База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Лаврентий (Князев Евгений Иванович) Дела od1.48 => od1.48 Фотографии
5 Фотоальбом Фотоальбом od1-77.jpg
Дела od1.77
    ( * ) Антоний (Лучкин Алексей Иванович) 
    Фамилия Лучкин 
    Год рождения 1876 
    День рождения 14 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Санкт-Петербургская губ., Гдовский у., д.Самолва 
    игумен 
    Родился 14/26 марта 1876(1874?)г. в крестьянской семье.
    В семье Лучкиных было три брата: Алексей, Иван, Андрей и сестра Евдокия.
    Алексей с детства с отцом и братьями занимался рыболовством на Чудском озере,
    которое "слабых не любит". Рыбакам в открытом озере приходилось не раз попадать
    в опасные для жизни ситуации. Это учило взаимовыручке, умению быстро
    ориентироваться в трудной ситуации. Такое детство и юность оставили на его
    личности особую печать — печать мужества.
    С юности в нем загорелось стремление к духовной жизни. Он ушел в монастырь
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с октября 1900г.] [с 1908г.] [с 1910г.] [до 1929(?)г.] [до 1931г.]
      Служение
        Выборгская губ., Валаамский Спасо-Преображенский монастырь 
        Должность послушник (с 17.01.1905г.) 
        Год начала 1900 
        День начала 15 
        Месяц начала 10 
        В монастырь поступил 15 октября 1900г.
        Учился в монастырской школе.
        17 января 1905г. зачислен в послушники.
        В послужном списке указано:
            
        "В учебных заведениях не учился. Знает чтение, пение, Св. Историю, Катехизис"
        Москва, подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря 
        Должность послушник (клиросное послушание) 
        Год окончания 1907 
        Проходил клиросное послушание при монастырском подворье в Москве.
        В 1907г. вместе с послушником Я.Кривоносовым был отозван с Московского подворья
        и переведен в Финляндский Архиерейский Дом
        Выборг, Финляндский Архиерейский Дом 
        Должность послушник 
        Год начала 1907 
        Год окончания 1907 
        Санкт-Петербург, Финляндский Архиерейский Дом, Благовещенское синодальное подворье 
        Должность послушник 
        Год начала 1907 
        Год окончания 1908 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 3 
        В связи с назначением архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского)
        к присутствию в Св.Синоде свита Архиерейского Дома вместе с архипастырем была
        переселена на Благовещенское синодальное подворье в Санкт-Петербурге
      Рукоположение
        монах 
        Антоний 
        1908 
        День 1 
        Месяц 3 
        Место Выборгская губ., Валаамский Спасо-Преображенский монастырь 
        В сентябре 1908г. на имя настоятеля монастыря игумена Маврикия последовало
        прошение и.д. эконома Финляндского Архиерейского Дома иеродиакона
        (будущего епископа) Неофита (Коробова) с просьбой "во исполнение распоряжения
        Его Высокопреосвященства" командировать в братство Архиерейского Дома монаха
        Алексея (Лучкина) и двух послушников. Прошение было удовлетворено
      Служение
        Санкт-Петербург, Финляндский Архиерейский Дом, Благовещенское синодальное подворье 
        монах 
        Год начала 1908 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1910 
      Рукоположение
        иеродиакон 
        1910 
        День 13 
        Месяц 10 
        иеромонах 
        1915 
        День 5 
        Месяц 1 
      Служение
        Выборгская губ., г.Сердоболь (Карелия, г.Сортавала), Архиерейский Дом 
        иеромонах 
        Состоял в свите епископа Сердобольского
        Санкт-Петербург(?), лазарет от Духовно-учебных заведений при Красном Кресте 
        иеромонах 
        Был командирован в распоряжение Красного Креста для исполнения пастырских
        обязанностей при лазарете от Духовно-учебных заведений (таковых было два —
        один в Минске, второй в Санкт-Петербурге)
      Награды
        юбилейная светло-бронзовая медаль и серебряный вызолоченный знак 
        Год награждения 1913 
        Из наград имел светло-бронзовую медаль и серебряный вызолоченный крест в память
        300-летия Дома Романовых
        набедренник 
        Год награждения 1915 
        День 15 
        Месяц 10 
        золотой наперсный крест 
        Год награждения 1916 
        День 6 
        Месяц 5 
        Кем награжден Святейший Синод 
        За понесенные пастырские труды во время Первой Мировой войны был награжден
        золотым наперсным крестом от Святейшего Синода
      Служение
        Выборгская губ., Валаамский Спасо-Преображенский монастырь 
        игумен 
        Подвизался в Валаамском монастыре, был возведен там в сан игумена
        Псковская губ., Псковский у., Талабские острова, пог.Верхний Остров (Белов), церковь свв.апп.Петра и Павла 
        игумен 
        В 1920-е гг. о.Антоний служил в Петропавловской церкви острова Верхний (Белов)
        в юго-восточной части Псковского озера в 25 км на северо-запад от Пскова.
        Остров Верхний находится недалеко от пос.Самолвы, где родился о.Антоний и
        где остались все его родные.
        По воспоминаниям, о.Антоний никогда не терял связи с семьей.
        Брат Андрей рано умер и оставил двух сыновей Константина и Ивана. О.Антоний
        заботился о них, приучал к церковной жизни через участии в богослужениях и
        помощь в пономарке.
        Брат о.Антония Иван был рыбаком. Он, имея практический склад ума, часто говорил:
             "Да разве же это работа — быть священником? Вот мой труд рыбака — это
              настоящий, он самый тяжелый!"

        Никогда о.Антоний не говорил ничего вопреки, но однажды твердо сказал:
             "Ну, братец, пойдем. Вместе помолимся. Будем готовиться к службе. Посмотрим,
              чья работа труднее".

        В семь часов вечера братья опустились на колени перед иконами в келье о.Антония,
        и он начал вслух читать монашеское правило. Час терпел Иван, второй, а на третий
        зашевелился, забеспокоился и, наконец, не выдержав, сказал:
              "Да-а, братец, твоя взяла, твой труд потяжелее будет!" —
        шумно встал и пошел к себе спать. С тех пор Иван уважительно относился к служению
        брата-монаха.
        О.Антоний был высокого роста, от природы крепкий и выносливый.
        По воспоминаниям очевидцев, служил о.Антоний с присущим ему высоким духовным
        подъемом. Когда он совершал священнодействия в алтаре или каждение в храме,
        то делал это с таким благоговением, что его духовная настроенность передавалась
        на молящихся и вызывала в них ответные чувства. Многие, особенно прихожанки,
        плакали на его службах слезами умиления
      Аресты
        Псковская о., Псковский р., Талабские острова, пог.Верхний Остров (Верхний Белов) 
        Год ареста 1928 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 4 
        8 апреля 1928г. арестован органами ОГПУ
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        07/09/1928 
        Обвинение "антисоветская деятельность" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Полгода содержался под следствием.
        7 сентября 1928г. приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ к 3 годам концлагерей
      Места заключения
        Псковская о., тюрьма 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 9 
        Северный край, концлагерь 
        Год начала 1928 
        Отбывал лагерный срок в одном из лагерей Северного края вместе с протоиереем
        Борисом Ивановичем Лебедевым, который рассказывал, что о.Антоний в лагере спас
        ему жизнь. После освобождения протоиерей Борис разыскал родных о.Антония и рассказывал им
        о лагерной жизни игумена Антония [2]:
             "О.Антоний, будучи монахом, стяжавшим опыт молитвенного делания,
              и в лагере продолжал вести сосредоточенную внутреннюю духовную жизнь.
              В лагерях заниматься молитвенным деланием некоторым подвизающимся не мешали
              ни каторжный труд, ни надсмотрщики, ни уголовники. То, что для других было
              наказанием, воспринималось ими как возможность укрощения своих страстей,
              движений плоти. Лагерный труд можно было использовать и на пользу: монотонная
              физическая работа способствовала стяжанию непрестанной молитвы и отречению
              от суеты.
              Для некоторых тяжелые, часто трагические последствия имело лагерное питание,
              а, вернее, его отсутствие. Подвижники же первых веков христианства, как
              известно, вареную пищу не вкушали вообще. Пищу принимали редко, иногда не
              каждый день. Преподобная Мария Египетская, например, питалась только
              растительностью пустыни, и этого ей хватало и для жизни, и для молитвы.
              Поэтому тот, кто имел навык обходиться малым, был свободен от рабства голоду.
              Пребывая телесно на земле, опытные подвижники старались находиться в мире
              духовном. Их невозможно было обидеть или вывести из себя. Они побеждали мир
              неприятием его законов и следованием Закону Божию. Когда поначалу уголовники
              отбирали у них еду, личные вещи и пр., они не сопротивлялись, но молились
              за своих обидчиков и благословляли их. Это сначала вызывало удивление, смех
              и раздражение, затем — безмерное уважение.
              Ведя подобный образ жизни в лагере, о.Антоний завоевал авторитет не только
              среди заключенных, но и среди начальства. Когда в лагере получали посылки
              с воли, делить их поручали ему, как исключительно честному и порядочному
              человеку. Когда над кем-нибудь из заключенных нависала серьезная опасность,
              о.Антоний делал все, что было в его силах, чтобы помочь человеку, и так он
              спас многих и многих".

        После освобождения из лагеря, о.Антоний не имел права вернуться в родные края.
        Был отправлен на поселение в Ветлугу
      Места проживания
        Нижегородская губ., г.Ветлуга 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 4 
        Епископом Ветлужским был в то время епископ Неофит (Коробов),
        Владыка поддерживал находившихся в Ветлуге валаамцев, в том числе игумена
        Антония, с которым был знаком еще по службе в Финляндском Архиерейском Доме.
        Он прилагал старания, чтобы о.Антоний служил с ним, но это не получилось.
        По воспоминаниям:
           "Служить о.Антонию власти не разрешили, и он за хлеб пел на клиросе.
            О.Антоний был простой и смиренный".

        По данным [2]:
            После выхода на свободу, о.Антоний не имел права вернуться в родные края.
            Он поселился в Новгороде.
        Только иногда он мог приезжать на родину, к родным в Самолву, тайно.
        Приезжая, служил в деревенской церкви и здесь привлек к себе мальчика, которого
        обучал пономарить. Мальчика звали Николаем. Это был будущий подвижник благочестия
        протоиерей Николай Гурьянов. О.Антоний стал его первым учителем и наставником.
        О.Николай впоследствии рассказывал об игумене Антонии с большой любовью.
        Однажды о.Антоний поделился со своим маленьким помощником тем, чем ни с кем не
        делился. Он рассказал, что под дулом пистолета богоборцы заставляли его отречься
        от Бога, на что он отвечал:
              "Стреляйте, но от Бога не отрекусь!".

        Здоровье его в лагерях было подорвано, он стал болеть
    Кончина
      1931 
      День 12 
      Месяц 4 
      Место Нижегородская (Горьковская) о., г.Ветлуга 
      По данным [1][Зв1]:
         Игумен Антоний скончался на Пасху 1931г. (Пасха в 1931г. была 30 марта
         по ст.ст.).
      Запись в требнике епископа Неофита (Коробова) [3]:
          "19 апреля/2 мая по новому стилю 1932 года, понедельник Святой Пасхи.
           День кончины брата Спасо-Преображенской обители, что на
           острове Валааме, игумена Антония Лучкина (проходившего послушание в
           Архиерейском доме) и жившего в Ветлуге по не зависящим от него
           обстоятельствам".

      Запись в книге актов в Ветлужском ЗАГСе [3]:
           "Лучкин Алексей Иванович, дата смерти 2 мая 1932 года".

      Игумен Антоний день своей кончины предугадал заранее. Он написал родным в Самолву
      родственникам, своим братьям и сестрам, чтобы они приехали проститься, потому что
      "на Пасху он будет умирать". Родственники не поверили — еще не старый и не такой
      уж больной, откуда он может знать, когда умрет.
      Приехать смогла только его сестра — Евдокия Ивановна. Она и рассказала о
      некоторых подробностях его кончины.
      Кончина о.Антония была тихая и мирная.
      По воспоминаниям Евдокии Ивановны, Великим Постом игумен Антоний слег. Сестра
      пребывала при нем неотступно. Дождались самого вечера Пасхи. О.Антоний лежал
      уже совсем ослабевший. Настало время Пасхального богослужения. Келья о.Антония
      располагалась недалеко от церкви. Он сказал Евдокии Ивановне:
         "Пойди в церковь, послушай. Там уже должны сейчас пропевать такую-то молитву.
      Когда Евдокия Ивановна вернулась и сказала, что такую-то молитву пропели, он
      сказал:
               "Ну, все, теперь прощай!"

      Вздохнул глубоко, и душа его отрешилась от тела.
      Отпевание и погребение его, собравшее множество народа, превратилось в
      торжество веры над безбожием и смертью.
      По данным [3] (воспоминания Е.В.Баум, двоюродной правнучки о.Антония):
          Мы не можем точно сказать о месте захоронения игумена Антония.
          Возможно, его могила на ветлужском кладбище, возможно, где-то в другом
          месте Ветлуги. Если место кончины в Ветлуге, в чем вроде бы не приходится
          сомневаться, маловероятно, что захоронение где-то в другом месте.
      По данным [2]:
          Похоронен игумен Антоний был на кладбище одного из городских монастырей
          Великого Новгорода, у церковного алтаря.
          В годы Второй мировой войны офицер Красной Армии Григорий Батин — из рода
          Лучкиных по матери, участвовал в освобождении Новгорода.
          После жарких боев он зашел на городское кладбище. Недалеко от церкви он
          увидел могилу. Возле нее сидела и молилась старая монахиня, державшая
          в руках горящую свечу. По тем временам это была такая редкая и странная
          картина, что офицера непреодолимо потянуло к ней. Он подошел поближе и
          спросил:
              " — Бабушка, почему Вы здесь сидите? Что Вы здесь делаете?

                — Сынок, если бы ты знал, кто здесь похоронен, в этой могиле...
                  Какой это был человек... Великий молитвенник, старец. После его
                  смерти я дала обет до конца дней своих ходить к нему на могилу... "
          Надпись на кресте гласила:
                 "Игумен Антоний (Лучкин)".
          Это был родственник воина-победителя, родной его дядя по матери
    Реабилитация
      Дата 24/12/1999 
      По году репрессий 1928 
    Публикации ->
      1.Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. С.184.
      2.Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва — Псков: "Духовное преображение", 2005. С.281–286.
      3.Газета "Земля Ветлужская". 29.05. 2012г. Е.В.Баум. "Всмотритесь в эти лица". -&gt;<http://www.zemlvetl.info/index.php/home/2011–01–25–07–56–37/1558-vsmotrvetilica>
    Заявители ->
      1. Баконина Светлана Николаевна, исследователь

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ