Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Георгий (Лавров Герасим Дмитриевич) Дела oni.34 => oni.34 Фотографии
7 Фотоальбом Фотоальбом oni-40.jpg
Дела oni.40
    Михаила (Меркулова Вера Антоновна) 
    Место рождения Таврическая губ., г.Севастополь 
    монахиня 
    Согласно [Зв2] год рождения — 1874г.
    По данным [1] — год рождения — 1886г.
    По данным [Д1], [Д2] — год рождения — 1878г.
    По монастырским ведомостям — 1884г.
    По ее показаниям в архивно-следственном деле 1920г. год рождения — 1882г.
    По ее показаниям в архивно-следственном деле 1935г. — 1874г.:
         "Я, Меркулова Вера Антоновна, родилась в с.Сумароково Молвитинского р-на
          Ивановской пром. области в 1874 году...".
    По данным [Д1], [Д2] место рождения — Костромская губ., Костромской у.,
    д.Сумароково.
    По официальным бумагам — место рождения — Орловская губ., Мценский у.
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[первый период жизни] [до 1921г.] [1921г.] [1921г. (продолжение)] [1921-1923гг.] [1923-1925гг.] [до 1934г.] [1934г.] [до 1935г.] [с 1935г.]
      Места проживания
        Таврическая губ., г.Севастополь 
        Отец — Антон Федорович Меркулов имел свою кондитерскую в городе Севастополе.
        По ее показаниям в 1921г.: "Из крестьянской семьи, самообразование..
        По ее показаниям 1935г. — "Образование получила в гимназии, которую окончила
        в 1897г.".
        После смерти родителей Вера некоторое время проживала в Севастополе на средства,
        оставшиеся от родителей
        Донская о., г.Ростов-на-Дону 
        Из ее показаний в архивно-следственном деле, заведенном на нее в ВЧК в 1920г.:
            "В Орловской губ. я числюсь только по бумагам, а родилась я на Кавказе в
            Севастополе...
            Когда я выехала из Севастополя, не помню, а только помню, что последнее
            время жила в гор.Ростове-на-Дону, где прожила до 24 лет. Жила без родителей.
            У меня остались небольшие средства после родителей, я на них жила и только
            занималась своим хозяйством и ходила в церковь..."
      Рукоположение
        монахиня 
        Вероника 
        1891 
        Место Грузия, Бодбийский женский монастырь св.Нины 
        Приняла постриг с именем Вероника
      Служение
        Грузия, Бодбийский женский монастырь св.Нины 
        монахиня (с 1891г.) 
        Должность послушница 
        Из показаний матушки Веры, имеющихся в архивно-следственном деле 1935г.:
             "Я... родилась... в 1874 году...
              Постриг в монашество приняла в 17-летнем возрасте в Грузии, женский монастырь
              просветительницы Грузии Нины с именем "Вероника".
              Показания записаны с моих слов правильно и мне зачитаны"
        Костромская губ., Галичский у., с.Новое Теляково, Свято-Троицкий женский монастырь 
        монахиня 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1920 
        Из показаний Веры Меркуловой на допросе 12.06.1934г.:
           "58 лет, родом из с.Н.Теляково... Образование среднее...
            Я с детства проживала в Свято-Троицком монастыре с.Н.Сумароково
            до 20-ти летнего возраста. В монастыре была в качестве игумении и после
            была переведена в Ростов-на-Дону для основания монастыря, где проживала до
            25-ти летнего возраста. Когда выстроила монастырь, была я снова назначена
            Святейшим Синодом для услужения монашек, т.к. между ними был разлад.
            Прибыла в качестве настоятельницы — игумении, проживала в монастыре
            до 1917г. ...
            Я все время служила настоятельницей монастыря (игуменией). Кроме этого,
            мне поручалось от Святейшего Синода расследовать раздоры среди монашества
            в монастырях. По этим вопросам я очень часто выезжала в ряд монастырей
            России..."
        Из ее показаний на допросе по делу 1921г.:
              "24-х лет я приехала по внушению свыше из г.Ростова в город Кострому,
               а затем поступила в Свято-Троицкий женский монастырь, где и состояла
               "церковницей".
        В ежегодных ведомостях, подаваемых из монастыря в консисторию, среди прочих
        ста с небольшим лиц, "живущих на испытании в Свято-Троицком женском монастыре",
        числится и
              "N 42 Вера Антониевна Меркулова, 23г., крестьянская девица Орловской губ.
               Мценского уезда; в монастыре — с 1906г., читать и писать умеет, хороших
               качеств и к послушанию способна... "
        По этим данным, в 1917г. она еще даже не была послушницей, а находилась в монастыре
        среди лиц, проходящих испытание.
        Вера Меркулова исполняла в монастыре различные послушания.
        Из ее показаний на следствии 1921г.:
              "В 1918г. я ездила в Петроград за иконами и церковной утварью для с.Высоково".
        С мая 1917г. духовником Веры Меркуловой и некоторых других сестер монастыря
        был иеромонах находившегося в 20 верстах от обители Железноборовского монастыря
        о.Иоасаф (Григорий Меркурьевич Сазанов), которого игумен монастыря Никодим
        назначил в июне 1917г. благочинным Свято-Троицкой обители.
        Впоследствии у иеромонаха Иоасафа при аресте было найдено письмо:
              "...Благодарю за молитвы батюшки. Все же покойна моя душа, от всех сих
               попечений хватает мне этого, и желает и пламенеет душа моя, подвигов хочу,
               Пашенька. Хочу, Пашенька, взять на себя подвиг. Ходить бы босой мне хочется,
               не благословит ли батюшка? Жду благословения и с радостью начну".
        Из статьи исследователя Ларисы Сизинцевой [2]:
              "Это письмо было не подписано, но почерк матушки Веры трудно перепутать
               каким-либо другим, как бы не изменялся он с течением времени,,,
               Даты на письме нет, место отправления тщательно замазано, лишь
               угадывается нечто, похожее на "Саров". Сразу вспомнилась ее фраза из
               дела 1921г. —
                    "Подайте мне палку Саровскую... ".
               Судя по тому, что письмо было найдено у иеромонаха Железноборского
               монастыря Иоасафа, оно дошло до батюшки.
               Босое хождение матушки Веры известно, — значит, батюшка благословил?"
        Из показаний одной из насельниц монастыря, Феклы Кулевой, на следствии 1921г.:
              "Верушку я знаю с первых дней поступления ее в монастырь. Она пришла еще
               молоденькая. Сперва она работала, шила, помогала работать старым монахиням.
               Тогда к ней еще никто не ходил из посторонних.
               Но вот уже года три как к Верушке стал ходить народ за советом".
        Из показаний насельницы монастыря на следствии 1921г.:
              "Я знаю Меркулову 6 лет. Я с ней имела переписку и очень часто обращалась
               с вопросами и за советом в трудных случаях жизни. Ей дан особый дар от Бога.
               Она ходит босою зимой и летом; к ней тысячи народа ходят за советом".
        Из показаний о Верушке насельницы монастыря Агнии Завьяловой 27 апреля 1921г.:
              "...В трудную минуту она давала добрые советы, всегда говорила: нужно
               жить и трудиться. Святой мы ее не считали..."
        В народе говорили о "матушке Вере из Сумароковского монастыря, босоножке, прозорливице,
        которую большевики босыми ногами ставили на раскаленную плиту, а ей — что по плите,
        что по снегу, все одно и то же".
        Из показаний Веры Меркуловой на следствии 1921г.:
              "...Ко мне уже около 15-ти лет ходит народ за различными советами, и я,
              по внушению свыше, говорила каждому, что ему на пользу... ".
              "Я совершенно не знаю, почему меня прозвали святой, но скажу, что я очень
               много и всегда читаю церковные книги, очень много читала Библию и жизнь
               святых апостолов. И вот, когда ко мне приходят люди и спрашивают меня,
               как жить, я им всегда разъясняю, что нужно молиться и терпеть.
               В настоящее время приходят люди — женщины и мужчины из разных деревень и
               городов — и жалуются, что их мучают, и им жить очень трудно при настоящей
               власти и говорят, что теперешняя настоящая власть от дьявола.
               Я им всегда разъясняю, что власть — от Бога, и им говорю, что в
               писании пророка Даниила в третьей книге Ездры сказано, что будут царствовать
               юнцы, старцы будут отстранены. Я всегда говорила, что нужно терпеть... ".
        На вопрос, имеет ли она что-либо против Советской власти, она ответила:
              "Против Советской власти я ничего совершенно не имею. Раз в книге написано
               священной, что власть от Бога, то как же я могу против власти что-либо
               иметь?"
        В августе 1920г. монастырь был закрыт, его здание и территория были
        переданы в 6-й отдел Социального обеспечения, и на месте был образован совхоз,
        где работали бывшие насельницы монастыря.
        (Совхоз был назван "Сумароковским" — (Сумароковы — известнейшая в Костроме дворянская
        фамилия).
        Впоследствии там был размещено заведение для страдающих болезнью Дауна
      Места проживания
        Костромская губ., Галичский у., с.Новое Теляково, территория бывшего Свято-Троицкого монастыря 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1921 
        После закрытия монастыря Вера Меркулова продолжала жить на его территории
        в особой келье вместе с монахиней Евфросиньей Колбиной.
        Из показаний Веры Меркуловой (на допросе в 1921г., Л.144):
             "После ликвидации монастыря я была выбрана сестрами настоятельницей
              монастыря и осталась проживать при монастыре. Пятнадцать лет назад меня
              стали посещать верующие за всевозможными советами, которые я им давала...".
        После тяжелой болезни в 1920г. у Веры Меркуловой отказала одна нога.
        Из ее показаний на следствии 1921г.:
             "От дизентерии осенью прошлого [1920] года у меня отнялась правая нога, и
               я ходила с большим трудом при помощи палки...".
        Показания матушки Веры на допросе 7 августа 1920г.:
              "В настоящее время я больна, болею уже 6 месяцев и скажу, что я уже год
                как никого не принимаю к себе в келью из посетителей".
        Из материалов дела 1921г.:
             "Меркулова Вера Антоновна пользуется широкой популярностью среди крестьянских
              масс под именем "Верушки" и репутацией "Святой". За советами к ней совершались
              иногда паломничества за 300 верст с приношением продуктов, одежды и проч.
              по-видимому, в очень больших размерах... Меркулова, существуя сама на эти
              приношения, наделяла и других "сестер" в монастыре и пользовалась среди
              них большим авторитетом".
        Паломничество к Верушке вызывало недовольство властей.
        В 1920г. ее неоднократно пытались арестовать.
        В ее деле 1921г. имеются документы, свидетельствующие об этом.
        Письмо от 28 мая 1920г. в Буйское отделение милиции, в котором просили "привлечь
        к ответственности за агитацию против Советской власти монашенку Веру, про прозванию
        "Святая".
        Записка от 13 июля 1920г. о том, что Яхнопольский волостной
        милиционер "должен доставить монашенку Веру, которая выдает себя за "Святую", в
        Галичское милицейское управление"
      Аресты
        Костромская губ., Галичский у., с.Новое Теляково 
        Год ареста 1921 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 4 
        После побоев и издевательств при аресте у нее отказала вторая нога —
        она передвигалась на костылях. Теперь до конца жизни она передвигалась
        только с посторонней помощью.
        Из ее показаний на следствии 1921г.:
             "После побоев Разгуляева у меня обе ноги перестали ходить, и я уже могу
              передвигаться только при помощи двух человек...".
        22 апреля 1921г. было заведено дело "по обвинению монахини Сумароковского (бывшего)
        монастыря Меркуловой в устройстве дебоша...".
      Места заключения
        Костромская губ., Буйский (Галичский?) у., г.Галич, Галичское уездное политбюро 
        Год начала 1921 
        День начала 20 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1921 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 4 
        Пока шло следствие, Вера Меркулова находилась в Галичской народной больнице.
        Из акта медицинского осмотра Веры Меркуловой (27 апреля 1921г.):
            "Ушиб левого плеча, ссадины и небольшие кровоподтеки на теле и конечностях.
             Повреждения легкие".
        Ей дана была справка:
            "Настоящим удостоверяется, что находящаяся на излечении при Галичской
             народной больнице гр-ка Вера Меркулова психически вполне здорова...".
        Вера Меркулова написала просьбу-заявление отпустить ее с сестрами-монахинями
        в с.Высоково работать при церкви.
        29 апреля 1921г. Вера Меркулова была освобождена под подписку о невыезде и явке
        в суд.
        Жители с.Высоково, находившегося вблизи от Свято-Троицкой обители
        и других окрестных деревень, приняли решение:
             "Принять гражданку Веру Меркулову ... на жительство в с.Высоково..."
      Места проживания
        Костромская губ., Буинский у., Домнинская вол., с.Высоково 
        Год начала 1921 
        День начала 29 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1921 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 6 
      Аресты
        Костромская губ., Буйский у., Домнинская вол., с.Высоково 
        Год ареста 1921 
        День ареста 3 
        Месяц ареста 6 
        Из материалов дела (письмо представителя местной администрации):
               "Мне, как заведующему, неоднократно указывалось и даже ставилось в
                обязанность, прекратить паломничество к гр-ке Меркуловой.
                Принимая во внимание, что:
                    а). Оставление на жительство гр-ки Меркуловой не только в деревне,
                    но и в городе, неминуемо повлечет за собой паломничество к ней
                    "за советами" темных масс простонародья;
                    б). Достаточных оснований для помещения ее в место заключения по
                    обстоятельствам настоящего дела не имеется, да и помещение ее в место
                    заключения не будет целесообразным,
                    ПОЛАГАЛ БЫ: гражданку Меркулову препроводить в г.Москву в распоряжение
                    VIII отдела Наркомюста (НКЮ) для дальнейшего направления в специальное
                    учреждение Наркомздрава."
        Из письма в НКЮСТ Костргубисполком (Отдел отделения Церкви от государства),
        начальнику милиции г.Буя от уполномоченного Губисполкома по ликвидации монастыря
        тов.Орлеанского от 01.06.1921г.
              "Происшедшие 28 мая 1921г. на территории совхоза волнения крестьян
               явились следствием злостной агитации монахинь и в частности, Веры
               Меркуловой, скрывшейся до приезда комиссии в с.Высоково, по указанию
               которой крестьяне не отдавали ключи от церкви, а потому, во исполнение
               поручения Губисполкома, предлагается Вам немедленно арестовать Веру Меркулову
               и доставить в город Кострому в распоряжение Губ ЧК.
               При проведении задания рекомендуется избегать нерешительности и
               половинчатости и в то же время по пути следования не давать ей повода
               окружить себя каким-либо ореолом мученичества".
        Из материалов дела:
              "28 мая 1921г. в совхоз прибыла комиссия для ликвидации монастыря во главе
               с Уполномоченным Губисполкома тов.Орлеанским. Под влиянием агитации
               Меркуловой, поселившейся в то время в селе Высокое, на территории совхоза
               снова произошли волнения крестьян, отказавшихся выдать комиссии ключи от
               монастыря. Ввиду этого Меркулова вторично была арестована, причем,
               опираясь на сочувствующих ей крестьян, первоначально отказалась
               подчиниться распоряжению об аресте, и только после категорического
               требования Нач. Милиции под угрозой конфискации крестьянского имущества
               была доставлена в Уездную Милицию".
        Из обращения нач.Буйского уезда Чистякова к гражданам с.Высоково:
              "...Требую выдать гражданку Веру Меркулову... За неисполнение данного
               поручения в 48-часовой срок, все граждане дер.Высоково будут причислены
               к категории лиц, не подчиняющихся рабоче-крестьянскому правительству, и
               поступки их будут рассматриваться как контрреволюционные, и имущество
               таковых будет конфисковано без возврата, а сами они будут и преданы Суду
               Военно-революционного Трибунала".
        Из рапорта завгуброзыска Шестакова начальнику Буйской милиции от 06.06.1921г.:
              "...Меркулова добровольно согласилась ехать в Буй под контролем представителей
               села Высоково Домнинской вол. и вверенных Вам трех милиционеров..."
        06.06.1921г. Вера Меркулова дала милиции подписку:
              "...Агитировать и пропагандировать против Советской власти совершенно не
              буду...".
        Пояснение о личности Меркуловой нач. милиции Буйского уезда
        А.Чистякова от 08.06.1921г.:
              "...Среди темного населения как Буйского уезда, а ровно и других
               ближайших уездов, Меркулова пользуется громадной популярностью, якобы
               "Прозорливая", посещение ее населением достигает самых широчайших пределов,
               даже есть случаи, когда к ней приходят посетители за 300 и более верст.
               Вследствие того, что изоляция Меркуловой из темной массы населения
               необходима, т.к. авторитет ее растет с каждым днем".
        В архивном деле указано, что она была арестована Губчека 11 июня 1921г.
        Из "подписи заключенного", данной Верой Меркуловой:
              "Я явилася свободно ко допросу, вызванная Чрезвычайной Комиссией Костромы...
                               Вера Меркулова. 6-й Исправдом".
        Из заявления граждан с.Высоково в ЧК от 24 июня 1921г.:
              "Что же касается выступлений против Советской власти, т.е.пропаганды
               или агитации, Меркулова никогда не вела и не ведет, и даже в своем
               присутствии не дозволяет никому против нее, т.е. Советской власти не
               что-либо сказать неуважительное всем, и каждому говорила и говорит,
               что эта власть — от Бога, и нужно ей беспрекословно повиноваться"
      Места заключения
        Костромская губ., г.Буй, Исправдом, больница при тюрьме 
        Год начала 1921 
        День начала 11 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1921 
        Письмо из Губисполкома (отдел отделения Церкви от государства) в ЧК от 27.06.1921г.:
            "Согласно полученным от VIII отдела Наркомюста указаниям, данных лично
             тов.Орлеанскому,.. Вера Меркулова, содержащаяся ныне в больнице при тюрьме,
             должна быть доставлена в Москву в VIII отдел для передачи ее в одно из
             учреждений Наркомздрава".
        Заключение Костромского уполномоченного (30 июня 1921г.):
            "Я, уполномоченный ... А.И.Гуськов, рассмотрев дело N 1348 о гр-ке
             Меркуловой В.А. и принимая во внимание, что
                 1). Оставление на жительство гр-ки Меркуловой не только в деревне, но и
                     в городе, неминуемо повлечет за собою паломничество к ней за советами
                     темных простонародных масс;
                 2). Достаточности оснований для помещения ее в место заключения по
                     обстоятельствам настоящего дела не имеется, да и не будет целесообразно,
             ПОЛАГАЛ бы:
                 I). Гр-ку Меркулову препроводить в г.Москву в распоряжение VIII отдела
                     Н.К.Ю. для дальнейшего направления в специальное учреждение Наркомздрава.
                II). Настоящее дело тоже полностью препроводить в VIII отдел Н.К.Ю. на
                     рассмотрение.
        Будучи в тюремной больнице, Вера Меркулова написала заявление:
                "В ГУБ ЧК г.Костромы коменданту Иванову
                      ЗАЯВЛЕНИЕ
                 Заключенная Вами гражданка Вера Меркулова просит разрешения прислать
                 священника ввиду поста Св.Православной Церкви с Дарами
                 Св.Причащения... Ведь вами религия не преследуется, — почему же Вы меня
                 лишаете такой великой Благодати? Вы ведь сами крещены Св.Православной
                 Церковью!
                 Прошу разрешить начальнику тюрьмы священника ко мне подать, да дело
                 скорей решить. Прошу мое заявление рассмотреть... ".
        В начале июля 1921г. Вера Меркулова была отправлена в Москву, в Бутырскую тюремную
        больницу в распоряжение Наркомюста.
        Наркомюст передал дело на рассмотрение 7-го отделения ЧК
      Осуждения
        30/11/1921 
        Приговор 2 года концлагерей в Архангельске без зачета предварительного заключения, но ввиду ее болезни оставить до выздоровления в Бутырской больнице на излечении 
        Дело 11808
      Места заключения
        Москва, 1-я Московская тюремная больница (при Бутырской тюрьме?) 
        Год начала 1921 
        День начала 11 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1921 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 12 
        Из материалов архивного дела (07.11.1921г.):
             "С 11.06.1921г. гр-ка Меркулова находится на излечении в 1-й Московской
              тюремной больнице. Ни разу допрошена не была... Больная искалечена...".
        Из ходатайства крестьян с.Высоково и дер.Косинское с просьбой об освобождении
        Веры Меркуловой от 07.07.1921г. (под письмом 3 листа подписей).
        Из удостоверения Домнинского Волисполкома от 13.11.1921г., имевшегося в деле:
               "...К проживанию в пределах Домнинской волости гр-ки Веры Антоновны
               Меркуловой никаких препятствий не имеется, т.к. гр-ка Меркулова в
               политическом отношении, насколько известно Исполкому, является
               совершенно бесстрастным человеком...
                      Председ. Лебедев".
        Из заявления в ЧК от граждан с.Высоково:
              "Просим освободить Веру Меркулову на поруки..."
        Из решения собрания граждан с.Высоково от 24.10.1921г. о Меркуловой:
              "Об освобождении нами было поданы неоднократно заявления как Губернской,
               так и Центральной власти. О результатах этих заявлений нам не известно.
               Меркулова — человек скромный и благонадежный, против Советской власти
               агитации и пропаганды никогда не вела и выступлений против Советской
               власти никогда не делала...
               Просим освободить ее и дать ей свободный пропуск для следования сюда
               в село Высоково, где нам желательно, чтобы она и проживала, и принимаем
               ее в свою среду, а т.к. она — человек больной, то мы все обязуемся ее
               содержать на свои средства...".
        18 ноября 1921г. Вера Меркулова была допрошена.
        Из показаний Веры Меркуловой на допросе:
             "...Агитации антисоветской я не вела, так как придерживаюсь исключительно
             Библии и в политику не вмешиваюсь..."
        2 декабря 1921г. Вера Меркулова была переведена в Лефортовскую тюремную больницу
      Осуждения
        13/12/1921 
        Приговор высылка в Туркестан без лишения свободы, до излечения поместить в больницу 
        Наркомюст передал дело на рассмотрение 7-го отделения СОВ ЧК.
        Из заключения по делу пом.Уполномоченного 7 отделения СОВ ЧК Пименова от 30.11.1921г.:
            ПОЛАГАЮ:
            1) Гр-ку Меркулову Веру Антоновну, являющуюся элементом паразитическим и
               имеющую влияние на массы, каковым она она пользуется во вред Советской
               власти, для пресечения и предупреждения в будущем таковой возможности,
               изолировать, заключив на 2 года в концлагерь принудительных работ
               в г.Архангельск, без зачета предварительного заключения,
               но ввиду ее болезненного состояния, до выздоровления оставить
               в Бутырской больнице на излечении.
            2) Тов. Разгуляева П.А.... привлечь по настоящему делу в качестве
               обвиняемого, как коммуниста и ответственного советского работника, за
               неумные действия, создавшие осложнения и дискредитирующие Советскую власти,
               копию постановления направить на рассмотрение ЦК РКП и Губком.
               Дело в отношении тов.Разгуляева производством прекратить"
        К делу приложена выписка из протокола заседания Президиума ВЧК (судебной) от
        13.12.1921г.:
              "Слушали дело 11808 по обвинению гр.Меркуловой в антисоветской агитации.
               Постановили:
                   По излечении в тюремной больнице выслать на жительство в Туркестан"
      Места заключения
        Москва, 2-я тюремная больница (Лефортовская) 
        Год начала 1921 
        День начала 2 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1923 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 1 
        В деле имеется удостоверение 2-й тюремной больницы от 23 мая 1922г. о состоянии
        здоровья Веры Меркуловой:
               "...Она страдает психической дегенерацией и тяжелой истерией
               с параличом нижних конечностей. В больнице находится со 2 декабря 1921г.,
               причем в состоянии оной улучшения не было... "
        Из письма органов ГПУ начальнику Лефортовской больницы (от 10.12.1922г.):
             "Заключенную Меркулову Веру прошу выдать конвою ГПУ для следования по месту
              высылки".
        Однако по медицинским показаниям Вера Меркулова осталась в тюремной больнице.
        25 января 1923г. Коллегией ГПУ была освобождена без права выезда из Москвы
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1923 
        День начала 25 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1923 
        Будучи отпущенной из тюремной больницы, стала хлопотать о разрешении вернуться
        на прежнее место жительства, в Костромскую губернию
        Костромская губ., Буинский у., Домнинская вол., с.Высоково 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
      Аресты
        Костромская губ. 
        Год ареста 1923 
        Вскоре была снова арестована и отправлена в тюремную больницу в Москву
      Осуждения
        Комиссия ОГПУ по административным высылкам 
        ././1924 
        Обвинение "член к/р церковной группы "Духовных", а/с религиозная агитация"а/с религиозная агитация" 
        Приговор высылка без права проживания в Сумарокове и Галиче 
        Групповое дело "Дело иеромонаха Иоасафа (Сазанова) и его духовных чад, Костромская губ., 1923–1924гг." 
        Дело 2398 ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2.
      Места заключения
        Москва, Лефортовская (Бутырская?) тюремная больница 
        Год начала 1923 
        Из ее заявления в ГПУ от 04.06.1923г.:
             "...Я была вашим управлением отпущена в Москву с правом хлопотать о
             разрешении вернуться на прежнее место жительства в Костромскую губернию.
             Вы, как насмех, отпустя меня, опять послали за мной, чтобы опять заключить
             в сие место...
             Да разве в свободной Республике для меня на свободе нет места?
             Даже игумению Алексеевского монастыря Марию арестовали за меня...
             Мне стыдно за вас: за всякое слово арестовываете — себя ниже всех делаете...
             Для меня горько это... ".
        В 1925г. была освобождена без права проживания в Сумарокове и Галиче.
        После освобождения была выслана в Кинешму
        Костромская губ. (Ивановская о.), г.Кинешма 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1925 
        К 1925г. она проживала на высылке в Кинешме.
        В 1925г. к ней приехала Анастасия Васильевна Генеральская, которая стала
        проживать с ней и выполняла обязанности келейницы до ареста матушки в 1935г.
      Места проживания
        Костромская о., Галичский (Буйский?) р., с.Н.Теляково 
        Год окончания 1931 
        По данным [Д1], [Д2] в 1931г. проживала в с.Исаково Молвитинского р-на
        Костромской обл.
        Матушка Вера проживала вместе с Марией Лукиничной Смирновой из близлежащей деревни Кочерег.
        Матушку Веру почитали в народе.
        Из следственного дела (1932г.) церковного сторожа близлежащего села Щипачево:
            "В июле месяце 1931г. по Судиславскому району была распространена в массовом
             количестве к/р листовка, исходившая от "матушки Веры" Меркуловой из
             б.Сумароковского монастыря. Рунов, являясь церковным сторожем церкви
             с.Щипачево, принял активное участие в распространении данных листовок,
             а впоследствии явно к/р слухов о падении Соввласти.
             Рунов...в беседе со свидетелем говорил, что якобы "Матушку Веру" вызывали
             в Молвитинское РО ОГПУ и спрашивали у последней, прочна ли Советская власть.
             Меркулова сделала опыт с чайным блюдечком: последнее разбила и заявила:
                  "Ваша власть так же прочна, как это блюдце, только что сейчас разбившееся!"
             Перестав говорить, Рунов к этому добавил:
                  "А раз это сказала "Матушка Вера", то значит, что скоро будет конец
                   Советской власти"
      Аресты
        Костромская о., Молвитинский р., д.Исаково 
        Год ареста 1931 
        День ареста 13 
        Месяц ареста 7 
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        02/10/1931 
        Обвинение "участие в к/р группе церковников" 
        Статья ст.58–10 ч.4а УК РСФСР 
        Приговор 3 года лишения свободы, считая срок с 13.07.1931г. 
        Дело 6044 ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2.
        По данным [Д2] осуждена тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю 10.03.1931г.
        Проходила по делу вместе с группой "к/р церковников"
      Места заключения
        Владимир, тюрьма "Владимирский централ" (ИТУ) 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 3 
        Из медицинской справки, выданной ей после освобождения из Владимирского централа:
               "Без ног, ноги отрезаны".
        В марте 1934 г. была освобождена досрочно как инвалид I группы
      Места проживания
        Костромская о., Галичский р., с.Новое Теляково (Сумароково) 
        Год начала 1934 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1934 
        После возвращения из заключения у нее бывали сотни и тысячи ежедневных посетителей.
        У ее дома вставали десятки крестьянских подвод с приношениями, благодаря которым
        она могла поддержать голодных, несчастных, обездоленных.
        Из показаний свидетеля, инструктора ЦК ВКПб Филатова:
             "Прибыла Меркулова Вера, организовала паломничество в церковной сторожке...
              После ее приезда церковь стало посещать до 500 молящихся — лишь только
              потому, что в церкви была Меркулова. Чтоб создать себе больше авторитета,
              Меркулова стала исцелять больных".
        11 июля 1934г. у нее был произведен обыск
      Аресты
        Костромская о., Галичский р., Коростелевский с/с, с.Новое Теляково (Сумароково) 
        Год ареста 1934 
        Месяц ареста 7 
      Осуждения
        14/08/1934 
        Обвинение "к/р агитация, срывала сев в ранние сроки, распространение провокационных и пораженческих слухов" 
        Приговор дело производством прекратить 
        Проходила по делу:
        Дело 1428-С ЦДНИ. Костромской обл. Ф.3656. Оп.2.
        Следствие происходило в период с 05.05.1934 до 24.06.1934г.
        Из протокола допроса Веры Меркуловой от 12.06.1934г.:
             "...Арестовывалась 1-й и 2-й раз Галичской ЧК в 1917г.
             Далее — в 1919г, в 1920г., 1924г., 1929г. — Галичским РО ГПУ, в 1931г...
             Я всего привлекалась 12 раз, а осуждена была 3 раза к тюремному заключению
             и 2-м годам ссылки... Из Владимирского ИТУ я была освобождена как инвалид...
             Приехала сюда, потому что я считаю, что это мое постоянное место пребывания,
             и я являюсь наследницей этого места, и кроме того, у меня здесь большая
             популярность среди народа, чем и кормлюсь. Кроме того, я здесь потеряла
             трудоспособность...
             Подчиняюсь Советской власти и ее представителям, но это не касается вопросов
             духовных, т.е. моей религии, которая существует до сего времени в пределах
             Советского Союза..."
      Места проживания
        Костромская о., Галичский р, Коростелевский с/с, с.Новое Теляково (Сумароково) 
        Год окончания 1935 
        Месяц окончания 1 
        По данным [Д1], [Д2] в 1935г. проживала в с.Матвеево Парфеньевского района
        Костромской обл.
        Проживала вместе с келейницей Марией Лукиничной Смирновой и др. монахинями.
        Из материалов дела:
              "...К матушке ежедневно наезжало большое количество паломников из
               разных мест, доходящее до ста и свыше человек в сутки.
               Среди паломников были:
               духовенство, монашество, церковники, крестьяне,
               разные высланные люди и иногда бывали инженеры, врачи и т.п.
               Чтобы попасть к матушке Вере на прием иногда дожидались по трое суток...
               Иногда скапливалось до 800–1000 человек. Около дома бывало до 60
               крестьянских подвод.
               Некоторым паломникам в приеме отказывала, тогда они доходили до
               истерики и плакали...
               Для паломников матушка Вера имела два дома, где ежедневно с ночлегом
               скапливалось по сто человек разного бродячего элемента...
               Значительную часть получаемых продуктов Меркулова раздавала среди населения
               и в частности, помогала материально инвалидам, проживавшим при Сумароковском
               Доме Инвалидов...".
        При Вере Меркуловой в 1935г. находилось около 20 сирот от 3-х до 14-ти лет —
        дети высланных, арестованных, погибших:
              "Эти дети проживали в отдельном доме с монашками Генеральской, Шанской
               и Смирновыми Марией и Капитолиной, которые находились на иждивении матушки
               Веры и воспитывались ею в антисоветском духе. Дети ходили к матушке Вере
               на поклонение и получали от нее наставления духовного характера.
               Часть из проживавших при Меркуловой детей учились в школе...".
        В деле имеются показания (от 03.03.1935г.) церковной старосты монахини Мальцевой Екатерины
        Сергеевны (жившей в монастыре до его ликвидации) о помощи со стороны
        Меркуловой бывшему председателю колхоза и старосте общины верующих, о том,
        что она давала колхозу материальные средства на приобретение скота и т.д.
        в количестве 500 руб.
        Из показаний Семичевой Анны от 03.04.1935г.:
              "Я почитаю Меркулову и в нее верю, как в Божьего человека. Она оказывает
               помощь всем обездоленным и обиженным".
        Из материалов дела:
               "Серов Петр Федорович неоднократно бывал у Меркуловой вместе с иеромонахами
                Сергеем Моряковым и Борисовым Серафимом".
        Из показаний монаха Серова Петра Федоровича на допросе 19.01.1935г.:
               "Почитаю Веру Меркулову и называю ее матерью потому, что вижу в ней образец
                чистоты и преданности православию — образец глубокой веры в Бога и
                религиозного образа жизни, испытавшей и перенесшей за это много страданий.
                Исходя из этого, считаю ее для себя идеалом, и, как религиозный человек,
                принявший монашеский образ жизни, беру с нее пример...
                С этой целью навещаю ее, обращаюсь к ней за советом, и все получаемые от нее
                советы-напутствия считаю непреклонным для себя законом, претворяя их
                в повседневной своей обыденной жизни. Избранный мной путь в жизни —
                постоянная молитва и глубокая вера в Бога. Я считаю это своей идеей,
                и изменять ей не намерен никогда, в каких бы условиях я не очутился.
                Другого пути, как быть в постоянной молитве и глубокой вере в Бога, я не
                вижу и искать не хочу".
        К 1935г. матушка Вера была пострижена в схиму с именем Михаила.
        В архивно-следственном деле П.Ф.Смирнова, решившегося в 1935г. возродить
        Железноборовский монастырь и в 1935г. арестованного, имеется фотография
        Веры Меркуловой с надписью на обороте:
               "Схиигумения Михаила или бывше Верушка, впоследствии м.Вера Меркулова"
      Аресты
        Костромская о., Галичский у., с.Новое Теляково 
        Год ареста 1935 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 1 
        11.01.1935г. был выписан ордер на арест, 12.01.1935г. у нее был произведен обыск.
        Она была арестована вместе с М.Л.Смирновой и А.В.Генеральской и др.
      Осуждения
        ././1935 
        Обвинение "к/р деятельность, создание к/р повстанческой организации, т.н. "монархической партии", а/с деятельность среди несовершеннолетних" 
        Групповое дело "Дело монахини Веры Меркуловой и др., Костромская о., Буйский у., 1935г." 
        Проходила по делу:
        Дело 6305 ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2.
        По показаниям Меркуловой на следствии:
            "Арестовывалась в 1920, 1924, 1925, 1928, 1931гг.
             Одинокая. Родственники:
                 Брат Крейс Григорий Иванович, проживает во Франции"
        Под показаниями на следствии ее подпись:
            "Меркулова. Игумения б.Сумароковского монастыря (схимонахиня Михаила)".
        Она была допрошена 20.02.1935г., а также 26.02.1935г., когда ей было предъявлено
        обвинение.
        Из протокола допроса:
             "В представленном обвинении виновной себя ни в чем не признаю".
        Из медицинской справки, имеющейся в архивном деле 1935г.:
              "Порок сердца, паралич обеих коленных и стопных суставов, привычный вывих
               плечевого сустава левой руки, притупленный слух, зрение хорошее, самочувствие
               удовлетворительное... ".
        Из показаний матушки Веры на допросе от 13.02.1935г.:
              "На государственной работе я работать в силу своих религиозных убеждений
               не могла и не могу, т.к. служить двум господам, т.е.Богу и Советской власти,
               я не хочу и избрала один путь служения Господу".
        Из обвинительного заключения:
              "Материалами следствия виновность Меркуловой в к/р деятельности хотя и установлена,
               но имея в виду, что она является инвалидом (не имеет совершенно ног) и
               передвигается только при посторонней помощи, предание ее суду является
               нецелесообразным, а поэтому ПОСТАНОВЛЯЕМ:
               следственное дело прекратить... ".
        Из протокола общего собрания Голодяевского колхоза "Сознание трудящихся" Зубовского с/с
        по вопросу прибытия в Коростелевский с/с Меркуловой:
              "Если власть имеете выслать, то высылайте, а мы высылать не будем, и
               подписываться не будем.
               Нам Верушка не мешает.
               За выселение — 8 человек, за оставление — 24 человека"
      Места проживания
        Костромская о., Галичский р, Коростелевский с/с, с.Новое Теляково (Сумароково) 
        Год начала 1935 
        После освобождения вернулась в церковную сторожку.
        Было предписано не позднее 23.03.1935г. выслать матушку Веру из церковной сторожки.
        К 1935г. число арестов матушки Веры перевалило за дюжину. После отбытия наказаний
        она продолжала служить Богу и людям — помогала несчастным, голодным, обездоленным.
        Кормила окрестные деревни, при ней в 1935г. кормилось около 20 детей высланных,
        арестованных, погибших. На допросах держалась спокойно, уверенно, как человек,
        которому известен Промысел Божий о России и Советской власти. Она с глубокой
        убежденностью говорила: "Советская власть сама преклонится перед религией"
    Кончина
      Неточная дата после 1935г. 
    Публикации
      1 Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись. 
      2 Сизинцева Л. Голоса// Губернский дом. Кострома, 1994. N 3. 
      С.51–54. 
    Заявители
      1 Скорик Инна Васильевна 
      внучка племянницы 
      Прислала выписки из дела 1935г. Д.6305 ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2.
      2 Священник Георгий Митрофанов 
    Документы
      1 Архив УФСБ по Костромской обл. Список репрессированных священнослужителей. 
      2 Ожегин П.Т. Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии. Архив автора. Машинопись. 
      3 ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2. Д.6305. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ