Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Александр (Петровский Александр Феофилович (Феофанович)) Дела ob7.21 => ob7.21 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом ob7-22b.jpg Дела ob7.22 => ob7.22 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Места проживания
    Места проживания
    Кутаисская губ., Сухумский у. (Абхазия, Гудаутский р.), Новый Афон 
    Год начала 1927 
    Месяц начала 2 
    Год окончания 1927 
    Владыка Аркадий уехал в район закрытого в 1924г. Ново-Афонского Симоно-Кананитского
    монастыря в Абхазии, жил в горах в скитах, встречался с подвижниками-монахами,
    которые скрывались в то время в пропастях и ущельях Кавказских хребтов.
    После известной Декларации митрополита Сергия (Страгородского) владыка Аркадий
    находился в тайной оппозиции митрополиту Сергию. Он критично отнесся к Декларации митрополита
    Сергия, но оставался в его юрисдикции.
    Владыка находился в единомыслии с клириками и прихожанами
    "Мечевского" центра умеренной оппозиции при храме свт.Николая на Маросейке
    в Москве, настоятелем которого после о.Алексия Мечева стал его сын о.Сергий Мечев.
    Официально не отделяясь от митрополита Сергия, они резко критиковали его,
    подавали прошения об увольнении на покой: воздерживались от возношения его имени
    за богослужениями.
    Епископ Аркадий был участником "Кочующего Собора" ИПЦ. Под канонами Собора записано от его имени:
         
    "Согласился, но подписать отказался".
    Продолжая жить на Кавказе и понимая, что он находится в розыске
    и в любую минуту может быть убит, носил под подкладкой сапога свою фотографию,
    чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи.
    Несмотря на то, что ему пришлось вести полулегальный образ жизни, Владыка
    продолжал поддерживать тесную связь и частую переписку с духовенством Полтавской епархии.
    Один священник Полтавской епархии (о.Александр) обратился к епископу с письмом,
    в котором заявлял, что отказывается от подчинения епископу Аркадию и митрополиту
    Сергию из-за Декларации, так как она, по его мнению, по существу есть измена православию.
    В ответном письме Владыка высказал свою точку зрения на настоящие события и
    и попытался убедить священника в ошибочности его взглядов, грозящих церковным
    расколом.
    Это письмо, без разрешения Владыки, было в несколько переделанном виде
    выпущено как "Послание Владыки Аркадия к Лубненской пастве", получив широкое
    распространение на Украине:
           "... И так положение Церкви тяжелое. Но как быть нам? Можем
            ли мы подчиняться тем первоиерархам, которые стали на опасный
            путь, ведущий Церковь Христову к новым великим страданиям?
            Прежде всего нужно хорошо уяснить себе то обстоятельство, что для
            Церкви Христовой не может быть большего зла, как раскол.
            Никакие гонения и насилия не могут нанести Церкви такой раны, как
            раскол. Раскол — это вечно ноющая, вечно мучащая Церковь рана.
            И горе тому, кто ее нанесет Телу Христову. Не даром св. Отцы говорили,
            что грех раскола не смывается даже мученическою кровью.
            Посему на церковный раскол с душевной болью можно идти тогда только,
            когда испробованы уже все иные пути и средства спасения верующих.
            Итак, мы ни в коем случае не можем чинить раскола.
            Мы должны стоять на страже чистого Православия и прилагать все
            возможные меры любви и обращения к совести тех, кто сознательно
            или бессознательно ведет Российскую Церковь к новому расколу.
            Мы не совершим раскола, но если увидим и уже видим и свидетельствуем,
            что нашими первоиерархами нарушается и попирается самый дух Православия;
            "легализованная Церковь" превращается в один из отделов "СОЧИ"
            (секретно особая часть при ГПУ); пастыри связываются неприемлемыми
            их совестью требованиями — тогда с сердцем, облитым кровью и
            слезами, мы должны встать на защиту истины и сказать:
                "Архипастыри и пастыри: мы отходим от вас, ибо вы уже отошли
                 от правды Божией, вы создали новое направление в Церкви Божией...
                 От этого нового направления — от этого раскола, мы и уходим.
                 Грех же раскола лежит на вас".
           Но вы спросите: как же все это можно провести на деле?
           Кто должен взять на себя почин? Может ли это сделать
           каждый христианин? Когда и кто правомочен объявить верующим, что
           настал час разрыва с первоиерархом?
           Осуждать еретиков правомочна одна только Церковь.
              "Если Церковь преслушает, да будет же тебе яко язычник и мытарь" Мф.18,17.
           Выразителем же воли церковной является Собор.
           Но как быть в то время, когда Собору нельзя собраться?

           — Тогда суждение по поводу того или иного церковного явления
           произносят епископы. Их же суждения не есть еще окончательный приговор,
           но есть авторитетнейший голос в Церкви; они являются стражами Церкви и
           ими в междоусобный период управляется Христова Церковь.
           Следовательно и в настоящем деле, почин и решение принадлежат
           епископату...
           Епископы, видя нарушение духа и буквы канонов, в одиночку или
           группами, должны посылать свои протесты митр. Сергию, моля его свернуть
           с неправого пути.
           Если эти протесты не возымут действия, тогда они, согласясь между собой
           (можно и через посредство переписки), сообщают митрополиту Сергию,
           что они отселе не считают его уже Заместителем Патриаршего Местоблюстителя,
           осуждают взятое им церковное направление и отделяются от него.
           То же объявляется и всем верующим.
           С этого момента совесть духовенства и верующих становится
           свободной от всякого рода действий (приказаний, запрещений)
           митр.Сергия и состоящего при нем "синода".
           Отошедшая же от митроп.Сергия Православная Церковь может управляться
           одним из старейших иерархов, или, как это было во время заключения
           Патриарха ТИХОНА, каждая епархия самостоятельно своим архиереем.

           — Какую же роль во всем этом нести должны священники и верующий народ?

           — Судить и запрещать архипастырей они не могут;
           не могут они также без епископов отходить от епископата.
           Но это не значит, что они должны бездействовать.
           Как воины совместно с вождем, так и они, вместе с епископами
           должны бороться за Истину и защищать ее...
           Верующие, пока не пройдет опасность для Церкви, должны возбуждать в
           своих пастырях дух ревности, бодрствования и стойкости и всячески
           (духовно и материально) поддерживать их, дабы те безболезненно и
           право правили слово Истины.
           Молитесь же горячо за своих архипастырей и пастырей, возьмите на себя
           заботы об их семьях, дабы пастыри видели, что их семьи не будут
           нищенствовать без них, и тогда смело, с любовью, а когда потребуется,
           то и с настойчивостью, сообщайте ему мнения и суждения верующих
           по разным вопросам церковной жизни.
           Опираясь на ревность и любовь своей паствы и понуждаемый ею, пастырь
           будет истинным стражем православия.
           А это залог правого пути Церковного.

           — Есть еще и другой, менее болезненный путь. Так как митр. Сергий
           не есть Патриарший Местоблюститель, а только Заместитель Патриаршего
           Местоблюстителя Митрополита Петра Крутицкого и что заместительство
           он несет, как послушание нынешнему главе Российской Церкви
           Митрополиту ПЕТРУ, то для каждого ясно, что митрополит ПЕТР,
           когда угодно, может освободить митрополита Сергия от сего послушания
           и возложить оное на другого архипастыря.
           Точно также сами собой падают все права и обязанности митрополита
           Сергия, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в случае смерти
           митрополита ПЕТРА.
           Вот те мысли, которыми считаю нужным поделиться с вами,
           моля Господа о Вашем умудрении и укреплении.
           Благословение Божие буди со всеми вами, братие. Аминь.".

    Это письмо было впоследствии поставлено ему в вину как "антисоветский документ"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ