Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
епископ 1903 День2 Месяц2 МестоВолынская губ., г.Житомир, Преображенский кафедральный собор Кто рукоположилепископ Волынский Антоний (Храповицкий)
2 февраля 1903г. хиротонисан во епископа Кременецкого.
Назначен вторым викарием Волынской епархии.
Хиротонию, состоявшуюся в Житомирском Преображенском кафедральном соборе,
возглавил епископ Волынский Антоний (Храповицкий), сказавший епископу Димитрию
при вручении епископского жезла: "Два дарования преимуществуют в тебе: попечение о благолепии храма Божия и близость к простому народу"
Волынская епархия епископ Должностьепископ Кременецкий, 2-й викарий Волынской епархии Год начала1903 День начала2 Месяц начала2 Год окончания1904 День окончания1 Месяц окончания5
Епископ Димитрий неоднократно посещал родную Новгородскую епархию.
Так, 8 сентября 1903г. он служил в Мошенском погосте, где служил его отец.
Тогда на богослужение собралось около 5 тысяч человек Херсонская епархия епископ Должностьепископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии Год начала1904 День начала1 Месяц начала5 Год окончания1907 День окончания25 Месяц окончания1
С 1 мая 1904г. епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии.
Резко выступал против революции 19051907гг. Принимал активное участие в деятельности
монархических организаций.
Возражал против безответственного применения некоторыми крайне правыми публицистами
ссылок на Священное Писание, призывая пользоваться Библией благоговейно и осторожно.
Во время дискуссий о путях развития взаимоотношений Церкви и государства в России
епископ Димитрий высказался за проведение реформы в Церкви "сверху и снизу": "Сверху нужно освободить нашу иерархию от подчинения чиновникам, созвать собор архипастырей в Москве, который должен избрать Патриарха и приступить к необходимым исправлениям недостатков в нашей церковной жизни. Снизу нужно немедленно приступить к организации церковных приходов на древних и канонических и общинных началах". [Письмо православного епископа// Рус. дело. 1905. N 9. С.1011.] Сухумская епархия епископ Должностьепископ Сухумский Год начала1907 День начала25 Месяц начала1
С 25.01.1907г. епископ Сухумский.
Вопреки требованиям грузинского духовенства настаивал на употреблении во время
богослужений церковнославянского языка [Православная Энциклопедия. Т.13. С.341].
Тем не менее епископ Димитрий сохранил заведенное его предшественником на кафедре
епископом Серафимом (Чичаговым) богослужение на грузинском языке в Крестовой церкви Рязанская и Зарайская епархия епископ Год начала1911 День начала25 Месяц начала7
С 25.07.1911г. епископ Рязанский и Зарайский.
Одновременно служил настоятелем Рязанского Троицкого мужского монастыря.
В августе 1907г. его отец, выйдя за штат, последний раз виделся с сыном-епископом
По почину епископа Димитрия в Рязани была проведена реставрация зимнего
Рождественского собора (освящен 23.12.1912г.). На ремонт собора епископ внес
крупное пожертвование.
С 1913г. он еженедельно совершал в Рождественском соборе акафисты и вел цикл
духовных бесед по вопросам современности.
Стоял во главе возникшего в Рязани кружка ревнителей Православия.
В 1913г. епископ Димитрий много сделал для достойного празднования
300-летия Дома Романовых.
С началом Первой мировой войны в 1914г. он приложил труды к созданию госпиталей
и лазаретов для раненых воинов. В рязанских монастырях организовал епархиальный
лазарет, в котором содержал на личные средства две койки.
Епископ Димитрий был глубоким знатоком церковной истории и археологии, автор многочисленных
публикаций на историко-археологические темы.
В августе 1911г. он принимал участие во Всероссийском археологическом съезде
в Новгороде.
В мае 1912г. был избран почетным членом Императорского археологического общества
и Новгородского церковно-исторического общества.
В 1914г., после проведенной под руководством епископа Димитрия большой подготовительной
работы, в Рязани был открыт музей Епархиальное древлехранилище. Там находилась
большая коллекция православных реликвий. Главным хранителем епископ Димитрий
утвердил своего единомышленника и сподвижника в изучении церковных древностей
рязанского историка и краеведа С.Д.Яхонтова.
В сане епископа он неоднократно посещал родную Новгородскую епархию, в частности,
Мошенский приход Боровичского уезда, где в 18771907гг. служил его отец.
По прошению епископа Димитрия от 27 января 1915г. Императорская археологическая
комиссия разрешила расширить каменный храм с.Мошенского.
В январе 1917г. приезжал в Новгород для участия в архиерейской хиротонии архимандрита
Варсонофия (Лебедева). Отмечался церковными наградами.
По словам знавших епископ Димитрия: "Он был монах по жизни, простой, чисто русский человек, пламенный проповедник, но вспыльчивый и непримиримый к нарушителям церковного устава и благолепия. Он был бескорыстен и нечеловекоугодлив, для него все были равны. Прямой и откровенный до жестокости он правду высказывал без обиняков и в глаза каждому, не взирая на его общественное положение" [ГА Рязанской обл. Ф.Р-2708. Оп.1. Д.18. Л.24.].
Епископ Димитрий активно боролся с распущенностью части духовенства и злоупотреблениями
на местах.
Пользовался авторитетом среди простых верующих.
Будучи убежденным монархистом, раздражал либеральные круги рязанской общественности,
а также некоторых представителей местного духовенства, недовольных требовательным
и строгим архиереем.
На Рязанской кафедре он продолжал активно заниматься общественно-политической
деятельностью.
В 1912г. возглавил Губернский отдел Союза русских людей.
Поддерживал правых кандидатов во время избирательной кампании в IV Государственную
Думу.
В ноябре 1915г. принимал участие в Совещании монархистов в Петрограде, выступал
в прениях по вопросу о борьбе с Прогрессивным блоком в Думе. Был избран членом
совета совещания и совета монархических съездов. В завершение Совещания отслужил
благодарственный молебен и произнес заключительную речь об обязанности духовенства
воздействовать на воззрения паствы.
После Февральской революции 1917г. не стал давать оценку политическим событиям
в стране.
Избранное на Епархиальном съезде рязанского духовенства бюро Исполкома потребовало
удаления епископа Димитрия из епархии.
Против епископа Димитрия выступила и новая гражданская власть бюро временного
комитета общественных организаций, угрожавшее архиерею арестом.
В ночь на 16 марта 1917г. он выехал из Рязани в Петроград.
В Петрограде 20 марта 1917г. на встрече с обер-прокурором Святейшего Синода
В.Н.Львовым подал прошение об увольнении на покой.
Чтобы оттянуть разрешение конфликта, Синод предоставил епископу Димитрию
двухмесячный отпуск.
22 марта 1917г. Рязанский епархиальный съезд духовенства и мирян направил в Синод
прошение об удалении епископа Димитрия с кафедры.
В мае 1917г. епископ Димитрий приехал в с.Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губ.
к священнику Димитрию Успенскому и несколько дней просидел не выходя из комнаты,
переживая случившееся.
После вторичного ходатайства указом Синода от 1417 июня 1917г. епископ Димитрий
был уволен на покой с местопребыванием в Валдайском Святоозерском Иверском монастыре
Новгородская губ., Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь Год начала1917 День начала14 Месяц начала6 Год окончания1917 День окончания7 Месяц окончания11