Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Год рождения 1853 Дела o32.189 => o32.189 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Рукоположение
      иеромонах 
      1898 
      День 21 
      Месяц 10 
      Кто рукоположил епископ Калужский 
    Служение
      Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
      иеромонах 
      Год начала 1898 
      День начала 21 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1920 
      Уже в эти годы по его молитвам исцелялись больные. Он обладал даром прозорливости,
      чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дары он
      скрывал под покровом внешнего юродства. На юродство он имел благословение
      старцев.
      В 1912г. оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря:
           
      "Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу".
      И только по послушанию он согласился принять на себя старчество.
      Прп.Нектарий принимал посетителей в "хибарке" прежних старцев.
      Иногда он оставлял в приемной на столе книги, и посетители, в ожидании приема,
      смотрели эти книги и, листая их, как раз находили ответы на свои вопросы, а
      прп.Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп.старцу Амвросию
      и сама келия говорит за него.
      У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка любил говорить:
          "Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы —
           и у нас кот".

      Внешне старец был невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой
      клинообразной бородкой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него
      всегда в руках был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам.
      Лицо его как бы не имело возраста — то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою.
      Ходил он легкой, скользящей походкой, как бы едва касаясь земли.
      Лишь перед самой смертью он передвигался с трудом, ноги распухли как бревна,
      сочились сукровицей — это сказалось многолетнее стояние на молитве.
      Для каждого человека у старца был свой подход, "своя мера". Порой он оставлял
      посетителя одного в тишине "хибарки" побыть наедине со своими мыслями, а иногда —
      долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди
      спрашивали: "Где же старец окончил университет?" И не могли поверить, что он
      нигде не учился. Старец говорил:
            "Вся наша образованность от Писания".
      Протоиерей Василий Шустин рассказывал, как батюшка, не читая, разбирал
      письма:
          "Одни письма он откладывал со словами:
               "Сюда надо дать ответ, а эти письма благодарственные, их можно без
                ответа оставить".
          Он их не читал, но видел их содержание. Некоторые из них он благословлял,
          а некоторые и целовал".

      Известны многочисленные случаи, когда батюшка исцелял смертельно больных людей.
      В юродстве старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался
      часто лишь по прошествии времени. Например, люди недоумевали и смеялись над
      тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым
      серьезным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы...
      А после 1917 года вспомнили это "чудачество" совсем иначе: именно так, во тьме,
      при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и
      комнату старца Нектария.
      За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на
      груди — так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама,
      сложит в шкафчик и всем показывает: "Это мой музей". И действительно, после
      закрытия Оптиной в скиту был музей.
      Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и
      разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на
      вопросы своими репликами. Так, владыка Феофан Калужский, не верил в святость
      старца. Как-то приехал он в Оптину и зашел к отцу Нектарию. Тот, не обращая
      на него никакого внимания, играл в куклы: одну наказывал, другую бил, третью
      сажал в тюрьму. Владыка, наблюдая это, утвердился в своем мнении. Позже, когда
      большевики посадили его в тюрьму, он говорил:
          "Грешен я перед Богом и перед старцем. Все, что он мне показывал тогда,
           было про меня, а я решил, что он ненормальный".

      Будучи провидцем, прп.Нектарий предсказывал в 1917г.:
           "Через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально не богата, но
            духом будет богата, и в Оптиной пустыни будет еще семь светильников,
            семь столпов"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ