептав:"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в руце Твои предаю дух мой!".
        Двое суток он лежал, словно мертвый, но на третьи сутки ощутил в себе огромную
        перемену, и он вспомнил слова пророчества старицы юродивой тайной монахини
        Паши Саровской: "Матерь Божия избавит!.. Пресвятая Владычица спасет!.."
        Слезы радости полились из глаз Святителя. Владыка нашел в себе совершенно новые
        силы. Он бодро встал и начал горячо молиться и благодарить Пресвятую Деву, Царицу
        Небесную за Ее великую милость, за явное чудо спасения от смерти.
        Вскоре после чудесного выздоровления совершилось другое дивное событие
        и чудо Божие: от неизвестного лица из Советской России на имя Архиепископа пришла
        посылка, а в ней прекрасная икона Преподобного Серафима Саровского. Какая это
        была радость! Чудо Божие, дивное чудо!
        В 1925г. по приглашению епископа Лубенского Серафима (Соболева), окормлявшего в
        Болгарии русские приходы он переезжает в Софию, столицу Болгарского Королевства
      Служение
        Болгария, София, Александро-Невский собор 
        архиепископ 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1931 
        И сам председатель Митрополит Климент, и некоторые из членов Болгарского Синода
        были учениками вл.Феофана, студентами Петербургской Духовной Академии. Владыке
        были предоставлены две комнаты в самой Синодальной Палате, в юго-западной части
        здания, на втором этаже. Палата находилась на площади св.кн. Александра Невского.
        Храм Александра Невского был рядом и Владыке удобно было ходить в храм на службу.
        В 1926г. архиепископ Феофан и епископ Серафим выступили против своевольного
        толкования митрополитом Антонием (Храповицким) догмата об Искуплении. Они направили
        в Русский Архиерейский Заграничный Собор заявление, в котором назвали толкование
        митр.Антония еретическим. Собор не поддержал их заявление, что привело
        архиепископа Феофана к полному разрыву с Синодом Русской Зарубежной Церкви
        Болгария, Варна, храм Св.Афанасия Великого 
        архиепископ 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1931 
      Места проживания
        Болгария, София, Синодальная Палата 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1931 
        Жизнь архиепископа в Болгарии протекала только в двух городах, в Софии и в
        Варне, на берегу Черного моря. В Софии он проводил холодные месяцы, а в Варну
        приезжал летом восстанавливать здоровье солнцем. И тогда он жил за городом на
        очень скромной даче, занимая одну из двух комнат. На Вход Господень в Иерусалим,
        на Страстную седмицу и Светлую Пасхальную его приглашали в Варну, где он служил
        в храме Св.Афанасия Великого Александрийского.
        29 апреля 1931г. Владыка Феофан навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где
        прожил 5 лет
      Служение
        Франция, Париж, Галлиполийская церковь на рю Одесса 
        архиепископ 
        Год начала 1931 
        Архиепископ Феофан переехал во Францию, поселился в Париже, в районе Клямар, на
        рю Паскаль, 2, по настоянию его петербургских знакомых Пороховых, Федора Васильевича
        и Лидии Николаевны (в тайном постриге монахини Марии), выехавших из России после
        революции. Пороховы были приближенными ко Двору, в частности, к Императрице
        Марии Федоровне, матери последнего из Дома Романовых Императора Николая II.
        В Париже Владыке было неспокойно, за ним велась слежка, совершались нападения
        на особняк Архиепископа, и префектура предложила Владыке совсем прекратить выезды
        для посещения богослужений. Он начал совершать литургию у себя на дому.
        Святитель Феофан получил от Господа много благодатных даров — ясновидения,
        пророчества, исцеления болезней, чудотворения. Но не пользовался ими.
          "Все это, — как он неоднократно говорил, — дары опасные, потому что могут
          привести человека к самопревозношению и гордости. А это — корень всех грехов!.."
      Места проживания
        Париж, Клямар, рю Паскаль, 2 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1936 
        В 1936г. он переселяется в маленькую деревню Мон, близ города Амбуаз
        Франция, г.Амбуаз на Луаре, мест.Мон 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1939 
        По переезде в Мон, в 1936г. скоропостижно умирает генерал Федор Васильевич
        Порохов, а через три года, в 1939г. умирает жена Порохова. По смерти Пороховых
        архиепископ Феофан остался с племянницей Анастасией Васильевной Пороховой. Их
        материальное положение было очень тяжелое, тем более, что шла 2-я мировая война
        и Франция воевала с Германией с начала сентября 1939г. Но Господь не оставил их
        Своим промыслом. Бывшая полтавская помещица, знавшая Владыку еще по Петербургу
        и Полтаве, Мария Васильевна Федченко, предложила Архиепископу Феофану и
        Анастасии Васильевне переехать к ней в Лимерэ, где она жила в своем небольшом
        поместье. и они 1 сентября 1939г. переехали из Мон в Лимерэ, где Владыка бывал
        и ранее, совершая там Службы в особом храме — пещере, которая была приспособлена
        под церковь. Недаром и улица в Лимерэ называлась "Лисьи норы"
        Франция, мест. Лимерэ 
        Год начала 1939 
        День начала 1 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1940 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 2 
    Кончина
      1940 
      День 6 
      Месяц 2 
      Место Франция, мест.Лимерэ 
      Место захоронения Франция, мест.Лимерэ, общественное кладбище, могила N 432 
      Святитель Феофан отошел ко Господу в 3 часа ночи 6 февраля. Как он жил смиренно,
      скромно, не будучи знаем людьми, так незнаемым странником он и скончался.
      Только четверо православных было на его отпевании в пещере и на погребении.
      Покойный иерарх лежал в архиерейском облачении, в митре и с панагией — даром
      Императора Николая II в 1909г. при рукоположении архимандрита Феофана в сан
      Епископа С.-Петербургской епархии. Отпевал его и хоронил православный иеромонах
      о.Варнава, его духовник, живший в соседнем селении. Одинокая могила Святителя
      Феофана находится на общественном кладбище на окраине Лимерэ, под номером 432,
      на пятой аллее налево. Могильное место это было приобретено "на вечность" в
      1944г. бывшей хозяйкой усадьбы, где жил и скончался Святитель, Марией Васильевной
      Федченко
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ