Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Недачин Николай Павлович
    Недачин Николай Павлович 
    Год рождения 1874 
    День рождения 7 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Смоленская губ., Смоленский у., с.Белоручье 
    священник 
    Дед о.Николая, о.Василий Недачин был диаконом в с.Сычевка.
    Отец, протоиерей Павел Васильевич Недачин (1853–1901) служил в с.Белоручье
    близ Смоленска, был благочинным и настоятелем храма во имя Илии Пророка,
    в котором прослужил 43 года.
    Мать, Анна Филиповна, обладала богатым опытом народной медицины и очень многим
    оказывала врачебную помощь.
    Детей в семье Недачиных было семеро: шестеро сыновей и дочь. Николай был младшим сыном
    Все дети получили хорошее образование
    Родство
      брат священника 
      Недачин Нил Павлович 
    Фотографии[1] [2] [3] [4] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1900г.] [1900-1918гг.]
      Образование
        Смоленское духовное училище
        Год поступления 1886 
        Год окончания 1890 
        Смоленское Духовная Семинария
        Год поступления 1890 
        Год окончания 1898 
      Служение
        Смоленская губ., Рославльский у., с.Аселье 
        Должность  преподаватель церковно-приходской школы 
        Год начала 1898 
        Год окончания 1900 
        После окончания Семинарии Николай работал учителем в сельской школе.
        Несколько лет он не мог принять окончательного решения относительно
        выбора дальнейшего жизненного пути. Из шести братьев Николая только один — Нил
        стал священником, продолжая служить на месте отца в с.Белоручье, другие,
        получив высшее образование в Москве, избрали для себя светскую службу.
        Старший брат Николая — Нил — стал священником, продолжая служить на месте
        отца в с.Белоручье, другие братья, получив высшее образование в Москве, избрали
        светскую службу.
        Брат Василий Павлович, окончив Московский университет, был директором известной
        Московской гимназии им. И. и А.Медведниковых, почетным членом Московского
        археологического общества, после революции эмигрировал, стал основателем и
        директором Русской гимназии в Париже.
        Брат Михаил Павлович окончил Смоленскую Духовную Семинарию, затем — медицинский
        факультет Московского университета, работал врачом в Московской Пресненской больнице,
        где умер во время эпидемии тифа в 1918г.
        Брат Александр Павлович работал в Москве в коммерческом банке.
        Брат Павел Павлович окончил филологический факультет Московского университета,
        был преподавателем русского языка, автором учебников по литературе.
        После нескольких лет раздумий Николай Павлович принял решение посвятить
        себя пастырскому служению. 10 февраля 1900г. епархиальным распоряжением
        ему было предоставлено место священника в с.Сосницы. 23 апреля того же года
        состоялось бракосочетание с Еленой Дмитриевной Городской (1880г.р.), выпускницей
        Смоленского епархиального училища.
        Ее отец, Дмитрий Климентович Городский (1840–1890) преподавал в этом
        училище, а также в Рославльском и Смоленском духовных училищах русский и греческий
        язык, русскую историю, географию и арифметику, был учителем музыки и регентом
        Смоленского Успенского собора.
        Дед Елены Дмтриевны по отцовской линии — диакон церкви в селе Покинич Рославльского
        уезда Климентий Городский, прадед — протоиерей той же церкви Стефан Полубинский.
        Дед Елены Городской по материнской линии — протоиерей Михаил Алексеевич
        Грибоедов, большую часть жизни прослуживший в селе Подсосенки Юхновского уезда
      Рукоположение
        диакон 
        1900 
        День 7 
        Месяц 5 
        Место Смоленск, надвратная Одигитриевская церковь 
        Кто рукоположил епископ Смоленский и Дорогобужский Петр (Другов) 
        иерей 
        1900 
        День 14 
        Месяц 5 
        Место Смоленск, Успенский кафедральный собор 
        Кто рукоположил епископ Смоленский и Дорогобужский Петр (Другов) 
      Служение
        Смоленская губ., Гжатский (Юхновский) у., с.Сосницы, церковь свт.Николая 
        иерей 
        Должность  настоятель, учитель в Сосницкой церковно-приходской школе 
        Год начала 1900 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1918 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 11 
        В Сосницкой церкви проходило все дальнейшее служение иерея Николая Недачина.
        Церковь имела два престола: во имя Святителя и Чудотворца Николая (зимний храм)
        и святых мучеников Флора и Лавра (летний храм) и являлась одним из древнейших
        деревянных храмов Смоленской губернии. Она была построена в 1735г. усердием
        прихожан. По официальным данным за 1898г., в приход Сосницкой церкви входили
        27 сел, прихожан насчитывалось 3852 человека.
        Приход был небогатый, но очень дружный. О храме всегда заботились, священнику
        помогали. Людей в храм ходило много. В крестных ходах, устраивавшихся по праздникам,
        особенно в дни памяти свт.Николая и свв.мчч.Флора и Лавра, участвовали почти
        все жители входивших в приход деревень. В храме находилась местночтимая икона
        свт.Николая, ростовая, древнего письма, украшенная серебряной ризой. В богослужении
        участвовал хороший хор с регентом.
        Много времени и сил о.Николай отдавал учительству в Сосницкой церковно-приходской
        школе. В ней обучалось около ста детей, имелось общежитие для тех из них, кому
        зимой и осенью приходилось добираться из отдаленных деревень. Помимо обычных
        предметов, в школе обучали переплетному делу, садоводству и огородничеству.
        Хор, составленный из учащихся школы, принимал участие в богослужении в своем
        храме и был хорошо известен в благочинии: его часто приглашали на праздники
        в соседние приходы.
        Ежегодные епархиальные отчеты отмечали усердие о.Николая в преподавании и его
        заботу о школе, он был удостоен права ношения камилавки.
        Особенно любили прихожане своего священника за то, что, унаследовав от своей
        матери врачебные навыки, он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему
        окрестных жителей (ближайшая больница находилась на расстоянии 30 км).
        Он сам лечил и своих детей.
        В семье о.Николая и матушки Елены родилось трое детей:
        Павел (1903г.р.), Лидия (1905г.р.), Василий (1907г.р.).
        20 марта 1908г. в возрасте 27 лет от внезапной болезни матушка Елена умерла,
        и на о.Николая всецело легли заботы по воспитанию детей.
        Спустя некоторое время после смерти супруги в Сосницы переехала его тетка
        по отцовской линии, 60-летняя Александра Недачина, которая стала помогать
        о.Николаю вести хозяйство и ухаживать за детьми.
        События 1917–1918гг. поставили духовенство перед необходимостью нести свое
        пастырское служение в условиях открытого противодействия и преследований со
        стороны властей
      Награды
        камилавка 
        Год награждения 1916 
      Аресты
        Смоленская губ., Юхновский у., с.Сосницы 
        Год ареста 1918 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 11 
        В ноябре 1918г. по всей Смоленской губернии прокатилась волна
        стихийных крестьянских восстаний.
        В Сосницкой волости властями был назначен митинг по поводу празднования годовщины революции.
        28 октября/10 ноября состоялось собрание граждан волости в количестве 256 человек, которые
        отказались участвовать в этом митинге, "заявив единогласно неудовольствие по поводу
        удаления икон из здания волостного Совета". Иконы были повешены обратно.
        Решено было ходатайствовать перед Юхновским уездным исполкомом об оставлении икон
        на месте, "Потому что, — как говорилось в протоколе собрания, — население волости
        все без исключения исповедуют православную веру и не желает удаления таковых".
        В Гжатском уезде мятеж длился несколько дней
        и был быстро подавлен. Карательная акция была направлена в том числе и против
        духовенства, ложно обвиненного в причастности к организации восстания.
        О приближении к Сосницам карательного отряда латышских стрелков местные жители
        узнали заранее. Многие из них решили уйти в лес и переждать там некоторое время,
        пока отряд не удалится.
        Священника Николая Недачина прихожане тоже уговаривали укрыться вместе с ними,
        но он отказался, сказав, что ему бояться нечего, т.к. он никому ничего плохого
        не делал. После того, как карательный отряд (3-й срелковый латышский полк)
        вошел в Сосницы, рассеяв толпу собравшихся выстрелами на подступах к деревне,
        латышские стрелки направились к священническому дому, обстреляли его, вывели
        священника и укрытых в подполе детей и повели их по направлению к храму.
        Жители деревни пытались просить за них красноармейцев, но безуспешно.
    Кончина
      1918 
      День 18 
      Месяц 11 
      расстрел 
      Место Смоленская губ., Гжатский (Юхновский) у., с.Сосницы 
      Место захоронения Смоленская губ., Гжатский у., с.Сосницы, около Никольской церкви 
      Иерея Николая Недачина расстреляли 5/18 ноября 1918г. около церковной ограды,
      на глазах у детей. Длинные волосы священника запутались в ветвях лиственницы, у
      которой его расстреляли, и тело, несмотря на выстрелы, никак не падало на землю.
      Здесь же убили выходившего в тот момент из храма учителя сельской школы Павла
      Доронина. Затем каратели сожгли церковь.
      Расстрелян был и второй священник Никольского храма о.Михаил Скворцов.
      Диакона о.Василия Рослова, тоже искали, чтобы расстрелять, но не нашли.
      О расстреле имеется сообщение в документе — Постановлении
      Святейшего Патриарха, Священного Синода и ВЦС N 130 от 3–16 мая 1919г.:
          "....СПРАВКА: 5 ноября 1918г. ранним утром в Сосницу прибыл карательный
           отряд латышей. Настоятель церкви священник Николай Недачин был расстрелян
           около святых ворот церковной ограды; с другой стороны ограды ружейными
           прикладами убит учитель-псаломщик Павел Доронин; второй священник
           Михаил Скворцов, предполагавший найти спасение в лесу, был настигнут пулей
           на поле, его старший сын-студент убит около дома; в то время как одни
           занимались расстрелом, другие резали по дворам живность, брали белье,
           снимали наволочки с подушек; в церкви сняли ризы с икон, взяли крест,
           Евангелие, сосуды, плащаницу; село было подожжено...".
              [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.23. Л.28–28об.].
      На следующий день, 6/19 ноября, о.Николая похоронили на том месте, где он был
      расстрелян.
      Несмотря на то, что о.Николай не принимал никакого участия в народных волнениях,
      в местной печати его расстрел, как и расcтрел священника Михаила Скворцова и
      псаломщика и учителя Павла Доронина, был представлен как "наказание за вооруженное
      сопротивление советской власти".
      В местной газете была помещена заметка "Расстрел попов-мятежников",
      в которой говорилось:
         "За выступление против Советской власти расстреляны участники белогвардейского
          мятежа — два попа села Сосницы и учитель того же села Доронин. Церковь, школа
          и поповские хоромы сожжены... "
         "В Сосницкой волости расстреляны все главари бунта. В том числе — три священника,
          с крестом на груди стрелявшие в коммунистов... ".
      Дальнейшие события свидетельствовали о необычайной сплоченности общины Сосницкой церкви:
      В 1918–1919гг. члены "Делегации Высшего Церковного Управления для защиты перед
      правительством имущественных и иных прав Православной Церкви", занимавшейся
      сбором поступавших из епархий сведений о гонениях против Церкви,
      включили имя иерея Николая Недачина в "Список лиц, пострадавших за Веру и
      Церковь в дни гонений на них".
      Спустя некоторое время, 10 декабря 1918г. Сосницкий волисполком принял решение
      выплатить детям священника Николая Недачина компенсацию "за отобранную у них лошадь"
      из средств, собранных прихожанами.
      За детьми продолжала ухаживать тетка о.Николая — Александра Недачина.
      После того, как церковь в селе была сожжена карательным отрядом, прихожане в течение
      двух месяцев поставили на прежнем месте новую деревянную церковь почти таких же
      размеров.
      В Сосницкой церкви продолжалось служение до ее закрытия в 1937г.
      После расстрела священнослужителей во вновь построенной церкви служил
      иеромонах Илия (Картавцев), живший в выкопанной им самим землянке, диаконом
      продолжал служить Василий Рослов (позднее служивший в Сосницах священником),
      псаломщиками были Тимофей Васильев и Павел Жуков. Позднее в храме служили диакон
      Феодор Крюков и псаломщик Алексей Лебедев (1920-е годы), священник Гавриил Клитин
      (1930-е годы). В последующие годы священники о.Гавриил Клитин, о.Феодор Крюков были расстреляны,
      Псаломщик Тимофей Васильев и иеромонах Илия (Картавцев) в 1930-е годы были
      репрессированы. Судьба последнего служившего в Сосницком храме священника о.Василия
      Алексеевича Рослова неизвестна.
      Здание церкви было сожжено немцами во время Второй Мировой войны.
      На месте захоронения иерея Николая в 1999г. установлен Крест
    Публикации ->
      1.Игумен Ианнуарий (Недачин). Жизнеописание священника Николая Недачина// ЖМП. 2003. N 12. С.58–67.
      Статья внука о.Николая, иеромонаха Ианнуария — игумена Соловецкого подворья в Москве
      2.Ианнуарий (Недачин), иеромонах. Жизнеописание священника Николая Павловича Недачина (1874–1918)// Смоленские епархиальные ведомости. 2002. N4. С.24–36.
    Заявители ->
      1.Внучатые племянницы Городская Татьяна Львовна и Городская Мария Львовна
      2. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
          РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.23. Л.28–28об. (Постановление Святейшего Синода и ВЦС N 130 от 3–16 мая 1919г.: О выдаче пособия вдове диакона села Сосниц Смоленской епархии Евдокии Рословой)
    Документы ->
      1.ОР РГБ. Ф.257. К.9. Ед. хр.9. Л.5–8.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL