Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Георгий (Лавров Герасим Дмитриевич) Дела oni.34 => oni.34 Фотографии
7 Фотоальбом Фотоальбом oni-40.jpg
Дела oni.40
    Михаила (Меркулова Вера Антоновна) 
    Год рождения 1874 
    День рождения 15 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Костромская губ., Галичский у. (Костромская о., Сусанинский (Молвитинский) р.), с.Новое-Сумароково 
    схиигумения 
    Родилась 15 сентября 1874г. в с.Новое Сумароково Галичского уезда Костромской губернии.
    По данным [1] — год рождения — 1886г.
    По данным [Д1],[Д2] — год рождения — 1878г.
    По монастырским ведомостям — 1884г.
    По ее показаниям в архивно-следственном деле 1920г. год рождения — 1882г.
    По ее показаниям в архивно-следственном деле 1935г. — 1874г.:
         "Я, Меркулова Вера Антоновна, родилась в с.Сумароково Молвитинского р-на
          Ивановской пром. области в 1874 году...".
    По данным [Д1], [Д2] место рождения — Костромская губ., Костромской у.,
    д.Сумароково.
    По официальным бумагам — место рождения — Орловская губ., Мценский у.
    По ее показаниям в архивно-следственном деле 1920г.:
        "В Орловской губ. я числюсь только по бумагам, а родилась я на Кавказе в
         Севастополе..."
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1891г.] [1891-1919гг.] [1919-1921гг.] [1921г.] [с 1921г.] [1921г. (продолжение)] [1921-1923гг.] [1923-1928гг.] [1928-1929гг.] [1929-1930гг.] [1930-1934гг.] [1934г.] [1934-1935гг.]
      Места проживания
        Таврическая губ., г.Севастополь 
        По данным [7] отец — дворянин, мать — из рода князей Долгоруких.
        По ее показаниям в 1921г.: "Из крестьянской семьи, самообразование..
        Отец — Антон Федорович Меркулов имел свою кондитерскую в городе Севастополе.
        По ее показаниям 1935г. — "Образование получила в гимназии, которую окончила
        в 1897г.".
        После смерти родителей Вера некоторое время проживала в Севастополе на средства,
        оставшиеся от родителей
        Донская о., г.Ростов-на-Дону 
        Из ее показаний в архивно-следственном деле, заведенном на нее в ВЧК в 1920г.:
           "В Орловской губ. я числюсь только по бумагам, а родилась я на Кавказе в
            Севастополе...
            Когда я выехала из Севастополя, не помню, а только помню, что последнее
            время жила в гор.Ростове-на-Дону, где прожила до 24 лет. Жила без родителей.
            У меня остались небольшие средства после родителей, я на них жила и только
            занималась своим хозяйством и ходила в церковь..."
      Рукоположение
        монахиня 
        Вероника 
        1891 
        Место Грузия, Бодбийский женский монастырь св.Нины 
        Приняла постриг с именем Вероника
      Служение
        Грузия, Бодбийский женский монастырь св.Нины 
        монахиня 
        Должность  послушница 
        Из показаний матушки Веры, имеющихся в архивно-следственном деле 1935г.:
             "Я... родилась... в 1874 году...
              Постриг в монашество приняла в 17-летнем возрасте в Грузии, женский монастырь
              просветительницы Грузии Нины с именем "Вероника".
              Показания записаны с моих слов правильно и мне зачитаны"
        Костромская губ., Галичский у. (Костромсая о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь 
        монахиня 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1910 
        Месяц окончания 7 
        В 1906г. вернулась в Ново-Сумароково и поступила в там в Свято-Троицкий женский
        монастырь.
        Круглый год ходила босой, под одеждой носила металлические вериги.
        Обладала даром прозорливости и исцеления, стала почитаться местными жителями
        Костромская губ., Кинишемский у. (Ивановская о., Кинешемский р.), с.Решма, Макариев Решемский женский монастырь 
        монахиня 
        Год начала 1910 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1910 
        В июле 1910г., по приглашению настоятельницы Макариево-Решемского монастыря
        игумении Досифеи (Ипатовой), в 1900–1901гг. бывшей настоятельницей Свято-Троицкого
        монастыря, она перешла в Решемскую обитель, где она стала пользоваться у местных
        жителей таким же почитанием, как и в Ново-Сумарокове.
        Игумения Досифея организовала скит в приписной к Решемской обители Нодогской
        Рождественской пустыни, находящейся в лесу на реке Нодоге, которая впадает
        в левый берег Волги. Вера Меркулова первая изъявила желание поселиться там
        Костромская губ., Кинешемский у. (Ивановская о.), Нодогская Рождественская пустынь 
        монахиня 
        Год начала 1910 
        Год окончания 1911 
        Подвижница прожила с некоторыми сестрами в Нодогской пустыни полгода.
        За это время ее имя стало известно в Кинешемском уезде, а Нодогская пустынь стала
        местом массового паломничества богомольцев.
        В начале 1911г. в результате клеветнического доноса подвижница была вынуждена
        оставить Решемскую обитель и по распоряжению епископа Костромского и Галичского
        Тихона (Василевского) вернуться в Свято-Троицкий монастырь
        Костромская губ., Галичский у. (Костромская о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь 
        монахиня 
        Год начала 1911 
        Особый наплыв посетителей к монахине Веронике пришелся на годы Первой Мировой войны,
        когда к ней шли тысячи людей, стоявших по несколько дней в очереди, чтобы увидеть
        ее и узнать у нее о судьбе находящихся на фронте близких.
        В 1919г. община Свято-Троицкого монастыря была зарегистрирована как
        сельскохозяйственная коммуна.
        Из показаний Веры Меркуловой на допросе 12.06.1934г.:
           "58 лет, родом из с.Н.Теляково... Образование среднее...
            Я с детства проживала в Свято-Троицком монастыре с.Н.Сумароково
            до 20-ти летнего возраста. В монастыре была в качестве игумении и после
            была переведена в Ростов-на-Дону для основания монастыря, где проживала до
            25-ти летнего возраста. Когда выстроила монастырь, была я снова назначена
            Святейшим Синодом для услужения монашек, т.к. между ними был разлад.
            Прибыла в качестве настоятельницы — игумении, проживала в монастыре
            до 1917г. ...
            Я все время служила настоятельницей монастыря (игуменией). Кроме этого,
            мне поручалось от Святейшего Синода расследовать раздоры среди монашества
            в монастырях. По этим вопросам я очень часто выезжала в ряд монастырей
            России...".
        Из ее показаний на допросе по делу 1921г.:
              "24-х лет я приехала по внушению свыше из г.Ростова в город Кострому,
               а затем поступила в Свято-Троицкий женский монастырь, где и состояла
               "церковницей".
        В ежегодных ведомостях, подаваемых из монастыря в консисторию, среди прочих
        ста с небольшим лиц, "живущих на испытании в Свято-Троицком женском монастыре",
        числится и
              "N 42 Вера Антониевна Меркулова, 23г., крестьянская девица Орловской губ.
               Мценского уезда; в монастыре — с 1906г., читать и писать умеет, хороших
               качеств и к послушанию способна... ".
        По этим данным, в 1917г. она еще даже не была послушницей, а находилась в монастыре
        среди лиц, проходящих испытание.
        Вера Меркулова исполняла в монастыре различные послушания.
        Из ее показаний на следствии 1921г.:
              "В 1918г. я ездила в Петроград за иконами и церковной утварью для с.Высоково".
        С мая 1917г. духовником Веры Меркуловой и некоторых других сестер монастыря
        был иеромонах находившегося в 20 верстах от обители Железноборовского монастыря
        о.Иоасаф (Григорий Меркурьевич Сазанов), которого игумен монастыря Никодим
        назначил в июне 1917г. благочинным Свято-Троицкой обители.
        Впоследствии у иеромонаха Иоасафа при аресте было найдено письмо:
              "...Благодарю за молитвы батюшки. Все же покойна моя душа, от всех сих
               попечений хватает мне этого, и желает и пламенеет душа моя, подвигов хочу,
               Пашенька. Хочу, Пашенька, взять на себя подвиг. Ходить бы босой мне хочется,
               не благословит ли батюшка? Жду благословения и с радостью начну".
        Из статьи исследователя Ларисы Сизинцевой [2]:
              "Это письмо было не подписано, но почерк матушки Веры трудно перепутать с
               каким-либо другим, как бы не изменялся он с течением времени...
               Даты на письме нет, место отправления тщательно замазано, лишь
               угадывается нечто, похожее на "Саров". Сразу вспомнилась ее фраза из
               дела 1921г. —
                    "Подайте мне палку Саровскую... ".
               Судя по тому, что письмо было найдено у иеромонаха Железноборского
               монастыря Иоасафа, оно дошло до батюшки.
               Босое хождение матушки Веры известно, — значит, батюшка благословил?"
        Из показаний одной из насельниц монастыря, Феклы Кулевой, на следствии 1921г.:
              "Верушку я знаю с первых дней поступления ее в монастырь. Она пришла еще
               молоденькая. Сперва она работала, шила, помогала работать старым монахиням.
               Тогда к ней еще никто не ходил из посторонних.
               Но вот уже года три как к Верушке стал ходить народ за советом".
        Из показаний насельницы монастыря на следствии 1921г.:
              "Я знаю Меркулову 6 лет. Я с ней имела переписку и очень часто обращалась
               с вопросами и за советом в трудных случаях жизни. Ей дан особый дар от Бога.
               Она ходит босою зимой и летом; к ней тысячи народа ходят за советом".
        Из показаний о Верушке насельницы монастыря Агнии Завьяловой 27 апреля 1921г.:
              "...В трудную минуту она давала добрые советы, всегда говорила: нужно
               жить и трудиться. Святой мы ее не считали...".
        В народе говорили о "матушке Вере из Сумароковского монастыря, босоножке, прозорливице,
        которую большевики босыми ногами ставили на раскаленную плиту, а ей — что по плите,
        что по снегу, все одно и то же"
      Аресты
        Костромская губ., Галичский у. (Костромская о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь 
        Год ареста 1919 
        В 1919г. подвижница была арестована Галичским уездным отделом ВЧК.
        Вскоре освобождена
      Рукоположение
        игумения 
        В 1919–1920гг. возведена в сан игумении.
        О ее монашеском и схимнических именах знали только близкие к ней лица и
        большинство почитателей и после рукоположения называли ее матерью Верой
      Служение
        Костромская губ., Галичский у. (Костромская о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь 
        монахиня, игумения 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1920 
        Из показаний Веры Меркуловой на следствии 1921г.:
              "...Ко мне уже около 15-ти лет ходит народ за различными советами, и я,
              по внушению свыше, говорила каждому, что ему на пользу... ".
              "Я совершенно не знаю, почему меня прозвали святой, но скажу, что я очень
               много и всегда читаю церковные книги, очень много читала Библию и жизнь
               святых апостолов. И вот, когда ко мне приходят люди и спрашивают меня,
               как жить, я им всегда разъясняю, что нужно молиться и терпеть.
               В настоящее время приходят люди — женщины и мужчины из разных деревень и
               городов — и жалуются, что их мучают, и им жить очень трудно при настоящей
               власти и говорят, что теперешняя настоящая власть от дьявола.
               Я им всегда разъясняю, что власть — от Бога, и им говорю, что в
               писании пророка Даниила в третьей книге Ездры сказано, что будут царствовать
               юнцы, старцы будут отстранены. Я всегда говорила, что нужно терпеть... ".
        На вопрос, имеет ли она что-либо против Советской власти, она ответила:
              "Против Советской власти я ничего совершенно не имею. Раз в книге написано
               священной, что власть от Бога, то как же я могу против власти что-либо
               иметь?"
        В августе 1920г. монастырь был закрыт, его здание и территория были
        переданы в 6-й отдел Социального обеспечения, и на месте был образован совхоз,
        где работали бывшие насельницы монастыря.
        Совхоз был назван "Сумароковским" — (Сумароковы — известнейшая в Костроме
        дворянская фамилия).
        Впоследствии там было размещено заведение для страдающих болезнью Дауна
      Места проживания
        Костромская губ., Галичский у., с.Новое Теляково (Сумаркоково), территория бывшего Свято-Троицкого монастыря 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1921 
        После закрытия монастыря Вера Меркулова продолжала жить на его территории
        в особой келье вместе с монахиней Евфросинией Колбиной.
        Из показаний Веры Меркуловой (на допросе в 1921г., Л.144):
             "После ликвидации монастыря я была выбрана сестрами настоятельницей
              монастыря и осталась проживать при монастыре. Пятнадцать лет назад меня
              стали посещать верующие за всевозможными советами, которые я им давала...".
        После тяжелой болезни в 1920г. у Веры Меркуловой отказала одна нога.
        Из ее показаний на следствии 1921г.:
             "От дизентерии осенью прошлого [1920] года у меня отнялась правая нога, и
              я ходила с большим трудом при помощи палки...".
        Показания матушки Веры на допросе 7 августа 1920г.:
              "В настоящее время я больна, болею уже 6 месяцев и скажу, что я уже год
               как никого не принимаю к себе в келью из посетителей".
        Из материалов дела 1921г.:
             "Меркулова Вера Антоновна пользуется широкой популярностью среди крестьянских
              масс под именем "Верушки" и репутацией "Святой". За советами к ней совершались
              иногда паломничества за 300 верст с приношением продуктов, одежды и проч.
              по-видимому, в очень больших размерах... Меркулова, существуя сама на эти
              приношения, наделяла и других "сестер" в монастыре и пользовалась среди
              них большим авторитетом".
        Паломничество к Верушке вызывало недовольство властей.
        В 1920г. ее неоднократно пытались арестовать.
        В ее деле 1921г. имеются документы, свидетельствующие об этом.
        Письмо от 28 мая 1920г. в Буйское отделение милиции, в котором просили "привлечь
        к ответственности за агитацию против Советской власти монашенку Веру, про прозванию
        "Святая".
        Имеется Записка от 13 июля 1920г. о том, что Яхнопольский волостной
        милиционер "должен доставить монашенку Веру, которая выдает себя за "Святую", в
        Галичское милицейское управление".
        19 апреля 1921г. подвижницу переселили в существовавший при доме престарелых
        Дом инвалидов, куда доступ был почти невозможен.
        На следующий день шесть сестер обители, работавших в совхозе, потребовали вернуть
        матушку на ее прежнее место жительства; получив отказ, сестры в знак протеста
        отказались выйти на работу
      Аресты
        Костромская губ., Галичский у., с.Новое Теляково (Новое Сумароково) 
        Год ареста 1921 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 4 
        20 апреля 1921г. монахини и матушка были арестованы и отправлены в Галич.
        После побоев и издевательств при аресте у нее отказала вторая нога —
        она передвигалась на костылях. Теперь до конца жизни она передвигалась
        только с посторонней помощью.
        Из ее показаний на следствии 1921г.:
             "После побоев Разгуляева у меня обе ноги перестали ходить, и я уже могу
              передвигаться только при помощи двух человек...".
        22 апреля 1921г. было заведено дело "по обвинению монахини Сумароковского (бывшего)
        монастыря Меркуловой в устройстве дебоша..."
      Места заключения
        Костромская губ., Буйский (Галичский?) у., г.Галич, Галичское уездное политбюро 
        Год начала 1921 
        День начала 20 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1921 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 4 
        Пока шло следствие, матушка находилась в Галичской народной больнице.
        Из акта медицинского осмотра Веры Меркуловой (27 апреля 1921г.):
            "Ушиб левого плеча, ссадины и небольшие кровоподтеки на теле и конечностях.
             Повреждения легкие".
        Ей дана была справка:
            "Настоящим удостоверяется, что находящаяся на излечении при Галичской
             народной больнице гр-ка Вера Меркулова психически вполне здорова...".
        Матушка написала просьбу-заявление отпустить ее с сестрами-монахинями
        в с.Высоково работать при церкви.
        29 апреля 1921г. матушка и арестованные с нею сестры были освобождены
        под подписку о невыезде и явке в суд.
        Однако им не разрешили вернуться в Сумароково.
        Вблизи от Свято-Троицкого монастыря находилось с.Высоково, в котором ранее, во время
        Первой Мировой войны при помощи матушки была построена новая деревянная церковь
        во имя св.Михаила Архангела.
        Жители с.Высоково и других окрестных деревень, приняли решение:
             "Принять гражданку Веру Меркулову ... на жительство в с.Высоково..."
      Места проживания
        Костромская губ., Буинский у., Домнинская вол. (Костромская о., Буинский р.), с.Высоково 
        Год начала 1921 
        День начала 29 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1921 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 6 
        28 мая 1921г. в Сумароково для закрытия монастырского собора в честь иконы
        Божией Матери "Скоропослушница" и окончательной ликвидации Свято-Троицкого монастыря
        прибыла из Костромы комиссия Губисполкома.
        По призыву матушки на защиту собора собралось множество крестьян.
        При их поддержке сестры отказались отдать комиссии ключи от храма.
        Из письма в НКЮСТ Костргубисполком (Отдел отделения Церкви от государства),
        начальнику милиции г.Буя от уполномоченного Губисполкома по ликвидации монастыря
        тов.Орлеанского от 01.06.1921г.
              "Происшедшие 28 мая 1921г. на территории совхоза волнения крестьян
               явились следствием злостной агитации монахинь и в частности, Веры
               Меркуловой, скрывшейся до приезда комиссии в с.Высоково, по указанию
               которой крестьяне не отдавали ключи от церкви, а потому, во исполнение
               поручения Губисполкома, предлагается Вам немедленно арестовать Веру Меркулову
               и доставить в город Кострому в распоряжение Губ ЧК.
               При проведении задания рекомендуется избегать нерешительности и
               половинчатости и в то же время по пути следования не давать ей повода
               окружить себя каким-либо ореолом мученичества"
      Аресты
        Костромская губ., Буйский у., Домнинская вол. (Костромская о., Буинский р.), с.Высоково 
        Год ареста 1921 
        День ареста 6 
        Месяц ареста 6 
        6 июня 1921г. матушка была арестована в с.Высоково и доставлена
        в местное отделение милиции.
        Согласно милицейскому донесению, для защиты подвижницы собралась "громадная
        толпа населения нескольких волостей".
        Из материалов дела:
              "28 мая 1921г. в совхоз прибыла комиссия для ликвидации монастыря во главе
               с Уполномоченным Губисполкома тов.Орлеанским. Под влиянием агитации
               Меркуловой, поселившейся в то время в селе Высокое, на территории совхоза
               снова произошли волнения крестьян, отказавшихся выдать комиссии ключи от
               монастыря. Ввиду этого Меркулова вторично была арестована, причем,
               опираясь на сочувствующих ей крестьян, первоначально отказалась
               подчиниться распоряжению об аресте, и только после категорического
               требования Нач. Милиции под угрозой конфискации крестьянского имущества
               была доставлена в Уездную Милицию".
        Из обращения нач.Буйского уезда Чистякова к гражданам с.Высоково:
              "...Требую выдать гражданку Веру Меркулову... За неисполнение данного
               поручения в 48-часовой срок, все граждане дер.Высоково будут причислены
               к категории лиц, не подчиняющихся рабоче-крестьянскому правительству, и
               поступки их будут рассматриваться как контрреволюционные, и имущество
               таковых будет конфисковано без возврата, а сами они будут и преданы Суду
               Военно-революционного Трибунала".
        Из рапорта завгуброзыска Шестакова начальнику Буйской милиции от 06.06.1921г.:
              "...Меркулова добровольно согласилась ехать в Буй под контролем представителей
               села Высоково Домнинской вол. и вверенных Вам трех милиционеров...".
        Матушка была отправлена в Буй в сопровождении отряда милиции "под
        контролем представителей села"
      Места заключения
        Костромская губ., г.Буй, 6-й Исправдом 
        Год начала 1921 
        День начала 6 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1921 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 6 
        6 июня 1921г. в Буе матушка дала милиции подписку:
              "...Агитировать и пропагандировать против Советской власти совершенно не
              буду...".
        Матушка была в тот же день освобождена и вернулась в с.Высоково
      Места проживания
        Костромская губ., Буинский у., Домнинская вол. (Костромская о., Буинский р.), с.Высоково 
        Год начала 1921 
        День начала 6 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1921 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 6 
        Из материалов дела (письмо представителя местной администрации):
               "Мне, как заведующему, неоднократно указывалось и даже ставилось в
                обязанность, прекратить паломничество к гр-ке Меркуловой.
                Принимая во внимание, что:
                    а). Оставление на жительство гр-ки Меркуловой не только в деревне,
                    но и в городе, неминуемо повлечет за собой паломничество к ней
                    "за советами" темных масс простонародья;
                    б). Достаточных оснований для помещения ее в место заключения по
                    обстоятельствам настоящего дела не имеется, да и помещение ее в место
                    заключения не будет целесообразным,
                    ПОЛАГАЛ БЫ: гражданку Меркулову препроводить в г.Москву в распоряжение
                    VIII отдела Наркомюста (НКЮ) для дальнейшего направления в специальное
                    учреждение Наркомздрава".
        "Пояснение о личности Меркуловой" нач. милиции Буйского уезда
        А.Чистякова от 08.06.1921г.:
              "...Среди темного населения как Буйского уезда, а ровно и других
               ближайших уездов, Меркулова пользуется громадной популярностью, якобы
               "Прозорливая", посещение ее населением достигает самых широчайших пределов,
               даже есть случаи, когда к ней приходят посетители за 300 и более верст.
               Вследствие того, что изоляция Меркуловой из темной массы населения
               необходима, т.к. авторитет ее растет с каждым днем"
      Аресты
        Костромская губ., Буйский у., Домнинская вол. (Костромская о., Буинский р.), с.Высоково 
        Год ареста 1921 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 6 
        В архивном деле указано, что она была арестована Губчека 11 июня 1921г.
      Места заключения
        Кострома, 6-й Исправдом, больница при тюрьме 
        Год начала 1921 
        День начала 11 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1921 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 7 
        Из "подписи заключенного", данной Верой Меркуловой:
              "Я явилася свободно ко допросу, вызванная Чрезвычайной Комиссией Костромы...
                               Вера Меркулова. 6-й Исправдом".
        Из заявления граждан с.Высоково в ЧК от 24 июня 1921г.:
              "Что же касается выступлений против Советской власти, т.е.пропаганды
               или агитации, Меркулова никогда не вела и не ведет, и даже в своем
               присутствии не дозволяет никому против нее, т.е. Советской власти не
               что-либо сказать неуважительное всем, и каждому говорила и говорит,
               что эта власть — от Бога, и нужно ей беспрекословно повиноваться"
        Письмо из Губисполкома (отдел отделения Церкви от государства) в ЧК от 27.06.1921г.:
            "Согласно полученным от VIII отдела Наркомюста указаниям, данных лично
             тов.Орлеанскому,.. Вера Меркулова, содержащаяся ныне в больнице при тюрьме,
             должна быть доставлена в Москву в VIII отдел для передачи ее в одно из
             учреждений Наркомздрава".
        Заключение Костромского уполномоченного (30 июня 1921г.):
            "Я, уполномоченный ... А.И.Гуськов, рассмотрев дело N 1348 о гр-ке
             Меркуловой В.А. и принимая во внимание, что
                 1). Оставление на жительство гр-ки Меркуловой не только в деревне, но и
                     в городе, неминуемо повлечет за собою паломничество к ней за советами
                     темных простонародных масс;
                 2). Достаточности оснований для помещения ее в место заключения по
                     обстоятельствам настоящего дела не имеется, да и не будет целесообразно,
             ПОЛАГАЛ бы:
                 I). Гр-ку Меркулову препроводить в г.Москву в распоряжение VIII отдела
                     Н.К.Ю. для дальнейшего направления в специальное учреждение Наркомздрава.
                II). Настоящее дело тоже полностью препроводить в VIII отдел Н.К.Ю. на
                     рассмотрение".
        Будучи в тюремной больнице, Вера Меркулова написала заявление:
                "В ГУБ ЧК г.Костромы коменданту Иванову
                      ЗАЯВЛЕНИЕ
                 Заключенная Вами гражданка Вера Меркулова просит разрешения прислать
                 священника ввиду поста Св.Православной Церкви с Дарами
                 Св.Причащения... Ведь вами религия не преследуется, — почему же Вы меня
                 лишаете такой великой Благодати? Вы ведь сами крещены Св.Православной
                 Церковью!
                 Прошу разрешить начальнику тюрьмы священника ко мне подать, да дело
                 скорей решить. Прошу мое заявление рассмотреть... ".
        9 июля 1921г. Вера Меркулова была отправлена в Москву, в Бутырскую тюремную
        больницу в распоряжение Наркомюста.
        Наркомюст передал дело на рассмотрение 7-го отделения ЧК
      Осуждения
        30 /11 /1921 
        Приговор  2 года концлагерей в Архангельске без зачета предварительного заключения, но ввиду ее болезни оставить до выздоровления в Бутырской больнице на излечении 
        Дело 11808
      Места заключения
        Москва, 1-я Московская тюремная больница (при Бутырской тюрьме?) 
        Год начала 1921 
        День начала 11 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1921 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 12 
        В материалах архивного дела имелось ходатайство крестьян с.Высоково и
        дер.Косинское с просьбой об освобождении Веры Меркуловой от 07.07.1921г.
        (под письмом 3 листа подписей):
              "... Гр-ка Меркулова находится на излечении в 1-й Московской
              тюремной больнице. Ни разу допрошена не была... Больная искалечена...".
        Из заявления в ЧК от граждан с.Высоково:
              "Просим освободить Веру Меркулову на поруки...".
        Из решения собрания граждан с.Высоково от 24.10.1921г. о Меркуловой:
              "Об освобождении нами было поданы неоднократно заявления как Губернской,
               так и Центральной власти. О результатах этих заявлений нам не известно.
               Меркулова — человек скромный и благонадежный, против Советской власти
               агитации и пропаганды никогда не вела и выступлений против Советской
               власти никогда не делала...
               Просим освободить ее и дать ей свободный пропуск для следования сюда
               в село Высоково, где нам желательно, чтобы она и проживала, и принимаем
               ее в свою среду, а т.к. она — человек больной, то мы все обязуемся ее
               содержать на свои средства...".
        Из удостоверения Домнинского Волисполкома от 13.11.1921г., имевшегося в деле:
               "...К проживанию в пределах Домнинской волости гр-ки Веры Антоновны
               Меркуловой никаких препятствий не имеется, т.к. гр-ка Меркулова в
               политическом отношении, насколько известно Исполкому, является
               совершенно бесстрастным человеком...
                      Председ. Лебедев".
        18 ноября 1921г. матушка была допрошена.
        Из ее показаний на допросе:
             "...Агитации антисоветской я не вела, так как придерживаюсь исключительно
             Библии и в политику не вмешиваюсь...".
        2 декабря 1921г. она была переведена в Лефортовскую тюремную больницу
      Осуждения
        13 /12 /1921 
        Обвинение "антисоветская агитация" 
        Приговор  высылка в Туркестан без лишения свободы, до излечения поместить в больницу 
        Наркомюст передал дело на рассмотрение 7-го отделения СОВ ЧК.
        Из заключения по делу пом.Уполномоченного 7 отделения СОВ ЧК Пименова от 30.11.1921г.:
           "ПОЛАГАЮ:
            1) Гр-ку Меркулову Веру Антоновну, являющуюся элементом паразитическим и
               имеющую влияние на массы, каковым она она пользуется во вред Советской
               власти, для пресечения и предупреждения в будущем таковой возможности,
               изолировать, заключив на 2 года в концлагерь принудительных работ
               в г.Архангельск, без зачета предварительного заключения,
               но ввиду ее болезненного состояния, до выздоровления оставить
               в Бутырской больнице на излечении.
            2) Тов. Разгуляева П.А.... привлечь по настоящему делу в качестве
               обвиняемого, как коммуниста и ответственного советского работника, за
               неумные действия, создавшие осложнения и дискредитирующие Советскую власти,
               копию постановления направить на рассмотрение ЦК РКП и Губком.
               Дело в отношении тов.Разгуляева производством прекратить".
        К делу приложена выписка из протокола заседания Президиума ВЧК (судебной) от
        13.12.1921г.:
              "Слушали дело 11808 по обвинению гр.Меркуловой в антисоветской агитации.
               Постановили:
                   По излечении в тюремной больнице выслать на жительство в Туркестан"
      Места заключения
        Москва, 2-я тюремная больница (Лефортовская) 
        Год начала 1921 
        День начала 2 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1923 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 1 
        В деле имеется удостоверение 2-й тюремной больницы от 23 мая 1922г. о состоянии
        здоровья Веры Меркуловой:
               "...Она страдает психической дегенерацией и тяжелой истерией
               с параличом нижних конечностей. В больнице находится со 2 декабря 1921г.,
               причем в состоянии оной улучшения не было... ".
        Из письма органов ГПУ начальнику Лефортовской больницы (от 10.12.1922г.):
             "Заключенную Меркулову Веру прошу выдать конвою ГПУ для следования по месту
              высылки".
        Однако по медицинским показаниям Вера Меркулова осталась в тюремной больнице.
        В конце декабря в защиту матушки вступился Московский Комитет Политического
        Красного Креста (ПКК).
        23 января 1923г. ВЦИК принял постановление об освоюождении матушки из-под стражи
        25 января 1923г. Коллегией ГПУ она была освобождена без права выезда из Москвы
      Места проживания
        Москва, Страстной монастырь 
        Год начала 1923 
        День начала 25 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 2 
        Выйдя из Лефортовской тюремной больницы, матушка поселилась в Москве
        в Страстном монастыре.
        Через 10 дней она вместе со своей монахиней-келейницей переселилась
        в Алексеевский монастырь
        Москва, Алексеевский монастырь 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1923 
        Она стала хлопотать о разрешении вернуться на прежнее место жительства,
        в Костромскую губ.
        Костромская губ., г.Галич 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        В конце июля 1923г. матушка приехала в г.Галич. Поселилась у В.А.Зелениной.
        Сразу же завоевала любовь и почитание и горожан.
        Среди посещавших ее были даже ответственные советские работники, о чем с гневом
        писала в статье "Поклонники юродивых" уездная газета "Плуг и молот"
        3 августа 1923г.
      Аресты
        Костромская губ. 
        Год ареста 1924 
        День ареста 16 
        Месяц ареста 3 
        16 марта 1924г. матушка была снова арестована и отправлена в тюремную больницу
        в Москву
      Осуждения
        Комиссия ОГПУ по административным высылкам 
        22 /04 /1924 
        Обвинение "член к/р церковной группы "Духовных", а/с религиозная агитация"а/с религиозная агитация" 
        Приговор  3 высылки без права проживания в Сумарокове и Галиче 
        Групповое дело "Дело иеромонаха Иоасафа (Сазанова) и его духовных чад, Костромская губ., 1923–1924гг." 
        Дело 2398 ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2.
      Места заключения
        Москва, Лефортовская (Бутырская?) тюремная больница 
        Год начала 1924 
        Из ее заявления в ГПУ от 04.06.1924г.:
             "...Я была вашим управлением отпущена в Москву с правом хлопотать о
             разрешении вернуться на прежнее место жительства в Костромскую губернию.
             Вы, как на смех, отпустя меня, опять послали за мной, чтобы опять заключить
             в сие место...
             Да разве в свободной Республике для меня на свободе нет места?
             Даже игумению Алексеевского монастыря Марию арестовали из-за меня...
             Мне стыдно за вас: за всякое слово арестовываете — себя ниже всех делаете...
             Для меня горько это... "
        Костромская губ. (Ивановская о.), г.Кинешма 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1928 
        К 1925г. она проживала на высылке в Кинешме.
        В 1925г. к ней приехала Анастасия Васильевна Генеральская, которая стала
        проживать с ней и выполняла обязанности келейницы.
        Паломничество к матушке продолжалось
      Места проживания
        Костромскаая губ, Галичский у. (Костромская о., Сусанинский р.), с.Новое Сумароково 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1929 
        Весной 1928г. подвижница вернулась в с.Сумароково, где к ней сразу же возобновилось
        паломничество
      Аресты
        Костромская губ, Галичский у. (Костромская о., Сусанинский р.), с.Новое Сумароково 
        Год ареста 1929 
        Осенью 1929г. она была вновь арестована
      Осуждения
        . /. /1929 
        Приговор  ссылка в г.Котельнич 
      Места заключения
        Вятская губ. (Кировская о.), г.Котельнич 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1929 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 12 
        В Котельнич матушка приехала вместе с четырьмя сопровождающими ее бывшими послушницами
        Свято-Троицкого монастыря.
        Сначала они поселились в доме рядом с ж.д. вокзалом, а затем сняли дом
        в д.Корякины, в пригороде Котельнича.
        Почти ежедневно матушку вывозили в Троицкий собор в Котельниче на службу,
        где она усердно молилась. В народе ее считали прозорливой, в церкви всегда
        подходили к ней.
        По воспоминаниям, она предсказывала будущее и раздавала в качестве благословения
        "бумажки со штампом креста", который она всегда носила и который, по ее мнению,
        спас ее от расстрела. При этом матушка говорила, что верующие будут спасены
        так же, как она сама. На этих бумажках она писала изречения из
        Евангелия. Вместе с этим матушка раздавала желающим свои фотографии.
        Находясь в ссылке, Вера Меркулова вместе с послушницами занималась вышивкой
        бисером. Свои работы она никогда не продавала, а раздавала церквам, сама же
        жила на подаяние.
        С котельничанами она общалась только в храме, а иногородних принимала у себя
        в доме. Люди за советом приезжали к Вере из разных уголков страны.
        В Котельниче игуменья пользовалась большим авторитетом у верующих.
        Пытаясь бороться с этим, местная власти организовали направленную против нее
        статью В.Пинягина "Провидица Верушка" в окружной газете "Деревенская жизнь"
        (от 2 ноября 1929г.).
        В ней автор издевательски насмехается над матушкой, стараясь доказать, что
        она занимается шарлатанством:
            "В белом длинном саване со строго поджатыми губами дрябло сидит на мягкой
             скамеечки каждую службу Верушка на амвоне соборного зала с лениво
             протянутой рукой...
             Матушка орудует и в деревне. Загадочно нашептывает, благословляет...".
        Однако никакие статьи не могли поколебать авторитет матушки Веры, народ
        продолжал ей верить
      Аресты
        Кировская о., г.Котельнич 
        Год ареста 1929 
        День ареста 29 
        Месяц ареста 12 
        29 декабря 1929г. матушка была арестована в Котельниче в ссылке вместе с жившими
        вместе с ней женщинами
      Осуждения
        Особая тройка при ПП ОГПУ Нижегородского края 
        19 /05 /1930 
        Обвинение "антисоветская пропаганда" 
        Приговор  3 года высылки в Северный край, считая срок с 01.01.1930г. 
        Всем им было предъявлено обвинение в "антисоветской пропаганде". Кроме того,
        их всех обвинили в том, что они создали нелегальный женский монастырь
        (из пяти человек). Из обвинительного заключения:
           "Будучи глубоко религиозной фанатичкой, как и все прибывшие с ней послушницы,
            Меркулова в сравнительно короткий срок стала известна по Котельничскому
            округу как прозорливая, могущая исцелять душевные и телесные недуги.
            В квартиру Меркуловой, превратившуюся формально в нелегальный монастырь,
            начали стекаться паломники не только из жителей округа, но и других округов...
            Появление Меркуловой в Котельниче вызвало известное отражение в верующих
            кругах, а вслед за тем начали циркулировать слухи, что бывшая настоятельница
            Сумароковского монастыря Меркулова, или, как ее именовали, матушка Вера, —
            великая мученица, пострадавшая от большевизма...
            Квартира Меркуловой мало-помалу превратилась в очаг антисоветской деятельности."
        19 мая 1930г. Особая тройка при ПП ОГПУ Нижегородского края вынесла решение:
           "Меркулову Веру Антоновну выслать в Северный край на 3 года, считая таковой
            с 1 января 1930г."
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ Нижегородского края 
        08 /09 /1930 
        Приговор  от наказания освободить условно-досрочно, разрешив свободное проживание по СССР 
        8 сентября 1930г. дело было пересмотрено, по-видимому, из-за ходатайства почитателей
        и по состоянию здоровья. ОСО постановило:
             "Меркулову Веру Антоновну досрочно-условно от наказания освободить,
              разрешив свободное проживание по СССР"
      Места заключения
        Кировская о., г.Котельнич, тюрьма 
        Год начала 1930 
        День начала 1 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 9 
      Места проживания
        Кировская о., г.Котельнич, ул.Луначарского, на квартире К.Н,Шатовой 
        Год начала 1930 
        День начала 8 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 4 
        После освобождения матушка еще полгода прожила в Котельниче. Она поселилась
        на ул.Луначарского на квартире Клавдии Никифоровны Шатовой.
        Прожила в Котельниче до апреля 1931г.
        Все это время в Котельниче продолжалось почитание матушки. Священник
        Троицкого собора о.Аркадий Жилин рассказывал:
            "Верующие ее почитатели называли святой предсказательницей, творящей чудеса".
        Когда арестовали другого священника Троицкого собора о.Петра Образцова, матушка
        организовала помощь его близким. О.С.Корякина говорила:
            "На средства Меркуловой я содержала четверых детей священника, возила их
             на свидание с отцом в ссылку. Весь церковный приход помогал.
             Дочь о.Петра Ангелина ходила с кружкой с надписью "Для детей Образцова"
             во время службы".
        Впоследствии, осенью 1934г., уже вернувшись из заключения, о.Петр вместе
        со всей своей семьей ездил в село Сумароково Костромской обл., где тогда жила
        матушка, чтобы поблагодарить ее
        Костромская о., Молвитинский (Сусанинский) р., д.Исаково 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1931 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 7 
        В апреле 1931г. матушка вернулась в Молвитинский (Сусанинский) район,
        поселилась в дер.Исаково, ближайшей к бывшему Свято-Троицкому монастырю деревне.
        вместе с Марией Лукиничной Смирновой из близлежащей деревни Кочерег.
        [Д1],[Д2],[6].
        По другим данным, проживала в с.Н.Теляково.
        Матушку почитали в народе.
        Из Исаково ее ежедневно привозили в с.Сумароково в приходскую Никольскую церковь,
        в которой с приездом матушки, богослужения стали совершаться каждый день.
        По данным ОГПУ, после ее возвращения богослужения ежедневно посещали: в апреле —
        50–100 человек, в июне — 400–500 человек, в праздники — до 1 тысячи чселовек.
        В Иакове матушка возобновила прием посетителей, ежесуточно к ней приходили
        от 50 до 200 человек из Молвитинского и соседних Галичского, Судиславского,
        Буйского, Костромского и др. районов.
        Против матушки была развязана широкомасштабная кампания в прессе, как
        местной, так и центральной.
        10 мая 1931г. заметка о ней ("Кулацкая "пророчица" снова заговорила") появилась
        в газете "Безбожник".
        С июня 1931г. районная газета "Колхозный клич" опубликовала серию посвященных
        матушке статей, в которых ее именовали "кулацкой пророчицей", "кулацким агентом",
        "контрреволюционной шарлатанкой" и обвиняли в "срыве весеннего сева и развале
        ряда колхозов":
           "Письмо в редакцию" 1931г. 20 июня;
            "Черное гнездо и черная доска" 1931г. 1 июля;
        Также статья "Под маской "блаженной матушки Веры" скрыто лицо классового врага"
        в районной газете "Колхозник" (Семеновское, 1931г.. 21 июня).
        12 августа 1931г. в газете "Правда" появилась большая статья "О "Верушке
        босоножке" и о классовой близорукости газеты "Колхозный клич"",
        в которой выражалась крайнее недовольство тем, что "власти района не могут
        справиться" с монахиней. Называя ее "авантюристкой" и "бывшей помещицей",
        главная газета страны требовала привлечения ее "к ответственности
        за контрреволюционную агитацию" (статья в "Правде" появилась уже после ареста
        матушки).
        Одновременно с кампанией в прессе, в июне-июле 1931г., по Молвитинскому р-ну
        прошли организованные властями собрания колхозников и единоличников,
        посвященные вопросу о выселении матушки из района. В большинстве случаев
        собрания принимали навязанные им резолюции, но в ряде мест люди не поддались
        давлению властей.
        Из следственного дела (1932г.) церковного сторожа близлежащего села Щипачево:
            "В июле месяце 1931г. по Судиславскому району была распространена в массовом
             количестве к/р листовка, исходившая от "матушки Веры" Меркуловой из
             б.Сумароковского монастыря. Рунов, являясь церковным сторожем церкви
             с.Щипачево, принял активное участие в распространении данных листовок,
             а впоследствии явно к/р слухов о падении Соввласти.
             Рунов...в беседе со свидетелем говорил, что якобы "Матушку Веру" вызывали
             в Молвитинское РО ОГПУ и спрашивали у последней, прочна ли Советская власть.
             Меркулова сделала опыт с чайным блюдечком: последнее разбила и заявила:
                  "Ваша власть так же прочна, как это блюдце, только что сейчас разбившееся!"
             Перестав говорить, Рунов к этому добавил:
                  "А раз это сказала "Матушка Вера", то значит, что скоро будет конец
                   Советской власти""
      Аресты
        Костромская о., Молвитинский р., д.Исаково 
        Год ареста 1931 
        День ареста 13 
        Месяц ареста 7 
        13 июля 1931г. матушка и четыре жившие с ней монахини бывшего Свято-Троицкого
        монастыря были арестованы и доставлены в Молвитинский райотдел ОГПУ,
        затем переправлены в Кострому.
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        02 /10 /1931 
        Обвинение "участие в к/р группе церковников" 
        Статья ст.58–10 ч.4а УК РСФСР 
        Приговор  3 года лишения свободы, считая срок с 13.07.1931г. 
        ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2. Д.6044.
        По данным [Д2] осуждена тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю 10.03.1931г.
        Проходила по делу вместе с группой "к/р церковников"
        2 октября 1931г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило подвижницу
        к 3 годам заключения. (Дугие арестованные монахини были приговорены к 3 годам
        ссылки в разные места)
      Места заключения
        Кострома, тюрьма 
        Год начала 1931 
        День начала 13 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1931 
        Владимир, тюрьма "Владимирский централ" (ИТУ) 
        Год начала 1931 
        Содержалась в Костромской, Владимирской тюрьмах
        Владимирская о., г.Суздаль. Политизолятор 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 2 
        Позже матушка отбывала заключение в Суздальском Политизоляторе,
        располагавшемся в зданиях Евфимиева Суздальского монастыря.
        Ее не оставляли без внимания паломники.
        Матушку регулярно посещали К.Н.Шатова, ее бывшая квартирная хозяйка
        в Котельниче, которая возила ей передачи, оказывая материальную помощь,
        деньги на которую собирали верующие.
        В конце февраля 1934г. матушка была освобождена досрочно как инвалид I группы.
        Из медицинской справки, выданной ей в тюрьме:
              "Без ног, ноги отрезаны"
      Места проживания
        Костромская о., Галичский р., с.Новое Теляково (Сумароково) 
        Год начала 1934 
        День начала 10 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 7 
        10 марта 1934г. матушка вернулась в с.Сумароково и поселилась в сторожке
        при Никольской церки, в которой вновь с ее приездом богослужения стали совершаться
        ежедневно.
        Снова началось паломничество к ней. По данным ОГПУ, до приезда Веры
        богослужение в Никольской церкви села Сумароково посещало 30–50 человек, после ее
        возвращения число богомольцев возросло до 400–500 человек. По-прежнему
        много было и вятских паломнмков.
        После возвращения из заключения у нее бывали сотни и тысячи ежедневных посетителей.
        У ее дома вставали десятки крестьянских подвод с приношениями, благодаря которым
        она могла поддержать голодных, несчастных, обездоленных.
        У Меркуловой поселилась Ксения Никаноровна Шатова, занимавшаяся всеми
        хозяйственными делами Веры.
        О.А.Трусова из д.Сухие Котельничского с/с в течение восьми месяцев жила
        со своей семьей в с.Сумароково и выполняла обязанности хлебопека, т.к. у Веры
        постоянно гостило много людей.
        Из показаний свидетеля, инструктора ЦК ВКП(б) Филатова:
             "Прибыла Меркулова Вера, организовала паломничество в церковной сторожке...
              После ее приезда церковь стало посещать до 500 молящихся — лишь только
              потому, что в церкви была Меркулова. Чтоб создать себе больше авторитета,
              Меркулова стала исцелять больных".
        Уже через несколько дней после приезда подвижницы в колхозах по требованию
        властей стали проводиться собрания с требованиями выселения ее из района
        (многие колхозники на собраниях высказывались против этой меры).
        20 марта 1934г. Президиум Молвитинского Райисполкома вынес постановление,
        в котором обвинял религиозную общину с.Сумароково в нарушении законодательства
        о культах, выразившемся в том, что община разрешила матушке поселиться
        в сторожке при церкви, и предписал выселить ее из сторожки.
        Из протокола общего собрания Голодяевского колхоза "Сознание трудящихся" Зубовского с/с
        по вопросу прибытия в Коростелевский с/с Меркуловой:
              "Если власть имеете выслать, то высылайте, а мы высылать не будем, и
               подписываться не будем.
               Нам Верушка не мешает.
               За выселение — 8 человек, за оставление — 24 человека".
        20 апреля 1934г. у нее была взята подписка о невыезде.
        НКВД завело на нее новое следственное дело.
        В июне 1934г. ее несколько раз привозили на допросы в райотдел НКВД в Молвитино.
        Вскоре дело было направлено в областное управление НКВД в г.Иваново.
        Из протокола допроса Веры Меркуловой от 12.06.1934г.:
             "...Арестовывалась 1-й и 2-й раз Галичской ЧК в 1917г.
             Далее — в 1919г, в 1920г., 1924г., 1929г. — Галичским РО ГПУ, в 1931г...
             Я всего привлекалась 12 раз, а осуждена была 3 раза к тюремному заключению
             и 2-м годам ссылки... Из Владимирского ИТУ я была освобождена как инвалид...
             Приехала сюда, потому что я считаю, что это мое постоянное место пребывания,
             и я являюсь наследницей этого места, и кроме того, у меня здесь большая
             популярность среди народа, чем и кормлюсь. Кроме того, я здесь потеряла
             трудоспособность...
             Подчиняюсь Советской власти и ее представителям, но это не касается вопросов
             духовных, т.е. моей религии, которая существует до сего времени в пределах
             Советского Союза...".
        11 июля 1934г. у нее был произведен обыск
      Осуждения
        14 /08 /1934 
        Обвинение "к/р агитация, срывала сев в ранние сроки, распространение провокационных и пораженческих слухов" 
        Статья ст.58–10,58–12 УК РСФСР 
        Приговор  дело производством прекратить ввиду инвалидности обвиняемой, подписку о невыезде отменить 
        Дело 1428-С ЦДНИ. Костромской обл. Ф.3656. Оп.2.
        Следствие происходило в период с 05.05.1934г. до 24.06.1934г.
        14 августа 1934г. УНКВД, заключив, что "хотя виновность Меркуловой в контрреволюционной
        деятельности и установлена, но имея в виду, что она является инвалидкой (не имеет
        совершенно ног), передвигается только при посторонней помощи, предание ее суду
        является нецелесообразным", постановило дело прекратить и подписку о невыезде
        с нее снять
      Места проживания
        Костромская о., Галичский р, Коростелевский с/с, с.Новое Теляково (Сумароково) 
        Год начала 1934 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1935 
        Месяц окончания 1 
        По данным [Д1],[Д2] в 1935г. проживала в с.Матвеево Парфеньевского района
        Костромской обл.
        Проживала вместе с келейницей Марией Лукиничной Смирновой и др. монахинями.
        К 1935г. матушка Вера была пострижена в схиму с именем Михаила.
        В архивно-следственном деле П.Ф.Смирнова, решившегося в 1935г. возродить
        Железноборовский монастырь и в 1935г. арестованного, имеется фотография
        Веры Меркуловой с надписью на обороте:
               "Схиигумения Михаила или бывше Верушка, впоследствии м.Вера Меркулова".
        Она продолжала служить Богу и людям — помогала несчастным, голодным.
        Она принимала в сутки до 100 человек, приезжавших из Ивановской, Московской,
        Ленинградской областей, из Северного и Горьковского краев, среди которых было
        много тяжелобольных.
        Из материалов дела 1935г.:
              "...К матушке ежедневно наезжало большое количество паломников из
               разных мест, доходящее до ста и свыше человек в сутки.
               Среди паломников были:
               духовенство, монашество, церковники, крестьяне,
               разные высланные люди и иногда бывали инженеры, врачи и т.п.
               Чтобы попасть к матушке Вере на прием иногда дожидались по трое суток...
               Иногда скапливалось до 800–1000 человек. Около дома бывало до 60
               крестьянских подвод.
               Некоторым паломникам в приеме отказывала, тогда они доходили до
               истерики и плакали...
               Для паломников матушка Вера имела два дома, где ежедневно с ночлегом
               скапливалось по сто человек разного бродячего элемента...
               Значительную часть получаемых продуктов Меркулова раздавала среди населения
               и в частности, помогала материально инвалидам, проживавшим при Сумароковском
               Доме Инвалидов...".
        Еще в дореволюционное время сложилась традиция, согласно которой приходившие
        к матушке передавали ей деньги на благотворительные цели.
        Особое значение ее благотворительная деятельность приобрела в 1934г., когда
        коллективизация в Молвитинском и соседних с ним районах в основном была
        завершена и население жило очень бедно.
        По данным НКВД, матушка оказывала большую материальную помощь "бедняцко-середняцкой
        и колхозной массе": помогала в уплате налогов, в приобретении скота,
        в ремонте домов.
        Весной 1934г. матушка помогла местному колхозу "Победа" с закупкой семян,
        тогда же она передала дому инвалидов в Сумарокове 3600 руб. на ремонт здания
        и покупку продуктов.
        По материалам следствия, с апреля 1934 по январь 1935г. матушка раздала
        нуждающимся около 50 тыс. руб.
        По мнению карательных органов, благотворительная деятельность матушки
        "была направлена на злостную дискредитацию Советской власти и являлась одной
        из форм насаждения среди крестьян недовольства существующим строем".
        В это время Меркулова организовала у себя небольшой приют для 20 детей от 3
        до 16 лет, в основном, из семей сосланного духовенства и раскулаченных крестьян.
        С детьми занималась А.С.Корякина из Котельничского района.
        Из материалов дела 1935г.:
              "Эти дети проживали в отдельном доме с монашками Генеральской, Шанской
               и Смирновыми Марией и Капитолиной, которые находились на иждивении матушки
               Веры и воспитывались ею в антисоветском духе. Дети ходили к матушке Вере
               на поклонение и получали от нее наставления духовного характера.
               Часть из проживавших при Меркуловой детей учились в школе...".
        Большую работу матушка проводила по оказанию помощи церковным приходам,
        в том числе приходу Троицкого собора Котельнича, для которого она собрала
        3000 руб. для оплаты налогов.
        Как проводилась такая работа, рассказал А.С.Бобров:
             "Вера прислала мне письмо и просила собрать один пуд денег: золота,
              серебра и меди — для восстановления Сумароковского храма. Я ее послушался
              и начал сбор... Я обыкновенно ходил по деревням, заходил к верующим и
              просил одного из них собрать самых крепких людей. Тот собирал, и мы
              тайно проводили собрание, на котором я выступал, показывал письмо Веры
              и говорил, что нужно помочь... И мне несли.".
        В деле 1935г. имеются показания (от 03.03.1935г.) церковной старосты монахини Мальцевой Екатерины
        Сергеевны (жившей в монастыре до его ликвидации) о помощи со стороны
        Меркуловой бывшему председателю колхоза и старосте общины верующих, о том,
        что она давала колхозу материальные средства на приобретение скота и т.д.
        в количестве 500 руб.
        Из показаний Семичевой Анны от 03.04.1935г.:
              "Я почитаю Меркулову и в нее верю, как в Божьего человека. Она оказывает
               помощь всем обездоленным и обиженным".
        Из материалов дела:
              "Серов Петр Федорович неоднократно бывал у Меркуловой вместе с иеромонахами
               Сергеем Моряковым и Борисовым Серафимом".
        Из показаний монаха Серова Петра Федоровича на допросе 19.01.1935г.:
              "Почитаю Веру Меркулову и называю ее матерью потому, что вижу в ней образец
               чистоты и преданности православию — образец глубокой веры в Бога и
               религиозного образа жизни, испытавшей и перенесшей за это много страданий.
               Исходя из этого, считаю ее для себя идеалом, и, как религиозный человек,
               принявший монашеский образ жизни, беру с нее пример...
               С этой целью навещаю ее, обращаюсь к ней за советом, и все получаемые от нее
               советы-напутствия считаю непреклонным для себя законом, претворяя их
               в повседневной своей обыденной жизни. Избранный мной путь в жизни —
               постоянная молитва и глубокая вера в Бога. Я считаю это своей идеей,
               и изменять ей не намерен никогда, в каких бы условиях я не очутился.
               Другого пути, как быть в постоянной молитве и глубокой вере в Бога, я не
               вижу и искать не хочу".
        Каждый день подвижницу привозили на тележке в Никольскую церковь, где во время
        богослужений она находилась неподалеку от бывшей главной монастырской святыни
        — большой иконы Божией Матери "Скоропослушница". Эту икону в 1888г. пожертвовал
        обители афонский иеросхимонах Парфений. До революции она имела богатый серебряный
        оклад, который в начале 1920-х гг. сняли, а сам образ выбросили в сарай.
        Позднее его нашли и принесли в Никольскую церковь.
        В 1934г. подвижница вышила для образа новую ризу из бисера. (После
        закрытия в конце 1930-х гг. сумароковского храма образ с вышитой матушкой ризой
        пребывал в нескольких сельских храмах Сусанинского р-на, ныне находится в
        Воскресенской церкви. в г.Буе.)
      Аресты
        Костромская о., Молвитинский (Сусанинский) р., с.Сумароково 
        Год ареста 1935 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 1 
        Долго такую деятельность Меркуловой власти терпеть не могли.
        11 января 1935г. был выписан ордер на ее арест.
        12 января 1935г. у нее был произведен обыск, и она была арестована вместе
        с четырьмя монахинями, монахом и крестьянкой (в числе арестованных —
        М.Л.Смирнова, А.В.Генеральска и др.), входившими в ее ближнее окружение
        В документах НКВД они именовались "контрреволюционной группой монашества".
        Арестованных привезли в Молвитино, затем перевели во внутреннюю тюрьму УНКВД
        в Иваново
      Осуждения
        21 /06 /1935 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность, создание контрреволюционной повстанческой организации, т.н. "монархической партии", антисоветская деятельность среди несовершеннолетних" 
        Приговор  3 года лишения свободы 
        Групповое дело "Дело монахини Веры Меркуловой и др., Костромская о., Буйский у., 1935г." 
        Архив ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2. Д.5305.
        По показаниям Меркуловой на следствии:
            "Арестовывалась в 1920,1924,1925,1928,1931гг.
             Одинокая. Родственники: брат Крейс Григорий Иванович, проживает во Франции".
        Под показаниями на следствии ее подпись:
            "Меркулова. Игумения бывшего Сумароковского монастыря (схимонахиня Михаила)".
        Она была допрошена 20.02.1935г., а также 26.02.1935г., когда ей было предъявлено
        обвинение.
        На допросах она держалась спокойно, уверенно, как человек, которому известен
        Промысел Божий о России и Советской власти. Она с глубокой убежденностью говорила:
             "Советская власть сама преклонится перед религией".
        Из протокола допроса:
             "В представленном обвинении виновной себя ни в чем не признаю".
        Из медицинской справки, имеющейся в архивном деле 1935г.:
              "Порок сердца, паралич обеих коленных и стопных суставов, привычный вывих
               плечевого сустава левой руки, притупленный слух, зрение хорошее, самочувствие
               удовлетворительное... ".
        Из показаний матушки Веры на допросе от 13.02.1935г.:
              "На государственной работе я работать в силу своих религиозных убеждений
               не могла и не могу, т.к. служить двум господам, т.е.Богу и Советской власти,
               я не хочу и избрала один путь служения Господу".
        21 июня 1935г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило матушку к 3 годам ИТЛ.
        Для физически беспомощной женщины такой приговор был равнозначен смертному
      Места заключения
        Иваново, тюрьма 
        Год начала 1935 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1935 
        Киров, тюрьма 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1935 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 9 
        Наказание отбывала в Кировской тюрьме
    Кончина
      1935 
      День 19 
      Месяц 9 
      умерла в заключении 
      Место Киров, тюрьма 
      19 сентября 1935г. схиигумния Михаила (Меркулова) скончалась в тюрьме г.Кирова
    Реабилитация
      Дата 27/09/1993 
      По году репрессий 1934 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1.Внучка племянницы Скорик Инна Васильевна
      Прислала выписки из дела 1935г. Д.6305 ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2.
      2. Священник Георгий Митрофанов
      3. Суконкина Наталья
    Документы ->
      1.Архив УФСБ по Костромской обл. Список репрессированных священнослужителей.
      2.Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись.
      3.ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2. Д.6305.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ