Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Григорьев Петр Федорович Дела o38.28 => o38.28 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Курская губ., г.Обоянь, Смоленская церковь 
    священник 
    Год начала 1930 
    Год окончания 1931 
    Вскоре после освобождения, в 9-ю пятницу после Пасхи — в день празднования Курской
    Коренной иконы Божией Матери "Знамение" в Курске состоялась встреча о.Петра
    с архиепископом Курским Дамианом (Воскресенским).
    Вернувшись в Обоянь, о.Петр рассказывал, что Владыка говорил ему
    о "терпении, терпении и терпении", а о сроке, до которого нужно терпеть —
    ничего не сказал, но это было и так ясно — надвигалась новая волна репрессий,
    во время которых "претерпевший же до конца, спасется" (Мф. 10.22).
    И архиепископ Дамиан, и священник Петр сохранили верность Христу до конца своей
    жизни, претерпев мученическую кончину.
    23 марта 1931г. был арестован и заключен в Обоянский Домзак Обоянский благочинный
    о.Герман Руденко. О.Петр ежедневно передавал о.Герману в тюрьму обеды.
    После ареста о.Германа Руденко владыка Дамиан принял решение официально не
    назначать благочинных, чтобы не "подсказывать" властям очередность арестов,
    а неофициально возлагать функции благочинных на наиболее способных к этому
    священников.
    О.Петр, по поручению владыки Дамиана, взял на себя дополнительное послушание —
    выполнять неформальные функции благочинного.
    Его самоотверженное служение вызывало огонь властей.
    Некоторые показания об о.Петре, данные впоследствии свидетелями по
    делу 1931–1932гг., дают довольно объективное представление о нем, как о
    любимом народом и ревностном пастыре:
        
    "Григорьев пользуется авторитетом не только в городе, но чуть ли не во всем
         уезде. Говорил почти каждый день проповеди, касаясь безбожия соввласти и
         современной молодежи. Убеждал молодежь бросить свои убеждения и вспомнить
         о церкви".
        "Еще в ученические годы своим отчуждением от товарищей показывал себя каким-то
         особенным".
        "Из всего духовенства наиболее способный и даровитый отец Петр Григорьев,
         который может объединить массу на религиозной почве...
         Из известных мне лиц Обояни и окрестных сел... нет врагов Советской власти".
        "Григорьев говорил:
              "Люди, отвергшие Евангелие, ни на что хорошее не способны".
        "Горожане и жители окрестных сел видели в Григорьеве чуть ли не праведника,
         человека святой жизни,, который может разрешать разные житейские недоумения,
         и поэтому многие обращались к нему за советами. Все это выдвигало Григорьева
         на первый план...
         Он был душой общества... Имел связи и знакомства в разных слоях общества:
         среди духовенства, деревенского населения, буржуазии и интеллигенции, на
         которую в особенности хотел влиять... Не оставлял без попечения и молодых
         людей, стараясь прививать им свои идеи и воззрения...
         В понедельник и пятницу к нему домой приходили и приезжали толпы окрестных
         крестьян с просьбой отслужить молебен, помолиться за болящих и пособороваться".
         ...Любил природу, ценил искусство и сам обладал литературным талантом.
         Писал акафисты, составлял службы, молитвы и сочинял духовные стихи...
         Это притягивало к нему людей...
         Постоянным участником молитвенных собраний в доме отца Петра был друг
         его детства — Елена Владимировна Чекарн, учительница, дочь действительного
         статского советника...
         Григорьев относился с особым почтением к некоей старухе по имени Матрена
         Гавриловна из села Зорино под Солнцево [речь идет о почитаемой
         в Курском крае старице Мисаиле (в миру Матрене Гавриловне Зориной)],
         которая бывала у него несколько раз в Обояни и выдавалась им за святую и
         прозорливицу, способную предсказать будущее....
         О политических убеждениях Григорьева трудно что-нибудь сказать, так как он
         об этом вообще не любил говорить, отделываясь шуточками, балагурством...
         Внешне он всегда был строго лоялен...
         Конечно, трудно предположить, чтобы Григорьев, как и вообще все духовенство,
         чувствующее себя обиженным, относился сочувственно к власти... ".

    В жизнеописании священномученика Павлина Крошечкина (епископа Рыльского) упоминается
    "обоянский священник Григорий Петров, наделенный незаурядным поэтическим
    талантом", и что "им были составлены несколько акафистов, заупокойная служба
    и служба святому Павлину Ноланскому, небесному покровителю священномученика
    Павлина". Есть основания полагать, что здесь имеется в виду не Григорий Петров,
    а именно о.Петр Григорьев.
    10 августа 1931г. на престольный праздник в храм Смоленской Божией Матери
    собралось восемь священников и состоялось торжественное богослужение,
    почти все они вскоре были арестованы

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ