Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Антоний (Абашидзе Давид Ильич) Дела oea.20 => oea.20 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Таврическая епархия 
    архиепископ 
    Должность архиепископ Таврический и Симферопольский 
    Год начала 1918 
    Год окончания 1921 
    День окончания 14 
    Месяц окончания 9 
    В Крыму уже бушевала гражданская война. Крым переходил из рук в руки.
    В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) упомянуто о том,
    что Высокопреосвященный Димитрий помогал офицерам царской армии
    укрыться от "революционной" расправы.
    В 1919г. протоиерей П.И.Сербинов рассказывал о мужественном поведении Владыки
    Димитрия в захваченном большевиками Крыму:
       
    "В ночь с субботы на воскресенье отыскивали и расстреливали офицеров.
      Вместе с тем революционерами был пущен слух: на соборе пулемет, и что
      будут следовать аресты духовенства. В воскресенье в соборе вследствие страха
      было мало народа. Но архиепископ Димитрий пришел в собор и отслужил Литургию.
      После Литургии он обратился к народу с речью:
      "Говорят, что на колокольне пулемет: кто желает, посмотрите, правда ли это?"
      Некоторые из находившихся в храме отправились туда и сообщили, что никакого
      пулемета там нет. Тем не менее началась бомбардировка собора (обстрел из пушек)
      и была повреждена колокольня.
      Все духовные лица спрятались, ключ от собора остался у архиепископа Димитрия.
      Архиепископ смело отправился в революционный штаб и потребовал расследования.
      Там наглость дошла до того, что председатель сказал:
      "Я сам видел пулемет". Архиепископу удалось, однако, настоять на том, чтобы
      назначена была комиссия. Во вторник архиепископ сам служил Литургию по чину
      священнического служения, я и некоторые члены причта пели и читали.
      У архиепископа Димитрия не раз производили обыск, все взламывали и вспарывали.
      В архиерейскую церковь (собор) вошли с папиросами и в шапках, штыком проломили
      жертвенник и престол".
     Гражданская война сделала невозможным единое управление Русской Церковью.
    Когда в Крым вошли войска барона Врангеля, в мае 1919г. на Юго-Восточном
    русском церковном Соборе в Ставрополе владыка Димитрий был избран председателем
    Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России, которое окормляло
    паству на территориях, еще контролировавшихся Белым движением.
    Архиепископ Димитрий пытался выступить миротворцем между противоборствующими
    станами.
    Летом 1920г. по его почину в Крыму были объявлены "дни покаяния", к участию в
    которых он надеялся привлечь и красноармейцев.
    Его подпись стоит первой под Посланием ВЦУ на Юго-Востоке России православному
    русскому народу, в котором сказано:
       "Многими тяжкими грехами осквернился народ наш в недобрые годины мятежного
      лихолетия и смуты: бунт и измена, пролитие крови и братоубийство, безбожие и
      осатанение, богохульство и кощунство, разбой и лихоимство, зависть и хищение,
      блуд и растление, празднолюбие и празднословие. Осмердела земля наша, зачумлен
      воздух, омрачается свет солнечный гноем ран души нашей. Не по слабости только,
      но и по гибельному обольщению согрешил пред Богом народ наш, ибо открыл уши
      свои ложным и тлетворным учениям сынов тьмы, отвернулся от Бога и поклонился
      идолам. Обольстители научили его поклоняться себе самому в своих страстях и
      похотях, они внушили ему, что нет правды выше воли народной, и повели его от
      преступления к преступлению, от падения к падению. свои измельченные прихоти
      народ наш научился считать за истину, свои корыстные вожделения признавать за
      высшую награду жизни и уподобился Навуходоносору, поклонившемуся себе самому,
      как божеству, но пораженному безумием за безумие. И орудием гнева явились те
      самые лжеучителя, которые лестию обманули его, чтобы потом поработить...
      Народ обманут учением безбожным, что одним хлебом живет человек, что одной
      себялюбивой корыстью может направляться жизнь его. И стал он перекраивать жизнь
      свою по сатанинскому учению: завидовать, расхищать чужое, переравнивать,
      переделять. Развилась жажда легкого обогащения, но ослабели навыки добросовестного
      труда по заповеди Господней. И оскудела земля наша, облеклась в рубище.
      Завистники достигли равенства лишь во всеобщей нищете. Отъял Господь благословение
      Свое от дел нечестивцев...
      Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом,
      словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы, и возвеличит Господь
      избранников Своих, исцелит их и умирит".

    Это послание разбрасывали с аэропланов над позициями красных.
    Но увы! Грех Русской земли был так велик, что соблазненный народ оставался глух
    не только к призывам южнорусских архипастырей, но и к голосу святого
    Патриарха Тихона, неустанно взывавшего о прекращении братоубийственной бойни.
    После поражения Врангеля большинство находившегося в Крыму духовенства вместе с
    его войсками ушло в эмиграцию.
    Однако Владыка Димитрий, несмотря на уговоры своих собратьев, наотрез отказался
    покинуть отечество. Митрополит Антоний (Храповицкий) назвал такое его решение
    "самоубийством". Казалось очевидным, что Владыке Димитрию — пламенному обличителю
    революции, архипастырю Белого стана — не приходится ждать пощады от большевиков.
    И он готовился принять венец мученичества за Христа Господа.
    По сведениям [9] Владыка продолжал жить в архиерейском доме в Симферополе, служил
    в кафедральном соборе. Каждый день приносил вести об арестах и расстрелах, но
    владыка Димитрий не пытался скрываться

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ