Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Самуилов Константин Сергеевич Дела o45.30 => o45.30 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Места проживания
      Саратовская о., с.Острая Лука 
      Год начала 1908 
      День начала 3 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1926 
      Вырос в семье священника о.Сергия Самуилова. Мать его, Евгения Викторовна,
      происходила из священнического рода.
      В семье о.Сергия большое внимание уделяли духовному и нравственному
      воспитанию детей, а также их интеллектуальному и физическому развитию.
      Костя рос слабым физически, болезненным ребенком. Поздно научился ходить.
      В раннем детстве он перенес рахит, и с тех пор у
      него осталась чрезвычайная слабость во всем теле. Он никогда не мог поднять
      ведра воды, а пройти полтора-два километра для него было уже тяжело.
      Ввиду того, что Костя отставал от своих сверстников в физическом
      развитиии, а также и по склонности, он жил почти исключительно умственными
      интересами. Костя рано научился читать, читал много.
      С детства Костя прислуживал в алтаре, помогал отцу, присматривался к порядку
      службы, знал все подробности богослужения.
      В феврале 1920г. мать его Евгения Викторовна умерла.
      В 1923г. Константин и его младший брат Миша кончили начальную сельскую школу (с
      запозданием, т.к. в голодный 1921г. занятий в школе не было). О.Сергий очень
      переживал, что не имеет возможности послать их учиться дальше. Решили, что
      учить мальчиков будет сам о.Сергий и старшая сестра Софья.
      Физически сильный Михаил в умственном отношении не мог сравниться с Константином.
      Высокий уровень общего развития Константина отражался и на его учении, особенно на его
      сочинениях. У него рано проявился литературный талант.
      В то время шла трудная борьба православия с обновленчеством. Константин внимательно
      наблюдал за прооисходящим и уже тогда делал выводы. Много позже, когда он уже
      стал священником, он дал такую характеристику обновленчеству: "Христианские
      идеалы так высоки, что к ним трудно приблизиться. Обычно христианам ставят в
      вину несоответствие из идеалов с жизнью. Все мы знаем, что их нужно сблизить,
      но обновленчество не стремится поднимать жизнь до христианского идеала, а,
      наоборот, снижает идеалы и приспосабливает их к жизни"

      С 1925г. Константин вместе с отцом и сестрой Софьей прорабатывал апологетические
      материалы. Они срочно потребовались, т.к. остро встала проблема борьбы с
      насаждавшимся властью безбожием.
      Осенью 1926г. Константин с братом Михаилом поехали учиться в школу-семилетку в
      с.Спасское (с.Приволжье), отстоявшем от Острой Луки на 30 км, а от Пугачева —
      на 120 км.
      Саратовская о., г.Пугачев 
      Год начала 1926 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1930 
      В конце 1926г. отца Константина, протоиерея Сергия Самуилова, перевели служить
      в Воскресенский ("Новый") кафедральный собор г.Пугачева, и 4/17 декабря 1926г.
      он забрал всю семью в Пугачев.
      Константин с первых же дней службы о.Сергия в соборе, не пропускал ни одной
      спевки, пел в церковном хоре, читал на клиросе, на практике знакомясь с уставом
      и с гласовым пением. Констиантин занимался этим с большой готовностью, хотя у него
      была слабая грудь, и петь ему было трудно.
      В 1927г. Константин окончил в Спасском седьмой класс, а Миша — шестой.
      В 8 классе увлекся философией. Книги доставал через учителей. Учителя
      имели высшее образование, беседовали с Костей, который был способным учеником,
      давали ему книги из своих личных библиотек.
      Константин был хорошим рассказчиком, подмечал ускользающие от других интересные
      или смешные детали и умел так передать их, что его всегда слушали с живейшим
      интересом.
      На святки 1928г. Константин, посоветовавшись с отцом, сам блестяще выступил в
      диспуте на тему: "Был ли Христос?". Он не переписал свою речь из одного
      источника, а использовал, по-своему комбинируя, многие материалы. Костя
      советовался с отцом, но о.Сергий не подменял собой сына: план, подбор и
      разработка материала полностью принадлежали Косте. Костю проводили
      аплодисментами, каких еще ни разу никто из выступавших не удостаивался.
      Экземпляры речей о.Сергия, Константина и других ораторов на диспутах верующие
      передавали из рук в руки, в частности, о.Григорий Смирнов из с.Березовая Лука
      успешно пользовался этими материалами.
      За диспут о происхождении жизни Константина исключили из школы.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ