Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияСлужения 1872
Дела oek.2
    Миропольский Александр Степанович 
    Фамилия Миропольский 
    Год рождения 1847 
    Место рождения Казанская губ., Чистопольский у. (Татарстан, Чистопольский р.), с.Белая Гора 
    протоиерей 
    Александр родился в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего
    в Покровском храме с.Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губ.
    У Александра был старший брат Яков (1834г.р., впоследствии священник с.Новотроицкое)
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1906г.] [1906-1917гг.] [1917-1918гг.]
      Образование
        духовное училище
        Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили
        ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали
        ему поступать в университет. Как способному ученику, они усердно преподавали
        ему французский и немецкий языки
        Казанская Духовная Семинария
        Год окончания 1868 
        По окончании духовного училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию
        и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником.
        Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе
        из семинарии жениться
      Рукоположение
        иерей 
        1868 
        В 1868г. Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой.
        В это время туда же приехал его брат-священник Иаков, служивший в с.Новотроицком,
        и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, тем более что и предполагаемая
        невеста жила недалеко от тех мест. По дороге они заехали к благочинному,
        но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, т.к. как сам
        благочинный был вдов. Брат, о.Иаков Миропольский, спросил Александра:
            
        "Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!"
        О.Александр впоследствии вспоминал:
            "И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, и я бессознательно отвечал:
                "Как хотите..."".
        Отец Евгении служил священником в храме в с.Апазово Казанского уезда в приходе,
        состоявшем в основном из крещеных татар.
        Заручившись его согласием, Александр отправился к архиепископу Казанскому
        Антонию (Амфитеатрову) просить место священника и, получив его, женился и был
        рукоположен во священника ко храму в с.Александровку Чистопольского уезда
      Служение
        Казанская губ., Чистопольский у. (Татарстан, Чистопольский р.), с.Александровка, Казанская церковь 
        иерей 
        Год начала 1868 
        Год окончания 1872 
        О.Александр прослужил в с.Александровке недолго.
        В 1871г. тяжело заболел его тесть, и, когда о.Александр приехал навестить
        больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, т.к. он собирается
        уходить за штат по болезни. О.Александр не хотел переходить в село, где жило
        много мусульман, и многие уже крещеные татары снова перешли в мусульманство.
        Но было трудно отказать тестю, которого о.Александр искренне любил, и он
        согласился и написал прошение, но с большими оговорками, так что в тот момент
        был почти уверен, что ему откажут.
        Тесть, прочитав прошение, встал на колени перед иконой Спасителя и молился
        перед ней с такой верой, что о.Александр, бывший тут же, понял, что Господь
        эту молитву услышит.
        И действительно, вскоре он был переведен в Покровский храм в село Апазово
        Казанская губ., Казанский у., Балтасинская вол. (Татарстан, Арский р.), с.Апазово, Покровская церковь 
        иерей 
        Год начала 1872 
        Год окончания 1900 
        В с.Апазово о.Александр прослужил большую часть своей жизни.
        Хотя о.Александр знал татарский язык в совершенстве, местные крещеные татары
        с неудовольствием приняли его, так как в это время среди них началось движение
        за назначение в приходы священников из татар, а о.Александр был чисто русским.
        В начале своего служения он был назначен увещателем отпадших, а затем и
        окружным миссионером.
        Впоследствии он был возведен в сан протоиерея.
        В 1881г. о.Александр овдовел и, оставшись с двумя малолетними дочерьми, он
        принял решение, пристроив дочерей, принять монашество, но явившийся ему во
        сне о.Иоанн Кронштадтский посоветовал взять в дом девочку-сироту и продолжать
        служить в том же селе. Священник так и сделал, и впоследствии она стала
        ему большой помощницей.
        Впоследствии о.Александр писал:
            "В 1881г. ... более двухсот душ отпало... в мусульманство.
             Я немного пал... духом и хотел уйти в другой приход; но предварительно
             пошел в церковь, помолился и о намерении писать прошение после литургии
             забыл... Я продолжал служить и работать, насколько мог...
             Слава Богу, в 1883г. мои отступники все возвратились в православие,
             и я еще более ожил духом.
             Однако же меня стала чаще беспокоить мысль, почему это школа производит
             малое влияние на инородцев, которые продолжают стремиться в мусульманство.
             Я начал заглядывать повнимательнее в учебники и пособия. Оказывается,
             учебники по Закону Божию составлены пусто и темно, а еще хуже пособия...
             Меня это поразило. Я написал об этом доклад... что "таковое содержание
             книжек составляет сеяние не пшеницы, а плевел...".
             В 1887г. я убедился, что миссионерские курсы при академии приносят больше
             вреда, чем пользы, ибо там, не преподавая необходимых сведений о христианстве,
             весьма подробно выясняли учение Мухаммеда, без сопоставления его с
             христианским — а от сего крещеные инородцы-курсисты отатаривались.
             Я, как миссионер архиепископа, написал ему о том доклад, который сдан был
             владыкою на рассмотрение Совета академии и для составления новой программы
             для курсов, о чем я просил владыку...".

        В 1900г. о.Александр был назначен служить в Троицкий собор в г.Мамадыш
        Казанская губ., г.Мамадыш, Троицкий собор 
        иерей, протоиерей 
        Должность епархиальный противомусульманский миссионер-проповедник 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1906 
        В 1905г. в связи с революционными волнениями у о.Александра начались неприятности:
        мамадышская интеллигенция стала упрекать его в устарелости и отсталости его
        взглядов, найдя поддержку в своих суждениях и среди местного духовенства.
        В результате создалась невозможная для о.Александра обстановка в городе, и
        он попросил архиерея перевести его на старое место, в с.Апазово.
        Но архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин) предложил ему вместо этого
        поступить без вступительных экзаменов, как человеку пенсионного возраста, в
        Казанскую Духовную академию
      Образование
        Казанская Духовная Академия, миссионерское отделение
        Год поступления 1906 
        Год окончания 1911 
        Выслужив полную священническую пенсию, в возрасте 60 лет, о.Александр поступил
        вольнослушателем в Казанскую Духовную Академию.
        Вольнослушатели, согласно уставу Академии, могли посещать лекции, пользоваться
        библиотекой, но не имели права сдавать зачеты и экзамены, не имели права писать
        семестровые работы и переходить с курса на курс.
        После окончания учебы Академия не выдавала вольнослушателям диплома,
        а только удостоверение о прослушанных курсах.
        Выслушав весь курс преподаваемых в академии предметов, он мог получить
        удостоверение, что в течение четырех лет прослушал академический курс
        по выбранному им отделению.
        О.Александр выбрал отделение миссионерское. Он мечтал, прослушав курс академии,
        вооружиться новыми знаниями и послужить еще Церкви Христовой на миссионерском
        поприще.
        Появление в академических аудиториях в роли студента почтенного старца вызвало
        сенсацию. Энергии и намерениям батюшки поражались как студенты, так и
        преподаватели. Сам о.Александр держал себя со всеми просто, приветливо.
        Профессора увидели, что он действительно приехал учиться миссионерской работе,
        а не для провождения своего свободного времени.
        Как студент, он был образцом для всех. В течение 4-х лет он не пропустил ни одной
        лекции. В аудиторию приходил одним из первых, последним уходил из Академии.
        Все свободное время он проводил в библиотеках за книгами.
        О.Александр был усердным богомольцем, регулярно участвовал в богослужении
        в академическом храме.
        На студентов, не приготовивших к сроку семестровых сочинений, батюшка,
        как добрый пастырь, иногда ворчал:
          "Эх, молодые люди! Вам все погулять хочется, вот дело то и встало, а ведь жизнь
          не ждет. В жизни придется волею-неволей быть аккуратными, вот и надо бы
          приучаться к этому в Академии. Ведь потом, небось, других учить этому будете".

        Ворчанье старца студенты обычно принимали весьма благодушно и никогда на него
        не обижались.
        В течении трех лет учебы батюшка скорбел о том, что его, как вольнослушателя,
        к экзаменам не допускали. На четвертом курсе он решил подать кандидатское сочинение
        и просить у Св.Синода разрешения держать экзамены за все четыре курса Академии.
        Св.Синод разрешил Академии принять от о.Александра кандидатское сочинение,
        проэкзаменовать его по всем предметам академического курса и, в случае успешных
        результатов этих экзаменов, удостоить его от Академии звания кандидата богословия.
        Получив это разрешение, о.Александр горячо принялся за работу. Но ему было уже
        65 лет, силы ушли: экзамены оказались для него непосильными. После нескольких
        неудачных попыток сдать экзамены он с глубокой душевной болью оставил это дело:
            "Видно, ушли мои силы, а ведь я этого и не заметил!"
        Оканчивая академию, о.Александр стал размышлять, какое выбрать место служения.
        Один из учившихся с ним студентов предложил ему поехать в Екатеринбургскую
        епархию, откуда сам был родом, а кроме того, там проживало много мусульман,
        а протоиерей Александр был известен как опытный противомусульманский миссионер.
        О.Александр последовал его совету и после окончания Академии оставил Казанскую
        епархию
      Служение
        Пермская губ., Екатеринбургский у. (Челябинская о., г.Касли), пос.Каслинский Завод, Успенская церковь 
        протоиерей 
        Должность противомусульманский епархиальный миссионер (с 22.12.1912г.) 
        Год начала 1911 
        Год окончания 1917 
        В 1911г. о.Александра, как опытного противомусульманского миссионера,
        пригласили в Екатеринбургскую епархию. Он был направлен служить в Успенский
        храм Каслинского Завода.
        22 декабря 1912г. он был назначен епархиальным миссионером.
        О.Александр писал:
           "В течение всей моей 44-летней службы все передвижения мои с места на место
            были под руководством Промысла Божия, который... направлял службу мою на
            миссионерское служение инородцам. Даже супружество мое состоялось не
            по моему выбору, а как будто по случайности, приведшей меня в с.Апазово.
            Даже и то обстоятельство, что, несмотря на мои усердные труды в Духовной
            Академии, мне не дали формально ученой степени, послужило к тому, что я
            теперь служу "инородцам"... Да будет же святая воля Господа Бога моего...
            до конца дней моих...".

        О.Александр учил, крестил татар, без боязни нес свет Христов среди мусульман,
        ездил с миссионерскими целями в различные окрестные поселки и селения.
        Делясь с собратьями богатым опытом на поприще миссионерской деятельности,
        о.Александр писал:
           "Наша довольно продолжительная, пастырская и миссионерская деятельная
            практика дала нам возможность убедиться в том, где и в чем скрывается
            условие успеха... Итак, любовь — любовь не на словах, в виде учения Христова".

        После принятия в 1906 году закона о свободе совести (вероисповеданий), все
        воочию смогли наблюдать его отрицательное влияние на нравственное состояние
        общества. О.Александр писал:
           "Совесть человека есть зеркало жизни его, догреховная она была совокупностью
            совершенств, отпечаток образа и подобия Божия — а греховная она стала
            отпечатком нравственного уродства сердца человеческого...
            Какая великая ошибка кроется в даровании "свободы" вероисповеданий.
            Не свобода здесь нужна, а лишь веротерпимость".

        Но свобода для развития всякого рода греха расширялась, захватывая все большие
        слои народа, и в конце концов завершилась разбоем
      Аресты
        Пермская губ., Екатеринбургский у. (Свердловская о., г.Серов), пос.Надеждинский завод 
        Год ареста 1917 
        Обвинение при аресте "распространение контрреволюционной религиозной литературы" 
        Во время одной из своих миссионерских поездок о.Александр был арестован в
        Надеждинском заводе за распространение религиозно-нравственных книжек и брошюр,
        переведенных им самим на татарский язык
      Места заключения
        Пермская губ., Екатеринбургский у. (Свердловская о., г.Серов), пос.Надеждинский 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1917 
        После прошения татар, которые удостоверили власти, что в книгах нет ничего
        "контрреволюционного", Совет рабочих депутатов его освободил
      Служение
        Пермская губ., Екатеринбургский у. (Челябинская о., г.Касли), пос.Каслинский завод, Успенская церковь 
        протоиерей 
        Должность противомусульманский миссионер 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 7 
      Аресты
        Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Каслинский завод 
        Год ареста 1918 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 7 
        22 июня/5 июля 1918г. протоиерей Александр был снова арестован
    Кончина
      1918 
      День 6 
      Месяц 7 
      расстрел 
      Место Пермская губ., Екатеринбургский у. (Челябинская о., г.Касли), пос.Каслинский Завод 
      Место захоронения Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Каслинский Завод (Челябинская о., г.Касли), Успенская церковь 
      Расстрелян в ночь на 23 июня/6 июля 1918г.
      Перед расстрелом палачи нанесли беспомощному старцу несколько столь сильных
      ударов по лицу, что лицо его обезобразилось до неузнаваемости, били тесаком
      по телу, в боку зияла страшная рана, сломали ногу, прокололи ступню и,
      связанного по рукам, бросили в яму.
      Тело пастыря-мученика было найдено после ухода из селения красногвардейцев.
      Он был умучен в один день с другими священниками Успенской церкви —
      о.Петром Смородинцевым и о.Петром Беляевым. В этот же день было убито еще 27
      жителей Каслинского Завода.
      Такому зверскому убийству поразились татары:
         "За что красные убили его? Он хорошие книжки давал, добру учил".
      После очередного отступления красных из села жители нашли тела 27 убиенных
      большевиками в июле 1918г. жителей пос.Касли.
      Почти все тела мучеников были изуродованы, у некоторых не было головы.
      После розысков находили отрубленные головы, но лица были настолько изуродованы,
      что определить личность замученного удавалось с большим трудом.
      "Страшное дело, — говорили старики, — неужели люди могли так сделать?"
      7/20 июля 1918г., когда в Касли вошли войска Сибирского правительства адмирала
      А.В.Колчака, в Успенском храме Каслинского Завода состоялось отпевание
      протоиерея Александра Миропольского, священников Петра Беляева, Петра
      Смородинцева и двадцати семи мирян.
      Протоиерей Александр Миропольский, а также убиенные священники о.Петр Беляев и
      о.Петр Смородинцев были перезахоронены около алтаря Успенской церкви.
      Из воспоминаний очевидцев [Зв1]:
         "Народу на заупокойную литургию собралось много, каждый хотел проститься с
          почившими. После службы духовенство облачилось в белые одежды; народ поднял
          иконы, хоругви и с пением "Волной морскою... " двинулись к гробам....
          На каждом проулке процессия встречала и принимала новых богомольцев...
          Слышны вздохи: "Ох, Господи! Согрешили мы перед тобой!" Масса народа
          достигала до 10 тысяч. Гробы мирян были поставлены в ограде на
          приготовленные помосты, а гробы священников были внесены в церковь.
          Начался умилительный чин отпевания священников... под несмолкааемые
          рыдания молящихся. Плакали не только женщины, но и мужчины...".

      По данным Каслинского краеведа Георгия Михайловича Коровина, "погребение священников
      Миропольского, Беляева и Смородинцева совершали священники К.Черепанов, П.Ларионов,
      М.Топорков, Н.Григорьев, С.Андреев с диаконами А.Золотавиным, Черепановым и
      псаломщиком Перебердиным в церковной ограде в общей братской могиле.
      Чудом спасшийся настоятель Успенской церкви о.Константин сказал в прощальном слове:
         "За что погибли они? За что терпели такие мучения? Да за то, что они были
          служителями церкви, за то, что несли знание Христа... ".

      Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви и Святейшего
      Патриарха от 17 июля 2002г. Александр Миропольский был включен в Собор
      новомучеников и исповедников российских XX века
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Александр Миропольский 
      Дата 17/07/2002 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 17 июля 2002г. 
      Кто представил Екатеринбургская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 23.06 
          Новый стиль 06.07 
          день мученической кончины (1918г.) 
    Публикации ->
    Документы ->
      1. Список имен священников Екатеринбургской епархии, репрессированных в 1918 году (составлен по архивным материалам)
      2. Журнал N 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ