Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Варфоломей (Ремов Николай Федорович) Дела ob4.19 => ob4.19 Кн_Статья
    ВАРФОЛОМЕЙ (Ремов Николай Федорович), архиепископ

     — 1888, 3 октября — родился в Москве в семье священника
    Успенской церкви на Малой Дмитровке.

     — 1908 — окончил Московскую Духовную Семинарию; поступил
    в МДА.

     — 1911, 10 июня — пострижен в мантию епископом Волоколамским
    Феодором (Поздеевским) в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской
    губ.

     — 1911, 23 июня — рукоположен во иеродиакона.

     — 1912, 18 февраля — рукоположен во иеромонаха.

     — 1912 — окончил МДА со степенью кандидата (магистранта)
    богословия; избран Советом Академии на вторую кафедру Священного Писания
    Ветхого Завета; назначен и. д. доцента МДА.

     — 1914 — удостоен степени магистра богословия за диссертацию
    на тему Книга пророка Аввакума. Введение и толкование; назначен
    доцентом МДА.

     — 1916 — экстраординарный профессор МДА.

     — 1919 —  настоятель церкви в г. Сергиеве.

     — 1920 — арестован. Обвинялся в том, что в Неделю Крестопоклонную
    (перед вскрытием мощей Преп. Сергия Радонежского) произнес проповедь
    имевшую своим результатом крайнее возбуждение темных масс
    которые устремились к месту производства реставрационных работ в Лавре
    и принудили мастеров, под угрозой избиения, данные работы приостановить
    а также в том, что являлся активным членом Союза защиты
    Троицкой Лавры, имевшего своей конечной целью превращение
    Лавры в национальный центр...

     — 1921, 28 февраля — освобожден по постановлению Президиума
    ВЧК ввиду тяжкого состояния здоровья.

     — 1921, 28 июля — хиротонисан во епископа Сергиевского
    викария Московской епархии; хиротонию возглавлял св. Патриарх
    Тихон.

     — 1923 (1924?)-1929 — настоятель Московского Высокопетровского
    монастыря.

     — 1928 — арестован по обвинению в укрывательстве
    шпиона; освобожден после дачи подписки о сотрудничестве с ОГПУ.

     — 1929–1935 — настоятель московского храма в честь
    Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.

     — 1932 — тайно перешел в католичество (по данным следственного
    дела).

     — 1934, 9 июля — возведен в сан архиепископа.

     — 1935, 21 февраля — арестован в Высокопетровском монастыре.

     — 1935, 17 июня — осужден военной коллегией Верховного
    суда СССР; приговорен к расстрелу.

     — 1936, 26 июня — расстрелян.
    Архиепископ Варфоломей — одна из наиболее трагических
    фигур в истории Русской Православной Церкви XX в. Будучи блестящим
    выпускником МДА, постриженником епископа Феодора (Поздеевского), духовным
    чадом старцев Смоленской Зосимовой пустыни схиигумена Германа и
    иеросхимонаха Алексия, он стойко и мужественно перенес арест в 1920 г.
    в дальнейшем был инициатором духовно-просветительской и духовнической
    деятельности в Высокопетровском монастыре, почитался как аскет и исповедник.
    Однако, следственное дело дает информацию о том, что при втором
    аресте в 1928 г. он стал сексотом ОГПУ.
    Примерно к этому же времени относится начало его отношений
    с Апостольским администратором в Москве, католическим епископом
    Пием-Эженом Неве. Эти отношения развиваются и приводят к появлению
    25 февраля и 3 июля 1933 г. двух официальных грамот (хранятся в
    архивах Генеральной курии конгрегации ассумпционистов в Риме) Папской
    комиссии Pro Russia, возглавляемой президентом католическим
    епископом Мишелем д'Эрбиньи: 1) акта об учреждении титулярной кафедры
    Сергиевской в юрисдикции Рима (кафедра при этом считалась уже существующей
    в Православной Церкви); 2) акта о поставлении на титулярную кафедру
    Сергиевскую уже облеченного епископским саном в восточном обряде
    Его Преосвященства монсиньора Варфоломея (Николая Федоровича Ремова)
    и о назначении его викарием Апостольского администратора в Москве
    (епископа Неве) для католиков восточного обряда.
    Латинские подлинники документов, имеющие гриф Pontificia
    Comissia Pro Russia, без номера протокола, заверенные печатью
    с подписями президента Комиссии епископа Мишеля д'Эрбиньи и ее секретаря
    Ф. Джоббе, имели полусекретный характер. Отношения архиепископа Варфоломея
    с Неве и д'Эрбиньи, его прокатолическая деятельность, мечты д'Эрбиньи
    о новой унии, в которой архиепископу Варфоломею готовилась роль русского
    патриарха восточного обряда, секретные донесения архиепископа Варфоломея
    Римскому Папе и пр. подробно описаны в книге о. Антуана Венгера
    Рим и Москва, 1900–1905 (Antoine Wenger. Rome et Moscou
    1900–1905. Paris, 1987). Отношения архиепископа Варфоломея с католиками
    не были неизвестны НКВД. Можно только догадываться о причинах
    по которым следователь на допросе в 1935 г. говорил архиепископу
    Варфоломею: Вы имели прямое поручение разрабатывать Неве, на
    деле же Вы сотрудничали с Неве в борьбе с советской властью...
    Естественно возникает вопрос, кем же был архиепископ Варфоломей и
    каковы побудительные причины, приведшие его на столь сложный и неоднозначный
    путь? Был ли он сознательным суперагентом НКВД и Рима? Или раздвоение
    его души свидетельствует об окончательном его падении в многократном
    предательстве? Свидетельства знавших его лиц, его автобиография и
    письма, следственное дело и католические материалы заставляют предположить,
    что архиепископ Варфоломей не был злонамеренным и сознательным предателем,
    но, вероятно, был поэтапно сломлен давлением НКВД и развитием исторической
    русской катастрофы.
    Первоначально будучи убежденным сторонником митрополита
    Сергия (Страгородского), архиепископ Варфоломей постепенно внутренне
    отходит от него, искренне не приемля его политику отсечения и запрещения
    несогласных. По словам архиепископа Варфоломея, вся деятельность
    митрополита Сергия протекала в соответствии с органами государственной
    власти (Следственное дело архиепископа Варфоломея). Не сумев отказаться
    от секретного сотрудничества с НКВД (от него он, видимо, всячески
    в дальнейшем уклонялся), отчаявшись сохранить в условиях гонений каноническую
    церковную жизнь в России, архиепископ Варфоломей ищет выхода в соединении
    с Римом под твердой рукой Римского Папы. На следствии он показал:
    С Неве я познакомился в Москве в 1929 г. через нашего общего
    знакомого инженера Румянцева Александра Александровича. Румянцев увлекался
    идеей соединения Православной и Католической Церквей... К 1932 г.
    наши отношения стали дружескими, встречи стали регулярными. В 1932
    г. я по предложению Неве перешел в тайное католичество, в 1933 г.
    был официально утвержден Ватиканом в должности нелегального помощника
    Неве. По этому поводу из Ватикана была прислана особая грамота, которая
    была мне показана Неве и взята им обратно из-за боязни ее обнаружения
    при возможном обыске. Переходу в католичество предшествовало письмо
    д'Эрбиньи, в котором он предлагал мне тайно за церковными службами
    возносить имя Папы Римского. Относительная достоверность и фрагментарность
    данных, полученных из следственных дел и католических публикаций,
    позволяет приверженцам Владыки Варфоломея думать, что сведения о переходе
    его в католичество вынуждены следствием и ложны, что он всего лишь
    пользовался знакомством с Неве и д'Эрбиньи, чтобы передавать на Запад
    информацию о положении Православной Церкви в России и о заключенных
    иерархах, что тайной католической общины в нелегально существовавшем
    Высокопетровском монастыре не было, а могли быть только случаи укрывательства
    католиков от преследований. Эти добрые суждения, к сожалению, выглядят
    еще менее обоснованными и убедительными. Архиепископ Варфоломей был
    арестован и расстрелян по обвинению в измене и нарушении служебного
    долга, поводом для этого явились его тесные отношения с Неве и
    информирующая переписка с Римом. На следствии он дал информацию
    к обвинению многих своих пасомых, что не было редкостью в то время
    и что свидетельствует о душевном сломе подсудимого, недостатке сил,
    чтобы вынести постигшее его мучение. Но кто дерзнет произнести суд
    над расстрелянным, много и искренне послужившим Церкви? По свидетельству
    очевидцев, в момент ареста архиепископа Варфоломея в алтаре храма,
    где обычно служил он, с грохотом упала со стены икона Божией Матери.
     * Автобиография и письма архиепископа Варфоломея Ремова
    // Альфа и Омега. 1996. Э 2/3 (9/10). С. 353–378.
     * Акты. С. 847.
     * Именный список ректорам и инспекторам на 1917 г.
    С. 24.
     * Митр. Мануил (Лемешевский). Т. 2. С. 71–75.
     * Осипова И. И.
     * Прот. Владимир Воробьев.
     * Протодиакон Сергий Голубцов. Мученики и исповедники из
    корпорации МДА. Рукопись.
     * Юдин А. Я готов на любые жертвы... // Истина
    и жизнь. 1996. Э 2. С. 33–39.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ