Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Амвросий (Гудко Василий Иванович) Дела ob7.2 => ob7.2 Кн_Статья
    АМВРОСИЙ (Гудко Василий), епископ
     — 1867, 28 декабря — родился в Люблинской губ. (ныне на
    территории Польши).
     — 1889 — поступил в СПбДА.
     — 1891 — пострижен в мантию.
     — 1893, 30 мая — рукоположен во иеромонаха.
     — 1893 — окончил СПбДА со степенью кандидата богословия.
     — 1893, 14 октября — назначен заведующим катехизаторским
    миссионерским училищем на Алтае.
     — 1897 — начальник Корейской Духовной Миссии.
     — 1897, 7 декабря — возведен в сан архимандрита.
     — 1899, 30 июня — смотритель Московского Донского духовного
    училища.
     — 1901, 27 июля — ректор Волынской Духовной Семинарии.
     — 1904, 30 мая — хиротонисан во епископа Кременецкого
    викария Волынской епархии (в кафедральном соборе г. Житомира); хиротонию
    совершали митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), епископ
    Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), епископ Уманский Агапит
    (Вишневский), епископ Люблинский Евлогий (Георгиевский), епископ
    Новомиргородский Димитрий (Сперовский).
     — 1909, 27 февраля — епископ Балтский, викарий [Каменец-] Подольской
    епархии.
     — 1914, 14 февраля — епископ Сарапульский, викарий Вятской
    епархии.
     — 1916, 5 октября — переименован в епископа Сарапульского
    и Елабужского, викария Вятской епархии с предоставлением особых полномочий.
     — 1917, 18/31 марта — уволен на покой; назначен управляющим
    на правах настоятеля, Свияжским Успенско-Богородицким монастырем Казанской
    епархии.
     — 1918, 11 марта — арестован в г. Свияжске по обвинению
    в контрреволюционных действиях.
     — 1918, 15 марта — оправдан Свияжским Ревтрибуналом.
     — 1918, июль — арестован в г. Свияжске по обвинению
    в контрреволюционных действиях.
     — 1918, 9 августа — убит в г. Свияжске по приказу Л. Д. Троцкого.
    15 марта 1918 г. в Ревтрибунале г. Свияжска
    состоялся суд над епископом Амвросием. Владыка обвинялся в контрреволюционных
    действиях — произнесении проповедей во время всенародных
    молений.
    Из семи народных судей один оказался татарином
    другой — бывшим послушником Свияжского монастыря; обвинителем
    выступил перс-магометанин; председателем Ревтрибунала был старообрядец
    из волжских сел.
    Главными свидетелями обвинения были уволенные епископом
    Амвросием насельники Свияжской обители: иеродиакон Феодосий, монах
    Серафим, монах Евфимий и иеродиакон Лазарь. В ходе расследования выяснилось,
    что обвиняемый в контрреволюционности проповедей епископ молился за
    воинов, умерших за царя при старом строе русской жизни
    а по современным вопросам церковно-общественной жизни читал лишь воззвания
    св. Патриарха Тихона.
    Когда речь зашла о воззваниях Святейшего Патриарха,
    обвинитель (перс-магометанин) обратился к председателю Ревтрибунала
    с вопросом: Не понимаю, о каком Патриархе идет речь: разве в
    России есть Патриарх? Заседание трибунала продолжалось с десяти
    часов утра до восьми часов вечера; священники, горожане и крестьяне
    свидетельствовали на суде в защиту своего архипастыря; в десять часов
    вечера был вынесен оправдательный приговор (пять голосов против двух;
    решительно высказался в защиту Владыки судья-татарин).
    Впоследствии в Свияжском Успенско-Богородицком монастыре
    и в Раифской Богородицкой пустыни чекисты и красноармейцы периодически
    проводили обыски с целью поимки царских офицеров и изъятия церковных
    ценностей.
    Однажды при появлении красноармейцев в Раифской
    пустыни ударили в набат; сбежались окрестные крестьяне и убили грабителей.
    Власти возложили на Владыку ответственность за содеянное крестьянами
    и заявили, что он будет расстрелян. После ареста епископа Амвросия
    рабочие Алафузовского и Порохового заводов, организованные протоиереем
    Николаем Троицким, пригрозили забастовкой, и Владыку отпустили на
    поруки епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка).
    После освобождения епископ Амвросий временно поселился
    в Казанском Спасо-Преображенском монастыре, однако вскоре, несмотря
    на уговоры, вернулся в г. Свияжск, где был сразу же арестован. Владыку
    вывезли на ст. Тюрлема Московско-Казанской ж. д. и вывели в поле.
    Через несколько часов келейник Владыки Иов нашел его тело, пронзенное
    штыком, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Тело епископа
    Амвросия было похоронено на месте его мученической кончины. По другой
    версии, Владыку Амвросия забили насмерть, тело утопили в Каме.
     * Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских
    год 1918-й. Сб. 1. С. 101.
     * Митр. Мануил (Лемешевский). Т. 1. С. 173–174.
     * Протопр. М. Польский. Ч. 1. С. 178; Ч. 2. С. 97–99
    277.
     * Состав Святейшего Синода на 1917 г. С. 230–231.
     * Шумилов Е. От Палладия до Палладия // Сарапул. 1992.
    2 июня.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ