Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДатаПамятиНовСт 01.01
Дела or5.217
    Амфилохий (Головатюк Яков Варнавович) 
    Год рождения 1894 
    День рождения 27 
    Месяц рождения 11 
    Место рождения Волынская губ. (Украина, Тернопольская о., Кременецкий (Шумский) р.), с.Малая Иловица 
    схиигумен 
    Родился в многодетной семье благочестивых крестьян Варнавы и Анны Головатюков.
    При крещении получил имя Иаков в честь мученика Иакова Персиянина.
    Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову.
    С раннего детства Иаков, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие
    своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя
    все самое доброе и святое.
    Варнаве, отцу десятерых детей, приходилось браться за любую работу, он делал
    колеса, колодки, сани, обращались к нему за помощью и больные
    крестьяне, как к хорошему костоправу. Будучи юношей, Иаков не раз помогал отцу
    "удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости".
    Природная сила и приобретенные в юности навыки ему пригодились в дальнейшей жизни.
    В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию.
    Во время Первой Мировой войны он служил в 165 стрелковом полку в городе Луцке,
    затем вместе с полком направлен в город Томск. В санчасти в Сибири
    он исполнял обязанности фельдшера. Затем был отправлен на фронт, на передовую,
    где лицом к лицу встретился с жизнью и смертью, где лучшие друзья погибали в
    бою. Во время боевых действий он помогал выносить раненых товарищей с поля боя.
    В 1916г. попал в плен, был отправлен немцами в Альпы, где три года работал у
    австрийского фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской
    покорностью, Иаков заслужил доверие и любовь своего хозяина.
    Но юноша, тоскуя по родному краю, в 1919 году осуществил побег из плена.
    С помощью добрых людей он перешел границу и возвратился в родное село
    Фотографии[1] [2] [3] [4] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1919-1925гг.] [1925-1932гг.] [1932-1963гг.] [1963-1964гг.] [1964-1971гг.]
      Места проживания
        Волынская губ. (Тернопольская о., Шумский р.), с.Малая Иловица 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1925 
        С 1919г. жил вместе с родителями и помогал им в тяжелом крестьянском труде.
        В 1925г. поступил в Почаевскую Лавру
      Служение
        Тернопольская о., Свято-Успенская Почаевская Лавра 
        Должность послушник 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1932 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 7 
        Достойно, с трудолюбием и смирением, проходил все монастырские послушания.
        Он исполнял различные работы и послушания в Лавре, — делал сани, колеса,
        пел на клиросе.
        Особым вниманием пользовался у него лаврский сад: многие деревья,
        в том числе и фруктовые, которые и теперь можно видеть в святой ограде —
        посажены батюшкой.
        Исполняя различные работы и послушания в Лавре, он лечил больных, был костоправом.
        С первых дней своей жизни в монастыре стал строгим постником.
        Проводя дни и ночи в труде и молитве, он возрастал духом
      Образование
        Почаевская иноческо-богословская школа 
        Окончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской Лавре
      Рукоположение
        монах 
        Иосиф 
        1932 
        День 8 
        Месяц 7 
        Место Тернопольская о., Свято-Успенская Почаевская Лавра 
        Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года благословением блаженнейшего
        Дионисия, митрополита Варшавского и всей Польши, послушник Яков Головатюк
        был пострижен в монашество с именем Иосиф
        иеродиакон 
        1933 
        День 21 
        Месяц 9 
        Место Свято-Успенская Почаевская Лавра 
        Кто рукоположил епископ Антоний (Марценко) 
        иеромонах 
        1936 
        День 27 
        Месяц 9 
        Место Тернопольская о. (Польша до 1939г.), Свято-Успенская Почаевская Лавра 
        игумен 
        1953 
        День 25 
        Месяц 2 
        Место Тернопольская о., Свято-Успенская Почаевская Лавра 
      Служение
        Тернопольская о. (Польша, Волынская губ. до 1939г.), Свято-Успенская Почаевская Лавра 
        монах, иеродиакон, иеромонах, игумен 
        Должность помощник эконома (с 03.10.1941), помощник блюстителя Стопы Божией Матери (10.05.1951–1952), садовод (с 18.07.1952), при свечном ящике (04.05.1954–24.11.1955), на клиросе (24.11.1955–1957) 
        Год начала 1932 
        День начала 8 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1962 
        Месяц окончания 9 
        В его послужном списке значится:
          21 сентября 1933 года рукоположен епископом Антонием во иеродиакона;
          27 сентября 1936 года рукоположен епископом Дионисием во иеромонаха;
          1 июля 1941 года награжден набедренником;
          3 октября 1941 года назначен помощником эконома;
          26 октября 1941 года награжден наперсным крестом;
          10 мая 1951 года назначен помощником блюстителя Стопы Божией Матери;
          18 июля 1952 года назначен садоводом лаврского сада с освобождением
          от прежнего послушания;
          24 февраля 1953 года возведен в сан игумена;
          4 мая 1954 года назначен на послушание при свечном ящике;
          24 ноября 1955 года освобожден от прежнего послушания и назначен на клиросное;
          6 апреля 1957 года освобожден от клиросного послушания и назначен духовником
          богомольцев и награжден палицею;
          25 января 1959 года назначен продавцом свеч в храмах Лавры;
          с 1959 по 1962 год исполнял послушание духовника и др.;
          награжден грамотой.
        Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных —
        особенно прославился как костоправ.
        Чтобы не создавать неудобство для братии и чтобы удобнее было принимать
        больных, благословением наместника Лавры он поселился в домике у ворот на
        монашеском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати
        лет. Он воспринял это как великую милость Божию, позволившую ему вести в уединении
        жизнь, исполненную тайных духовных подвигов.
        Очень быстро по всей Волыни пронеслась слава об отце Иосифе как о строгом
        подвижнике и искусном костоправе и лекаре.
        К Почаевской Лавре потянулись крестьянские повозки с больными не только из Волыни,
        но и из Буковины, Бессарабии и Галиции.
        Вскоре отец Иосиф, по неотступным просьбам приходящих, начал молиться об
        исцелении тяжелых и неисцелимых недугов, и Бог посылал исцеления.
        По молитвам отца Иосифа исцелялись многолетние неисцелимые калеки, глухие и
        слепые.
        Сам о.Иосиф всячески сдерживал распространяющуюся славу о своих чудесах:
             "Бог за ваше усердие к Почаевским святыням и за ваши слезные молитвы
              послал вам исцеление, а я, грешный человек, даже не дерзаю молиться ни
              о чем другом, как только о прощении моих грехов".
        Многие после беседы с батюшкой получали утешение в скорби и разрешение трудных
        жизненных проблем.
        Но особенно много людей стекалось к нему для исцеления от душевных недугов и
        избавления от злых духов.
        Во время Великой Отечественной войны отец Иосиф безбоязненно проповедовал о
        скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность
        Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в
        предательстве веры предков.
        В конце войны, в одну из весенних ночей, после отступления немцев, в Почаев
        прибыл карательный отряд бандеровцев, чтобы расстрелять отца Иосифа.
        Но крестьяне дали знать об этом в Лавру.
        Бандеровцы ворвались на монашеское кладбище в домик к старцу и объявили о
        расстреле, но о.Иринарх и вся братия, рискуя жизнью, укрыли его и, по милости
        Божией, спасли от напрасной смерти.
        После этого из домика на монастырском кладбище о.Иосифа перевели в Лавру.
        Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и
        тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены,
        и, по мнению врачей, неизлечимы.
        Особый дар имел батюшка — изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых
        дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так, что
        часто проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей.
        Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая
        страждущим и снисходя немощным.
        Почти все жители Почаева в разные периоды своей жизни, — в детстве, юности
        или старости, были пациентами о.Иосифа.
        Целый день проводя на послушаниях и с людьми, о.Иосиф молился ночью.
        Отец Иосиф возлюбил смирение и, бегая суетной человеческой славы,
        всячески старался скрывать свои добродетели.
        Когда начали усиливаться гонения на Церковь, отец Иосиф мужественно обличал
        безбожие и утверждал колеблющихся в православной вере.
        Многие, даже неверующие люди, после встречи с о. Иосифом глубоко меняли свои
        взгляды, многие высокопоставленные советские чиновники после исцеления по
        молитвам старца своих близких, стали благочестивыми христианами.
        Тысячи людей после общения со старцем пришли к вере.
        Во времена хрущевских гонений на Церковь, власти планировали Лавру превратить
        в музей атеизма, а насельникам предлагалось покинуть территорию.
        За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль,
        а потом и репрессии, высылки, тюрьмы.
        Осенью 1962 года Лавра была на грани административного закрытия.
        Местные власти приняли решение о закрытии Почаевской Лавры.
        Но ничто не сломило стойкости монахов, простых верующих и паломников, которые
        переносили все мужественно и спокойно, желая сами, если нужно, даже умереть
        за Лаврские Святыни. В храмах монастыря круглосуточно теплилась лампада и
        возносились молитвы.
        Первым решили закрыть для богослужений Троицкий собор, который своей
        византийской архитектурой и внутренним убранством был особенно ненавистен безбожникам.
        Отец Иосиф был одним из вдохновителей народного сопротивления закрытию Лавры и
        своими молитвами и трудами сыграл ключевую роль в защите Троицкого собора.
        Он круглосуточно служил в Троицком соборе акафисты и молебны над болящими,
        до утра служил акафисты, а с рассветом заставлял всех петь:
              "Слава Тебе, показавшему нам свет", "Пресвятая Дево"
        и другие песнопения и молитвы.
        По воспоминаниям очевидцев:
              "У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят,
               старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому
               наместнику Августину и призвал местных жителей защищать храм.
               Крестьяне, вооружившись жердями, устремились на милиционеров"
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1941 
        День 1 
        Месяц 7 
        наперсный крест 
        Год награждения 1941 
        День 26 
        Месяц 10 
        палица 
        Год награждения 1957 
        День 6 
        Месяц 4 
      Аресты
        Украина, Тернопольская о., Свято-Успенская Почаевская Лавра 
        Год ареста 1962 
        Месяц ареста 9 
        Своим мужеством и смелостью отец Иосиф отстоял Троицкий собор.
        Он знал, на что шел, и ожидал от мстительных и злопамятных богоборцев
        жестокого отмщения и знал, когда и как придут за ним, но ничего не
        предпринимал. Не более через неделю, в конце сентября 1962г., его арестовали
        и насильственно госпитализировали в психбольницу.
        Как это произошло, известно по воспоминаниям очевидцев и самого о.Иосифа.
        Привратник у ворот экономии, игумен Серафим рассказывал:
            "В конце сентября, когда я дежурил у ворот экономии, ко мне подошел
             отец Иосиф и сказал:
                "Открывай ворота. Сейчас "черный ворон" придет за Иосифом!",
             — и ушел в корпус через экономию. Я открыл в корпусные врата и стал
             ждать "черного ворона", но никто не приезжал, и я закрыл ворота,
             подумав, что старец пошутил.
             Прошло два часа. Вдруг подъехала милицейская машина — "черный ворон".
             Милиционеры потребовали пропустить машину во двор".
        Отец Иосиф был у себя в келии, когда благочинный игумен Владислав постучал в
        дверь и сотворил молитву Иисусову.
        Старец знал о своем аресте, знал, что за ним приедут сотрудники милиции и
        не впустил бы, но по молитве духовного брата открыл двери.
        Шесть человек накинулись на него, повалили на пол, связали руки и ноги,
        рот заткнули полотенцем и потащили с третьего этажа во двор к машине.
        Дышать было нечем (как он сам потом рассказывал): во рту кляп, ворот
        подрясника так сдавил горло, что минуты две — и задохнулся бы.
        В машине полотенце изо рта вынули и повезли связанного за Тернополь в
        город Буданов (более чем сто километров от Почаева) в областную психиатрическую
        больницу
      Места заключения
        Украина, Тернопольская о., г.Буданов, районная психиатрическая больница 
        Год начала 1962 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1963 
        В психбольнице его постригли и побрили.
        Потом велели снять крест, но он отказался. Тогда санитары сами сорвали
        с него крест и ночью, раздетого, повели в палату для самых буйных душевнобольных.
        Палата освещалась слабой электролампочкой. Сорок человек (все нагие)
        спали, когда старец вошел. Как рассказывал потом старец:
             "Сонные бесы говорили в них: "Зачем ты сюда пришел?
              Здесь не монастырь!" Я им ответил: "Вы сами меня сюда привели".
        Каждый день ему вводили лекарство, от которого распухало все его тело и
        трескалась кожа.
        Но и в психбольнице о.Иосиф не оставлял молитвенного подвига.
        Духовные чада отца писали письма, просили освобождения старца.
        Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили, может ли
        он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате. Старец сказал, что
        через две недели вылечит всех больных и попросил привезти ему Св.Евангелие,
        крест и облачение, чтобы он мог отслужить Водосвятный молебен. В ответ услышал:
            "Нет, вы без молебнов лечите".
        Кроткий старец ответил:
            "Это — невозможно. Когда солдат идет в бой, ему дают оружие... Наше
             оружие на невидимого врага — святой крест, Св.Евангелие и святая вода".
        Отца Иосифа отвели в палату.
        Все, кто знал о. Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении;
        надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву.
        С большим трудом, благодаря заступничеству высокопоставленных людей,
        исцеленных по его молитвам, все же удалось освободить отца Иосифа.
        Вскоре он был освобожден из больницы врачом, верующей женщиной, устроившейся
        туда работать.
        По версии Натальи Малаховой, духовной дочери [Зв1] о.Иосифа, он был
        освобожден из психиатрической больницы одной влиятельной женщиной (дочерью
        Сталина — Светланой Аллилуевой, которую он излечил от душевной болезни; та
        представилась властям сестрой старца).
        Лавру удалось отстоять от закрытия, и она на долгие годы осталась единственной
        Лаврой Руси, которая никогда не закрывалась.
        После освобождения возвращаться в Лавру ему было запрещено, и он уехал в свое
        родное село Малая Иловица
      Служение
        Тернопольская о., Шумский р., с.Малая Иловица 
        игумен 
        Год начала 1963 
        Год окончания 1964 
        Месяц окончания 12 
        Он поселился у своего племянника и продолжал служить, совершая водосвятные
        молебны и исцеляя людей.
        Люди со всех уголков России ехали к старцу со своими проблемами, болезнями,
        горем, чтобы получить благословение, спасительное напутствие, а часто и
        исцеление.
        Бог дал о.Иосифу дар изгнания бесов, часто больные принимали благословенную
        батюшкой пищу и по его молитве получали исцеления.
        Отец Иосиф обладал даром прозорливости и знал дела и мысли людей.
        Он был знаменитым костоправом, люди приезжали к нему с травмами, и он
        без снимков безошибочно ставил диагноз.
        О.Иосиф обличал и не щадил безбожную власть, предсказывая ее скорое падение
        власти установили у домика, где он жил, круглосуточный милицейский пост
      Рукоположение
        схиигумен 
        Амфилохий 
        1964 
        День 6 
        Месяц 12 
        Место Тернопольская о., Свято-Успенская Почаевская Лавра 
        Безбожные местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село,
        настроили некоторых родственников против него. У отца Иосифа было девятнадцать
        племянников и племянниц. Как-то зимой, в начале декабря, один племянник,
        тракторист, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам, там столкнул
        с трактора на землю и, избив до потери сознания, бросил в воду и уехал.
        Отец Иосиф восемь часов пролежал в ледяной воде. Утром его нашли еле живого,
        он чудом не утонул.
        Его срочно увезли в Почаевскую Лавру и там в ту же ночь постригли в схиму с
        именем Амфилохий, в честь святителя Иконийского, память
        которого праздновалась Церковью в тот день (23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст.).
        Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил
        отца Иосифа на ноги, он выздоровел.
        Оставаться в Лавре без прописки было опасно, к тому же он не хотел подставлять
        под гнев властей Лавру. Приехали родственники, и отец Амфилохий уехал обратно
        в Иловицу
      Служение
        Тернопольская о., Шумский р., с.Малая Иловица 
        схиигумен 
        Год начала 1965 
        Год окончания 1971 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 1 
        Вернувшись в родное село, он поселился у своей племянницы.
        Во дворе дома он построил часовню, где служил водосвятные молебны
        с акафистами нараспев Спасителю и Божией Матери.
        И опять люди ехали к нему из Грузии, из Молдавии, из Москвы, из Средней
        Азии, и Дальнего Востока. В летний период старца ежедневно посещало более
        500 человек.
        После молебнов он всех усаживал за огромный стол, сооруженный во дворе для
        братской трапезы, после которой все пели церковные песнопения и духовные стихи.
        Имея прекрасный бархатный баритон, отец Амфилохий знал их множество, и все
        восхищались красотой его пения.
        Посвящая дни трудам, он целые ночи проводил в поклонах и слезной молитве.
        Отец Амфилохий учил, что корень безбожия — в ожесточении человеческих сердец,
        не способных вместить любовь Божию:
             "Грех, как сеть, опутывает сердце и злоба, как оковы, сковывает его.
              Злые люди убили праведного царя, злые люди глумятся над православным
              народом".
        Он говорил:
             "Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в православной стране,
              от православных родителей, в православной вере, — а многие народы не
              знают Православия. Как же нам надо благодарить Бога за эту Его милость
              к нам!".
        Старец предвидел свою кончину. Его неоднократно пытались отравить. Однажды
        он после молитвы перекрестил тарелку с предложенным ему супом, и она тотчас
        треснула. Не сказав ни слова и не глядя на хозяев, он тотчас ушел из их дома.
        За четыре месяца до своей кончины он со слезами сказал:
             "Ах, как страшно будет, когда застучит мерзлая земля по крышке гроба".
        При жизни святой прославился даром исцелений.
        Однажды он воскресил девочку, которая умерла в пути, когда мать везла её
        издалека к старцу.
        Представители власти запрещали людям посещать старца. Отменялись автобусы, но
        люди шли пешком. Как-то к старцу приехал первый секретарь Тернопольского обкома
        партии, привез единственного сына. У девятнадцатилетнего юноши на ноге была
        саркома, врачи оказались бессильны. Старец, осмотрев больного, попросил
        оставить юношу на две недели, предупредил, что лечить будет только молитвой.
        Секретарь обкома согласился, договорился о ночлеге для сына в ближайшем селении.
        По благословению старца юноша каждый день приходил на Водосвятный молебен,
        пил святую воду, вкушал освященную пищу. Спустя две недели саркома бесследно
        исчезла. Благодарный отец распорядился выделить маршрутный автобус
        Кременец — Малая Иловица.
        Старец, с детства любивший природу, сам сажал цветы и фруктовые деревья,
        послушницы помогали в работах на участке.
        У старца в Почаевской Лавре был духовник о.Полихроний.
        Однажды приехали к батюшке с сообщением, что духовник умирает, хотели везти его
        в Лавру. Он спокойно сказал:
             "Он меня вначале похоронит".
        Так и случилось, схиигумен Амфилохий умер первым
    Кончина
      1971 
      День 1 
      Месяц 1 
      Место Украина, Тернопольская о., Шумский р., с.Малая Иловица 
      Место захоронения Почаевская Лавра, Пещерная церковь-крипта прп.Иова Почаевского под Успенским собором 
      Старец предвидел свою кончину. Его неоднократно пытались отравить подосланные
      КГБ люди.
      По некоторым свидетельствам, он был отравлен пищей, которую приготовила кухарка,
      нанятая властями, позже она призналась в содеянном.
      1 января 1971г. старец умер в схиме с именем Амфилохий.
      Шел сильный снег. Односельчане прощались со своим дорогим старцем.
      Иеромонах Богдан служил заупокойную литию по новопреставленному.
      И только в девять часов вечера, поставив гроб на грузовую машину, выехали в
      Почаев. Снег не переставал.
      В три часа ночи машина с гробом подошла к Лавре, но в Святые ворота не могла
      проехать, трижды скатывалась вниз с горы — угодник Божий не хотел на машине
      проезжать через Святые ворота. Тогда подняли на плечи гроб подвижника и с
      пением "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" внесли
      в Святые ворота и через привратню в корпус. По коридору понесли в церковь
      Похвалы Пресвятой Богородицы.
      Послушницы привезли много восковых свечей из келий отца Иосифа; их возжигали
      на поставленных перед гробом великих подсвечниках и раздавали людям.
      Привезли фотографии старца; записчик отец Богдан раздавал их богомольцам.
      Множество людей прибыли в Лавру со всех концов Советского Союза, несмотря на
      новогодние праздники. Почта была завалена телеграммами с просьбами отложить
      похороны, так как люди не успевали приехать.
      Похоронили старца 4 января 1971г.
      Позднюю литургию в Похвальной церкви служил архимандрит Самуил.
      После литургии началось отпевание отца Иосифа. Священники-монахи вышли
      из алтаря ко гробу. Снег перестал, вышло солнце и играло, как на Пасху.
      А когда давали последнее целование, то у гроба исцелилась сломанная рука
      женщины. На отпевание в храме собралось много народу.
      Обычно покойных монахов на кладбище везут, но его гроб люди не спускали с рук:
      каждый хотел хоть немного пронести дорогого старца, провожая его в последний
      путь. Кони, запряжены в сани, ехали стороной, а гроб с телом всеми любимого
      старца Иосифа несли высоко над головами провожавших. Никого из монахов так не
      хоронили, хотя и среди них были глубоко уважаемые и почтенные отцы,
      но такому чудотворцу и исцелителю, каким был схиигумен Иосиф, люди хотели
      воздать достойную честь и тем выразить свою любовь к нему, любившему их и
      всю свою жизнь посвятившему служению Богу и ближним.
      Архимандрит Гермоген провозгласил надгробное слово. Гроб опустили в могилу,
      засыпая мерзлой землей (как и предсказывал старец). Могилу ему выкопали
      рядом с могилой отца Святополка, под кронами яблони, посаженной когда-то
      отцом Иосифом.
      И с тех пор, на протяжении более 30 лет не было дня, чтобы на могиле старца
      не горели свечи, не служили панихиды, не молились паломники.
      Все это время не прекращались чудесные исцеления на его могиле.
      3 апреля 2002 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял
      решение прославить в лике святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия.
      Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен митрополитом
      Киевским Владимиром вместе с 16 архиереями в воскресение 12 мая 2002 года в
      Успенском соборе Почаевской Лавры.
      Во время прославления святого в небе над Лаврой появились созданные из облаков
      два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом — один
      большой крест и рядом — чуть поменьше. Паломники говорили: "Ну вот, теперь
      их будет двое — батюшка Иов и батюшка Амфилохий".
      Честные мощи преподобного были обретены перед Пасхой совершенно нетленными.
      Несмотря на то, что о прославлении почти нигде не сообщалось, прибыло более
      20 тысяч паломников, в том числе из Белоруссии, Молдавии, Москвы и
      Санкт-Петербурга.
      Когда в Успенском соборе православный народ двое суток прикладывался к мощам
      преподобного, произошло множество исцелений.
      Узнав о всенародном паломничестве в Почаевскую Лавру, в городе Почаев
      устроили свой съезд сектанты-харизматы и организовали проповедь под стенами
      Лавры. Но по молитвам преподобного они были посрамлены. Напрасно они ехали и
      трудились — волны народного моря двигались мимо них в святые врата Лавры,
      истово осеняя себя крестным знамением. Бравурные ритмы заморских гимнов
      заглушал гром поющего народа:
           "Преподобне отче Амфилохие, моли Бога о нас!"
      13 мая мощи преподобного были перенесены из Успенского собора в расположенную
      под ним Пещерную церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают рядом с
      мощами последнего.
      Известны чудеса, совершаемые старцем посмертно по его молитве
    Канонизация
      1
        преподобный Амфилохий Почаевский (Головатюк) 
        Дата 12/05/2002 
        Кем канонизирован Священный Синод Украинской Православной Церкви 
        Местночтимый святой Украинской Православной Церкви
      2
        Преподобный Амфилохий Почаевский (Головатюк) 
        Дата 03/02/2016 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016г. 
        Освященный Архиерейский Собор определил благословить общецерковное почитание
        местночтимого святого Амфилохия Почаевского, празднование памяти совершать
        в прежде установленные дни
        Дни памяти
          1
            Старый стиль 29.04 
            Новый стиль 12.05 
            день памяти — день прославления 
          2
            Старый стиль 19.12 
            Новый стиль 01.01 
            день блаженной кончины (1971г.) 
          3
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Публикации 
    Заявители 
      1 Наталия Малахова 
      духовная дочь 
      2 Новицкая Галина Петровна 
      духовная дочь 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ