Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Москва, храм сщмч.Климента, Папы Римского на Пятницкой ул. архидиакон Год начала1929 Год окончания1933
После закрытия Донского монастыря архидиакон Питирим перешел служить в храме
сщмч.Климента, Папы Римского на Пятницкой ул.
В храме сщмч.Климента на тот момент служили: настоятель, протоиерей Михаил Голунов,
а также бывший насельник Донского монастыря архимандрит Евстратий (Шевкун).
Там пел любительский хор Свято-Данилова монастыря, члены которого относились
к т.н. Даниловской группе "непоминающих".
Иван Сарычев (впоследствии известный архимандрит Даниил, насельник
Донского монастыря) помогал протоиерею Михаилу Голунову формировать собственный приходской
хор: собирали молодежь, устраивали спевки.
В этой деятельности участвовал и архидиакон Питирим
Москва Год ареста1933 День ареста22 Месяц ареста4
Арестован в Светлую Субботу вместе с настоятелем храма сщмч.Климента протоиереем
Михаилом Голуновым, его сыном Андреем, регентом Иваном Сергеевичем Сарычевым и
другими членами церковного хора и заключен в Бутырскую тюрьму.
При обыске у него было изъято: "Кашне, кошелек, подтяжки, крест с цепочкой, а также 89 руб. 90 коп."
При аресте он показал: "15 лет болею катар желудка, кишок и горла"
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 27/05/1933 Статьяст.582 УК РСФСР Приговорскончался в тюрьме до вынесения приговора
ЦА ФСБ Д.Р-37154.
Из материалов следственного дела: "...Вокруг Климентовской церкви вновь возникла из остатков разгромленной в Москве контрреволюционной церковно-монархической организации "ИПЦ" контрреволюционная группировка, возглавляемая попом Голуновым и монахом Брагинцем. Участники группировки вели систематическую антисоветскую агитацию монархического характера, в частности, используя в этих целях церковные проповеди, создавали кадры антисоветского актива церковников из молодежи и устраивали нелегальные антисоветские собрания с обсуждением на них в контрреволюционном духе политики Советской власти".
Архидиакон Питирим был допрошен два раза: 23 апреля (на Антипасху) и 24 апреля 1933г.
Отказался сотрудничать с Советской властью (выступать по радио, петь советские
песни), был подвернут пыткам.
Под пытками архидиакон Питирим признал себя виновным.
7 мая 1933г. было принято "Обвинительное заключение" по делу, в котором говорилось,
что "виновность обвиняемых по ст.582 была доказана".
Дело передали на рассмотрение Особого Совещание при Коллегии ОГПУ СССР.
Архидиакон Питирим скончался 12 мая 1933г. в Бутырской тюрьме до вынесения приговора.
Заседание Особого Совещания состоялось 27 мая 1933г.
Из протокола ОСО от 27 мая 1933г.: "СЛУШАЛИ: Дело N 2036 по обвинению гр. Голунова Михаила Фокиевича, Брагинца Петра (Питирима) Ивановича и др. в числе 6 человек по ст.582 УК РСФСР. ПОСТАНОВИЛИ: 1. ГОЛУНОВА Михаила Фокиевича 2. ГОЛУНОВА Андрея Михайловича ВЫСЛАТЬ через ПП ОГПУ в Северный край сроком на ТРИ года, считая срок с 22 апреля 1933г. 3. САРЫЧЕВУ Ивану Сергеевичу 4. ГОРЬКОВОЙ Марии Александровне 5. АРХИЕРЕЕВУ Павлу Степановичу зачесть в наказание срок предварительного заключения, из-под стражи их освободить. 6. БРАГИНЦА Петра (Питирима) Ивановича ПРЕКРАТИТЬ"
Москва, Бутырский изолятор Год начала1933 День начала22 Месяц начала4 Год окончания1933 День окончания12 Месяц окончания5
Племянница архидиакон Питирима Нина Петровна Губская впоследствии рассказывала,
что в Бутырском изоляторе о.Питирима посетил младший брат Василий.
В 1950-е годы Василий рассказал ей: "Власти, зная о музыкальных дарованиях о.Питирима, принуждали его сотрудничать с Советской властью выступать по радио, петь советские песни. Они хотели, чтобы он своим талантом прославлял социалистический строй. Ему говорили: "Спой Интернационал, и мы тебя отпустим". Отец Питирим не соглашался".
Василий Иванович свидетельствовал: "В тюрьме брата пытали. Его ставили в особую узкую кабинку, где невозможно было ни сесть, ни поменять положение тела. На голову непрерывно капала вода, от которой невозможно было уклониться. Эту пытку придумали еще в Древнем Китае, и она считалась одной из самых изощренных... Каждая новая капля была сравнима с ударом молота по голове. Человек в конце концов цепенел и терял сознание. В зависимости от продолжительности пытки жертва, как правило, сходила с ума или умирала".
Василий Иванович рассказывал: "От нравственных и физических страданий брат за короткое время поседел стал белым, как лунь"