Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Карманов Матвей Иванович Дела o41.10 => o41.10 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Рукоположение
      священник 
      1891 
      День 5 
      Месяц 5 
      Кто рукоположил Преосвященный Авраамий (Летницкий), епископ Саратовский 
      3 мая 1891г. диакон Матвей подал прошение епископу Саратовскому и Царицынскому
      Авраамию (Летницкому) с просьбой о рукоположении в священника:
           "Вот уже около полутора лет я в сане диакона веду святое дело миссии,
            к чему и до сего времени имею душевное благорасположение. А так как
            святое дело миссии — дело Апостольское, то... оно более приличествует
            священнику, чем диакону или мирянину, так как в глазах слушателей —
            православных и раскольников — слово священника-миссионера более действенно
            и влиятельно; а иногда слушатели обращаются к миссионеру за духовными
            пастырскими советами, что тоже более приличествует и располагает к сану
            священства. А потому всепокорнейше прошу Вас, Преосвященнейший Владыко,-
            благоволите рукоположить меня во священника... ".
      Тем числом помечена резолюция: "Преосвященным Авраамием, епископом Саратовским,
      по его личному усмотрению" Матфей Карманов рукоположен во иерея с причислением к
      Александро-Невскому кафедральному собору
    Служение
      Саратов, Александро-Невский кафедральный собор 
      иерей 
      Должность епархиальный священник-миссионер 
      Год начала 1891 
      День начала 5 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1896 
      День окончания 25 
      Месяц окончания 2 
      Саратовская губ., Хвалынский у., с.Сосновая Маза, Покровская церковь 
      иерей 
      Должность епархиальный священник-миссионер, законоучитель 
      Год начала 1896 
      День начала 25 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1898 
      День окончания 28 
      Месяц окончания 7 
      Вел противораскольнические беседы. В селе Сосновая Маза (и позже в Хвалынске)
      о.Матфей вел противораскольнические беседы с приезжими из-за Волги сектантами.
      В 1896–1898гг. о.Матфей состоял законоучителем в земской школе
      Саратовская губ., г.Хвалынск, Крестовоздвиженская церковь 
      иерей 
      Должность епархиальный священник-миссионер, законоучитель 
      Год начала 1898 
      День начала 28 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1904 
      День окончания 28 
      Месяц окончания 2 
      Вел противораскольнические беседы.
      С 1898г. по март 1904г. состоял законоучителем в третьем женском начальном училище,
      в Крестовоздвиженской церковноприходской школе г.Хвалынска и церковноприходской
      школе д.Подлесной Хвалынского уезда. В этих церковных школах трудился бесплатно.
      В Подлесническую школу ездил, нанимая подводы на свои средства.
      Вначале школы, где преподавал о.Матфей, числились школами грамоты, а когда
      благодаря трудам о.Матфея количество учащихся значительно возросло, тогда
      по усмотрению Саратовского епархиального училищного совета они были переименованы
      в церковноприходские.
      По благословению хвалынского тюремного комитета и по благословению епископа
      Саратовского и Вольского Иоанна (Кратирова) о.Матфей два с половиной года вел
      в Хвалынске религиозно-нравственные беседы с арестантами.
      В 1901г. епископ Иоанн (Кратиров) командировал священника-миссионера о.Матфея
      Карманова в раскольнический черемшанский скит австрийского толка для собеседования
      с раскольниками. После посещения черемшан он подал рапорт на имя епископа Иоанна:
           "...Ездить туда со святым делом Миссии бесполезно... Черемшанские же обитатели
            только и ведут задушевную дружбу, как и всегда все раскольники, с исполняющими
            их желания и приемлющими их жертвы. Но несмотря на это, от черемшанских же
            лжемонахов мне известно все, что делается в черемшанских скитах... Они,
            большинство, без всякой веры. Они живут в черемшанских скитах для удовольствия
            и по другим причинам, как-то проторговавшиеся торговцы-купцы и им подобные.
            ...Современные раздоры между черемшанских обитателей открылись и идут из-за
            наживы...
            Ввиду такой деятельности раскола в Хвалынске, да и в его уезде, необходимо
            увеличить деятельность церковноприходских школ — увеличить в них преподавание
            Закона Божия и церковнославянской грамоты с церковным пением, чего простой
            народ, еще глубоко любящий церковность, весьма желает"
      Саратов, Спасо-Преображенская единоверческая церковь 
      иерей 
      Должность епархиальный священник-миссионер, законоучитель, благочинный единоверческих церквей Саратовской епархии и зав. канцелярией единоверческих дел при епископе (с 1911г.) 
      Год начала 1904 
      День начала 28 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1913 
      День окончания 26 
      Месяц окончания 7 
      28 февраля 1904г. о.Матфей резолюцией Преосвященнейшего Гермогена (Долганева),
      епископа Саратовского и Царицынского, по его личному усмотрению, перемещен к
      Спасо-Преображенской единоверческой церкви Саратова для лучшей постановки
      "богослужебного и духопросветительного дела в указанном приходе".
      В 1904–1906гг. был законоучителем в элементарной школе г-жи Косолаповой
      в г.Саратове.
      Состоял законоучителем в Поздеевском приюте (школе) Саратова, а с 12 апреля 1907г.
      о.Матфей стал и заведующим этого приюта. Трудился в приюте бесплатно.
      По распоряжению епархиального начальства и по просьбе священников о.Матфей
      выезжал в разные села и города епархии — вести беседы "с выдающимися раскольническими
      начетчиками".
      Следует заметить, что его миссионерская и просветительская деятельность не оплачивалась.
      12 октября 1905г. о.Матфей был назначен сверхштатным членом миссионерского Братства
      Святого Креста.
      В 1905–1912гг. во все воскресные и праздничные дни он вел днем противосектантские,
      а вечером — религиозно-патриотические беседы.
      В 1905–1906гг. при содействии и пожертвованиях церковного старосты Ф.А.Валова
      и саратовского купца, а также председателя церковного попечительства
      Т.Д.Тименкова в приходе были изысканы средства на полное обновление — ремонт
      всего Спасо-Преображенского единоверческого храма, со всею его утварью.
      Как пишет о.Матфей:
          "Не только святой храм и ограду, а и самый приход я принял в развалинах,
           в расстроенном состоянии... В девять лет моего, при помощи Божией,
           служения, слава Богу, приход успокоен, в приходе моем тишина, мир и любовь;
           святой храм и ограда в достойном их святости благолепии".
      8 января 1911г. о.Матфей стал благочинным единоверческих церквей Саратовской
      епархии (кроме Саратова) и заведующим канцелярией единоверческих дел
      при Саратовском епископе.
      А с 11 декабря 1911г. в его ведении стали находиться и единоверческие храмы
      Саратова.
      Преосвященнейший Гермоген (Долганев) горячо поддерживал патриотические движения.
      30 мая 1907г., по инициативе Преосвященнейшего Гермогена (Долганева) была
      создана саратовская правомонархическая организация
      "Православный Всероссийский братский Союз Русского народа".
      Почетным его председателем стал епископ Гермоген, а протоиерей Матфей
      стал председателем Главного губернского совета этой организации.
      К декабрю 1907г. насчитывалось до 7025 членов Союза, число его отделений
      по Саратовской губернии к весне 1910г. доходило до 47.
      Своей целью Союз определял "религиозно-нравственное просвещение русского народа,
      развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских
      людей всех сословий.
      Устав исходил из позиции превращения Церкви в лидера "народного ополчения
      в борьбе за веру".
      В 1907–1911 годах владыка Гермоген и его ближайшие сотрудники по Союзу, в том числе
      о.Матфей, провели несколько крупных публичных выступлений против современных
      им писателей, театральных деятелей и явлений общественной жизни, причем
      наиболее резкой критике было подвергнуто творчество Л.Н.Толстого.
      Союз был закрыт 6 апреля 1913г. решением саратовского губернского
      по делам об обществах присутствия после того, как его почетный
      председатель епископ Гермоген был уволен от должности епархиального
      архиерея и выслан в Жировицкий монастырь.
      В связи с внезапным отстранением от Саратовской кафедры епископа
      Гермогена и назначением на нее в 1912г. епископа Алексия (Дородницына)
      в судьбе многих пастырей, в том числе о.Матфея, произошли перемены.
      Согласно прошению прихожан, недовольных деятельностью о.Матфея как
      единоверческого священника, он 1 мая 1913г. перестал быть единоверческим
      благочинным и удалился от должности священника единоверческой церкви.
      О.Матфей писал по этому поводу архиерею:
           "Я же ничего не предпринимаю со своей стороны, переношу все с
           терпением и молитвою за обидчиков. Для успокоения себя, читаю
           жития св.угодников Божиих и усердно прошу святых Божиих молитвами
           своими утвердить меня в спасительном терпении"
      Саратов, Ново-Никольская церковь 
      иерей 
      Должность законоучитель 
      Год начала 1913 
      День начала 26 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1914 
      26 июля 1913г. резолюцией епископа Алексия (Дородницына) о.Матфей Карманов
      был перемещен на священническое место к Ново-Никольской церкви Саратова и
      6 сентября 1913г. утвержден законоучителем церковноприходской школы при
      храме.
      Содержания от казны о.Матфей не получал, он пользовался только братским
      кружечным доходом.
      По данным на 1913г., у о.Матфея с супругой Анной Ивановной было четверо детей:
      Георгий (род.18.08.1891г.), окончивший курс Саратовской Духовной Семинарии и
      ставший впоследствии священником, Александр (род.23.02.1894г.), учившийся
      в семинарии, Зинаида (род.11.10.1897г.), ученица Саратовской Министерской
      гимназии г-жи Куфельд, Елизавета (род.05.09.1902г.), также обучавшаяся в гимназии.
      В семье жила также теща о.Матфея — Параскева Ивановна Слепышева.
      В 1914г. о.Матфей был переведен в Хвалынск
      Саратовская о., г.Хвалынск 
      священник 
      Год начала 1914 
      Год окончания 1922 
      Семья о.Матфея поселилась на улице, которая позже стала носить имя художника
      Петрова-Водкина, в доме N 36.
      В годы Гражданской войны отец Матфей укрывал и белых, и красных
      Как служитель культа, Матфей Карманов оказался в категории лишенцев:
      был лишен избирательных прав, продуктовых карточек, обложен повышенным налогом
      Саратовская о., г.Хвалынск 
      священник обн. 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1922 
      По воспоминаниям С.Самуиловой в смутное время 1922г., когда инспирированное
      большевиками ВЦУ лживо заявляло о передачи ему церковной власти Патриархом Тихоном,
      о.Матфей примкнул было к "Живой Церкви", но быстро покаялся и исправил свою ошибку
      Саратовская о., г.Хвалынск 
      священник 
      Год начала 1922 
    Аресты
      Саратовская губ., г.Хвалынск 
      В этот период он неоднократно подвергался арестам, но его освобождали
      благодаря заступничеству одного советского начальника, которого он спас
      во время Гражданской войны.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ