Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Саратовская о., с.Острая Лука Год начала1908 День начала3 Месяц начала10 Год окончания1926
Вырос в семье священника о.Сергия Самуилова. Мать его, Евгения Викторовна,
происходила из священнического рода.
В семье о.Сергия большое внимание уделяли духовному и нравственному
воспитанию детей, а также их интеллектуальному и физическому развитию.
Костя рос слабым физически, болезненным ребенком. Поздно научился ходить.
В раннем детстве он перенес рахит, и с тех пор у
него осталась чрезвычайная слабость во всем теле. Он никогда не мог поднять
ведра воды, а пройти полтора-два километра для него было уже тяжело.
Ввиду того, что Костя отставал от своих сверстников в физическом
развитиии, а также и по склонности, он жил почти исключительно умственными
интересами. Костя рано научился читать, читал много.
С детства Костя прислуживал в алтаре, помогал отцу, присматривался к порядку
службы, знал все подробности богослужения.
В феврале 1920г. мать его Евгения Викторовна умерла.
В 1923г. Константин и его младший брат Миша кончили начальную сельскую школу (с
запозданием, т.к. в голодный 1921г. занятий в школе не было). О.Сергий очень
переживал, что не имеет возможности послать их учиться дальше. Решили, что
учить мальчиков будет сам о.Сергий и старшая сестра Софья.
Физически сильный Михаил в умственном отношении не мог сравниться с Константином.
Высокий уровень общего развития Константина отражался и на его учении, особенно на его
сочинениях. У него рано проявился литературный талант.
В то время шла трудная борьба православия с обновленчеством. Константин внимательно
наблюдал за прооисходящим и уже тогда делал выводы. Много позже, когда он уже
стал священником, он дал такую характеристику обновленчеству: "Христианские
идеалы так высоки, что к ним трудно приблизиться. Обычно христианам ставят в
вину несоответствие из идеалов с жизнью. Все мы знаем, что их нужно сблизить,
но обновленчество не стремится поднимать жизнь до христианского идеала, а,
наоборот, снижает идеалы и приспосабливает их к жизни"
С 1925г. Константин вместе с отцом и сестрой Софьей прорабатывал апологетические
материалы. Они срочно потребовались, т.к. остро встала проблема борьбы с
насаждавшимся властью безбожием.
Осенью 1926г. Константин с братом Михаилом поехали учиться в школу-семилетку в
с.Спасское (с.Приволжье), отстоявшем от Острой Луки на 30 км, а от Пугачева
на 120 км. Саратовская о., г.Пугачев Год начала1926 Месяц начала12 Год окончания1930
В конце 1926г. отца Константина, протоиерея Сергия Самуилова, перевели служить
в Воскресенский ("Новый") кафедральный собор г.Пугачева, и 4/17 декабря 1926г.
он забрал всю семью в Пугачев.
Константин с первых же дней службы о.Сергия в соборе, не пропускал ни одной
спевки, пел в церковном хоре, читал на клиросе, на практике знакомясь с уставом
и с гласовым пением. Констиантин занимался этим с большой готовностью, хотя у него
была слабая грудь, и петь ему было трудно.
В 1927г. Константин окончил в Спасском седьмой класс, а Миша шестой.
В 8 классе увлекся философией. Книги доставал через учителей. Учителя
имели высшее образование, беседовали с Костей, который был способным учеником,
давали ему книги из своих личных библиотек.
Константин был хорошим рассказчиком, подмечал ускользающие от других интересные
или смешные детали и умел так передать их, что его всегда слушали с живейшим
интересом.
На святки 1928г. Константин, посоветовавшись с отцом, сам блестяще выступил в
диспуте на тему: "Был ли Христос?". Он не переписал свою речь из одного
источника, а использовал, по-своему комбинируя, многие материалы. Костя
советовался с отцом, но о.Сергий не подменял собой сына: план, подбор и
разработка материала полностью принадлежали Косте. Костю проводили
аплодисментами, каких еще ни разу никто из выступавших не удостаивался.
Экземпляры речей о.Сергия, Константина и других ораторов на диспутах верующие
передавали из рук в руки, в частности, о.Григорий Смирнов из с.Березовая Лука
успешно пользовался этими материалами.
За диспут о происхождении жизни Константина исключили из школы.