Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Иосиф (Подкапаев Иван Иванович)
    Иосиф (Подкапаев Иван Иванович) 
    Фамилия Подкапаев 
    Год рождения 1875 
    Место рождения Курская губ., г.Старый Оскол 
    монах 
    Родился в мещанской семье. Отец его, Иван Дмитриевич, был столяром-кустарем,
    мать — Александра Игнатьевна — домохозяйкой. Был крещен в соборной церкви
    Старого Оскола 2 апреля 1875г. Двенадцатилетним мальчиком выехал из Старого
    Оскола в Коренную пустынь
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Рукоположение
        монах 
        Иосиф 
      Служение
        Курская губ., Курский у., Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь 
        монах 
        Должность послушник 
        Год начала 1887 
        Год окончания 1889 
        Киев, Киево-Печерская Свято-Успенская лавра 
        монах 
        Год начала 1890 
        Год окончания 1900 
        В течение 18 лет служил послушником при монастыре в Киеве
        Заграничная Духовная Православная Миссия 
        монах 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1914 
        В 1900г. в числе 70 священников, диаконов, псаломщиков, послушников был
        откомандирован в заграничные духовные миссии.
        За 14 лет объехал почти все страны мира: побывал в Германии, Италии, Америке,
        Франции, Англии, Японии, Китае и других государствах. В 1914г. вернулся в Россию
        Впоследствии в Старом Осколе о нем говорили:
            
        "Странник, побывавший в свое время во многих святых местах, и даже совершивший
             кругосветное путешествие"
      Места проживания
        Курская (Белгородская) о., г.Старый Оскол, кладбище 
        Год окончания 1938 
        Был прописан в доме жительницы села Песчанка Рощупкиной, но фактически жил
        в Старом Осколе в склепе на Старооскольском кладбище.
        Такой образ жизни он вел около двух лет. Дважды перезимовал в склепе. Довольствовался
        подаяниями.
        Он приобрел некоторую известность в округе. С ним часто приходили побеседовать
        разные люди. Приезжали и колхозники из дальних деревень.
        Летом 1938г. по распоряжению властей склеп на кладбище был завален и разрушен,
        и Иосиф Подкапаев поселился в доме жителя Ламской слободы Василия
        Архиповича Барбашина, у которого в свое время нашел пристанище епископ
        Онуфрий (Гагалюк), прибывший в Старый Оскол в декабре 1929г. (весной 1930г.
        епископ переселился поближе к центру города)
        Курская (Белгородская) о., г.Старый Оскол, Ламская слобода, дом Барбашина 
        Год начала 1938 
        Год окончания 1938 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 11 
      Аресты
        Курская (Белгородская) о., г.Старый Оскол 
        Год ареста 1938 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 11 
        Из анкеты при аресте: "Одинокий, родственников нет"
      Осуждения
        Выездная сессия Курского областного суда 
        14/05/1939 
        Обвинение "а/с агитация, проповедь о кончине мира, соввласть называл властью Антихриста, член церковно-монархической к/р организации, вождя народа приравнивал к врагам народа Троцкому и Керенскому" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
        Иосиф Подкапаев подвергался нескольким допросам.
        Первый допрос состоялся 8 ноября 1938г. Он обвинялся в частности, в том, что
        вел бродячий образ жизни, жил на милостыню. Подпись под протоколом сделана
        дрожащей рукой, что может свидетельствовать или о болезненном состоянии
        арестованного, а, возможно, и о том, что допрос сопровождался избиением.
        На втором допросе 21 января 1939г. ему было предъявлено обвинение в участии в
        антисоветской организации. Иосиф Подкапаев заявил, что о существовании
        подобной организации ничего не знает и отрицал свою принадлежность к ней.
        Однако признался:
             "В разное время среди верующих я говорил о тяжелой жизни при Советской
              власти, о том, что наступило время гонения на Церковь и православное
              духовенство. В указанных разговорах я призывал верующих сплотиться
              вокруг Церкви".

        Кроме того, он признал обвинение в том, что, живя в склепе, уклонился от
        участия во Всесоюзной переписи населения и не участвовал в голосовании при
        выборе депутатов в Верховный Совет СССР.
        Обвинения в том, что "на квартире С. высказывал свои предположения о скорой
        войне Советского Союза с Японией, Германией и Италией", он не признал.
        На последнем допросе 14 марта 1939г. он сообщил о том, что долгое время
        служил в монастыре и находился за границей в духовных миссиях.
        Заявил, что "виновным в обвинении по ст.58–10 себя не считаю".
        Василий Андреевич Барбашин, у которого проживал Иосиф Подкапаев,
        дал такие показания, что Иосиф Подкапаев сказал: "Свидетель Барбашин говорит
        правильно. Его показания я полностью подтверждаю". Барбашин сказал:
             "Подкапаев очень религиозный человек и очень хорошо знает Священное Писание.
              Я, будучи также религиозным человеком, часто с Подкапаевым по вечерам
              вел беседы на религиозные темы: о том, что по Писанию Божию все сбывается,
              церкви закрываются, скоро наступит конец миру и придет на землю Антихрист".

        Из показаний "свидетеля" (обновленческого священника, снявшего с себя сан):
             "Очень религиозный фанатик. Резко враждебен к Советской власти.
              Подкапаев говорил:
                  "Скоро обязательно будет переворот... Все недовольны этой властью...
                   Эта Антихристова власть скоро провалится...
                   Сейчас крепостное право — принудиловка. Людей мучают, да голодными оставляют.
                   При Советской власти пишут одно, а делают другое. Возьмите смертную
                   казнь. По закону ее отменили, а на деле она есть. Ищут, роются, находят
                   каких-то троцкистов, бухаринцев, кричат: "Вот вам враги! Что с ними делать?
                   Народ кричит: "Раз враги — нужно расстрелять!" И выходит, что будто сам
                   народ вводит смертную казнь. Вы не думайте, что бухаринцев и троцкистов
                   расстреливают. Нет. Расстреливают тех, кто кричит "расстрелять", то есть
                   тех же крестьян..."...
              Он свою антисоветскую агитацию строит по характеру содержания "Протоколов
              сионских мудрецов", предсказывая о пришествии Антихриста на землю и о кончине мира.
              Я его предупреждал, что "тебя заберут и посадят". Но он всегда заявлял:
                  "Я этого не боюсь, пусть меня сажают. Мне еще лучше будет. Там дадут мне
                   квартиру и кусок хлеба".

        По поводу показаний бывшего священника-обновленца Иосиф Подкапаев сказал:
                  "Все показания свидетеля я отрицаю, кроме того, что я в личной беседе
                   говорил, что когда поехал за границу Троцкий, то ему почему-то разрешили
                   вывезти с собой два вагона ценностей...".

        Виновным себя не признал.
        23 июня 1939г. Иосиф Подкапаев написал кассационную жалобу в Судебную Коллегию
        по уголовным делам ВС РСФСР. Жалоба осталась без удовлетворения
      Места заключения
        Курская (Белгородская) о., г.Старый Оскол, тюрьма 
        Год начала 1938 
        Месяц начала 11 
        Находился в заключении в Старооскольской тюрьме.
        Дальнейшая судьба неизвестна
    Реабилитация
      Дата 05/01/1994 
      По году репрессий 1938 
    Заявители ->
      1. священник Владимир Русин

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL