Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX МестоАреста Абхазия, Сухумский р. Дела o83.11 => o83.11 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Места проживания
      Одесса 
      Год начала 1933 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1933 
      "После окончания срока высылки выехал в Сухуми, по пути заехал в г.Одессу,
          
      чтобы встретиться со священником Димитрием Лавровым. В Одессе Лаврова не было...
          Не помню, кого я посетил на квартире в Одессе и поехал к Лаврову в Тирасполь.
          Там я пробыл несколько дней и возвратился в Одессу. К кому я заходил на этот раз, —
          также не помню. Из Одессы я выехал в Сухуми"
            ([4], показания Л.Салькова на допросе 18.01.1935г.)
      Абхазия, Сухумский р., с.Дранды 
      Год начала 1933 
      "В Сухуми меня милиция не прописала, и я остановился на жительство в с.Дранды
          (в 23 км от г.Сухуми) у Параскевы — отчество и фамилию не знаю.
          Пробыл там недели две и поехал в Севастополь.
          В Севастополе я не жил и сразу поехал в Симферополь.
          В Симферополе я пробыл два дня и выехал в Одессу"
                ([4], показания на допросе)
      Одесса 
      Из показаний Леонида Салькова на допросе 18.01.1935г.:
          "В Одессе я пробыл один день и выехал в Тирасполь к Лаврову Димитрию.
           У Лаврова я пробыл дня три и через Одессу выехал в Сухуми
                ([4], показания на допросе)
      Абхазия, г.Сухуми 
      "В Сухуми я пробыл месяца два-три на даче у Авксентия Лакария.
           После этого я выехал в Одессу" ([4], показания на допросе)
      Одесса, Тирасполь 
      "В Одессе я прожил одни сутки. Ночевал на бульваре и выехал в Тирасполь
           к Лаврову Димитрию. Пробыл у него три дня и выехал в Междуреченск
           Вологодской обл." ([4], показания на допросе)
      Вологодская о., г.Междуреченск 
      Год окончания 1934 
      "Пробыл Междуреченске два с половиной месяца" ([4], показания на допросе)
      Тирасполь 
      Год начала 1934 
      Год окончания 1934 
      "Через Одессу снова поехал к Лаврову Димитрию в Тирасполь.
           Прожив у Лаврова два-три дня, приехал в Одессу" ([4], показания на допросе)
      Одесса 
      Год начала 1934 
      Год окончания 1934 
      Месяц окончания 10 
      "В Одессе прожил дня два-три, ни у кого не останавливался.
           В конце октября 1934г. я выехал из Одессы в Междуреченск" ([4], показания на допросе)
      Вологодская о., с.Междуреченское (Междуреченск) 
      Год начала 1934 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1935 
      День окончания 12 
      Месяц окончания 1 
    Аресты
      Вологодская о., с.Междуреченское (Междуреченск) 
      Год ареста 1935 
      День ареста 12 
      Месяц ареста 1 
      Леонид Сальков был арестован в Междуреченском Вологодской обл. 12 января 1935г.
      Согласно запросу Одесского областного УНКВД 15 января 1935г. из Вологодского
      сектора НКВД Леонид Сальков был этапирован спецконвоем в Одессу
    Осуждения
      Особое Совещание при НКВД СССР 
      13/09/1935 
      Обвинение "участие в нелегальной к.р. организации "ИПЦ", организатор к/р церковной группировки ИПЦ в Одессе, а/с агитация с использованием религиозных предрассудков масс, к/р деятельность" 
      Статья ст.54–10,54–11 УК УССР 
      Приговор 5 лет ИТЛ, считая срок с 5 января 1935г. 
      Архив УСБУ Одесской обл. Д.П-21541.
      Согласно постановлению о начале следствия Одесского областного управления
      НКВД от 20 января 1935г., в контрреволюционной деятельности и антисоветской
      агитации, кроме Леонида Салькова, были привлечены священники Иванов Владимир
      Игнатьевич и Балухатин Георгий Иванович, а также Здетовецкий Владимир Ксенофонтович,
      Кох Семен Яковлевич, Кравцов Феодосий Степанович, Поспелов Федор Степанович.
      "Организатором контрреволюционной группировки с целью борьбы с советской
      властью" был назван Леонид Васильевич Сальков.
      Позднее материалы расследования по отношению к Здетовецкому и Кравцову были
      выделены в отдельное делопроизводство.
      Леонид Сальков, конвоированный в Одессу, был допрошен несколько раз, первый раз —
      18 января 1935г.
      Из протокола допроса Леонида Салькова от 28–29 января 1935г.:

        "— У кого вы останавливались на квартире при посещении вами г.Одесса?

         — Один раз ночевал у священника Владимира Иванова, ночевал у Кох Семена
           Яковлевича, у Ивана Ивановича Остославского.

         — Кого из знакомых, кроме указанных лиц, вы имеете из числа ваших единомышленников
           и почитателей?

         — В Одессе есть некоторое количество лиц — последователей ИПЦ. В кругу этих
           лиц я являлся старшим братом, давал наставления духовного порядка,
           один из них по имени Сергий называл меня учителем.
           Мои беседы носили индивидуальный характер, а также были случаи, когда
           собирались по несколько человек, которым читал духовную литературу,
           разъяснял ее или просто вел беседы на тему об ИПЦ...

         — Кого еще из духовенства из последователей ИПЦ вы знаете?

         — Помню я беседовал с Владимиром Ивановым, с которым условились пригласить
           митрополита Анатолия для беседы по вопросам ИПЦ, однако в условленный
           день митрополит Анатолий не пришел, а затем я выехал, и встреча
           с митрополитом Анатолием не состоялась.

         — Какие беседы вы проводили среди последователей ИПЦ?

         — Проводили беседы по вопросам сохранения устоев ИПЦ. В своих беседах
           я призывал их к сохранению чистоты истинного православия.
           Говорил о том, что христиане, как и всему человеческому, Соввласти верить
           не могут, что следовать за ней также не должны, т.к. все мероприятия ее,
           как продукт человеческого ума, рухнут.
           Разъяснял, что Соввласть, разрушая Божье, творит волю сатаны.

         — С кем вы вели переписку после освобождения из высылки?

         — Переписывался с Лавровым Димитрием, Кох Семеном и его женой...

         — Кого еще посещали в Одессе?

         — Раза два был у профессора Владимира Петровича Филатова. Он меня приглашал
           как человека с высшим образованием для беседы. Он меня спрашивал о сути
           некоторых вещей. Имел в виду получить от меня разъяснения, как религиозного
           человека, т.к. ему не могут его дать монахи, не имеющие образования.
           Я ему по этому вопросу говорил, что спиритизмом христиане заниматься
           не могут, так как это проявление злой силы.
           Филатов подарил мне шляпу, которая и послужила поворотом к тому, что он
           перестал меня принимать, так как ему кто-то сказал, что меня в Одессе
           кто-то увидел в его шляпе, и он может иметь неприятности в связи со мной.

         — Скажите причины ваших выездов в Вологду и на Кавказ?

         — В г.Вологда я выезжал с тем, чтобы там прожить некоторое время в г.Шуйск.
           В Шуйске я за отсутствием квартиры не мог остаться и остановился на квартире
           в с.Воинском у Дубова Ильи Ивановича.
           На Кавказ я выезжал только в Сухуми, где также имел в виду где-нибудь
           пристроиться.
           Выезжал в Сухуми в ноябре месяце 1933 года и в начале января 1934 года.
           В последний раз я там пробыл до марта 1934 года.

         — Что представляет собой круг ваших знакомых в Одессе и Тирасполе?

         — Меня познакомил с ним Димитрий Лавров, с ними я проводил беседы религиозного характера.

         — Какое у вас основное занятие?

         — Являясь последователем ИПЦ, я принял на себя подвиг странничества.
           На странничество я получил благословение от священника Ионы Атаманского.
           Средствами к существованию у меня были пожертвования от верующих и
           изредка частные работы у верующих по хозяйству. Работа же и служба
           на советских предприятиях является противной моей совести.

         — Какие вопросы вы предполагали рассмотреть на совещании у Иванова Владимира
           с участием митрополита Анатолия?
           Приблизительно в мае месяце 1934 года, по предложению Димитрия Лаврова,
           он и Иванов Владимир, и я должны были встретиться у Иванова и пригласить
           митрополита Анатолия. Мы там имели в виду обсудить создавшееся положение
           ИПЦ и выяснить у митрополита Анатолия, какие причины побудили подписаться
           его под декларацией митрополита Сергия и какой смысл был у него в этом
           поступке.
           Тут же предполагали обсудить вопрос, как относиться к митрополиту Антонию
           как к правящему архиерею.
           Других вопросов не намечали, т.к. это был первый шаг к обсуждению этих
           вопросов с участием митрополита...".

      Допрос обвиняемого был продолжен 31 января 1935г.:
       " — Кого из близких знакомых имеете в Тирасполе?

         — Близкие знакомые у меня в Тирасполе — Лавров Димитрий, священник, который
           является моим единомышленником — последователем истинно-православной церкви,
           и окружающие его почитатели — Елизавета Степановна Скольницкая, хозяйка
           квартиры, где жил Лавров. Кроме этих знаю по именам еще: Елену, Лена —
           племянница Лаврова, Маша, которые являются духовными сестрами.
           Приходит к Лаврову диакон собора. Фамилии его не знаю...
           Это те лица, которые приходят к Лаврову во время моих посещений его.
           При этих посещениях иногда служит Лавров панихиды, иногда читает акафисты,
           или же просто мы вели беседы духовного порядка".

         — Кого из близких знакомых вы имеете в Одессе?

         — ...При посещениях г.Одессы я навещал ряд лиц, проживающих в Одессе.
           Эти лица относятся к числу последователей истинно-православной церкви.
           Называть персонально этих лиц я сейчас не буду, не хочу никого предавать...

         — Какие вы проводили разговоры с последователями ИПЦ при посещениях Одессы?

         — Приходилось вести разговоры религиозного характера в разрезе учений ИПЦ...

         — Какое у вас отношение к Соввласти?

         — По моему убеждению, Соввласть послана Богом в наказание человечеству,
           поэтому я, как и всякий христианин, не должен радоваться существованию
           Соввласти, а наоборот это является скорбью. Советская власть существовать
           не будет.

         — Кого из родственников и знакомых имеете в Москве?

         — В Москве проживает моя тетка Елизавета Алексеевна, ее сын Владимир
           Александрович, который работает профессором консерватории по классу
           фортепиано. Знакомых по Москве называть не буду.

         — По вашим показаниям, Вы нигде не работаете. Какие у Вас средства к существованию?

         — Когда я был в ссылке, мне мои знакомые присылали деньги, в частности,
           присылал священник Димитрий Лавров.
           После освобождения из ссылки деньгами меня снабжают мои знакомые
           в гг.Сухуми, Одессе и Тирасполе. На эти средства я разъезжал в указанные
           мной на предыдущих допросах места".

      На допросе от 28 февраля 1935г., отвечая на вопрос о преследуемых целях
      в своей антисоветской агитации, Леонид Сальков ответил:
         "Я преследовал цель сохранить чистоту веры лично в себе и помочь другому
          путем соответствующих убеждений. Будучи не согласным с политикой Соввласти,
          основываясь на своих религиозных убеждениях, я и проводил борьбу
          с мероприятиями Соввласти.
          Я считаю, что социалистическое строительство ведет к нарушению чистоты
          истинного православия, поэтому я сам не только не мог принимать участия
          в нем, но и являюсь противником его, в частности, по этим мотивам,
          как я показывал, и даже считаю противным своей совести работать в советских
          предприятиях и учреждениях.
          К этому я также призывал и других путем соответствующих бесед с верующими".

      Из показаний о Леониде Салькове С.Я.Коха:
         "Знаю его лет 10. Встречал его в церкви, где служил Иона Атаманский.
          По словам Салькова, у него имеется брат младший в Москве или в г.Таганроге,
          двоюродная сестра в Крыму. Посещая г.Одессу, Сальков неоднократно выезжал
          в Крым, в Симферополь, Севастополь, на Кавказ в Сухуми, в Москву и Вологду.
          Знакомые в Одессе Салькова — семья Сычевских, Маркушевская Пелагея
          Михайловна, Магдебура Екатерина Георгиевна и Магдебура Алексей Антонович,
          Сергей Бершацкий. Знаю, что Сальков заходил к проживающему по ул.Преображенской
          Ивану Ивановичу и его жене — фамилию не знаю...
          Сальков в своих проповедях говорил о близкой кончине мира, о том,
          что советская власть послана верующим в наказание, что со стороны Соввласти
          идут сейчас притеснения и гонения на Церковь, что скоро будет такое
          положение, что все церкви закроют, после чего будет перемена Соввласти,
          а потом Церковь восторжествует.
          Припоминаю, что при посещении меня Сальковым Леонидом ко мне приходил
          Поспелов Федор Степанович...
          Все лица, о которых я говорил, являются церковными знакомыми и в данном
          случае все они были объединены общими интересами ИПЦ.
          Леонид Сальков был руководителем и воспитателем данной группы.
          Насколько мне известно, Сальков сана священнослужителя не имеет, однако
          его почитают как духовного отца, и некоторые лица (Сергей Бершицкий)
          считают его просто учителем.
          Леонид Сальков по примеру священнослужителей благословлял своих почитателей
          и ему при благословении его почитатели целовали руки...
          Организатором группы ИПЦ является Л.Сальков, который и вербовал сам
          лично разных лиц в эту группу...
          я предоставлял свою квартиру для проведения бесед Салькова,
          для устраивания нелегальных собраний. Сальков говорил, что
          Церковь отступила от православия, и обвинил в этом митрополита Сергия.
          Говорил, что митрополит Сергий издал неправильную декларацию.
          Говорил, что сказав на конференции, что притеснения религии в СССР нет,
          митрополит Сергий предал и нас верующих, и Церковь".

      Из протокола допроса о.Георгия Балухатина от 25.01.1934г.:

       "— Что Вы знаете о Леониде Салькове?

        — Леонид Сальков является единомышленником-последователем ИПЦ.
          К нему я приезжал, чтобы от него как человека образованного получить
          наставления и послушать его беседы в отношении ИПЦ, т.к. я стремился
          к сохранению чистоты православия в современных условиях.

        — Сальков не имеет сана священнослужителя и монаха. Кем же он для вас является?

        — Хорошим духовным наставником.

        — Наставником у вас является также митрополит. Почему вы обращаетесь
          к Салькову?

        — С Сальковым Леонидом я знаком лет 8–10, и когда в Одессе не было митрополита,
          Сальков для нас являлся прямым наставником и руководителем.
          После того, когда появился митрополит, и мы вошли в его подчинение,
          как и учил нас Сальков, из подчинения митрополита, в данном случае
          митрополита Анатолия, мы не выходили и в то же время за наставлением
          об ИПЦ обращались к Салькову Леониду".

      Из протокола допроса о.Владимира Иванова:

       "— Что вы можете сказать о Салькове?

        — Меня познакомил с ним Лавров. С Сальковым я говорил о высоте жизни и
          стойкости первых христиан. Он мне рассказывал также о ИПЦ...

        — По каким вопросам вы с Сальковым решили пригласить митрополита Анатолия?

        — По предложению Лаврова, я с ним и с Сальковым решили пригласить митрополита
          Анатолия для того, чтобы обсудить вопрос сохранения чистоты ИПЦ...
          в связи с нарушением канонических правил митрополитом Сергием...

        — Кем, по-вашему, является Сальков?

        — Миссионером".

      Из протокола допроса Федора Поспелова:

       "— При моем посещении квартиры Кох я познакомился с Сальковым и священником
          Владимиром Здетовитским. Я помню, что Сальков осуждал обновленчество.

        — Являлся ли Сальков священнослужителем?

        — Не знаю. Лично я его как духовное лицо не признаю. Его почитатели считают его
          духовным лицом, в частности, благословляет он их, как духовное лицо,
          с целованием ему руки.

        — Кем, по Вашему, является Сальков?

        — Миссионером".

      Было составлено обвинительное заключение:
         "... По поступившим сведениям, в Одессе существует группа
          ... контрреволюционной организации ИПЦ, созданной прибывшим в 1934г.
          из концлагеря бывшим помещиком и бывшим белым офицером Сальковым.
          К этой группе принадлежали попы Иванов Владимир, Балухатин Георгий,
          бывший секретарь тихоновского митрополита Поспелов Федор и служащий
          больницы Кох Семен...
          21 января участники этой группы были арестованы.
          Во время собраний под руководством Салькова проводилась контрреволюционная
          агитация, сводившаяся к тому, что Соввласть является властью антихриста,
          посланной народу в наказание, и что верующим необходимо бороться с ней...
          Обвиняемый Сальков показал, что он является организатором и руководителем
          Одесской группы, которую он создал в 1934г., будучи освобожден из концлагеря.
          Из состава группы Сальков назвал Коха, Поспелова, Иванова, Балухатина и др.
          Показал о нелегальных собраниях...
          По показаниям Салькова, "Истинно-православные" не должны признавать Соввласти
          и ее органов, а также не работать в Совучреждениях.
          Сальков призывал членов своей группы разъяснять верующим это положение...
          Сальков, по освобождению из концлагеря, где он отбывал наказание,
          как один из руководителей к.р. организации "ИПЦ" проживал на нелегальном
          положении, не имея паспорта, разъезжал по разным городам: Одесса, Тирасполь,
          Москва, Вологда, бывал в Крыму и на Кавказе, останавливаясь у своих
          единомышленников.
          О своих иногородних связях Сальков отказался давать показания".

      Согласно Заключительному постановлению по обвинению Салькова Леонида,
      Иванова Владимира, Балухатина Георгия, Поспелова Федора и Коха Семена
      от 29 марта 1935 года было принято решение направить дело в Особое Совещание
      при НКВД СССР с ходатайством о заключении в концлагерь сроком на 5 лет:
      Салькова Л.В., Иванова В.И. и Балухатина Г.И.
      Обвиняемых Поспелова Ф.С. и Коха С.Я. выслать в Северный край сроком на 3 года.
      Все обвиняемые, кроме Коха, на момент вынесения постановления о передаче дела
      в Особое Совещание находились в 4 Спецкорпусе Промколонии.
      10 апреля 1935г. прокурор г.Одессы с обвинительным заключением согласился,
      но предложил ослабить меру наказания и применить "высылку в отдаленные
      местности СССР сроком на три года каждого".

      Дело было отправлено в Киев, и 28 апреля 1935 года Оперуполномоченным 4 Отдела
      СПО УГБ НКВД УССР было найдено, что:
       "а) материалами следствия преступная деятельность обвиняемых, выразившаяся
           в участии в нелегальной к.р. организации "ИПЦ", организованной и
           руководимой обвиняемым Сальковым, ведение а/с агитации и использование
           в этих целях религиозных предрассудков масс — доказана;...
        в) на основании Постановления ЦИКа СССР от 10 июля 1934г. дело по своему
           характеру подлежит рассмотрению в Особом Совещании при НКВД СССР".
        Киев ходатайствует о заключении в концлагерь сроком на 5 лет — Салькова Л.В.,
        о заключении в концлагерь сроком на 3 года — Балухатина Г.И. и Иванова В.И.,
        а также о высылке в отдаленные местности сроком на 3 года — Поспелова Ф.И.
        и Коха С.Я.
      Согласно выписке из протокола Особого Совещания при НКВД СССР от 13 сентября
      1935г. за "участие в контрреволюционной группе" обвиняемые по данному делу были
      приговорены:
       Сальков Л.В. — к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет, считая срок с 5 января 1935 года;
       Иванов В.И. — к заключению в ИТЛ сроком на 3 года, считая срок с 21 января 1935 года;
       Балухатин Г.И. — к заключению в ИТЛ сроком на 3 года, считая срок с 19 января 1935 года;
       Поспелов Ф.С. — к ссылке в Казахстан сроком на 3 года, считая срок с 21 января 1935 года;
       Кох С.Я. — к ссылке в Казахстан сроком на 3 года, считая срок со дня вынесения настоящего постановления.[22]
    Места заключения
      Одесса, Промколония, 4-й Спецкорпус 
      Год начала 1935 
      Год окончания 1935 
      Месяц окончания 9 
      После приговора Леонид Васильевич Сальков и священник Георгий Балухатин были
      отправлены в г.Караганду в распоряжение начальника Карлага НКВД,
      о.Владимир Иванов — в г.Медвежьегорск в распоряжение начальника Белбалтлага,
      о.Федор Поспелов и С.Я.Кох — были отправлены этапом в г.Алма-Ата в распоряжение
      УНКВД КазССР
      Казахстан, Карагандинская о., Карлаг НКВД 
      Год начала 1935 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1937 
      День окончания 18 
      Месяц окончания 11 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ