База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Георгий (Лавров Герасим Дмитриевич) Дела oni.34 => oni.34 Фотографии
7 Фотоальбом Фотоальбом oni-40.jpg Дела oni.40 => oni.40 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
13
Места проживания
    Места проживания
    Костромская о., Галичский р, Коростелевский с/с, с.Новое Теляково (Сумароково) 
    Год начала 1934 
    Месяц начала 8 
    Год окончания 1935 
    Месяц окончания 1 
    По данным [Д1],[Д2] в 1935г. проживала в с.Матвеево Парфеньевского района
    Костромской обл.
    Проживала вместе с келейницей Марией Лукиничной Смирновой и др. монахинями.
    К 1935г. матушка Вера была пострижена в схиму с именем Михаила.
    В архивно-следственном деле П.Ф.Смирнова, решившегося в 1935г. возродить
    Железноборовский монастырь и в 1935г. арестованного, имеется фотография
    Веры Меркуловой с надписью на обороте:
           
    "Схиигумения Михаила или бывше Верушка, впоследствии м.Вера Меркулова".
    Она продолжала служить Богу и людям — помогала несчастным, голодным.
    Она принимала в сутки до 100 человек, приезжавших из Ивановской, Московской,
    Ленинградской областей, из Северного и Горьковского краев, среди которых было
    много тяжелобольных.
    Из материалов дела 1935г.:
          "...К матушке ежедневно наезжало большое количество паломников из
           разных мест, доходящее до ста и свыше человек в сутки.
           Среди паломников были:
           духовенство, монашество, церковники, крестьяне,
           разные высланные люди и иногда бывали инженеры, врачи и т.п.
           Чтобы попасть к матушке Вере на прием иногда дожидались по трое суток...
           Иногда скапливалось до 800–1000 человек. Около дома бывало до 60
           крестьянских подвод.
           Некоторым паломникам в приеме отказывала, тогда они доходили до
           истерики и плакали...
           Для паломников матушка Вера имела два дома, где ежедневно с ночлегом
           скапливалось по сто человек разного бродячего элемента...
           Значительную часть получаемых продуктов Меркулова раздавала среди населения
           и в частности, помогала материально инвалидам, проживавшим при Сумароковском
           Доме Инвалидов...".

    Еще в дореволюционное время сложилась традиция, согласно которой приходившие
    к матушке передавали ей деньги на благотворительные цели.
    Особое значение ее благотворительная деятельность приобрела в 1934г., когда
    коллективизация в Молвитинском и соседних с ним районах в основном была
    завершена и население жило очень бедно.
    По данным НКВД, матушка оказывала большую материальную помощь "бедняцко-середняцкой
    и колхозной массе": помогала в уплате налогов, в приобретении скота,
    в ремонте домов.
    Весной 1934г. матушка помогла местному колхозу "Победа" с закупкой семян,
    тогда же она передала дому инвалидов в Сумарокове 3600 руб. на ремонт здания
    и покупку продуктов.
    По материалам следствия, с апреля 1934 по январь 1935г. матушка раздала
    нуждающимся около 50 тыс. руб.
    По мнению карательных органов, благотворительная деятельность матушки
    "была направлена на злостную дискредитацию Советской власти и являлась одной
    из форм насаждения среди крестьян недовольства существующим строем".

    В это время Меркулова организовала у себя небольшой приют для 20 детей от 3
    до 16 лет, в основном, из семей сосланного духовенства и раскулаченных крестьян.
    С детьми занималась А.С.Корякина из Котельничского района.
    Из материалов дела 1935г.:
          "Эти дети проживали в отдельном доме с монашками Генеральской, Шанской
           и Смирновыми Марией и Капитолиной, которые находились на иждивении матушки
           Веры и воспитывались ею в антисоветском духе. Дети ходили к матушке Вере
           на поклонение и получали от нее наставления духовного характера.
           Часть из проживавших при Меркуловой детей учились в школе...".

    Большую работу матушка проводила по оказанию помощи церковным приходам,
    в том числе приходу Троицкого собора Котельнича, для которого она собрала
    3000 руб. для оплаты налогов.
    Как проводилась такая работа, рассказал А.С.Бобров:
         "Вера прислала мне письмо и просила собрать один пуд денег: золота,
          серебра и меди — для восстановления Сумароковского храма. Я ее послушался
          и начал сбор... Я обыкновенно ходил по деревням, заходил к верующим и
          просил одного из них собрать самых крепких людей. Тот собирал, и мы
          тайно проводили собрание, на котором я выступал, показывал письмо Веры
          и говорил, что нужно помочь... И мне несли.".

    В деле 1935г. имеются показания (от 03.03.1935г.) церковной старосты монахини Мальцевой Екатерины
    Сергеевны (жившей в монастыре до его ликвидации) о помощи со стороны
    Меркуловой бывшему председателю колхоза и старосте общины верующих, о том,
    что она давала колхозу материальные средства на приобретение скота и т.д.
    в количестве 500 руб.
    Из показаний Семичевой Анны от 03.04.1935г.:
          "Я почитаю Меркулову и в нее верю, как в Божьего человека. Она оказывает
           помощь всем обездоленным и обиженным".

    Из материалов дела:
          "Серов Петр Федорович неоднократно бывал у Меркуловой вместе с иеромонахами
           Сергеем Моряковым и Борисовым Серафимом".

    Из показаний монаха Серова Петра Федоровича на допросе 19.01.1935г.:
          "Почитаю Веру Меркулову и называю ее матерью потому, что вижу в ней образец
           чистоты и преданности православию — образец глубокой веры в Бога и
           религиозного образа жизни, испытавшей и перенесшей за это много страданий.
           Исходя из этого, считаю ее для себя идеалом, и, как религиозный человек,
           принявший монашеский образ жизни, беру с нее пример...
           С этой целью навещаю ее, обращаюсь к ней за советом, и все получаемые от нее
           советы-напутствия считаю непреклонным для себя законом, претворяя их
           в повседневной своей обыденной жизни. Избранный мной путь в жизни —
           постоянная молитва и глубокая вера в Бога. Я считаю это своей идеей,
           и изменять ей не намерен никогда, в каких бы условиях я не очутился.
           Другого пути, как быть в постоянной молитве и глубокой вере в Бога, я не
           вижу и искать не хочу".

    Каждый день подвижницу привозили на тележке в Никольскую церковь, где во время
    богослужений она находилась неподалеку от бывшей главной монастырской святыни

    — большой иконы Божией Матери "Скоропослушница". Эту икону в 1888г. пожертвовал
    обители афонский иеросхимонах Парфений. До революции она имела богатый серебряный
    оклад, который в начале 1920-х гг. сняли, а сам образ выбросили в сарай.
    Позднее его нашли и принесли в Никольскую церковь.
    В 1934г. подвижница вышила для образа новую ризу из бисера. (После
    закрытия в конце 1930-х гг. сумароковского храма образ с вышитой матушкой ризой
    пребывал в нескольких сельских храмах Сусанинского р-на, ныне находится в
    Воскресенской церкви. в г.Буе.)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ