Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Тамбовская о., г.Моршанск, Никольская церковь священник Должностьнастоятель, духовник (с 1955г.) и благочинный Моршанского округа (с 1962г.) Год начала1953 День начала1 Месяц начала5 Год окончания1987 День окончания4 Месяц окончания11
Весна 1953г. с ее Пасхальной Радостью о Воскресшем Господе стала для
о.Павла еще и радостью о начале для него новой жизни. Непросто оказалось ему
определить в ней свое место. На душе было тревожно от размышлений о том, как
сложатся отношения с тем миром, в который предстояло возвратиться. Он трудно привыкал к свободе, лагерь довлел над ним своим страшным прошлым.
Годы заключения дали ему возможность лучше понять себя и, размышляя над
прожитым, по-другому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи. Вырванный обстоятельствами из привычного окружения, лишенный
родных, оставивший все, что составляет жизнь обычных людей, испытывая голод,
холод, побои, унижения, он проводил в лагере жизнь мученическую. Удел
избранников Божиих на земле, таких, каким является о.Павел, крест, скорби,
страдания, ведущие к внутреннему преображению. Долгие годы, проведенные в заключении и ссылке, жесточайшие испытания, которые
он перенес, дали возможность о.Павлу в насильственном отдалении от мира и
мирской суеты познать истинные ценности жизни.
Он испытал на деле святые Евангельские истины: не цепляться за жизнь любой
ценой, не искать земных благ, не привязываться ни к чему земному, не заботиться
о завтрашнем дне, смиряясь, терпеть все невзгоды, сокрушаться о своих грехах,
обрести опыт покаяния и не бояться никого, кроме единого Бога. Пережитые годы изменили характер о.Павла, научили его еще больше ценить
ближних. Вернувшись домой, он стал удивительно терпеливым и кротким. Сгладилась
проявлявшаяся иногда раньше былая резкость. В первое время ему, привыкшему
жить за пределами человеческих возможностей, познавшему полную меру всех
слабостей и страстей человеческих, очень трудно было войти в эту забытую
незнакомую жизнь с ее суетой. Но время шло. Медленно возвращались силы и здоровье. Стремясь к молитвенному уединению, о.Павел первое время после возвращения
даже не помышлял о служении в храме, считая, что по грехам своим он, как
говорил своим близким, "недостоин не только
священнического сана, но и Дара Жизни. Вырою себе землянку и всю оставшуюся
жизнь буду молиться и благодарить Бога за то, что оставил меня в живых". И Господь принял его покаяние, и не только простил ему грехи, но и возвратил
возможность священствовать. Первого мая 1953 года указом Преосвященного Иоасафа, епископа
Тамбовского и Мичуринского, о.Павел был назначен штатным священником в
Никольскую церковь города Моршанска, впоследствии став ее настоятелем и
Благочинным Моршанского округа. На путь служения о.Павел возвратился в годы правления Хрущева, в период
так называемой "оттепели". Это время обернулось для Русской Православной Церкви
и верующих новыми яростными гонениями. О.Павел, горя духом, с честью выдержал испытания этого времени, отдавая всего
себя служению Богу и людям. Совершаемые им богослужения надолго запомнились прихожанам своей строгостью,
стройностью и благоговением. Его молитвенное настроение, возгласы за службой
благодатно действовали на молящихся. Особенно любил о.Павел службы Великого
Поста, еженедельные пассии с чтением акафиста Страстям Христовым и пением
ирмосов "Волной морскою". Первую, Крестопоклонную неделю и Страстную седмицу
о.Павел до самых последних дней служил сам. Особое внимание уделял о.Павел проповеди, без которой не обходилось
ни одно богослужение. На 54-м году жизни о.Павел стал заново изучать основы
богословия, взялся за литературу. Все свое свободное время он употреблял на
изучение Священного Писания. О.Павел готовился к проповедям очень тщательно,
стараясь утверждать своих прихожан в благочестии, проповедовал им Слово Божие
благовременно. Несмотря ни на какое внешнее давление,
о.Павел строго следил за тем, чтобы ни одна Божественная Литургия не обходилась
без проповеди. Великим Постом он произносил проповедь и за утренним, и за
вечерним Богослужением и придерживался этого принципа до последних дней своего
служения. Темы его проповедей были самыми разнообразными, но центром их всегда
оставалось Св.Евангелие. Без всякого страха о.Павел смело говорил в проповедях
о том, о чем многие говорить не решались. Прихожане ждали его проповедей, в
которых он призывал их к христианской жизни в тех нелегких обстоятельствах,
которые выпали на долю верующих в атеистическом государстве. Старался помочь
обрести любовь к ближнему, призывал к терпению и смирению, к молитве. Много
времени он уделял вопросам семьи, взаимоотношениям родителей и детей. Он не
утомлял слушателей многословием, и проповеди его были короткими, но очень
глубокими по содержанию и отличались при этом простотой, непосредственностью и
искренностью. Опыт жизни, приобретенный в лагере, дал о.Павлу особенный дар знания
человеческой души. Это был, действительно, "пастырь добрый", всего себя отдавший
служению своим пасомым. Скромность и простота, усердие и страх Божий делали
его доступным для всех, обращавшихся к нему за помощью и советом. О.Павел
обладал искренним смирением перед Богом и людьми. В нем жила любовь к Богу,
неразрывно сочетавшаяся с любовью к ближнему. О.Павел никогда не отказывал тому,
кто приходил к нему за советом или с просьбой совершить требу. Со всеми он был
приветлив, и для каждого у него находилось доброе слово и мудрый совет. Хорошо зная свою паству, о.Павел видел, у кого наиболее сложные в данный
момент вопросы и обстоятельства и старался помочь. При этом он никому не отдавал
предпочтения и не обижал равнодушием. Обращаясь к нему, человек знал, что в этот
момент о.Павел видит и слышит только его скорби или недоумения. Наставляя,
благословляя, исповедуя, он брал на себя печали людские, через него Бог дарил
человеку прощение грехов, облегчение и великую радость сердечную. Для окружающих очевидны были его рассудительность и духовность. Духовных чад
у о.Павла было множество. Он окормлял и монашествующих в миру, и паломников,
которых посылали к нему, никому не отказывая. Главным для себя при этом о.Павел
считал помочь человеку обрести веру, облегчить его страдания и молиться за него. Его гостеприимный дом был всегда открыт для людей. Прихожане уважали и любили
своего священника и нередко заходили к нему побеседовать. Люди тянулись к свету его доброго и умного слова, полного сочувствия и
понимания, полного любви к Богу. Будучи мягким человеком в отношениях с прихожанами, о.Павел был строг и
неуступчив в делах веры и совершения служб. К службам он готовился очень
ответственно, строго следил, чтобы всякое священнодействие и молитвословие
совершались строго по чиноположению с благоговением. Требователен был он и к
молодым священникам, и к диаконам, внушая своим примером уважение к святыне. Щедро одаренный прекрасным голосом и слухом, о.Павел обладал редким даром
молитвенного пения. Ему удалось при Никольском храме организовать великолепный
церковный хор, руководству которым он отдавал все свое свободное время. Нередко
о.Павел сам становился на клирос и пел вместе с хором, доставляя прихожанам
огромную радость своим молитвенно-вдохновенным пением. Жил о.Павел с матушкой Серафимой и дочерью Верой. Другие дети
о.Павла и подрастающие внуки, хотя и жили отдельно, но по-прежнему являлись
одной большой дружной семьей. Встречи с ними были не так часты, как ему
хотелось бы, но в Великие Праздники: Святую Пасху, Рождество, Крещение и во дни
их Ангелов о.Павел всегда служил молебны в семьях дочерей Надежды и Софии.
Любили дети и внуки праздничные, начинавшиеся молитвой, трапезы, и всегда с
радостью и нетерпением ожидали эту редкую возможность пообщаться с отцом
в семейном кругу за чашкой чая.
Иногда выпадали для них поистине счастливые дни и недели, когда все вместе с
детьми и внуками совершали паломничество по святым местам в Троице-Сергиеву
Лавру, Киево-Печерскую Лавру, Почаевскую Лавру, Псково-Печерский монастырь, где
о.Павел служил с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Свободного времени у него было мало. День был заполнен до предела. Кроме
служб, исполнения треб, занятий с церковным хором, о.Павел много времени уделял
чтению Слова Божия, творений и житий Св.Отцов и подготовке к проповедям. Все прихожане, чувствуя заботу о.Павла о своей пастве, проявляли к нему особую
любовь. Нельзя было не любить этого человека. О.Павла любили за его доброе
сердце, простоту, отзывчивость. Но за внешней его простотой, идущей от смиренной и мирной души, стоял огромный,
не видимый миру духовный подвиг, глубокая внутренняя сосредоточенность. Скорбей
и страданий у него в жизни было много, но они не преграждали дороги его служения
Богу. Священство свое он нес как служение Богу, высоко ставя путь священника
совершителя Таинств и пастыря человеческих душ. О.Павел до конца своих дней не мог забыть страшных лет, проведенных в
заключении, но вспоминать вслух об этом не любил. Но, исполняя свой
священнический долг, служа панихиды, о.Павел всегда поминал тысячи погибших
в лагерях, вознося молитвы об их упокоении. Годы, проведенные в заключении, укрепили духовные силы о.Павла, что позволило
ему впоследствии стать истинным пастырем для людей,
ищущих утешения, наставления и руководства. Но, находясь до конца своих дней
среди бушующих страстей этого мира, он вел, по существу, жизнь внутреннюю
уединенную, по сути монашескую, в полном отречении от мира. "Будьте довольны тем, кто что имеет. Вспоминайте, как прожили 19371953 годы",
за этими предельно простыми словами одного из пунктов духовного завещания,
написанного им незадолго до смерти детям и внукам, стоит жизненный опыт
человека, перенесшего тяжелейшие испытания, человека, познавшего Истину,
оставшегося верным Ей и завещавшего Ее своим потомкам. 2 августа 1984г., в день Св.славного пророка Илии, разрешилась от земных уз
верная спутница о.Павла матушка Серафима,
весь жизненный путь которой был связан с великими страданиями и
стремлением к Богу, бывшему целью всей ее мученической жизни. За месяц до
смерти, приняв монашеский постриг с именем преподобного Серафима, она
удостоилась истинно христианской кончины. Тяжело пережил о.Павел потерю матушки Серафимы, бывшей ему крепкой и надежной
опорой на всем протяжении его жизненного пути. С удивительным смирением переносил о.Павел все неприятности и скорби. Все
недуги, скорби и страдания он старался тщательно скрывать, и они оставались для
окружающих невидимыми. До конца своих дней так и не смог он забыть страшных лет, проведенных в
заключении. Лагерная обстановка часто возникала перед ним в воображении
до мельчайших подробностей. Но вспоминать вслух и рассказывать об этом он не
любил. Годы, проведенные в лагере, не могли не отразиться на здоровье о.Павла.
Отмороженные пальцы рук и ног, суставной ревматизм в течении всей жизни
напоминали о прошедших в заключении годах тупой ноющей болью, и до конца
дней холодная вода причиняла боль обмороженным рукам и ногам. В последние годы о.Павел стал сильно уставать, сказывались годы, проведенные в
лагере. Несмотря на недомогание, пока были силы, он
долга своего проповеднического не оставлял и совершал Божественную Литургию. Однако состояние здоровья о.Павла продолжало ухудшаться. Усилившиеся боли в
отмороженных ногах не давали возможности выдерживать долгие службы, и трудно
стало ходить в храм. Последнюю свою литургию о.Павел отслужил 4 ноября 1988г. в Никольской церкви
вместе с архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением на Престольный праздник
в честь Казанской иконы Божией матери. В 1988г. боли в ногах у о.Павла усилились, началась гангрена левой ноги.
Стоять было трудно, но положенного молитвенного правила он не оставлял. До
последних дней все вычитывал дома с помощью младшей дочери Веры, которая после
возвращения родителей из ссылки жила вместе с ними. Болезнь прогрессировала.
Начались сильные боли, но о.Павел, привыкший во всех скорбных обстоятельствах
переносить свои страдания молча, за все благодарил Бога, предавая себя Его
Воле, и находил в этом успокоение и отраду для души