Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1923 Дела ob8.290 => ob8.290 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Места проживания
      Башкирская АССР 
      В 1923г. — студентка Педагогического техникума в Башкирской АССР,
      участвовала в распространении воззваний против обновленчества епископа
      Давлекановского Иоанна (Пояркова), викария Уфимской епархии.
      Шел 1923 год. Обновленцы торжествовали, захватив в свои руки чуть ли не всю
      епархию. В это время епископ Давлекановский Иоанн выпустил свое первое послание
      с обличением лжи и предательства обновленчества. Послание это понесли по приходам
      добровольцы-миряне. Велик перед Церковью подвиг этих посланников, называемых в
      церковных кругах "апологетами" Православия. Это они сдвинули инертность
      духовенства и возглавили движение народа. Они первые употребили термины
      "советская церковь" и "врата ада" в отношении обновленцев и уточнили свое
      исповедание словом "староцерковник". Их было много, и судьбы их разнообразны,
      но некоторые из них уже при жизни получили общенародное признание "подвижников".
      Таковой и была студентка педагогического техникума Валентина Ч.
      В церковной истории редки такие цельные, чистые и деятельные характеры.
      Валентину многие, даже из верующих, называли фанатичкой, она не стеснялась
      этого названия и не стыдилась его: тогда многие поняли, что каждый христианин
      обязан быть таким "фанатиком", как Валентина. Вела она работу преимущественно
      среди женщин и делала невозможное: в приходах, куда она забиралась, происходили
      молниеносные перевороты, обновленческое духовенство изгонялось, женщины
      составляли "двадцатки" (группы правомочных принимать храм от сов. власти),
      отбирали ключи от "живцов" (прозвание обновленцев в народе) и просто заставляли
      представителей власти подписывать с ними договор на существование "Тихоновской"
      церкви. Очень часто в двадцатки входили жены и сестры председателей сельсоветов,
      членов волисполкомов, видных партийцев — так велико было обаяние Валентины, так
      сильно ее слово, так захватывающа ее деятельность.
      За Валентиной буквально гонялась вся милиция, ячейки, комсомольцы и коммунисты.
      По дорогам в села, захваченные обновленцами, ставили пикеты из лиц, видевших
      Валентину, но ее проводили местными тропинками и она являлась неожиданно.
      Вспыхивал "бабий психоз", как писали районные газеты, приход делался
      староцерковным, а Валентина исчезала бесследно, чтобы вновь явиться там, где
      меньше всего ее ждали. Когда, наконец, она была арестована — дело уже было
      сделано: обновленчество разбито
    Аресты
      Башкирская АССР 
      Год ареста 1923 
      Увозили Валентину под сильным конвоем с маленькой пристани на реке Белой. Идя
      по длинным сходням на палубу парохода, Валентина на середине оглянулась. Увидев
      на берегу молчаливую толпу женщин, вышедших проводить ее в ссылку, она махнула
      рукой и крикнула: "А здорово мы их, сестрицы!" Идущий сзади конвоир ударил ее в
      спину, и Валентина, споткнувшись, упала со сходен в воду. Тут уже все — и конвой,
      и народ, — кинулись спасать девушку, однако вытащили ее спустя, быть может,
      полчаса мертвую: быстрое течение реки затащило Валентину под пароход, где она
      зацепилась платьем за какое-то железо и не смогла всплыть. Хоронить ее тело не
      выдали, но народ узнал, где находится могила, и тайно перенес ее останки на одно
      сельское кладбище, где и похоронено оно до времени прославления подвижницы

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ