Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX КтоРукоположил Александр (Головин), епископ Старицкий Дела oep.30 => oep.30 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
7
    Служение
      Орловская епархия 
      епископ Орловский 
      Год начала 1927 
      День начала 16 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1931 
      Месяц окончания 4 
      В апреле 1931г. уволен на покой по причине трудности жизни и служения в Орле
    Аресты
      Орловская губ. 
      Год ареста 1932 
      День ареста 27 
      Месяц ареста 7 
      Обвинение при аресте "руководство Орловским отделением контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители церкви"" 
      По данным [4] арестован 27.02.1932г.
      Вместе с епископом Николаем было арестовано и проходило по делу 127 человек.
      Епископа обвиняли в том, что он, при содействии 5 человек орловского духовенства
      "явился руководителем и организатором контрреволюционной церковно-монастырской
      организации "Ревнители Церкви", направлял контрреволюционную деятельность на
      борьбу против Сов.власти и колхозного строительства. Для пополнения рядов
      контрреволюционеров организовал два подпольных монастыря, проводил пострижение в
      монашество, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР".
      На допросах в ГПУ Владыка дал такие показания: "Антисоветская деятельность моя
      была проявлена при индивидуальном моем разговоре среди духовенства и мирян в
      следующем виде: я принимал у себя и оказывал приют репрессированным Сов.властью
      за антисоветскую деятельность. Так, по приказу высланному в г.Орел ... Назарию
      предоставил квартиру и материальную помощь. Я пересылал деньги через близких
      родственников находящимся в ссылке ... архимандриту Пантелеимону и Льву Адамову.
      Оказывая материальную помощь, я считал их страдальцами за веру, укреплял их
      морально, укреплял их способность бороться за дело религии. Из мест заключения
      духовенства я получал известия об их жизни и в свою очередь сообщал о своей. Как
      я уже показал ранее, я болел душой за закрытие Сов.властью монастырей... Моими
      единомышленниками были игумен Алексий и игумен бывшего мужского Орловского
      монастыря Ипполит Носик, которые стремились организовать вокруг церкви монашество
      и пополнить монашество глубоко верующими людьми, стремящимися послужить религии.
      Я стремление их поддерживал. Подбирали для этого подходящих, и я благословлял
      игумена Ипполита на постриг их в монашество. Всего с моего разрешения постриглось
      до 20-ти человек. Таким путем мы пополняли монашество новыми свежими кадрами. И
      вопреки запрещениям Сов.власти организовывали монашество вокруг церкви, по сути
      создали монастыри. Для более успешного объединения вокруг церкви религиозных
      крестьян практиковали постриги схимниц, которых имеется в Орле несколько. Они
      своим схимничеством известны далеко за пределами Орловского района. К ним на
      поклон приходили крестьяне из других селений. Приходившие крестьяне задавали
      всевозможные вопросы, в том числе и о колхозном строительстве. Помню случай, и
      меня спрашивали — вступать в колхозы? Я на это отвечал, что это дело безбожия,
      я могу давать ответы на вопросы, связанные с религией. Мой ответ, конечно, не
      мог удовлетворить спрашивающего. Но, в то же время, в колхозы ходить не следует,
      как в безбожную организацию. С духовенством г.Орла я иногда беседовал о плохой
      нашей жизни при Сов. власти, что я и переживал с наложением на меня больших
      налогов, что частично и послужило моим уходом на покой"
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      07 /12 /1932 
      Обвинение "руководитель и организатор контрреволюционных групп церковно-монархической организации "Ревнители Церкви" в Орле, направлял их деятельность на борьбу против Соввласти и колхозного строительства, организовал 2 подпольных монастыря" 
      Статья ст.58–10.ч.2, 58–11 УК РСФСР 
      Приговор  5 лет концлагерей 
      Групповое дело "дело "Ревнителей церкви". 1932г." 
      По данным [8] обвинялся по статье 58–10 УК РСФСР.
      По данным [4] был осужден в ноябре 1932г.
    Места заключения
      Центрально-Черноземная о., Вологда (?), изолятор при ПП ОГПУ 
      Год начала 1932 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1932 
      Во время предварительного заключения содержался в изоляторе.
      По данным [4] после приговора содержался в Вологодской тюрьме. Затем находился
      в ссылках
      Воронеж 
      Год окончания 1933 
      Мордовия, г.Темников 
      Год начала 1933 
      По данным [8] пересылка из Воронежа в Мордовию приходится на март-апрель 1933г.
      Чувашия, г.Алатырь 
      Нижегородская о., г.Саров 
      Год окончания 1937 
      Через четыре месяца после вынесения приговора Владыку из Воронежа отправили в
      Мордовию в г.Темников, оттуда в Чувашию в г.Алатырь и, наконец, в Саров.
      В течение пяти лет пребывания епископа Николая в лагерях ему помогала его
      духовная дочь Вера Афанасьевна Фамушкина, хорошо знакомая ему по Орлу. Она
      приезжала в те пункты, в которые этапировали Владыку, находила там верующих
      людей, которые помогали кто чем мог в эти голодные годы, собирала милостыню и
      передавала Владыке передачи, с которыми он делился с другими заключенными.
      Вера Афанасьевна впоследствии приняла монашеский постриг с именем Варвара, а
      перед кончиной схиму. Скончалась 30 июня 1974г. в Киеве, в Покровском монастыре.
      О Сарове, где он пробыл довольно долго, Владыка рассказывал: "После закрытия и
      разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь,
      в который я и попал. Когда я переступил порог этой святой обители, сердце мое
      исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать. "Вот и привел
      меня Господь в Саровскую пустынь, — думал я, — к преподобному Серафиму, к которому
      в течение моей жизни неоднократно обращался я с горячей молитвой". Я перецеловал
      в монастыре все решеточки и все окошечки. В те времена была еще цела келья
      преподобного Серафима. В этом лагере было много лиц духовного звания. Вере
      Афанасьевне каким-то образом удалось передать нам кагор и просфоры. Они были
      испечены в виде обыкновенных булочек довольно темного цвета. И на этом приношении
      в лагере мы тайно совершали Божественную Литургию. Антиминс нам тоже достала и
      передала Вера Афанасьевна. Я все то время, что пребывал в Сарове, так и считал,
      что нахожусь на послушании у преподобного Серафима, по молитвам которого Господь
      посылает нам такое утешение, что мы можем служить в заключении Литургию и
      причащаться Святых Христовых Таин. И не только я, но и все мои солагерники так
      же считали, что Господь даровал нам большую духовную радость — быть в послушании
      у преподобного Серафима в Саровской пустыни"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ