Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Самуилов Константин Сергеевич Дела o45.30 => o45.30 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Рукоположение
    Рукоположение
    диакон 
    1931 
    День 4 
    Месяц 1 
    Место Саратовская о., г.Пугачев (бывший Николаевск), Воскресенский ("Новый") кафедральный собор 
    Кто рукоположил епископ Павел (Флеринский) 
    В декабре 1930г. в "Новом" соборе не осталось ни одного священника. Никто
    из немногих оставшихся на свободе городских и сельских священников не
    решался занять ответственный и опасный пост соборного священника.
    В это время в Пугачев приехал о.Петр Ившин, друг о.Николая Авдакова, с
    которым они вместе были на Соловках. Его восприняли как Божий дар собору.
    Владыка Павел хотел поставить его настоятелем собора. Но у о.Петра не
    сохранилось никаких духовных документов. Надо было получить от заключенного
    в тюрьме о.Николая подтверждение того, что о.Петр не уклонялся от
    православия и не был запрещен в служении. Но свидания и передачи в этот момент
    запретили. Епископ Павел решил, что та тяжелая пора, для которой он берег
    Константина Самуилова, настала. В декабре 1930г. в сторожку к Владыке,
    где был и Константин, явились представители церковно-приходского совета.
    В присутствии епископа, с его предварительного одобрения, а вернее,
    по его совету, они предложили Константину Самуилову занять место отца.
    Кроме молодости — Константину Самуилову два месяца назад исполнилось
    22 года — было еще два крупных препятствия для принятия ему сана:
    слабое здоровье и то, что Константин не был женат.
    После перенсенного в детстве рахита у него была узкая, впалая грудь,
    острые плечи, одно повыше другого, чрезвычайная слабость во всем теле.
    При переутомлении в ногах, а то и в руках, у него начинались
    судорожные подергивания, и ему, если он шел, приходилось скорее садиться,
    чтобы не упасть, а если писал, на время прекращать работу. Эти судороги
    пугали больше всего: вдруг они начнутся во время литургиии, когда он будет
    держать чашу со Святыми Дарами?
    По совету Владыки Павла, Константин съездил в Саратов, посоветовался с
    известным профессором. Профессор сказал, что для военной службы он никогда
    не будет годен, что у него очень редкая и неизлечимая болезнь — прогрессирующая
    атрофия мышц.
    "Сейчас Вы сами ко мне пришли, — добавил он, — а через несколько лет Вас
    принесут". Всегда сдержанный Константин не подал вида, как тяжело ему было
    выслушать такой приговор. Рассказывая об этом Софье и Наталье,
    Константин добавил свой комментарий: "Это болезнь, напоминающая Евангельских
    расслабленных". Константин, несмотря на слабость и жестокое предсказание
    профессора последовал совету Владыки — принять сан. Возложили надежду на чудо
    "Божественной благодати, немощная врачующей".
    Второе препятствие было в том, что Константин не хотел жениться, а если бы
    и захотел, негде было бы найти подходящую невесту. Где было взять в то
    страшное время матушек? Кроме того, он говорил: "Лучше мне не брать на себя
    дополнительного бремени и не возлагать его еще и на другого человека".
    Владыка Павел готов был ручаться за его твердость, за то, что он не
    опорочит своего сана, но считал неудобным посвятить его безбрачным без
    согласия митрополита Серафима. Митрополит ответил согласием. Он несколько
    раз видел Константина, который, как секретарь Владыки Павла, сопровождал его
    в Саратов. Еще лучше митрополит знал о.Сергия. Доверяя отцу, он счел
    возможным поверить и сыну. Впрочем, дело окончательно решалось в Синоде. Но
    через некоторое время в "Журнале Московской Патриархии" появилось
    постановление Св.Синода, датированное концом 1930г., которым разрешалось
    посвятить во священника целибатом, т.е. безбрачно, молодого человека, за
    которого ручается Преосвященный

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ