Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Марк (Бакалдин Дмитрий Александрович) Дела oeb.22 => oeb.22 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Рукоположение
    Рукоположение
    епископ? 
    По сомнительным данным митрополита Мануила (Лемешевского) [1], Марк (Бакалдин)
    хиротонисан в 1920г. во епископа Владивостокского и занимал кафедру до 1922г.
    По М.Губонину [3], Марк (Бакалдин) являлся епископом Владивостокским
    с 1920г., затем — Селенгинским.
    По данным исследователя Зиминой Н.П. [Зв2]:
       
    "Новейшие исследования позволяют полностью исключить версию о нем как о
        правящем епископе Владивостокском в 1920–1922гг.
        Согласно данным:
        [История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки
        иерархов по епископским кафедрам с 862г. 2-е изд., испр. и доп. М.:
        Изд-во ПСТГУ, 2019. С.92–93.],
        до 18 февраля 1920г. Владивостокской епархией управлял архиепископ
        Евсевий (Никольский).
        По окончании Поместного Собора Российской Церкви 1917–1918 гг. в связи
        с Гражданской войной он не смог выехать во Владивосток и оставался в Москве.
        Временно управляющим епархией 15/28 мая 1918г. был назначен викарный
        епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), который не вступил в управление
        в связи с арестом в Москве.
        Решением Епископского совещания Сибирского соборного совещания в г.Томске
        и определением Высшего Временного Церковного Управления Сибири от 9 декабря
        1918г. временно замещающим Владивостокскую кафедру был назначен епископ
        Самарский и Ставропольский Михаил (Богданов), бежавший из Самары на Восток
        ввиду наступления большевиков.
            [Зв2 (Сибирский благовестник. 1919. N 1. С.4–5.)].
        18 февраля 1920г. архиепископ Владивостокский Евсевий был назначен
        митрополитом Крутицким, а Преосвященный Михаил (Богданов) стал правящим
        епископом Владивостокским и Приморским.
        В октябре 1922г., незадолго до вступления в город отрядов красных партизан,
        архиерей покинул Владивосток.
        Рапортом от 5(18?) октября 1922г. он донес Временному Архиерейскому Синоду
        РПЦЗ о своем прибытии в Токио
             [Зв2 (Церковные ведомости. 1923. N 3–4. С.7.)].
        4 декабря 1922г. вместе с архиепископом Японским Сергием (Тихомировым) и
        епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) в Воскресенском соборе Токио
        епископ Михаил совершил хиротонию Павла (Введенского) во епископа
        Никольско-Уссурийского, с назначением его временно управляющим
        Владивостокской епархией.
        Сам епископ Михаил с октября 1923г. проживал в Харбине, где скончался
        22 июля 1925г.
        Епископ Павел (Введенский) управлял Владивостокской кафедрой до лета 1923г.;
        к тому времени он уклонился в раскол, но участия в лжесоборе обновленцев
        (май 1923г.) не принимал.
        По-видимому, по этой причине 20 мая 1923г. ВЦС раскольников назначил
        во Владивосток Василия Смелова, женатого "епископа", управлявшего
        обновленческой кафедрой до октября 1927г.
        Православный же правящий архиерей был вновь назначен на кафедру лишь
        после кончины епископа Михаила (Богданова) — 13 ноября 1925г.
        (епископ Киприан (Комаровский)).
        Таким образом, в период 1920–1922гг. епископа с именем Марк на Владивостокской
        кафедре не было (и лишь в 1929г. кафедру возглавил епископ Марк (Боголюбов)).
        Этот вывод полностью согласуется со сведениями Н.В.Нумерова на 1/14 сентября
        1921г.
           [Зв2 (Косик О.В., Грюнберг П.Н., публ. Письмо Н.В.Нумерова митрополиту
           Антонию (Храповицкому) от 1/14 сентября 1921г.// История иерархии Русской Православной Церкви.
           Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862г. М.: ПСТГУ, 2006. С.871–878.)].
        Следует подчеркнуть, что ни в письме Нумерова, ни в списке архиереев
        из следственного дела за 1937 год митрополита Серафима (Александрова)
        нет никаких данных о факте епископской хиротонии иеромонаха Марка (Бакалдина).
          [Зв2 (Ильяшенко Н.А. Состав иерархии Русской Православной Церкви
          в преддверии Большого террора: Список архиереев из архивно-следственного
          дела митрополита Серафима (Александрова) 1937г. // Вестник ПСТГУ. II: История.
          История Русской Православной Церкви. 2014. Вып.3(58). С.114–146.)]
        В следующих "Пермских епархиальных ведомостях" имя иеромонаха
        Марка не встречается вообще, даже в материалах по делам миссии:
           [Зв2 (ПЕВ. 1918. N 4–7,9,15–17.)] (N 11–14 в доступе нет) и
           [Зв2 (ПЕВ. 1919. N 1,2,3–4.)] (далее не выходили).
        Нельзя исключить, что иеромонах Марк, по состоянию здоровья уволенный
        от преподавания в Пермской Духовной Семинарии, скончался в период конца
        марта — начала мая 1918г.
        Это можно уточнить по Пермским Епархиальным Ведомостям:
           [Зв2 (ПЕВ.1918. N 11–12,13–14.)].
        Если там сведений о кончине нет (они публиковали имена усопших), то
        предположение о смерти не верно.
        В трех номерах 1919г. (последний за 2-ю половину апреля — 1-ю половину мая)
        его имя среди погибших и скончавшихся не упоминалось.
        По-видимому, Пастырские миссионерские курсы потеряли свою актуальность
        и были в 1918г. закрыты"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ