Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1954 Дела o33.9 => o33.9 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
    Служение
      Витебск 
      Должность заведующий церковным отделом Витебской городской управы, член Окружного благочиннического управления 
      Год начала 1941 
      Год окончания 1943 
      Месяц окончания 10 
      В июле — сентябре 1941г. В.Н.Еленевский — заведующий церковным отделом
      Витебской городской управы (уже 13 августа 1941г. в материалах фонда
      Витебской городской управы он упоминается как находящийся в этой должности)
      (август 1941г.— сентябрь 1941г.).
      При его участии мощи преподобной Евфросинии Полоцкой были перенесены
      из антирелигиозного музея в Покровскую церковь г.Витебска.
      В материалах фонда Витебской городской управы Госархива Витебской области
      указано, что он проработал там очень недолго: в сентябре 1941г. был уволен
      с этой должности немецкими оккупационными властями.
      С октября 1941г. до октября 1943г. он активно и бескорыстно участвовал
      в возрождении церковной жизни, зарабатывая средства для своего существования
      частной юридической практикой.
      Пользовался высоким доверием жителей г.Витебска.
      Засвидетельствовал свое бескорыстие и братское отношение к людям,
      когда его друг — известный витебский доктор Иезекииль Евелевич Риваш, осознав
      свою участь во время массового истребления еврейского населения
      немецко-фашистскими оккупантами, предложил:
           
      "Самое ценное, что есть в доме — это моя библиотека.
            Там уникальные книги и ценнейшая литература по моей специальности.
            Забери библиотеку к себе. Пускай она останется у хороших людей".

      Еленевский отказался. Сегодня никто не воспроизведет сказанные им слова,
      но смысл их был такой:
           "Чем смогу, тем помогу. Но брать ничего твоего не стану".
      Весной 1943г. В.Н.Еленевский был почетным делегатом на съезде в г.Смоленске
      духовенства Витебско-Смоленской епархии.
      В газете "Новый путь" N 48 от 27.06.1943г. было опубликовано сообщение
      о проведении в Витебской Покровской церкви съезда представителей духовенства
      и мирян Полоцко-Витебской епархии, на котором В.Н.Еленевский был избран членом
      Окружного благочиннического управления, назначен преподавателем епархиальных
      пастырских курсов.
      Осенью 1943г. в связи с приближением линии фронта немецкие власти проводили
      эвакуацию гражданского населения на запад.
      В связи с этим В.Н.Еленевский в октябре 1943г. выехал в г.Дрисса (Верхнедвинск),
      откуда была родом его жена и где он проработал следователем много лет до 1917г.
      Витебская о., г.Дрисса (Верхнедвинск) 
      Должность законоучитель 
      Год начала 1943 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1944 
      В г.Дриссе преподавал Закон Божий в местной гимназии.
      После освобождения Минска советскими войсками в 1944г. он переехал в Минск
      Минск 
      Должность юрист при канцелярии архиепископа 
      Год начала 1944 
      Год окончания 1947 
      С 1944г. В.Н.Еленевский —  юрист при канцелярии архиепископа Минского и
      Могилевского Василия (Ратмирова).
      В 1946г. — только в возрасте 72-х лет — он получил пенсию по возрасту, а
      20.11.1946г. — пенсию за сына Николая, пропавшего без вести на фронте летом 1944г.
    Места проживания
      Витебск 
      Год начала 1947 
      Год окончания 1954 
      С 1947г. В.Н.Еленевский проживал в г.Витебске, был прихожанином Казанской церкви.
      Несмотря на преклонный возраст, этот период его жизни оказался также плодотворным
      в отношении церковной жизни.
      Владимир Николаевич состоял в переписке и имел личные встречи с архиепископом
      Минским Пименом (Свиридовым). По просьбе архиепископа Пимена он написал очерк
      по истории Витебской епархии в 1920-е — 1930-е годы в связи с возникновением
      обновленческого раскола.
      В послевоенный период он имел заслуженный авторитет и признание у высших иерархов
      Церкви.
      Материально нуждаясь, он в первую очередь ходатайствовал перед высшей церковной
      властью не о себе, а о тех людях, которые много потрудились в деле церковного
      возрождения и нуждался в помощи.
      Сам он находился в бедственном материальном состоянии, но ничего для себя
      не просил.
      Уникальность судьбы Владимира Николаевича Еленевского состоит в том, что
      он плодотворно участвовал в церковной жизни в переломные для церкви времена
      начала 1920-х годов, периода коллективизации 1929–1931гг., возрождения
      Церкви в 1941–1944гг. и в созидании Церкви в послевоенное время. Его
      активная христианская позиция проявилась в непростое время гонений на Церковь,
      но профессионализм юриста и мудрость, сопряженные с горячей верой в Бога,
      позволили Владимиру Николаевичу занять верную позицию в неравном диалоге
      с богоборческой властью и не только пережить суровое время испытаний, но и
      принести громадную пользу Церкви и людям.
      В 1951г. В.Н.Еленевский вел переписку с Витебским облисполкомом и Советом министров БССР
      о назначении персональной пенсии местного значения.
      17.08.1952г. постановлением общего собрания "двадцатки" Казанской церкви
      г.Витебска ему было отказано в ежемесячной материальной помощи, которую он
      просил в знак внимания перед его трудами во благо Церкви, т.к.
           "... это нигде не предусмотрено и никому не делается".
      "Двадцатка" сочла возможным только:
           "По усмотрению Церковного Совета, время от времени, оказывать
            единовременное пособие, как это делается и другим, крайне нуждающимся,
            и в несчастных случаях, лицам"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ