Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1967
Дела oec.58
    Леонид (Лобачев Илья Христофорович) 
    Фамилия Лобачев 
    Год рождения 1896 
    Место рождения Московская губ., Химкинский у., Ульяновская вол., д.Черные Грязи 
    архиепископ 
    Родился в крестьянской семье. С раннего возраста любил церковные богослужения,
    часто посещал храм. Окончил церковно-приходскую школу.
    В 1916г. закончил Московское Алексеевское коммерческое училище
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1915-1920гг.] [1920-1925гг.] [1925-1930гг.] [1930-1934гг.] [1934-1945гг.] [1946-1953гг.] [1953-1960гг.] [1960-1963гг.] [1963-1967гг.]
      Служение
        Москва, Чудов монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1916 
        Москва, Новоспасский ставропигиальный монастырь 
        Должность канонарх 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        В 1918г. перешел в Новоспасский монастырь, где исполнял обязанности канонарха
      Места проживания
        Архангельск 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1920 
        В 1918–1920гг. проходил военную службу в Архангельске
      Служение
        Москва, Новоспасский ставропигиальный монастырь 
        Должность послушник, келейник архимандрита Евгения (Кобранова) 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1925 
        В 1920г. поступил послушником в Новоспасский монастырь.
        Был келейником архимандрита (впоследствии епископа) Евгения (Кобранова)
      Рукоположение
        монах 
        Леонид 
        1925 
        Место Москва, храм Иерусалимской иконы Божией Матери, что на Бойне 
        Кто рукоположил епископ Рыбинский Серафим (Силичев) 
        иеродиакон 
        1925 
        Кто рукоположил епископ Рыбинский Серафим (Силичев) 
        иеромонах 
        1925 
        День 14 
        Месяц 7 
        Кто рукоположил митрополит Крутицкий Петр (Полянский) 
      Служение
        Ярославская о., г.Рыбинск 
        иеромонах 
        Год начала 1925 
        День начала 14 
        Месяц начала 7 
        Священническое служение начал в г.Рыбинске
        Ярославская о. 
        иеромонах 
        После этого состоял священником на приходах Ярославской епархии
      Рукоположение
        архимандрит 
        1930 
        Кто рукоположил епископ Евгений (Кобранов) 
        В 1930г. по благословению митрополита Сергия (Страгородского) за усердные труды
        во благо Церкви возведен в сан архимандрита
      Служение
        Ярославская о., Ярославский р., с.Резанино 
        архимандрит 
        Год окончания 1930 
      Аресты
        Ярославская о., Ярославский р., с.Резанино 
        Год ареста 1930 
      Осуждения
        16/03/1930 
        Приговор 5 лет концлагерей 
      Места заключения
        концлагерь 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1934 
        Освобожден в 1934г.
      Места проживания
        Северный край(?) 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1941 
        После освобождения с 1934г. работал в сфере питания в Центральном морском управлении,
        а с 1937г. — в Управлении пароходства
        фронты Великой Отечественной войны 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1945 
        В начале Великой Отечественной войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии
        и стал гвардии старшиной.
        В 1942г. участвовал в боях под Сталинградом. В 1943г. был ранен.
        Дошел до Праги. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу",
        "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда",
        "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За победу над Германией".
        Демобилизовавшись, вернулся к служению в священном сане
      Служение
        Москва, храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1946 
        Год окончания 1948 
        Месяц окончания 7 
        Москва, Антиохийское подворье 
        архимандрит 
        Год начала 1948 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1948 
        Месяц окончания 12 
        Израиль (Палестина), г.Иерусалим, Русская Духовная Миссия 
        архимандрит 
        Должность начальник Русской Духовной Миссии 
        Год начала 1948 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1950 
        Месяц окончания 3 
        После окончания II Мировой войны в 1945г. Патриарх Алексий I совершил паломничество
        на Святую Землю и посетил другие Восточные престолы Православного Востока.
        Его приезд в Иерусалим всколыхнул русских людей Палестины, которые хотели быть
        в духовном общении с Московской Патриархией.
        В 1948г. окончился мандат Англии на Палестину и началась арабо-еврейская война,
        которая привела к образованию государства Израиль.
        Между новым государством и СССР были установлены дипломатические отношения.
        В результате военных действий особо пострадали Горненский монастырь и Русское
        подворье в Иерусалиме, где находилась Русская Духовная Миссия.
        Многие горненские инокини бежали в Старый Город, где искали пристанища
        на Елеоне или около храма св. Марии Магдалины в Гефсимании.
        Во главе оставшихся в Миссии оказался ее ветеран архимандрит Мелетий (Розов).
        Военные действия скоро закончились, и Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
        вернулась в лоно Русской Православной Церкви под омофор Патриарха Алексия I.
        17 сентября 1948 года в заседании Священного Синода Русской Православной Церкви
        было решено:
           
        "Начальником Русской Духовной Миссии в Палестине назначить архимандрита
            Московской епархии Леонида (Лобачева). В состав Миссии назначить священника
            Московской епархии — Елховского Владимира Евгеньевича. Предложить архимандриту
            Леониду немедленно отправиться к месту своего назначения и по прибытии
            принять дела и имущество по должности начальника Миссии".

        В этом документе изменилось наименование Миссии, раньше она была "в Иерусалиме",
        а здесь она названа "в Палестине". Этим подчеркивалось ее значение не только
        для государства Израиль, но и для Иордании, в которую с 1946г. вошла часть
        Палестины.
        В двадцатых числах ноября 1948г. архимандрит Леонид и священник Елховский
        отбыли из Москвы и через Прагу и Афины 30 ноября 1948г. прибыли в Иерусалим.
        Их прибытие приветствовал архимандрит Мелетий (Розов).
        Государство Израиль вернуло Московскому Патриархату те храмы и монастыри,
        которые остались на его территории. При этом русская собственность, оказавшаяся
        на территории Иордании, осталась в ведении Русской Зарубежной Церкви.
        Сразу же началась работа по выяснению, что же в Израиле принадлежит Русской
        Миссии, т.к. русское имущество оказалось разбросанным в двух враждебных
        друг другу государствах.
        На территории Израиля оказались Русское подворье в Иерусалиме с Троицким собором
        и домом Миссии, два дома близ Русского подворья, Горненский монастырь
        в Айн-Кареме, "Место Сидения" близ Горнего, храм и сад в Яффе, земли с домами
        и храм в Хайфе, сады в Назарете и Кане Галилейской, пустырь Лубие, дом
        "со сводами" в Тивериаде и Магдальский сад близ Тивериады.
        Остальное все оказалось на территории Иордании, во владении Русской Зарубежной
        Православной Церкви.
        На Русском подворье, где были расположены здания Миссии и ее храмы, после
        военных действий был полный хаос. В храмах и в доме не было ни одного стекла,
        крыши были повреждены, все движимое имущество было или растащено, или разбито.
        Архимандрит Леонид сразу после приезда в Иерусалим писал:
            "Состояние храмов и строений ужасное. От былого уюта не осталось и следа.
             Всюду следы военных действий. Внутри зданий полнейший беспорядок, здесь
             помещались солдаты. Многое похищено, остальное поломано. Стены исцарапаны
             и кое-где побиты от попаданий мин. Стекла повсюду — и в храмах, и в жилых
             помещениях повылетели, замки сбиты, двери поломаны, канцелярский архив
             разбросан, мебель изуродована, столовое белье, посуда украдены. В общем,
             когда мы приехали, страшно было войти в здание: в коридорах темно
             (мы приехали в 7 час. вечера), в разбитые окна врывается ветер, звучит
             жуткое эхо, кругом безлюдье, ночью страшно открыть келью и выйти в коридор".

        Первое богослужение было совершено начальником Миссии архимандритом Леонидом
        4 декабря в храме св.мц.Александры в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
        5 декабря, на другой день, богослужение совершалось в Горненском монастыре.
        Начальник Миссии был торжественно встречен около храма.
        Богослужение прошло с большим духовным подъемом.
        За Литургией присутствовало много гостей-представителей государства Израиль,
        посольства СССР, журналистов и т.д.
        Все монахини встречали своего начальника с радостью, так как подавляющее
        большинство из них давно ожидало такого момента.
        Позднее глава Миссии Русской Зарубежной Церкви Заграницей архимандрит Антоний
        обратился в представительство ООН в Палестине с жалобой на якобы насильственный
        захват архимандритом Леонидом имущества Миссии и, в частности, Горненского монастыря.
        Однако все официальные представители Израиля и печати вынуждены были
        подтвердить, что монастырь добровольно принял начальника Миссии не как гостя,
        а как хозяина.
        На всех остальных участках представителей Святейшего Московского Патриарха,
        также с радостью встречали, и все подчинялись начальнику Миссии архимандриту
        Леониду вполне добровольно, без каких-либо инцидентов.
        Сразу после приезда архимандрита Леонида были налажены регулярные богослужения
        в церкви св.мц.Александры в Иерусалиме.
        В Горненском монастыре и раньше все время были ежедневные богослужения.
        В остальных храмах служба стала производиться периодически, по праздникам.
        Стали понемногу делать ремонты, все приводить в надлежащий вид.
        Интерес к Миссии со стороны общественности Израиля все более возрастал.
        Миссию посещали и старались с ней заводить знакомство люди самых различных
        общественных положений и религиозных исповеданий.
        Отношение правительственных кругов Израиля к Русской Миссии было благоприятным.
        Особенно удовлетворялись просьбы Миссии в отношении различных вопросов
        обеспечения: членам Миссии были выданы продовольственные карточки на усиленный
        паек, оказывалось содействие в приобретении материалов для ремонта.
        Правда, израильские инстанции помогали доставать эти стройматериалы за наличный
        расчет, в то же время некоторые католические храмы за свои повреждения
        во время войны получали от израильского правительства компенсацию.
        Первое время власти Израиля не хотели вообще никак оформлять юридический
        переход миссийских владений к Миссии. Право владения при этом не оспаривалось,
        После настойчивых напоминаний и требований опекун русского имущества И.Л.Рабинович
        передал архимандриту Леониду имущество Миссии по актам, составив на каждый
        объект отдельный акт. Получалось, что Рабинович, как частное лицо, передает
        эти владения архимандриту Леониду. В акте не указывались никакие доверенности
        или решения израильского правительства, на основании которых действовал
        Рабинович. На актах не было даже печати.
        В ноябре 1949г. архимандрит Леонид имел беседу с израильским министром религий.
        В этой беседе архимандрит Леонид выразил недоумение и возмущение Миссии по
        поводу ряда вопросов, касающихся отношений к Миссии властей Израиля.
        Кроме того, архимандрит Леонид сообщил министру религий о непонятном
        затягивании вопроса с русским имуществом: фактически им продолжал управлять
        Рабинович как опекун, это имущество часто подвергалось порче и переустройству
        арендаторами, все арендные платы поступали в банк на счет администратора,
        последним же не давались своевременно деньги для ремонта храмов и содержания
        монастыря из-за задержек министерства финансов.
        Министр религий обещал урегулировать претензии Миссии, а в отношении имущества
        сказал, что он вообще не был в курсе этого дела и постарается в правительстве
        в ближайшее время разрешить благоприятно для Миссии этот вопрос.
        К концу 1949г. израильский парламент вынес решение о ликвидации мандатного
        закона об администраторе русского имущества, об упразднении этой институции
        и о передаче всего русского имущества его владельцам по принадлежности
        в полное их владение и распоряжение.
        Сразу после приезда Миссии в Иерусалим завязались сердечные и братские
        отношения с Иерусалимской Патриархией, патриарший наместник которой
        архиепископ Севастийский Афинагор много содействовал верным чадам Московского
        Патриархата. После водворения в Русской Миссии представителей святейшего
        Патриарха Алексия I Владыка Афинагор сразу постарался завязать с Миссией
        личное непосредственное общение.
        Приехав в Иерусалим, архимандрит Леонид направил архиепископу Афинагору
        телеграмму через Международный Красный Крест, в которой извещал, что он прибыл
        в Иерусалим и вступил в отправление должности начальника Миссии.
        В ответ на телеграмму архимандрита Леонида было получено письмо от архиепископа
        Афинагора. С тех пор начались взаимные письменные сношения с Иерусалимской
        Патриархией более-менее регулярные. Одновременно с письменным началось и
        личное взаимное общение.
        28 февраля 1949г. из Иерусалимской Патриархии в Русскую Миссию прибыл
        архимандрит Хрисанф. Он пришел по приказанию и от имени Блаженнейшего Патриарха
        Иерусалимского Тимофея, чтобы передать составу Миссии его архипастырское
        благословение и приглашение прибыть в Иерусалимскую Патриархию для свидания
        с Его Блаженством. Ввиду того что для этого требовалось две визы
        (выездная и въездная) двух государств, Иордании и Израиля, в то время
        архимандриту Леониду и священнику Елховскому не удалось посетить Иерусалимскую
        Миссию в Старом Городе.
        Стали завязываться добрые отношения с греческим духовенством, пребывающим
        в Израиле. Первое такое знакомство было с архимандритом Григорием, настоятелем
        Крестного монастыря.
        30 марта 1949г. Миссию посетил архимандрит Наркис, член Синода и управляющий
        финансами и хозяйством Иерусалимской Патриархии. Он передал желание Блаженнейшего
        Патриарха Тимофея видеть духовенство Миссии во главе с начальником в
        Иерусалимской Патриархии и за всеми службами на святых местах во второй половине
        Страстной Седмицы.
        На другой день архимандрит Леонид и священник Елховский, сопровождаемые
        архиепископом Афинагором, архимандритом Наркисом и архимандритом Исидором,
        направились в летнюю резиденцию Патриарха на Малую Галилею, чтобы там
        представиться Его Блаженству.
        С большим теплом и любовью встретил русское духовенство Патриарх Иерусалимский
        Тимофей, он сердечно его приветствовал и выражал глубокие симпатии к Русской Церкви,
        к Святейшему Патриарху Алексию, к Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
        В Старом Городе наше духовенство пробыло четыре дня. За это время им были
        совершены Литургии на Гробе Господнем и на Голгофе, они осмотрели некоторые
        святые места, которым и были совершены поклонения, но чувствовалось, что
        архиепископ Афинагор опасался возможных провокаций и старался больше быть
        с гостями в Патриархии.
        Дальше взаимоотношения с Иерусалимской Патриархией продолжали оставаться очень
        хорошими все время. Архиепископ Афинагор в течение 1949г. несколько раз снова
        посещал Миссию, приезжали и разные архимандриты. Общение между Миссией и
        Иерусалимской Патриархией не осложнялось ничем.
        15 июля 1949г. архимандрит Леонид нанес визит губернатору Иерусалима
        (арабскому). Прием был радушный, но он не дал никаких последствий.
        Вообще о своем пребывании в Старом Городе архимандрит Леонид говорил, что
        "все их встречали радушно, но от разговоров на серьезные темы уклонялись".
        Когда стало известно, что архимандрит Леонид прибывает в Старый Город,
        Миссия Зарубежной Церкви отдала распоряжение закрыть ворота обоих монастырей — и
        на Елеоне, и в Гефсимании у св. Марии Магдалины.
        Монахини, желающие получить благословение архимандрита Леонида и участвовать
        в совместной с ним молитве, должны были или заранее уходить из монастырей или
        "прелазить инуде", чтобы выбраться из закрытых обителей.
        Многие монахини, несмотря на запоры и запреты, все же устремились в храм
        Гроба Господня, когда там участвовал в богослужении архимандрит Леонид.
        При возвращении из Старого Города в Израиль на границе снова потребовалось
        энергичное вмешательство архиепископа Афинагора, чтобы русское духовенство
        было беспрепятственно пропущено обратно.
        Наряду с Иерусалимской Патриархией, добрососедские отношения Миссия
        установила и с другими христианскими исповеданиями. Русская Духовная Миссия
        в Иерусалиме всегда пользовалась большим авторитетом. Поэтому задачей Миссии,
        прибывшей из Москвы, было сохранить этот авторитет и завязать хорошие отношения
        со всеми религиозными кругами Святой Земли.
        25 февраля 1949г., в день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия I
        главы различных христианских кругов, представленных в Израиле, были приглашены
        на торжественное богослужение и на прием в честь Московского Патриарха.
        С того раза вошло в прочную традицию ежегодно торжественно отмечать день Ангела
        Патриарха. Все приглашенные на 25 февраля 1949г. (армяне, копты, эфиопы и т.д.)
        своим присутствием оказали уважение как Миссии, так и всей Русской Православной
        Церкви, пославшей эту Миссию.
        Так, в первый же день пребывания архимандрита Леонида в Старом Городе
        у него был с визитом глава францискан, живущих при Гробе Господнем.
        Когда в Израиль прибыл Армянский Патриарх Иерусалима, он пригласил к себе
        в Яффу архимандрита Леонида для беседы, а незадолго перед этим армянский
        архиепископ из Багдада посетил нашу Миссию в Иерусалиме.
        И с другими исповеданиями все время поддерживались добрые взаимоотношения путем
        встреч, бесед, взаимных визитов и т.д.
        Основная масса русского населения в Израиле была сосредоточена около Иерусалима.
        Это были или горненские монахини, или проживающие на подворьях Палестинского
        Общества паломницы, оставшиеся на Святой Земле со времени I Мировой войны.
        В большинстве это были люди преклонного возраста (самые молодые имели возраст
        около 65 лет), сорок с лишним лет проживавшие в чужой земле в тяжелых материальных
        условиях.
        В таких условиях возродилась и продолжалась жизнь Русской Духовной Миссии.
        Своеобразная рабочая атмосфера и тяжелый палестинский климат создавали такое
        настроение, что сотрудники Миссии стремились побыстрее
        вернуться в родные края. Просили об этом Московскую Патриархию и архимандрит
        Леонид, и священник Елховский.
        В Московской Патриархии, отчасти снисходя к этим просьбам, но главным образом,
        желая поднять престиж Миссии, было решено направить на должность начальника
        Миссии епископа Изборского Владимира (Кобец), настоятеля Псково-Печерского
        монастыря в сопровождении двух священников, членов Миссии.
        Назначение епископа на пост начальника Миссии было необычным явлением. За
        столетнюю историю Миссии это был второй случай.
        Архимандрита Леонида было решено сделать заместителем начальника Миссии
        (пока епископ Владимир не войдет в курс дела), а священнику Елховскому
        благословлялось возвращаться домой.
        Новый состав Миссии отправился в путешествие из Москвы перед Рождеством
        Христовым и достиг Иерусалима 12 января 1950г.
        5 апреля 1950г. архимандрит Леонид уехал в Москву
        Московская о., г.Бабушкин (Москва), церковь свв.мчч.Адриана и Натальи 
        архимандрит 
        Год начала 1950 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1951 
        Москва, храм прп.Пимена Великого в Новых Воротниках 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1951 
        Год окончания 1953 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 6 
      Рукоположение
        епископ 
        1953 
        День 7 
        Месяц 6 
        Место Москва, Патриарший Богоявленский собор 
        Кто рукоположил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), архиепископ Берлинский и Германский Борис, епископ Казанский и Чистопольский Иов, епископ Волынский и Ровенский Палладий 
        4 июня 1953г. решением Св.Синода определен быть епископом Астраханским
        и Сталинградским.
        7 июня 1953г. хиротонисан во епископа Астраханского и Сталинградского
      Служение
        Астраханская и Сталинградская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Астраханский и Сталинградский 
        Год начала 1953 
        День начала 7 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1954 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 2 
        Пензенская и Саранская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Пензенский и Саранский 
        Год начала 1954 
        День начала 9 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1960 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 3 
        Калужская и Боровская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Калужский и Боровский 
        Год начала 1960 
        День начала 22 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1960 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 5 
      Рукоположение
        архиепископ 
        1960 
        День 9 
        Месяц 5 
      Служение
        Калужская и Боровская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Калужский и Боровский 
        Год начала 1960 
        День начала 9 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1962 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 7 
        19 июля 1962г. уволен на покой по болезни
      Места проживания
        Калужская о. 
        Год начала 1962 
        День начала 19 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1963 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 5 
      Служение
        Калужская и Боровская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Калужский и Боровский 
        Год начала 1963 
        День начала 14 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1963 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 5 
        С 14 мая 1963г. — снова епископ Калужский и Боровский.
        11 мая 1963г. награжден правом ношения креста на клобуке
        Ивановская и Кинешемская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Ивановский и Кинешемский 
        Год начала 1963 
        День начала 29 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1964 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 3 
        Харьковская и Богодуховская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Харьковский и Богодуховский 
        Год начала 1964 
        День начала 30 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1967 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 7 
    Кончина
      1967 
      День 28 
      Месяц 7 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Бабушкинское кладбище 
      Скончался 28 июля 1967г. Отпевание было совершено архиепископом Таллинским
      и Эстонским Алексием (Ридигером), впоследствии Святейшим Патриархом.
      Погребен на Бабушкинском кладбище в Москве
    Публикации ->
    Заявители ->
      1.Двоюродная правнучка Плескевич Анна Владимировна

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ