Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Иоасаф (Марченко Иосиф Лазаревич)
    Иоасаф (Марченко Иосиф Лазаревич) 
    Фамилия Марченко 
    Год рождения 1876 
    Место рождения Полтавская губ., Пирятинский у. (Украина, Черниговская о., Варвинский р.), с.Антоновка 
    иеромонах 
    "Украинец, из крестьян-казаков, беспартийный, образование низшее".
    Семья его родителей состояла из семи человек. До 1901г. занимался землепашеством,
    поддерживал совместно с родителями хозяйство. Получил домашнее образование.
    Оставил родительский дом в 25 лет и ушел в Киев, чтобы поступить в монастырь
    (может быть, в Киево-Печерскую Лавру)
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1921г.] [1921-1938гг.]
      Рукоположение
        монах 
        Иоасаф 
        Место Киев 
        Пострижен в монашество с именем Иоасаф
      Служение
        Киев, мужской монастырь 
        монах 
        Москва, Новоспасский монастырь 
        иеродиакон 
        Год начала 1910 
        Год окончания 1918 
        По данным на 1910г. служил иеродиаконом в Москве в Новоспасском монастыре
      Места проживания
        Полтавская губ., Пирятинский у. (Украина, Черниговская о., Варвинский р.), с.Антоновка 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1921 
        В 1918г. из-за голода в Москве, вернулся к родителям на Украину.
        В 1921г. (возможно, в 1923г.) вновь отправился в Киев
      Служение
        Киев, Свято-Троицкий Ионин мужской монастырь 
        иеродиакон, иеромонах 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1933 
        В 1921–1933гг. находился в Киевском Свято-Троицком мужском монастыре.
        Был лишен избирательных прав как священнослужитель.
        В 1933г. выехал в Калужскую епархию
        Калужская (Московская в 1930-х гг.) о., Боровский р., с.Тимашово, церковь Рождества Пресвятой Богородицы 
        иеромонах 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1933 
        Был направлен для служения в с.Тимашево
        Калужская (Московская в 1930-х гг.) о., Боровский р., с.Высокое, Пркровская церковь 
        иеромонах 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1938 
        В это время уже многие священники были отправлены в лагеря, ссылки или
        расстреляны, поэтому о.Иоанн окормлял одновременно приходы церкви Покрова
        Пресвятой Богородицы с.Высокое и церкви вмч.Варвары в с.Совьяки того же района.
        Из с.Совьяки в с.Высокое о.Иоасаф добирался пешком.
        Кроме того, он продолжал окормлять приход церкви Рождества Пресвятой Богородицы
        в с.Тимашево, которое находилось еще дальше от Совьяков.
        О.Иоасаф также ходил туда пешком
        Калужская (Московская в 1930-х гг.) о., Боровский р., с.Совьяки, церковь св.вмч.Варвары 
        иеромонах 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1938 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 3 
        Поселился в с.Совьяки в 5-ти километрах от Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.
        Жил сначала в маленьком домике на кладбище, пока власти его не отобрали.
        Затем перебрался жить в здание церкви св.вмч.Варвары, на второй этаж над
        притвором.
        Жил очень скромно: не оставил после себя никакого имущества
      Аресты
        Московская о., Боровский р., с.Совьяки 
        Год ареста 1938 
        День ареста 7 
        Месяц ареста 3 
        Когда пришли его арестовывать, конфисковать было нечего
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 
        07/06/1938 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, контрреволюционная деятельность" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Архив УФСБ по Калужской обл. Д.П-14744.
        Из характеристики на о.Иоасафа, составленной председателем сельсовета и
        показаний "свидетелей":
           
        "Враждебно настроен к советской власти и руководителям партии ВКП(б)".
           "Ведет агитацию за Евангельские Писания".
           "Запугивал пионеров — детей колхозников, предлагая им снять и сжечь
            красные галстуки".
           "Ведет агитацию за развал колхоза, говорил колхозникам:
              "Зачем вы работаете в колхозе, это дьявольская сила, от которой
               нам надо избавляться".
            Среди колхозников во время рабочей поры высказывался за празднование всех
            церковных праздников, а поэтому в колхозе шло брожение, среди колхозников
            падала трудовая дисциплина".
           "Группировал вокруг себя отсталую часть деревни, с которыми проводил
            антисоветскую агитацию, направленную на срыв проводимых политкомпаний.
            Не пришел голосовать на выборы и говорил:
               "В Советы выбирают антихристов, а за антихристов я голосовать не желаю,
                и я, как ставленник Божий, должен бороться против антихристов"".
        Виновным в антисоветской и контрреволюционной деятельности и агитации о.Иоанн
        себя не признал.
        Во время следствия о.Иоасаф от веры и Церкви не отрекался и твердо свидетельствовал
        о своей вере в Бога. Из протокола допроса:

           "— По имеющимся у нас материалам Вы, Марченко, достаточно уличены в Вашей
              контрреволюционной деятельности, которую Вы проводили на селе Совьяки
              среди колхозников...

            — Я, Марченко, контрреволюционной деятельностью не занимался и не занимаюсь.
              На советскую власть я смотрю, как на наказание Господа Бога, который
              должен наказать за наши грехи, а поэтому и послал нам такую власть,
              голосовать я не стал и не буду, потому что я знаю, у власти сидят лица
              не верующие в Бога.

            — Скажите гр-н Марченко, в чем Вы не согласны с политикой советской власти,
              с партией ВКП(б), советским правительством?

            — Я... не согласен с политикой советской власти и не могу согласиться
              потому, что я, как ранее, так и теперь, верую в Писание Божие,
              а руководители советской власти в Бога не веруют, а поэтому я не могу
              быть предан советской власти, хотя бы для меня являлось бы это необходимым
              Я... верую в Бога, и я как служитель культа обязан внушать Писание Бога
              населению... Народ в большинстве случаев перестал верить в Бога,
              но я лично верил и буду верить в Бога".

        Следствие установило, что "свидетельскими показаниями антисоветская
        деятельность Марченко И.Л. доказана полностью". Из обвинения:
            "Будучи крайне враждебно настроенным к политике партии и советской власти,
             среди окружающих его лиц занимался антисоветской контрреволюционной
             деятельностью, распространял гнусную контрреволюционную клевету по отношению
             к СССР, группировал вокруг себя отсталую часть деревни, с которыми
             проводил антисоветскую агитацию".

        Дело представили на рассмотрение "тройки" при НКВД по МО, которая 7 июня 1938г.
        приговорила его к расстрелу
    Кончина
      1938 
      День 4 
      Месяц 7 
      расстрел 
      Место Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
      Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
    Реабилитация
      Дата 10/05/1989 
      По году репрессий 1938 
    Публикации ->
      1.Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. С.219.
      2.Бутовский полигон. 1937–1938гг. Книга памяти жертв политических репрессий. Выпуск 5. М.:"Альзо", 2001. С.154.
      4.Из бездны небытия: книга памяти репрессированных калужан. Т. 1–4. Калуга. 1993–2003.
      5.Шевелева И.С. Русь святая, храни веру православную! Цветы Российского луга духовного// Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. 2005. 27 июня-3 июля. N27. С.2–3.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL