Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Самуилов Сергей Евгеньевич
    Самуилов Сергей Евгеньевич 
    Фамилия Самуилов 
    Год рождения 1882 
    День рождения 26 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Оренбургская о., г.Бугуруслан 
    протоиерей 
    О.Сергий происходил из старинного священнического рода.
    Он был старшим сыном секретаря Училищного Совета и преподавателя
    литургики и гомилетики Самарской Духовной семинарии Евгения Егоровича
    Самуилова
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1905г.] [с августа 1925г.] [с 1926г.] [по 1930г.] [1931-1932(?)гг.]
      Образование
        Самарская Духовная Семинария
        Год окончания 1905 
        Сергий окончил семинарию по первому разряду. После окончания семинарии
        женился. Его жена Евгения Викторовна, тоже происходила из старинного
        духовного рода, окончила Самарское Епархиальное Духовное училище
      Рукоположение
        священник 
        1905 
        Место Самара 
      Служение
        Саратовская губ. 
        священник 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1906 
        Саратовская губ., Николаевский у., с.Острая Лука, церковь Архистратига Михаила 
        священник 
        Должность настоятель, благочинный 2 округа (с осени 1923г.) 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1925 
        О.Сергий был назначен настоятелем местной церкви и законоучителем
        церковноприходской школы.
          С.Острая Лука было на одну треть заражено расколом. О.Сергий занимался
        миссионерской деятельностью среди раскольников-старообрядцев, беглопоповцев
        и сектантов разного рода. Боролся с хлыстами.
          Семья о.Сергия никогда не жила в полном достатке. Несмотря на это, о.Сергий
        с матушкой и в дальнейшем всегда помогали нуждающимся.
          В 1909г. вспыхнула эпидемия холеры. О.Сергий с утра до ночи
        исповедовал и причащал больных, отпевал умерших.
          О.Сергий был разносторонне образованным и талантливым человеком. В
        свободное время он занимался музыкой: играл на скрипке, на
        физгармонии, на гуслях, хорошо пел. Кроме того, хорошо играл в шахматы
        и имел большой талант художника. Сохранилось несколько его работ.
        О.Сергий обладал немалым литературным и публицистическим талантом. Он
        регулярно писал в "Епархиальные Ведомости". В семье о.Сергия большое
        внимание уделяли духовному и нравственному воспитанию детей, а также
        их интеллектуальному и физическому развитию.
          С первых лет своего служения и до 1913г. о.Сергий избирался бессменным
        депутатом на Епархиальный съезд духовенства в Самаре.
          В 1913г. у о.Сергия началась та болезнь, от которой умерла, совсем
        молодой, его мать — туберкулез. Евгения Викторовна горячо и неустанно
        молилась о выздоровлении мужа. Она научилась сама делать
        целебный кефир, заменяющий кумыс, который прописал врач. О.Сергий и все
        остальные члены семьи пили его два года и о.Сергий выздоровел.
          В 1920г. о. Сергий овдовел.
          В 1920–22гг. было запрещено преподавание Закона Божия в школах, но о
        частных занятиях ничего не говорилось, и о.Сергий, за час до начала уроков
        в школе, занимался с желающими в сторожке.
          1923г. был сложным для Церкви, началась обновленческая смута.
        Появились "Живая Церковь", "Союз Возрождения" т.д. о.Сергий твердо
        стал на сторону патриарха Тихона. В результате упорной борьбы с
        обновленцами в Самаре за обновленцами остались только кафедральный собор,
        Покровская церковь и лагерная церкви.
          Зимой 1923–24г. семью о.Сергия выселили из псаломщического дома, они
        стали жить в церковной сторожке, где стало еще теснее.
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1913 
        камилавка 
        Год награждения 1921 
        Кем награжден митрополит Тихон Уральский 
        скуфья 
        Год награждения 1922 
        золотой наперсный крест 
        Год награждения 1923 
        Кем награжден митрополит Тихон Уральский 
        Был награжден за отстаивание православия от обновленчества
      Аресты
        Саратовская о., Духовницкий р., с.Острая Лука 
        Год ареста 1925 
        День ареста 19 
        Месяц ареста 4 
        До 1925г. о.Сергий арестовывался три раза, но вскоре его освобождали.
        В 1925г. о.Сергий был арестован Березоволукским Волисполкомом в первый день
        Пасхи
      Места заключения
        Саратовская о., г.Пугачев, тюрьма 
        Год начала 1925 
        День начала 21 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1925 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 4 
        В Пугачеве в это время находился Владыка Павел (Флеринский). Он организовывал помощь и
        передачи заключенным в тюрьму священникам.
          Поводом для ареста о.Сергия была клевета на него обновленцев,
        которые написали ему провокационное письмо. После допроса о.Сергия
        сразу же выпустили
      Рукоположение
        протоиерей 
        1925 
        День 8 
        Месяц 5 
        Место Саратовская о., с.Б.Глушица 
        Кто рукоположил епископ Павел по указу митрополита Тихона Уральского 
        8/21 мая 1925г. о.Сергий приехал в с.Большая Глушица к Владыке Павлу.
        Он был возведен в сан протоиерея в дни памяти апостола Иоанна Богослова и
        святителя Николая
      Служение
        Саратовская о., Духовницкий р., с.Острая Лука, церковь во имя Архистратига Михаила 
        протоиерей 
        Должность благочинный 2-го округа 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1926 
        Вернувшись весной 1925г. из тюрьмы, о.Сергий поговорил кое с кем из
        прихожан, и вскоре в Пугачев стали отправлять помощь заключенным
        священникам: сухари, яйца, масло и другие не портящиеся продукты.
        Немного спустя и другие села последовали их примеру.
          18/31 мая 1926г. о.Сергий, по благословению епископа Павла (Флеринского)
        созвал в с.Острая Лука окружной съезд духовенства.
          При открытии съезда было получено известие о кончине митрополита Тихона, и
        тут же была отслужена панихида по почившему.
          17 августа 1926г., в субботу после Успения, о.Сергий получил письмо
        епископа Павла. Епископ писал, что общее собрание верующих Воскресенского
        собора произойдет в воскресенье 18 августа и предлагал о.Сергию прислать к
        этому времени заявление с согласием на переезд в Пугачев.
          Вернувшись в Пугачев, Козлов так расхвалил несговорчивого кандидата, что
        сразу привлек на его сторону большую часть прихожан. Позже стало известно,
        что, не дождавшись его письма, решили отложить собрание и, прождав еще
        неделю, все-таки выбрали о.Сергия.
          Епископ Павел утвердил постановление собрания и прислал указ о переводе.
          Прихожане, когда о.Сергий сообщил им о своем переводе, скорбели о
        расставании с ним. Но никто не додумался просить епископа об оставлении
        о.Сергия в Острой Луке. Это обстоятельство о.Сергий счел лишним
        доказательством того, что его перевод произошел по Воле Божией.
      Служение
        Саратовская о., г.Пугачев (бывший г.Николаевск), Воскресенский кафедральный ("новый") собор 
        протоиерей 
        Должность священник 2 штата, с весны 1930г. — благочинный 10-го округа (Перелюбского р.) 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1930 
        В Пугачеве о.Сергий снял квартиру.
          В соборе в штате было, считая о.Сергия, два священника, диакон и два
        псаломщика. Настоятелем был о.Александр Моченев. Псаломщик Михаил Васильевич
        Емельянов служил с настоятелем. Одновременно он был регентом. С о.Сергием
        служил другой псаломщик, Димитрий Васильевич Жаров.
          В городе было два собора, прозванные "Старым" и "Новым".
          О.Сергий старался устранить недостатки, с которыми столкнулся, начав
        службу в соборе. О.Сергий требовал от псаломщиков благоговейного
        поведения в алтаре, не допускал разговоров во время богослужения. С
        настоятелем, о.Александром Моченевым, у о.Сергия установились хорошие
        отношения. Никогда не было соперничества.
          Вознесенский женский монастырь на окраине Пугачева был еще до 1927г.
        обращен в тюрьму. Весной 1927г. церковь монастыря тоже была закрыта.
        Но несколько монахинь еще жили по своим кельям и, чем могли, помогали
        заключенным. Через них о.Сергий помогал заключенным священникам, в том
        числе о.Иоанну Тарасову и о.Федору Сысоеву, которых к тому времени
        арестовали.
          В 1927–28гг. в тюрьме г.Пугачева находилось очень много священнослужителей.
          О.Сергий принимал активное участие в организации помощи и передач
        заключенным в тюрьму, особенно духовенству.
          В 1927–28гг. усилилось наступление властей против Церкви. Безбожники,
        которых поддерживали власти, стали затевать диспуты с верующими.
          Зимой 1928г. председатель городского Союза безбожников Бочкарев предложил
        о.Сергию выступить с докладом о происхождении религии на диспуте под названием:
        "Есть ли Бог?".
        О.Сергий решил согласиться и выступить. О.Сергий говорил, что безбожие

        — это тоже вера, не основанная на доказательствах.
          О.Сергий приводил слова М.В. Ломоносова:
          "Наука и религия есть родные
        сестры, дщери Всевышнего Родителя. Они никак между собой в распрю прийти не
        могут, разве кто... для показания своего мудрования на них вражду всклепляет".
          О.Сергия на диспуте поддержал о.Николай Амасийский, сын епископа Николая.
          Диспут взбудоражил весь город.
        Организовали второй диспут. Бывший миссионер Мурзалев на втором
        диспуте опять богохульствовал, да еще насмехался: "Вот, я
        богохульствую. Так почему же Бог меня не наказывает? Если Он есть,
        пусть Он меня сейчас накажет!". Верующие, обсуждая эти слова,
        возмущались: "Командовать Господом Богом вздумал! Требует, чтобы
        сейчас его наказали! А Господь и Сам знает, когда наказать". Через
        короткое время Мурзалев умер ужасной смертью, замерзнув в сугробе при
        слабом морозе, заблудившись совсем недалеко от дома. "Бог поругаем не
        бывает", — говорили люди.
          На следующий диспут, к которому подготовился о.Сергий, безбожники побоялись
        явиться. И вообще, постепенно диспуты прекратились, т.к. власти перестали
        устраивать их.
          Летом 1929г. в Пугачев вернулся из ссылки епископ Павел
        (Флеринский). Епископ Павел ценил и уважал о.Сергия и о.Александра,
        часто советовался с ними по разным запутанным вопросам. Они заходили
        к нему почти ежедневно по окончании службы. Епископ, шутя, говорил о
        них: "Моя консистория".
          Летом 1929г. в ссылку в Пугачев прибыл, не имея практически ничего,
        30-летний священник о.Николай Авдаков. До этого он был в лагере в
        Соловках. Владыка Павел и о.Сергий,приняли горячее участие в его
        судьбе, помогли ему устроиться на место псаломщика в "Старый" собор.
          В начале 1930г. о.Сергий, как и о.Александр Моченев, получили вызов в
        комиссию по хлебозаготовкам. Им предложили сдать по 10 пудов зерна.
          На комиссии о.Сергий держался спокойно, даже шутил. Это количество зерна
        удалось купить, потратив все средства, в том числе и
        отложенные на уплату налога. Это означало короткую отсрочку. Во второй раз
        назначили 5 пудов. Их купить было не на что.
          Потянулись тяжелые дни ожидания конца. Утром, уходя в церковь,
        о.Сергий одевался потеплее и, как перед долгой разлукой, прощался с семьей.
        Не всегда опись имущества предшествовала аресту, случалось, и наоборот.
        Могло случиться, что священника брали из церкви или с дороги. Возвращаясь,
        о.Сергий спрашивал: "Все благополучно?"
          В конце Рождественского Поста, незадолго до Рождества 1930г., "комитет
        бедноты" принял постановление произвести опись дома и имущества о.Сергия.
          Вскоре, весной 1930г., о.Сергия с семьей выселили из дома и забрали все
        имущество, которое значилось в описи.
          Весной 1930г. епископ Павел назначил о.Сергия благочинным дальнего, 10-го
        округа, который находился в Перелюбском районе. Множество священников было к
        тому времени арестовано, стало нехватать духовенства. Епископ Павел сказал
        о.Сергию: "До сих пор я берег вас, не отрывал от занятий апологетикой, а
        теперь больше нет такой возможности. У о.Александра и так уже три округа,
        больше его нельзя загружать, а в самом округе некого назначить".
          О.Сергий решил объехать свой округ и посмотреть, что там
        делается. Этот шаг мог грозить о.Сергию арестом. Епископ Павел не отклонил
        план о.Сергия, но и не настаивал на поездке.
          Посещение благочинного подняло дух верующих, дало понять, что
        не все еще потеряно, что церковная жизнь не умерла. О его приезде сразу же
        узнавало все село, на квартиру, где он останавливался, сходились те, кто
        остался на свободе из ревнителей православия, начинались рассказы.
          Церкви везде были закрыты. Были разрушенные, были занятые под зерно или под
        клубы, и просто запертые за неимением священников. Когда закрывали церковь,
        то рубили и выбрасывали иконы и срывали облачения с престола.
        О.Сергию удалось найти два или три антиминса, сбереженные прихожанами.
      Аресты
        Саратовская о., г.Пугачев (бывший г.Николаевск) 
        Год ареста 1930 
        В начале лета 1930г., на следующий день после того, как о.Сергий
        отправился объезжать свое благочиние, в его дом пришли с обыском.
          Первые дни после возвращения о.Сергия из поездки по благочинию жили, считая
        не часы, а минуты. Через несколько дней за о.Сергием пришли.
      Места заключения
        Саратовская о., г.Пугачев, Московская у., ГПУ, следственная тюремная камера 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1930 
        ГПУ помещалось на Московской улице. Помещение тюрьмы там было небольшое —
        одна камера в подвале. Там держали только тех, кого допрашивали в ближайшие
        дни, а остальных подследственных отправляли за город, в другую тюрьму.
        О.Сергий пробыл в ГПУ два месяца.
        Саратовская о., г.Пугачев, бывший Вознесенский женский монастырь, тюрьма (ИТК) 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1930 
        Через некоторое время о.Сергия, как делали и с другими подследственными,
        перевели в следственную камеру другой тюрьмы. Это была исправительно-трудовая
        колония (ИТК). Она находилась недалеко от города, на территории
        бывшего Вознесенского женского монастыря.
          С о.Сергием в одной камере первое время сидел о.Иоанн Троицкий и его брат,
        оба хорошие певцы. Особенно подружился о.Сергий с о.Иоанном Троицким.
          Постепенно количество священников, заключенных в следственную камеру,
        увеличивалось. Вскоре с о.Сергием поселились 3-й священник "Старого" собора
        о.Димитрий Шашлов и о.Николай Хришонков из с.Липовка 2-го округа, где когда-то
        о.Сергий был благочинным. Потом арестовали, но скоро выпустили, по болезни,
        настоятеля "Старого" собора старика о.Василия Парадоксова.
          О.Александр был в это время на свободе. Он свято выполнял уговор, который они
        заключили с о.Сергием: он служил в соборе один и аккуратно, каждый понедельник,
        отдавал Косте долю отца. Поэтому материальное положение семьи о.Сергия не
        ухудшилось с его арестом.
          Вкоре о.Сергия вызвали в ГПУ. Ночь он провел в подвале тюрьмы. Утром его
        вызвали с вещами из камеры и, без особых объяснений, сказали: "Можете идти
        домой. Вы свободны... Пока..."
      Служение
        Саратовская о., г.Пугачев (бывший г.Николаевск), Воскресенский кафедральный ("Новый") собор 
        священник 
        Год окончания 1930 
        По освобождении о.Сергий связи с тюрьмой не терял. Он устроил
        складчину для о.Иоанна Троицкого, которому дали 10 лет и отправляли на
        Север. У того не было теплых вещей, и Соня отдала о.Иоанну свой
        коротенький женский тулупчик, в котором еще в Острой Луке ходила за
        водой, хотя о.Иоанна Бог ростом не обидел. О.Сергий отдал ему
        единственную хорошую вещь в своем гардеробе — недавно сделанную на
        заказ по случаю шапку-малахай с кожаным верхом.
      Аресты
        Саратовская о., г.Пугачев 
        Год ареста 1930 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 11 
        Обвинение при аресте "антисоветская агитация среди верующих" 
        О.Сергий был арестован Пугачевским ОКР ОГПУ
      Места заключения
        Саратовская о., г.Пугачев, бывший Вознесенский женский монастырь, тюрьма 
        Год начала 1930 
        День начала 17 
        Месяц начала 11 
        О.Сергия лишили передач и поместили в зловещую 13-ю камеру, камеру
        смертников как ее называли. В ту же камеру поместили давнего врага о.Сергия,
        бывшего обновленца о.Порфирия Апексимова. В камере был ледяной холод.
        Признания от о.Сергия добиться не удалось
        Саратовская о., г.Пугачев, тюрьма в подвале здания ГПУ 
        Год начала 1930 
        Через несколько дней о.Сергия и Апексимова перевели в тюрьму ГПУ и снова
        поместили в одну камеру.
          На следующий день Апексимов дал письменное показание, что якобы о.Сергий
        летом 1930г. в Перелюбском районе во время своей поездки по благочинию
        агитировал против колхозов. С.Левенка, где служил Апексимов, было в 50 км.
        на запад от Перелюба, и он никак не мог знать, что было в Перелюбском районе.
        Но на это следователь не обратил внимания.
          Еще Апексимов добавил, что, когда в 1926г. о.Сергий, получив назначение
        в собор, ехал в Пугачев то они встретились на постоялом дворе, и тогда
        якобы о.Сергий тоже говорил, что нужно разлагать колхозы.
        Он подтвердил свою клевету на очной ставке. "Вину" о.Сергия теперь считали доказанной.
        Саратовская о., г.Пугачев, бывший Вознесенский женский монастырь, тюрьма 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 12 
        В начале декабря 1930г., после очной ставки с Апексимовым, о.Сергия снова
        отправили в тюрьму в бывшем Вознесенском женском монастыре.
        В "Новом" соборе к концу 1930г. не оставалось ни одного священника, никто не
        решался служить на этом ответственном и опасном посту.
          Владыка Павел предложил Константину Самуилову принять сан и занять место
        отца. Константин, несмотря на слабое здоровье, уповая на милость Божию, ответил
        согласием.
          4 января 1931г., за два дня до Рождества, Владыка Павел рукоположил
        сына о.Сергия, Константина, во диакона, а на Рождество — во священника.
        Записка, в которой о.Сергий благословил сына на священство, была последней,
        полученной родными от него
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю 
        30/04/1931 
        Приговор 3 года ссылки в г.Кунгур Пермской о. 
        О.Сергию предъявили обвинение в "агитации против колхозов". Будто бы
        он для этого и объезжал свое Перелюбское благочиние.
        Оказалось, после его поездки везде, где он был, проводили проверку, вызывали
        людей, допрашивали, но ничего компрометирующего не нашли.
          Еще его обвинили, что в августе 1930г. он говорил проповедь против колхозов.
        О.Сергий обратил внимание следователя на то, что в августе 1930г. он сидел в
        тюрьме ГПУ и не мог говорить никаких проповедей.
        Но тот, не смущаясь, ответил: "Ну, не ты, так кто-нибудь другой".
        Из источника [Д2] — был выслан в Кунгур, но по дороге в г.Челябинск умер
    Кончина
      1931 
      погиб в заключении 
    Реабилитация
      Дата 17/07/1989 
      Кем реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89г. 
    Публикации ->
      1.Самуилова С.С. Самуилова Н.С. Отцовский крест. [Кн.1.:] Острая Лука (1908–1926). СПб: Сатисъ, 1996.
      2.Самуилова С.С. Самуилова Н.С. Отцовский крест. [Кн.2.:] В городе (1926–1931). СПб: Сатисъ, 1996.
    Документы ->
      1.Списки репрессированных мирян и духовенства Русской Православной Церкви по Саратовской епархии
      2.Архив УФСБ Саратовской обл. Д.22580.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL