Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодАреста 1919
Дела o13.25
    Ефрем (Кленин Сергей Николаевич) 
    Год рождения 1855 
    Место рождения Москва 
    архимандрит 
    Выходец из мещанской семьи
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1886г.] [до 1920г.] [после 1920г.]
      Образование
        Московское коммерческое училище
        Окончил 5 классов коммерческого училища
      Служение
        Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
        Должность  послушник 
        Год начала 1881 
        День начала 27 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1882 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 12 
        Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра 
        Должность  послушник 
        Год начала 1882 
        День начала 28 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1885 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 9 
        Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
        Должность  послушник 
        Год начала 1895 
        День начала 6 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1886 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 8 
        В 1881г. пришел в Саввино-Сторожевский монастырь, потом был перемещен в
        Троице-Сергиеву Лавру, в 1885г. вернулся в Саввино-Сторожевский монастырь
      Рукоположение
        монах 
        Ефрем 
        1886 
        День 8 
        Месяц 3 
        Место Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
        иеродиакон 
        1886 
        День 23 
        Месяц 8 
        Место Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
        иеромонах 
        1896 
        День 8 
        Месяц 8 
        Место Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
      Служение
        Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
        монах, иеродиакон, иеромонах 
        Должность  ризничий монастыря (с 22.01.1915г.) 
        Год начала 1896 
        День начала 8 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1919 
        В 1899г. был издан труд иеромонаха Ефрема "Торжество 500-летия Звенигородского
        Саввино-Сторожевского монастыря". К началу революции будучи уже совершенно
        глухим справлял череду священнослужения
      Награды
        серебряная медаль в память Императора Александра III 
        золотой наперсный крест 
        Год награждения 1916 
        День 6 
        Месяц 5 
        Кем награжден Святейший Правительствующий Синод 
        В обители прп.Саввы о.Ефрем встретил роковой для России 1917г. Вместе с
        монастырской братией он пережил жестокие испытания, выпавшие на долю обители.
        Только в течении двух лет (1918–1919гг.) по обители было нанесено три
        тщательно спланированных удара, направленные на уничтожение монастыря. Первый
        удар был нанесен в 1918г. Неподалеку от монастыря, возле гостиниц, 15 мая
        1918г. было инспирировано убийство четырех комиссаров, всю вину за которое
        возложили на "контрреволюционное" духовенство монастыря. Двумя же месяцами
        ранее, комиссар волостного совета, назначенный еще и "комиссаром монастырской
        гостиницы", потребовал от наместника монастыря игумена Макария предоставить
        ему полную опись монастырского имущества для его конфискации. 14 мая 1918г.
        комиссар произвел обыск у учителей Духовного училища, а также конфисковал все
        продовольствие, предназначенное для учащихся училища. Мольбы и протесты были
        проигнорированы, а учителей училища обвинили в "сокрытии запасов
        продовольствия" и заключили в тюрьму. На следующий день была назначена
        конфискация имущества монастыря.
             2(15)мая по призыву набатного звона к монастырской гостинице, где уже
        работала комиссия "по приемке имущества монастыря", собрались жители
        окрестных сел, которые потребовали от комиссара оставить монастырь в покое,
        раздать хлеб и уйти с занимаемой должности за превышение власти. Во время
        переговоров с жителями прогремели роковые выстрелы провокаторов. Впоследствии
        спровоцированные беспорядки, получившие в суде название "контрреволюционный
        мятеж, переместились в г.Звенигород. А перед тем перепуганный народ обратился
        к глухому о.Ефрему с просьбой отслужить молебен по умиротворению беспорядков.
             В своих показаниях, привлеченный по этому делу о.Ефрем писал: "2 мая
        1918г. в 3 часа пополудни ко мне в келлию вбежал проживающий у о.наместника
        в качестве келейника старичок и сообщил, что у гостиницы совершено убийство...
        Вслед за стариком вбегает певчий Павел и говорит: "Народ просит вынести к
        воротам икону прп.Саввы и отслужить молебен". Я пошел в собор, облачился и
        вышел со святою иконою прп. Саввы и у ворот отслужил обычный молебен, но не
        благодарственный, как показалось некоторым, и, обратясь к народу, сказал
        несколько слов в таком смысле, что нужно охранять совесть от худых дел и Бог
        будет хранить нас от ужасов и злодеяний. Затем возвратился в собор и более
        решительно ничего не знаю о совершившемся у нас злодеянии". По данному делу
        были арестованы несколько священнослужителей и сельчан. Монастырь вздрогнул,
        но устоял, лишившись нескольких своих насельников, в числе которых был и
        наместник монастыря, которого приговорили к пожизненному заключению.
             Не прошло и года, как враги Православия учинили другую провокацию.
        17 марта 1919г. делегаты, проходившего в г.Звенигороде съезда Звенигородского
        уезда "единогласно" приняли решение о вскрытии святых мощей прп.Саввы —
        святыни монастыря и всей России. Члены съезда ворвались в монастырь в 12-м часу
        того же дня, сорвали богослужение и в нарушение своих же законов совершили
        задуманное святотатство и глумление над великой звенигородской святыней.
             Игумен Иона, назначенный наместником монастыря, писал о происшедших
        событиях: "По окончании вечерни, прежде чем приступить к раке, ризничий
        обители иеромонах Ефрем, облаченный в епитрахиль, фелонь и поручи, обратился к
        съезду с увещанием благоговейно относиться к мощам преподобного отца нашего
        Саввы, но ему не дали говорить и с криками: "Замолчи!", "Довольно обманывать
        народ!" потребовали скорейшего приступления к делу. Тогда по приказанию
        председателя съезда отец ризничий снял с мощей преподобного Саввы все покровы и
        покровицы, вынул боковую доску, подушку и вату, распорол схиму и мантию, в
        которых были зашиты святые кости преподобного, и обнажил их. Отсутствие
        нетленного тела, нахождение в раке подушек и большого количества ваты
        послужили членам съезда поводом к кощунственным выражениям о преподобном Савве
        и к насмешкам по адресу монахов".
             Обозленные воинствующие безбожники, не обнаружившие в раке мерещившиеся
        драгоценности, перешли к глумлению над святыней. Деяния своих рук они сфотографировали,
        затем свалили святые мощи грудой в раку и выставили их на всеобщее
        обозрение трудящимся, к которому призывали листовки, расклеенные по всему
        Звенигороду. С братии монастыря взяли расписку, чтобы никто не менял
        положения мощей в раке "до особого распоряжения".
             "Святые мощи, — писал о.Ефрем, — уже три недели остаются в беспорядке с
        растерзанными по всей гробнице одеждами". После такого "всенародного
        разоблачения" мощи были изъяты и вывезены большевиками в Москву. Община
        верующих при монастыре направила обращения в Наркомюст и НКВД с описанием
        безобразий, учиненных представителями советской власти в монастыре, и просьбой
        оставить верующим святые мощи. В защиту обители выступил Кузнецов Николай
        Дмитриевич. По его ходатайству в Звенигород был откомандирован "большой
        специалист" по Православию И.А.Шпицберг. Он провел свое "расследование".
        Шпицберг перевернул дело с ног на голову: жалобщики, монахи, их защитники, а
        заодно и члены Совета объединенных православных приходов были обвинены в "в
        клевете на советскую власть". Среди них был и о.Ефрем, обвинявшемуся в
        "лжесвидетельстве", ложном доносе на действия местных властей,
        контрреволюционной агитации и дискредитации советской власти с целью
        возмущения народных масс"
      Аресты
        Московская губ., Звенигородский у., Саввино-Сторожевский монастырь 
        Год ареста 1919 
      Осуждения
        Московский Губернский Революционный Трибунал 
        15 /01 /1920 
        Обвинение "организация контрреволюционного общества под названием "Совет объединенных приходов". 
        Приговор  тюремное заключение, заменено по амнистии на условное 
        В приговоре суда по делу говорилось: "Гр.Фиргуф (он же Иона), иеромонах
        Савва и ризничий Ефрем, занимавшие в Звенигородском монастыре руководящие
        посты, все трое присутствовали в момент вскрытия мощей 17 марта 1918г.
        и были свидетелями безупречного поведения советских властей,
        при вскрытии. Затем с заведомой целью контрреволюционной агитации и
        возбуждения прихожан против власти измыслили и распространили среди
        населения злостно-клеветнические слухи о якобы кощунственных действиях этих
        властей, склонив этим самым организацию верующих при монастыре к подаче
        жалобы — прошения в Совет Народных Комиссаров на действия местных властей,
        лжесвидетельствуя перед ними об указанных кощунственных действиях... Войдя
        по этому поводу в соглашение с Кузнецовым (Н.Д.), приняли участие в
        составлении указанной выше жалобы, а также в агитации среди общины верующих
        и собирании подписей под жалобой".
        В приговоре суда говорилось: "Что же касается
        ризничнего Ефрема [и некоторых других обвиняемых по делу], приняв во внимание,
        что их деяния, совершенные против Рабоче-Крестьянской власти, бессознательны,
        Трибунал в связи с амнистией ВЦИК от 5 ноября 1919г. нашел возможным освободить
        их из-под стражи и вынести условное осуждение... "
      Служение
        Московская губ., Богородский у., с.Большое Васильево близ ст.Кудиново 
        иеромонах 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1938 
        В июне 1919г. начался вынужденный исход из монастыря оставшейся братии. Выйдя
        из-под домашнего заключения, о.Ефрем переехал, по его словам, к своему
        "дальнему родственнику", владельцу небольшой фабрики Ивану Алексеевичу
        Егорычеву. На его адрес не раз посылались повестки из Московского Ревтрибунала
        с требованием явки в следственную комиссию. После раскулачивания и выселения
        Ивана Алексеевича о.Ефрем перебрался в соседнее село Каменка
        Московская губ., Богородский у., с.Каменка, церковь Святой Троицы 
        архимандрит 
        Год окончания 1937 
        Молодой настоятель церкви о.Василий Вознесенский приютил о.Ефрема и предоставил
        в его распоряжение сторожку возле церкви. Вместе с о.Василием о.Ефрем совершал
        богослужения, крестил, венчал, отпевал, утешал, назидал и творил добро.
        С прибытием о.Ефрема в Каменку старожилы связывали появление очень дорогого
        убранства Троицкой церкви. Старожилы утверждали, что о.Ефрем перевез часть
        имущества монастыря в Каменку. Остается неизвестным, когда о.Ефрем был
        возведен в сан архимандрита. Жители окрестных сел Исаково, Каменка, Сафоново,
        Кудиново хорошо запомнили голубую митру "с камнями" архимандрита Ефрема. Они
        отмечали, что "саном он был выше местных священников". Живя, в Каменке,
        о.Ефрем по возможности приезжал и в Кудиново на совместное богослужение с
        настоятелем Покровской церкви о.Александром Цветковым, впоследствии
        репрессированным. Везде, где бы ни жил, о.Ефрем никогда не изменял своему
        монастырскому правилу — ночной молитве. В Каменке часто видели, как после
        полуночи о.Ефрем отворял врата Троицкого храма, возжигал лампады и горячо
        молился в одиночестве до рассвета перед святыми иконами за грешных и немощных
        людей.
        О.Ефрем вел строгий аскетический образ жизни, был необычайно начитан и
        грамотен. Очень любил детей, и они любили его. В 1931г. по надуманному
        обвинению был арестован о.Василий и ряд церковнослужителей. О.Ефрему было уже
        80 лет. Жители пытались помогать старому монаху, приносили ему продукты, но он
        старался помочь нуждающимся. Он перераспределял полученные продукты и раздавал
        более бедным и нуждающимся. В 1937г. Троицкая церковь была закрыта и отдана на
        поругание, о.Ефрема выжили из сторожки, и он перебрался в с.Кудиново, где его
        приютила у себя в доме и ухаживала за ним до конца его дней монахиня Екатерина
        Кочнова
      Места проживания
        Московская о., с.Кудиново 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1938 
        Народ почитал о.Ефрема прозорливым, люди ходили к нему советоваться по
        различным вопросам. Советы были мудрые и, как потом оказывалось, абсолютно
        верными, даже в мелочах. Остались в памяти жителей и случаи чудесного
        исцеления больных по молитвам о.Ефрема
    Кончина
      1938 
      День 1 
      Месяц 8 
      Место Московская о., с.Кудиново 
      Место захоронения Московская о., с.Кудиново, перед алтарем сельского храма 
      Почил о.Ефрем в 1938г., по официальным данным 13 августа, а по табличке на
      могиле 1 августа, в день памяти прп.Серафима Саровского. О.Ефрем был погребен
      возле алтаря церкви Покрова Пресвятой Богородицы, как завещал. Почтить память
      и попрощаться с пастырем пришло много людей со всех близлежащих селений.
      Очень почитают о.Ефрема и поныне
    Труды ->
      1.книга: Торжество 500-летия Звенигородского Саввино-Сторожевсого монастыря 4–9 сентября 1898 года.. 1898г.
    Публикации ->
      1.Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922гг. М., 1999. С.61,62,70,108,159.
      2.Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.221–227.
      3.Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл. С.87,90,91,495.
      4.Любавин А. Последний ризничий Саввино-Строжевского Звенигородского монастыря// ЖМП. 1998, N8. С.34–43.
    Документы ->
      1.ЦГАМО. Ф.5062. Оп.3. Д.6,7.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ