Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][prev][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Воздвиженский Платон Николаевич
    Воздвиженский Платон Николаевич 
    Год рождения 1892 
    Место рождения Казанская губ., Свияжский у. (Татарстан, Верхнеуслонский р.), с.Нижний Услон 
    протоиерей 
    Родился в 1892г. в с.Нижний Услон, расположенном в 14 километрах от Казани,
    в семье Николая Воздвиженского, диакона местной церкви в честь преподобного
    Сергия Радонежского.
    Семья Воздвиженских издавна была связана с церковным служением: дед о.Платона
    был священником, как и братья его, а фамилия Воздвиженский была получена
    прадедом во время учебы в духовном училище
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Образование
        Казанская Духовная Семинария 
        Год окончания 1914 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 6 
        13 июня 1914г. окончил по второму разряду Казанскую Духовную Семинарию.
        Рукоположен во диакона
      Рукоположение
        диакон 
        1914 
        иерей 
        1914 
        День 12 
        Месяц 9 
        12 сентября 1914г. был рукоположен во священника с назначением к Свято-Никольской
        церкви с.Звенигово
      Служение
        Казанская губ., с.Звенигово (Республика Марий Эл, г.Звенигово), Свято-Никольская церковь 
        иерей 
        Должность настоятель, благочинный (в начале 1930-х гг.) 
        Год начала 1914 
        День начала 12 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1931 
        Помимо совершения богослужений в храме Божием, о.Платон состоял законоучителем
        звениговской земской школы и законоучителем и заведующим чувотарской церковной
        школы.
        Согласно клировой ведомости того времени, иерей Платон был "поведения отлично
        хорошего".
        При Советской власти, в начале 1920-х гг. о.Платон был лишен избирательных прав,
        как священнослужитель.
        Он показал себя исповедником Православной веры, не примыкал к обновленчеству.
        В начале 1930-х гг. исполнял должность благочинного.
        В июле 1925г. постановлением Президиума Звениговского исполкома у церкви была
        отобрана сторожка, которую власти хотели использовать под арестный дом.
        В то же время это помещение было необходимо верующим, т.к. в нем находили
        приют и ночлег ожидавшие Литургии прихожане, приходившие к вечернему богослужению
        за 6–7 верст. Кроме того, здесь располагался и охранник.
        Звениговская религиозная община, руководимая о.Платоном, 28 июня и 3 июля 1925г.
        обращалась в исполком с прошениями об оставлении приходу сторожки, в результате
        чего 28 августа 1925г. сторожка была возвращена верующим.
        Дважды по молитвам о.Платона и при его личном участии прихожанам удавалось
        выплачивать налоги, с помощью увеличения которых пытались храм закрыть.
        Из воспоминаний насельника Раифского Богородицкого мужского монастыря
        схиигумена Сергия (Златоустова), который еще в детстве помогал о.Платону
        во время богослужений в алтаре:
            "Мой отец, Владимир Иванович, учился вместе с о.Платоном в семинарии,
             и они были закадычными друзьями... Дружба продолжалась все годы,
             и каждое лето мы с сестрой ездили на лето к "дяде Платоше", иногда снимали
             дачу около него. Наша семья была глубоко верующая, поэтому я часто
             помогал дяде Платону в алтаре, и ... у меня в памяти сохранились
             воспоминания о нем, как о священнике.
             О.Платон очень серьезно, благоговейно относился к службе, учил псаломщика
             и диакона читать громко и внятно, сам хорошо пел, у него был красивый
             баритон, и призывал прихожан участвовать в богослужении своим пением.
             Во время службы он преображался, а во время Евхаристического канона он
             буквально светился, и при молитве "Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа"
             он, подняв руки как бы устремлялся подняться к Престолу Всевышнего.
             Обязательно выходил с проповедью, а после службы задерживался в храме
             на беседы с прихожанами. Он был образцом священника-пастыря...
             Он очень любил природу, восхищался всем Божиим творением.
             В свободное от службы и посещения паствы время рыбачил на Волге.
             Был постоянный "дом" — шалаш из тальника, и по возможности мы ночевали
             в нем. Друзья-рыбаки завидовали дяде — у него всегда ловилась хорошая рыба,
             чем и кормилась семья. Излишки он никогда не продавал, а раздавал прихожанам".
        Активность религиозной общины и настоятеля храма вызвала неудовольствие властей.
        6 января 1931г. церковь в с.Звенигово была закрыта.
        После закрытия храма здание предполагалось передать под клуб и библиотеку.
        В 1931г. о.Платон был переведен (выслан) из пределов МАО в Чувашию
        Чувашская АССР, Козловский р., с.Карачево, Свято-Никольская церковь 
        священник 
        Год начала 1931 
        С 1931г. о.Платон служил в Свято-Никольской церкви с.Карачево Чувашской АССР,
        а затем вернулся на родину, в Нижний Услон
        Татарская АССР, Верхнеуслонский р., с.Нижний Услон, церковь св. прп.Сергия Радонежского 
        протоиерей 
        Год окончания 1937 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 12 
        В с.Нижний Услон о.Платон совершал богослужения в храме св.преп.Сергия Радонежского.
        Батюшка препятствовал закрытию церкви, побуждал верующих отстаивать ее.
        Свои священнические обязанности исполнял добросовестно.
        Он не поддался давлению властей, требовавших отменить воскресное богослужение
        по случаю выборов в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937г.
        Закрыть церковь в Нижнем Услоне властям не удавалось, т.к. приход был силен
        своим единством и сплоченностью вокруг пастыря. Тогда у властей появился
        коварный план: заставить священника отречься от Бога, лишив паству духовного
        руководства
      Аресты
        Татарская АССР, Верхнеуслонский р., с.Нижний Услон 
        Год ареста 1937 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 12 
        В конце декабря 1937г. о.Платона вызвали в НКВД и предложили написать отречение
        от сана. Хотя батюшка наотрез отказался, ему дали неделю на раздумья.
        По воспоминаниям схиигумена Сергия (Златоустова), о.Платон приезжал к его отцу,
        священнику Владимиру Ивановичу Златоустову, просил молиться о нем, был тверд
        в ранее принятом решении.
        27 декабря 1937г. о.Платона снова вызвали в НКВД, и после категорического
        отказа отречься от сана на следующий день арестовали
      Осуждения
        тройка при УНКВД Татарской АССР 
        31 /12 /1937 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, контрреволюционная деятельность" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        О.Платону предъявлялось обвинение в "контрреволюционной деятельности"
        31 декабря 1937г. на заседании "тройки" протоиерей Платон Воздвиженский был
        приговорен к расстрелу
    Кончина
      1938 
      День 9 
      Месяц 1 
      расстрел 
      Место Казань 
      Приговор привели в исполнение 9 января 1938г. в 20 часов 30 минут.
      В семье Воздвиженских сохранилось предание, что после молитвы узника ко Спасителю
      ему удалось убедить тюремщиков, что он должен подготовиться к кончине и
      встретить ее после Рождества Христова.
      Обычно расстрельные приговоры приводились в исполнение гораздо быстрее
    Реабилитация
      Дата 14/02/1957 
      По году репрессий 1937 
    Публикации
      1 http://lists.memo.ru/index3.htm (сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР). 
      2 Книга памяти жертв политических репрессий. Республика Татарстан. Издательство "Книга памяти". Т. 1–7. 2000–2002. 
      3 http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=person (Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Комиссия по канонизации святых. История православия в Марийском крае. Персоналии). 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ