Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Курская губ., г.Обоянь, Смоленская церковь священник Год начала1930 Год окончания1931
Вскоре после освобождения, в 9-ю пятницу после Пасхи в день празднования Курской
Коренной иконы Божией Матери "Знамение" в Курске состоялась встреча о.Петра
с архиепископом Курским Дамианом (Воскресенским).
Вернувшись в Обоянь, о.Петр рассказывал, что Владыка говорил ему
о "терпении, терпении и терпении", а о сроке, до которого нужно терпеть
ничего не сказал, но это было и так ясно надвигалась новая волна репрессий,
во время которых "претерпевший же до конца, спасется" (Мф. 10.22).
И архиепископ Дамиан, и священник Петр сохранили верность Христу до конца своей
жизни, претерпев мученическую кончину.
23 марта 1931г. был арестован и заключен в Обоянский Домзак Обоянский благочинный
о.Герман Руденко. О.Петр ежедневно передавал о.Герману в тюрьму обеды.
После ареста о.Германа Руденко владыка Дамиан принял решение официально не
назначать благочинных, чтобы не "подсказывать" властям очередность арестов,
а неофициально возлагать функции благочинных на наиболее способных к этому
священников.
О.Петр, по поручению владыки Дамиана, взял на себя дополнительное послушание
выполнять неформальные функции благочинного.
Его самоотверженное служение вызывало огонь властей.
Некоторые показания об о.Петре, данные впоследствии свидетелями по
делу 19311932гг., дают довольно объективное представление о нем, как о
любимом народом и ревностном пастыре: "Григорьев пользуется авторитетом не только в городе, но чуть ли не во всем уезде. Говорил почти каждый день проповеди, касаясь безбожия соввласти и современной молодежи. Убеждал молодежь бросить свои убеждения и вспомнить о церкви". "Еще в ученические годы своим отчуждением от товарищей показывал себя каким-то особенным". "Из всего духовенства наиболее способный и даровитый отец Петр Григорьев, который может объединить массу на религиозной почве... Из известных мне лиц Обояни и окрестных сел... нет врагов Советской власти". "Григорьев говорил: "Люди, отвергшие Евангелие, ни на что хорошее не способны". "Горожане и жители окрестных сел видели в Григорьеве чуть ли не праведника, человека святой жизни,, который может разрешать разные житейские недоумения, и поэтому многие обращались к нему за советами. Все это выдвигало Григорьева на первый план... Он был душой общества... Имел связи и знакомства в разных слоях общества: среди духовенства, деревенского населения, буржуазии и интеллигенции, на которую в особенности хотел влиять... Не оставлял без попечения и молодых людей, стараясь прививать им свои идеи и воззрения... В понедельник и пятницу к нему домой приходили и приезжали толпы окрестных крестьян с просьбой отслужить молебен, помолиться за болящих и пособороваться". ...Любил природу, ценил искусство и сам обладал литературным талантом. Писал акафисты, составлял службы, молитвы и сочинял духовные стихи... Это притягивало к нему людей... Постоянным участником молитвенных собраний в доме отца Петра был друг его детства Елена Владимировна Чекарн, учительница, дочь действительного статского советника... Григорьев относился с особым почтением к некоей старухе по имени Матрена Гавриловна из села Зорино под Солнцево [речь идет о почитаемой в Курском крае старице Мисаиле (в миру Матрене Гавриловне Зориной)], которая бывала у него несколько раз в Обояни и выдавалась им за святую и прозорливицу, способную предсказать будущее.... О политических убеждениях Григорьева трудно что-нибудь сказать, так как он об этом вообще не любил говорить, отделываясь шуточками, балагурством... Внешне он всегда был строго лоялен... Конечно, трудно предположить, чтобы Григорьев, как и вообще все духовенство, чувствующее себя обиженным, относился сочувственно к власти... ".
В жизнеописании священномученика Павлина Крошечкина (епископа Рыльского) упоминается
"обоянский священник Григорий Петров, наделенный незаурядным поэтическим
талантом", и что "им были составлены несколько акафистов, заупокойная служба
и служба святому Павлину Ноланскому, небесному покровителю священномученика
Павлина". Есть основания полагать, что здесь имеется в виду не Григорий Петров,
а именно о.Петр Григорьев.
10 августа 1931г. на престольный праздник в храм Смоленской Божией Матери
собралось восемь священников и состоялось торжественное богослужение,
почти все они вскоре были арестованы