Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Орловская епархия епископ Орловский Год начала1927 День начала16 Месяц начала9 Год окончания1931 Месяц окончания4
В апреле 1931г. уволен на покой по причине трудности жизни и служения в Орле
Орловская губ. Год ареста1932 День ареста27 Месяц ареста7 Обвинение при аресте"руководство Орловским отделением контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители церкви""
По данным [4] арестован 27.02.1932г.
Вместе с епископом Николаем было арестовано и проходило по делу 127 человек.
Епископа обвиняли в том, что он, при содействии 5 человек орловского духовенства
"явился руководителем и организатором контрреволюционной церковно-монастырской
организации "Ревнители Церкви", направлял контрреволюционную деятельность на
борьбу против Сов.власти и колхозного строительства. Для пополнения рядов
контрреволюционеров организовал два подпольных монастыря, проводил пострижение в
монашество, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 5810, 5811 УК РСФСР".
На допросах в ГПУ Владыка дал такие показания: "Антисоветская деятельность моя
была проявлена при индивидуальном моем разговоре среди духовенства и мирян в
следующем виде: я принимал у себя и оказывал приют репрессированным Сов.властью
за антисоветскую деятельность. Так, по приказу высланному в г.Орел ... Назарию
предоставил квартиру и материальную помощь. Я пересылал деньги через близких
родственников находящимся в ссылке ... архимандриту Пантелеимону и Льву Адамову.
Оказывая материальную помощь, я считал их страдальцами за веру, укреплял их
морально, укреплял их способность бороться за дело религии. Из мест заключения
духовенства я получал известия об их жизни и в свою очередь сообщал о своей. Как
я уже показал ранее, я болел душой за закрытие Сов.властью монастырей... Моими
единомышленниками были игумен Алексий и игумен бывшего мужского Орловского
монастыря Ипполит Носик, которые стремились организовать вокруг церкви монашество
и пополнить монашество глубоко верующими людьми, стремящимися послужить религии.
Я стремление их поддерживал. Подбирали для этого подходящих, и я благословлял
игумена Ипполита на постриг их в монашество. Всего с моего разрешения постриглось
до 20-ти человек. Таким путем мы пополняли монашество новыми свежими кадрами. И
вопреки запрещениям Сов.власти организовывали монашество вокруг церкви, по сути
создали монастыри. Для более успешного объединения вокруг церкви религиозных
крестьян практиковали постриги схимниц, которых имеется в Орле несколько. Они
своим схимничеством известны далеко за пределами Орловского района. К ним на
поклон приходили крестьяне из других селений. Приходившие крестьяне задавали
всевозможные вопросы, в том числе и о колхозном строительстве. Помню случай, и
меня спрашивали вступать в колхозы? Я на это отвечал, что это дело безбожия,
я могу давать ответы на вопросы, связанные с религией. Мой ответ, конечно, не
мог удовлетворить спрашивающего. Но, в то же время, в колхозы ходить не следует,
как в безбожную организацию. С духовенством г.Орла я иногда беседовал о плохой
нашей жизни при Сов. власти, что я и переживал с наложением на меня больших
налогов, что частично и послужило моим уходом на покой"
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 07/12/1932 Обвинение"руководитель и организатор контрреволюционных групп церковно-монархической организации "Ревнители Церкви" в Орле, направлял их деятельность на борьбу против Соввласти и колхозного строительства, организовал 2 подпольных монастыря" Статьяст.5810.ч.2, 5811 УК РСФСР Приговор5 лет концлагерей Групповое дело"дело "Ревнителей церкви". 1932г."
По данным [8] обвинялся по статье 5810 УК РСФСР.
По данным [4] был осужден в ноябре 1932г.
Центрально-Черноземная о., Вологда (?), изолятор при ПП ОГПУ Год начала1932 Месяц начала7 Год окончания1932
Во время предварительного заключения содержался в изоляторе.
По данным [4] после приговора содержался в Вологодской тюрьме. Затем находился
в ссылках Воронеж Год окончания1933 Мордовия, г.Темников Год начала1933
По данным [8] пересылка из Воронежа в Мордовию приходится на март-апрель 1933г. Чувашия, г.Алатырь Нижегородская о., г.Саров Год окончания1937
Через четыре месяца после вынесения приговора Владыку из Воронежа отправили в
Мордовию в г.Темников, оттуда в Чувашию в г.Алатырь и, наконец, в Саров.
В течение пяти лет пребывания епископа Николая в лагерях ему помогала его
духовная дочь Вера Афанасьевна Фамушкина, хорошо знакомая ему по Орлу. Она
приезжала в те пункты, в которые этапировали Владыку, находила там верующих
людей, которые помогали кто чем мог в эти голодные годы, собирала милостыню и
передавала Владыке передачи, с которыми он делился с другими заключенными.
Вера Афанасьевна впоследствии приняла монашеский постриг с именем Варвара, а
перед кончиной схиму. Скончалась 30 июня 1974г. в Киеве, в Покровском монастыре.
О Сарове, где он пробыл довольно долго, Владыка рассказывал: "После закрытия и
разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь,
в который я и попал. Когда я переступил порог этой святой обители, сердце мое
исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать. "Вот и привел
меня Господь в Саровскую пустынь, думал я, к преподобному Серафиму, к которому
в течение моей жизни неоднократно обращался я с горячей молитвой". Я перецеловал
в монастыре все решеточки и все окошечки. В те времена была еще цела келья
преподобного Серафима. В этом лагере было много лиц духовного звания. Вере
Афанасьевне каким-то образом удалось передать нам кагор и просфоры. Они были
испечены в виде обыкновенных булочек довольно темного цвета. И на этом приношении
в лагере мы тайно совершали Божественную Литургию. Антиминс нам тоже достала и
передала Вера Афанасьевна. Я все то время, что пребывал в Сарове, так и считал,
что нахожусь на послушании у преподобного Серафима, по молитвам которого Господь
посылает нам такое утешение, что мы можем служить в заключении Литургию и
причащаться Святых Христовых Таин. И не только я, но и все мои солагерники так
же считали, что Господь даровал нам большую духовную радость быть в послушании
у преподобного Серафима в Саровской пустыни"