База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места проживания Костромская о., Галичский р, Коростелевский с/с, с.Новое Теляково (Сумароково) Год начала1934 Месяц начала8 Год окончания1935 Месяц окончания1
По данным [Д1],[Д2] в 1935г. проживала в с.Матвеево Парфеньевского района
Костромской обл.
Проживала вместе с келейницей Марией Лукиничной Смирновой и др. монахинями.
К 1935г. матушка Вера была пострижена в схиму с именем Михаила.
В архивно-следственном деле П.Ф.Смирнова, решившегося в 1935г. возродить
Железноборовский монастырь и в 1935г. арестованного, имеется фотография
Веры Меркуловой с надписью на обороте: "Схиигумения Михаила или бывше Верушка, впоследствии м.Вера Меркулова".
Она продолжала служить Богу и людям помогала несчастным, голодным.
Она принимала в сутки до 100 человек, приезжавших из Ивановской, Московской,
Ленинградской областей, из Северного и Горьковского краев, среди которых было
много тяжелобольных.
Из материалов дела 1935г.: "...К матушке ежедневно наезжало большое количество паломников из разных мест, доходящее до ста и свыше человек в сутки. Среди паломников были: духовенство, монашество, церковники, крестьяне, разные высланные люди и иногда бывали инженеры, врачи и т.п. Чтобы попасть к матушке Вере на прием иногда дожидались по трое суток... Иногда скапливалось до 8001000 человек. Около дома бывало до 60 крестьянских подвод. Некоторым паломникам в приеме отказывала, тогда они доходили до истерики и плакали... Для паломников матушка Вера имела два дома, где ежедневно с ночлегом скапливалось по сто человек разного бродячего элемента... Значительную часть получаемых продуктов Меркулова раздавала среди населения и в частности, помогала материально инвалидам, проживавшим при Сумароковском Доме Инвалидов...".
Еще в дореволюционное время сложилась традиция, согласно которой приходившие
к матушке передавали ей деньги на благотворительные цели.
Особое значение ее благотворительная деятельность приобрела в 1934г., когда
коллективизация в Молвитинском и соседних с ним районах в основном была
завершена и население жило очень бедно.
По данным НКВД, матушка оказывала большую материальную помощь "бедняцко-середняцкой
и колхозной массе": помогала в уплате налогов, в приобретении скота,
в ремонте домов.
Весной 1934г. матушка помогла местному колхозу "Победа" с закупкой семян,
тогда же она передала дому инвалидов в Сумарокове 3600 руб. на ремонт здания
и покупку продуктов.
По материалам следствия, с апреля 1934 по январь 1935г. матушка раздала
нуждающимся около 50 тыс. руб.
По мнению карательных органов, благотворительная деятельность матушки
"была направлена на злостную дискредитацию Советской власти и являлась одной
из форм насаждения среди крестьян недовольства существующим строем".
В это время Меркулова организовала у себя небольшой приют для 20 детей от 3
до 16 лет, в основном, из семей сосланного духовенства и раскулаченных крестьян.
С детьми занималась А.С.Корякина из Котельничского района.
Из материалов дела 1935г.: "Эти дети проживали в отдельном доме с монашками Генеральской, Шанской и Смирновыми Марией и Капитолиной, которые находились на иждивении матушки Веры и воспитывались ею в антисоветском духе. Дети ходили к матушке Вере на поклонение и получали от нее наставления духовного характера. Часть из проживавших при Меркуловой детей учились в школе...".
Большую работу матушка проводила по оказанию помощи церковным приходам,
в том числе приходу Троицкого собора Котельнича, для которого она собрала
3000 руб. для оплаты налогов.
Как проводилась такая работа, рассказал А.С.Бобров: "Вера прислала мне письмо и просила собрать один пуд денег: золота, серебра и меди для восстановления Сумароковского храма. Я ее послушался и начал сбор... Я обыкновенно ходил по деревням, заходил к верующим и просил одного из них собрать самых крепких людей. Тот собирал, и мы тайно проводили собрание, на котором я выступал, показывал письмо Веры и говорил, что нужно помочь... И мне несли.".
В деле 1935г. имеются показания (от 03.03.1935г.) церковной старосты монахини Мальцевой Екатерины
Сергеевны (жившей в монастыре до его ликвидации) о помощи со стороны
Меркуловой бывшему председателю колхоза и старосте общины верующих, о том,
что она давала колхозу материальные средства на приобретение скота и т.д.
в количестве 500 руб.
Из показаний Семичевой Анны от 03.04.1935г.: "Я почитаю Меркулову и в нее верю, как в Божьего человека. Она оказывает помощь всем обездоленным и обиженным".
Из материалов дела: "Серов Петр Федорович неоднократно бывал у Меркуловой вместе с иеромонахами Сергеем Моряковым и Борисовым Серафимом".
Из показаний монаха Серова Петра Федоровича на допросе 19.01.1935г.: "Почитаю Веру Меркулову и называю ее матерью потому, что вижу в ней образец чистоты и преданности православию образец глубокой веры в Бога и религиозного образа жизни, испытавшей и перенесшей за это много страданий. Исходя из этого, считаю ее для себя идеалом, и, как религиозный человек, принявший монашеский образ жизни, беру с нее пример... С этой целью навещаю ее, обращаюсь к ней за советом, и все получаемые от нее советы-напутствия считаю непреклонным для себя законом, претворяя их в повседневной своей обыденной жизни. Избранный мной путь в жизни постоянная молитва и глубокая вера в Бога. Я считаю это своей идеей, и изменять ей не намерен никогда, в каких бы условиях я не очутился. Другого пути, как быть в постоянной молитве и глубокой вере в Бога, я не вижу и искать не хочу".
Каждый день подвижницу привозили на тележке в Никольскую церковь, где во время
богослужений она находилась неподалеку от бывшей главной монастырской святыни
большой иконы Божией Матери "Скоропослушница". Эту икону в 1888г. пожертвовал
обители афонский иеросхимонах Парфений. До революции она имела богатый серебряный
оклад, который в начале 1920-х гг. сняли, а сам образ выбросили в сарай.
Позднее его нашли и принесли в Никольскую церковь.
В 1934г. подвижница вышила для образа новую ризу из бисера. (После
закрытия в конце 1930-х гг. сумароковского храма образ с вышитой матушкой ризой
пребывал в нескольких сельских храмах Сусанинского р-на, ныне находится в
Воскресенской церкви. в г.Буе.)