Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Год рождения 1853
Дела o32.189
    Нектарий (Тихонов Николай Васильевич) 
    Год рождения 1853 
    Место рождения Орловская губ., г.Елец 
    иеросхимонах 
    Последний соборно избранный Оптинский старец.
    Родился в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье Василия и Елены
    Тихоновых. Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь
    лет. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его
    попечительству свое чадо. С этой иконой старец не расставался всю жизнь.
    Позднее преподобный Нектарий рассказы о своем детстве часто начинал словами:
        "Было это в младенчестве моем, когда жил я с маменькой. Двое нас было
         на белом свете, да еще кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом
         бедные. Кому нужны такие?"
    С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она больше
    действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Но и мать его умерла рано.
    Мальчик остался круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого
    купца. Николай был трудолюбив и к 17 годам дослужился до младшего приказчика.
    В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги.
    Его отличали кротость, скромность, душевная чистота.
    В 1873г., когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его
    на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица
    Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. Хозяин отправил к ней
    юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину
    к старцу Илариону. Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1873-1887гг.] [1887-1894гг.] [1894-1898гг.] [1898-1920гг.] [1920-1923гг.] [до 1928г.]
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        Должность послушник (пономарское послушание) 
        Год начала 1873 
        Год окончания 1887 
        Он пришел в Оптину пустынь в 1873 году, неся в котомке за спиной одно лишь
        Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение.
        Сначала юноша пошел к скитоначальнику старцу Илариону, а тот отправил его к
        прп.Амвросию. В то время к великому старцу Амвросию приходило так много людей,
        что дожидаться приема приходилось неделями. Но Николая он принял сразу и
        говорил с ним два часа. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не
        открывал, но после нее навсегда остался в скиту.
        Он стал духовным сыном прп.Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к прп.старцу
        Амвросию.
        Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его
        назначили на пономарское послушание.
        У прп.Нектария была келия, выходящая дверью в церковь. В ней он прожил в
        полузатворе 20 лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или к
        духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии —
        в храм да в могилу.
        На пономарском послушании он вначале часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными
        глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что тот отвечал:
             "Подождите, Николка проспится, все пригодится".
        По благословению старцев, он читал много специальной литературы, занимался науками.
        Под руководством своих духовных наставников прп.Нектарий быстро возрастал духовно
      Рукоположение
        мантия 
        Нектарий 
        1887 
        День 14 
        Месяц 3 
        Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        монах 
        Год начала 1887 
        День начала 14 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1894 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 1 
      Рукоположение
        иеродиакон 
        1894 
        День 19 
        Месяц 1 
        Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        иеродиакон 
        Год начала 1894 
        День начала 19 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1898 
      Рукоположение
        иеромонах 
        1898 
        День 21 
        Месяц 10 
        Кто рукоположил епископ Калужский 
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        иеромонах 
        Год начала 1898 
        День начала 21 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1920 
        Уже в эти годы по его молитвам исцелялись больные. Он обладал даром прозорливости,
        чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дары он
        скрывал под покровом внешнего юродства. На юродство он имел благословение
        старцев.
        В 1912г. оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря:
             "Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу".
        И только по послушанию он согласился принять на себя старчество.
        Прп.Нектарий принимал посетителей в "хибарке" прежних старцев.
        Иногда он оставлял в приемной на столе книги, и посетители, в ожидании приема,
        смотрели эти книги и, листая их, как раз находили ответы на свои вопросы, а
        прп.Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп.старцу Амвросию
        и сама келия говорит за него.
        У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка любил говорить:
            "Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы —
             и у нас кот".
        Внешне старец был невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой
        клинообразной бородкой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него
        всегда в руках был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам.
        Лицо его как бы не имело возраста — то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою.
        Ходил он легкой, скользящей походкой, как бы едва касаясь земли.
        Лишь перед самой смертью он передвигался с трудом, ноги распухли как бревна,
        сочились сукровицей — это сказалось многолетнее стояние на молитве.
        Для каждого человека у старца был свой подход, "своя мера". Порой он оставлял
        посетителя одного в тишине "хибарки" побыть наедине со своими мыслями, а иногда —
        долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди
        спрашивали: "Где же старец окончил университет?" И не могли поверить, что он
        нигде не учился. Старец говорил:
              "Вся наша образованность от Писания".
        Протоиерей Василий Шустин рассказывал, как батюшка, не читая, разбирал
        письма:
            "Одни письма он откладывал со словами:
                 "Сюда надо дать ответ, а эти письма благодарственные, их можно без
                  ответа оставить".
            Он их не читал, но видел их содержание. Некоторые из них он благословлял,
            а некоторые и целовал".
        Известны многочисленные случаи, когда батюшка исцелял смертельно больных людей.
        В юродстве старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался
        часто лишь по прошествии времени. Например, люди недоумевали и смеялись над
        тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым
        серьезным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы...
        А после 1917 года вспомнили это "чудачество" совсем иначе: именно так, во тьме,
        при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и
        комнату старца Нектария.
        За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на
        груди — так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама,
        сложит в шкафчик и всем показывает: "Это мой музей". И действительно, после
        закрытия Оптиной в скиту был музей.
        Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и
        разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на
        вопросы своими репликами. Так, владыка Феофан Калужский, не верил в святость
        старца. Как-то приехал он в Оптину и зашел к отцу Нектарию. Тот, не обращая
        на него никакого внимания, играл в куклы: одну наказывал, другую бил, третью
        сажал в тюрьму. Владыка, наблюдая это, утвердился в своем мнении. Позже, когда
        большевики посадили его в тюрьму, он говорил:
            "Грешен я перед Богом и перед старцем. Все, что он мне показывал тогда,
             было про меня, а я решил, что он ненормальный".
        Будучи провидцем, прп.Нектарий предсказывал в 1917г.:
             "Через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально не богата, но
              духом будет богата, и в Оптиной пустыни будет еще семь светильников,
              семь столпов"
      Рукоположение
        иеросхимонах 
        Нектарий 
        1920 
        Месяц 4 
        Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        иеросхимонах 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1923 
        В 1923г. обитель была закрыта
      Аресты
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        Год ареста 1923 
        Месяц ареста 3 
        После закрытия монастыря в Вербное воскресенье 1923г. прп.Нектария арестовали.
        Старца повели в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму.
        Он шел по мартовской обледеневшей дорожке и падал.
        Комната, куда его посадили, была перегорожена не до самого верха, а во второй
        половине сидели конвоиры и курили. Старец задыхался от дыма
      Места заключения
        Калужская губ., г.Козельск, тюрьма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 3 
        В Страстной Четверг его увезли в тюрьму в Козельск.
        Позднее из-за болезни глаз старца перевели в больницу, но поставили часовых.
        По выходе из тюрьмы власти потребовали, чтобы о.Нектарий покинул
        Калужскую обл.
      Места проживания
        Калужская (Брянская) о., Ульяновский р., с.Холмищи 
        Год окончания 1928 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 5 
        Старец поселился в селе Холмищи Брянской (ныне Калужской)
        области у одного крестьянина, родственника духовного сына батюшки.
        ЧК грозила этому крестьянину ссылкой на Камчатку за то, что он приютил старца.
        Осенью 1927 года его обложили особенно тяжелым налогом.
        В Холмищи, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и
        совета, к старцу потянулся поток людей со всех концов России.
        Святой Патриарх Тихон советовался с преподобным Нектарием через своих
        доверенных лиц. Добираться до села, особенно весной, из-за разлива рек,
        было трудно, даже сообщение на лошадях прекращалось. Порой приходилось
        идти пешком в обход до семидесяти пяти верст мимо леса, где было много
        волков. Они часто выходили на дорогу и выли, но по Святым молитвам старца,
        никого не трогали.
        С 1927 года старец стал серьезно недомогать, силы его угасали.
        В декабре состояние здоровья резко ухудшилось, решили, что отец Нектарий
        умирает, но затем наступило некоторое улучшение.
        В апреле батюшке опять стало плохо. К нему приезжал отец Сергий Мечев,
        он причастил старца
    Кончина
      1928 
      День 12 
      Месяц 5 
      Место Калужская о., Ульяновский р., с.Холмищи 
      Место захоронения Калужская о., Свято-Введенская Оптина пустынь, Введенский соборный храм (в западной части Амвросиевского придела) 
      29 апреля/12 мая 1928 года до Холмищ с трудом добрался отец Адриан, на руках
      которого преподобный Нектарий скончался в эту же ночь.
      Незадолго до кончины на вопрос, где его хоронить, старец указал на местное
      кладбище. Когда его спрашивали, не отвезти ли его тело в Козельск, он
      отрицательно качал головой. Старец не велел хоронить его и возле Покровской
      церкви в селе Холмищи, сказав, что там будет "хуже свиного пастбища".
      Так и случилось. Храм разрушили, а на соборной площади устроили ярмарку и
      танцплощадку.
      Исполняя желание старца, его погребли на местном сельском кладбище в двух-трех
      верстах от села Холмищи.
      В 1935 году грабители разрыли могилу старца, надеясь найти там ценности.
      Они сорвали крышку гроба и открытый гроб поставили, прислонив к дереву.
      Утром колхозники, пришедшие на кладбище, увидели, что старец стоит нетленный —
      восковая кожа, мягкие руки. Гроб закрыли и опустили в могилу с пением
      "Святый Боже".
      После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989г., в день памяти митрополита
      Московского Филиппа, состоялось обретение мощей прп.Нектария.
      Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное
      благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета.
      В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части
      Амвросиевского придела Введенского собора обители.
      В 1996 году преподобный Нектарий был причислен к лику местночтимых Святых
      Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором
      Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.
      Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины, каждый, кто обращается
      к нему с истинной верой, получает по его молитвам благодатную помощь.
      По молитвам прп.Нектария люди выходят из трудных жизненных ситуаций, совершаются
      чудеса духовного и телесного исцеления
    Канонизация
      1
        преподобный Нектарий Оптинский 
        Дата 00/00/1996 
        Кто представил Свято-Введенская Оптина Пустынь 
        Причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни
      2
        преподобный Нектарий Оптинский 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Свято-Введенская Оптина Пустынь 
        Дни памяти
          1
            Старый стиль 29.04 
            Новый стиль 12.05 
            день блаженной кончины (1928г.) 
          2
            Старый стиль 11.10 
            Новый стиль 24.10 
            Собор преподобных оптинских старцев 
    Публикации 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ