Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
схиигумения Фамарь 1916 День21 Месяц9 Кто рукоположилепископ Арсений (Жадановский)
21 сентября 1916г. от руки епископа Арсения (Жадановского) матушка приняла
Великую схиму с именем Фамарь.
Постриг в великую схиму ей за 20 лет до того предрек св.праведн. Иоанн Кронштадтский
Московская губ., Подольский у. (Московская о., Домодедовский р.), с.Битягово (Воскресенское), Серафимо-Знаменский скит схиигумения Должностьнастоятельница Год начала1916 Год окончания1924 Месяц окончания7
По принятии схимы схигумения Фамарь, усилив аскетические подвиги, преимущественно
жила в Серафимо-Знаменском скиту, причащаясь ежедневно Святых Христовых Таин.
Когда в 1917г. началось в России повсеместное гонение на православную веру и
изгнание монашествующих из обителей, Богом хранимый Серафимо-Знаменский скит
существовал еще шесть лет.
С Покровской общиной схиигумения Фамарь навсегда простилась в июле 1929г., сдав
дела новой настоятельнице монахине Арсении (Рябининой).
Хозяйственные службы скита находились поблизости на хуторе. Проживавшие на нем
испытуемые трудницы назывались "скотницами". Общим послушанием для насельниц скита
и трудниц на хуторе была работа на огороде.
В сентябре 1923г. Подольский исполком принял решение о размещении в скиту
Заборьевской больницы, и 5 ноября 1923г. больница заняла часть скитских зданий.
Была предпринята попытка регистрации прихода, но в этом матушке и сестрам было
отказано под предлогом того, что приход составляли одни монахини.
Когда начальник милиции и больничный врач опечатывали церковь в скиту, матушка
грозно сказала им: "Сейчас вы нас провожаете, но скоро мы вас будем провожать".
Это дало повод завести на нее следственное дело.
В июле 1924г. Серафимо-Знаменский скит был закрыт.
Ликвидаторы скита были поражены бедностью изымаемого имущества. "Сколько мы ни
разгоняли монастырей, такой скудости не видали", говорили они. Священные сосуды
в скиту были деревянные, драгоценных риз на иконах не было.
Насельницы скита разъехались в разные места. Одни поселились в Марфо-Мариинской
обители, другие в Серпухове, некоторых сестер приняла к себе в Аносину пустынь
игумения Алипия (Таишева) Москва, Марфо-Мариинская обитель схиигумения Год начала1924 Год окончания1926
Матушка Фамарь некоторое время жила в Марфо-Мариинской обители. Вместе с Владыкой
Арсением (Жадановским) они продолжали руководить жизнью сестер Московская о., Одинцовский р., ст.Перхушково Белорусской ж.д., пос.Трубачевка, тайный монастырь схиигумения Год начала1926
Летом 1926г. схиигумения Фамарь в пос.Трубачевка у станции Перхушково Белорусской ж.д.
сняла большую благоустроенную дачу и собрала около себя двенадцать скитянок.
Тогда же епископ Арсений (Жадановский) был выслан из Московской губернии.
Он проживал более года в Серафимо-Понетаевском монастыре. Схиигумения Фамарь
приезжала в Серафимо-Понетаевский монастырь со своими духовными детьми, здесь были
облечены в рясофор и пострижены в мантию сестры образовавшегося в Перхушкове
тайного монастыря.
Жизнь матушки и сестер проходила в молитве и трудах. На усадьбе стоял небольшой
домик, в котором, строго подвизаясь, жил иеромонах Филарет (Постников).
В моленной, устроенной в большом дачном доме, он служил Божественную литургию,
и матушка ежедневно причащалась.
В Перхушково схиигумения Фамарь руководила духовной жизнью боголюбивых девушек,
живущих в миру, стала их духовной матерью и старицей.
Сестры стегали одеяла и вышивали, и это рукоделие составляло их заработок
Московская о., Одинцовский р., ст.Перхушково Белорусской ж.д., пос.Трубачевка Год ареста1931 Месяц ареста6
28 декабря 1930г. семь инокинь и о.Филарет (Постников) были арестованы и
заключены в Бутырскую тюрьму, а затем отправлены в лагеря и ссылку.
В июне 1931г. была арестована схиигумения Фамарь с двумя сестрами
Иркутская о., д.Усть-Уда Год начала1931 Год окончания1934 Месяц окончания2
Матушка была выслана в д.Усть-Уда на Ангаре, за 200 верст от Иркутска.
В ссылке ее добровольно сопровождала послушница Анна Волкова.
Условия их жизни в глухой сибирской деревне были очень тяжелые. Матушка писала
из ссылки своей духовной дочери: "Живу в уголке за печкой, в полу дверь в погреб, да и за это Бога благодарю, хотя бы тут-то оставили!" Иркутск Год начала1934 Месяц начала2 Год окончания1934 Месяц окончания9
В феврале 1934г. матушка Фамарь смогла переехать в Иркутск.
Затем срок ее ссылки был сокращен, и она в сентябре 1934г. из ссылки была освобождена
Из Сибири матушка вернулась с туберкулезом горла