База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Костромская о., Галичский р, Коростелевский с/с, с.Новое Теляково (Сумароково) Год начала1934 Месяц начала8 Год окончания1935 Месяц окончания1
По данным [Д1],[Д2] в 1935г. проживала в с.Матвеево Парфеньевского района
Костромской обл.
Проживала вместе с келейницей Марией Лукиничной Смирновой и др. монахинями.
К 1935г. матушка Вера была пострижена в схиму с именем Михаила.
В архивно-следственном деле П.Ф.Смирнова, решившегося в 1935г. возродить
Железноборовский монастырь и в 1935г. арестованного, имеется фотография
Веры Меркуловой с надписью на обороте: "Схиигумения Михаила или бывше Верушка, впоследствии м.Вера Меркулова".
Она продолжала служить Богу и людям помогала несчастным, голодным.
Она принимала в сутки до 100 человек, приезжавших из Ивановской, Московской,
Ленинградской областей, из Северного и Горьковского краев, среди которых было
много тяжелобольных.
Из материалов дела 1935г.: "...К матушке ежедневно наезжало большое количество паломников из разных мест, доходящее до ста и свыше человек в сутки. Среди паломников были: духовенство, монашество, церковники, крестьяне, разные высланные люди и иногда бывали инженеры, врачи и т.п. Чтобы попасть к матушке Вере на прием иногда дожидались по трое суток... Иногда скапливалось до 8001000 человек. Около дома бывало до 60 крестьянских подвод. Некоторым паломникам в приеме отказывала, тогда они доходили до истерики и плакали... Для паломников матушка Вера имела два дома, где ежедневно с ночлегом скапливалось по сто человек разного бродячего элемента... Значительную часть получаемых продуктов Меркулова раздавала среди населения и в частности, помогала материально инвалидам, проживавшим при Сумароковском Доме Инвалидов...".
Еще в дореволюционное время сложилась традиция, согласно которой приходившие
к матушке передавали ей деньги на благотворительные цели.
Особое значение ее благотворительная деятельность приобрела в 1934г., когда
коллективизация в Молвитинском и соседних с ним районах в основном была
завершена и население жило очень бедно.
По данным НКВД, матушка оказывала большую материальную помощь "бедняцко-середняцкой
и колхозной массе": помогала в уплате налогов, в приобретении скота,
в ремонте домов.
Весной 1934г. матушка помогла местному колхозу "Победа" с закупкой семян,
тогда же она передала дому инвалидов в Сумарокове 3600 руб. на ремонт здания
и покупку продуктов.
По материалам следствия, с апреля 1934 по январь 1935г. матушка раздала
нуждающимся около 50 тыс. руб.
По мнению карательных органов, благотворительная деятельность матушки
"была направлена на злостную дискредитацию Советской власти и являлась одной
из форм насаждения среди крестьян недовольства существующим строем".
В это время Меркулова организовала у себя небольшой приют для 20 детей от 3
до 16 лет, в основном, из семей сосланного духовенства и раскулаченных крестьян.
С детьми занималась А.С.Корякина из Котельничского района.
Из материалов дела 1935г.: "Эти дети проживали в отдельном доме с монашками Генеральской, Шанской и Смирновыми Марией и Капитолиной, которые находились на иждивении матушки Веры и воспитывались ею в антисоветском духе. Дети ходили к матушке Вере на поклонение и получали от нее наставления духовного характера. Часть из проживавших при Меркуловой детей учились в школе...".
Большую работу матушка проводила по оказанию помощи церковным приходам,
в том числе приходу Троицкого собора Котельнича, для которого она собрала
3000 руб. для оплаты налогов.
Как проводилась такая работа, рассказал А.С.Бобров: "Вера прислала мне письмо и просила собрать один пуд денег: золота, серебра и меди для восстановления Сумароковского храма. Я ее послушался и начал сбор... Я обыкновенно ходил по деревням, заходил к верующим и просил одного из них собрать самых крепких людей. Тот собирал, и мы тайно проводили собрание, на котором я выступал, показывал письмо Веры и говорил, что нужно помочь... И мне несли.".
В деле 1935г. имеются показания (от 03.03.1935г.) церковной старосты монахини Мальцевой Екатерины
Сергеевны (жившей в монастыре до его ликвидации) о помощи со стороны
Меркуловой бывшему председателю колхоза и старосте общины верующих, о том,
что она давала колхозу материальные средства на приобретение скота и т.д.
в количестве 500 руб.
Из показаний Семичевой Анны от 03.04.1935г.: "Я почитаю Меркулову и в нее верю, как в Божьего человека. Она оказывает помощь всем обездоленным и обиженным".
Из материалов дела: "Серов Петр Федорович неоднократно бывал у Меркуловой вместе с иеромонахами Сергеем Моряковым и Борисовым Серафимом".
Из показаний монаха Серова Петра Федоровича на допросе 19.01.1935г.: "Почитаю Веру Меркулову и называю ее матерью потому, что вижу в ней образец чистоты и преданности православию образец глубокой веры в Бога и религиозного образа жизни, испытавшей и перенесшей за это много страданий. Исходя из этого, считаю ее для себя идеалом, и, как религиозный человек, принявший монашеский образ жизни, беру с нее пример... С этой целью навещаю ее, обращаюсь к ней за советом, и все получаемые от нее советы-напутствия считаю непреклонным для себя законом, претворяя их в повседневной своей обыденной жизни. Избранный мной путь в жизни постоянная молитва и глубокая вера в Бога. Я считаю это своей идеей, и изменять ей не намерен никогда, в каких бы условиях я не очутился. Другого пути, как быть в постоянной молитве и глубокой вере в Бога, я не вижу и искать не хочу".
Каждый день подвижницу привозили на тележке в Никольскую церковь, где во время
богослужений она находилась неподалеку от бывшей главной монастырской святыни
большой иконы Божией Матери "Скоропослушница". Эту икону в 1888г. пожертвовал
обители афонский иеросхимонах Парфений. До революции она имела богатый серебряный
оклад, который в начале 1920-х гг. сняли, а сам образ выбросили в сарай.
Позднее его нашли и принесли в Никольскую церковь.
В 1934г. подвижница вышила для образа новую ризу из бисера. (После
закрытия в конце 1930-х гг. сумароковского храма образ с вышитой матушкой ризой
пребывал в нескольких сельских храмах Сусанинского р-на, ныне находится в
Воскресенской церкви. в г.Буе.)
Костромская о., Молвитинский (Сусанинский) р., с.Сумароково Год ареста1935 День ареста12 Месяц ареста1
Долго такую деятельность Меркуловой власти терпеть не могли.
11 января 1935г. был выписан ордер на ее арест.
12 января 1935г. у нее был произведен обыск, и она была арестована вместе
с четырьмя монахинями, монахом и крестьянкой (в числе арестованных
М.Л.Смирнова, А.В.Генеральска и др.), входившими в ее ближнее окружение
В документах НКВД они именовались "контрреволюционной группой монашества".
Арестованных привезли в Молвитино, затем перевели во внутреннюю тюрьму УНКВД
в Иваново
21/06/1935 Обвинение"контрреволюционная деятельность, создание контрреволюционной повстанческой организации, т.н. "монархической партии", антисоветская деятельность среди несовершеннолетних" Приговор3 года лишения свободы Групповое дело"Дело монахини Веры Меркуловой и др., Костромская о., Буйский у., 1935г."
Архив ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2. Д.5305.
По показаниям Меркуловой на следствии: "Арестовывалась в 1920,1924,1925,1928,1931гг. Одинокая. Родственники: брат Крейс Григорий Иванович, проживает во Франции".
Под показаниями на следствии ее подпись: "Меркулова. Игумения бывшего Сумароковского монастыря (схимонахиня Михаила)".
Она была допрошена 20.02.1935г., а также 26.02.1935г., когда ей было предъявлено
обвинение.
На допросах она держалась спокойно, уверенно, как человек, которому известен
Промысел Божий о России и Советской власти. Она с глубокой убежденностью говорила: "Советская власть сама преклонится перед религией".
Из протокола допроса: "В представленном обвинении виновной себя ни в чем не признаю".
Из медицинской справки, имеющейся в архивном деле 1935г.: "Порок сердца, паралич обеих коленных и стопных суставов, привычный вывих плечевого сустава левой руки, притупленный слух, зрение хорошее, самочувствие удовлетворительное... ".
Из показаний матушки Веры на допросе от 13.02.1935г.: "На государственной работе я работать в силу своих религиозных убеждений не могла и не могу, т.к. служить двум господам, т.е.Богу и Советской власти, я не хочу и избрала один путь служения Господу".
21 июня 1935г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило матушку к 3 годам ИТЛ.
Для физически беспомощной женщины такой приговор был равнозначен смертному
Иваново, тюрьма Год начала1935 Месяц начала1 Год окончания1935 Киров, тюрьма Год начала1935 Год окончания1935 День окончания19 Месяц окончания9
Наказание отбывала в Кировской тюрьме