Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX КемНагражден Антиохийский Патриарх
Дела o13.61
    Смирнов Александр Павлович 
    Год рождения 1888 
    День рождения 16 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Симбирская губ., Корсунский у., с.Криуши 
    протоиерей 
    Родился в семье священника симбирского села Криуши Павла Ивановича Смирнова.
    Мать — Агриппина Александровна — была из духовного сословия. В семье их было
    несколько детей. У Александра были три младших брата (среди них Николай и Дмитрий).
    С ранних лет Александр любил участвовать в церковных службах.
    Позже семья переселилась в с.Игнатовка (Игнатово) Сенгилеевского уезда, куда был
    переведен служить о.Павел Смирнов
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до ноября 1913г.] [1913-1920гг.] [с 1920г.] [по 1935г.] [по 1950г.]
      Образование
        Симбирское духовное училище 
        Александр с радостью участвовал в училищном церковном хоре.
        В духовном училище учился вместе с двоюродным братом — Михаилом Смирновым
        Симбирская Духовная Семинария 
        Первые два курса прожил в пансионе. После снимал квартиру. Много читал духовную
        и русскую художественную литературу. В 1904–1905гг. в стране начались забастовки.
        В связи с этим Семинарию закрыли, и у Александра, который учился тогда на третьем
        курсе, один учебный год пропал. После открытия 4-й Государственной Думы Александр
        Смирнов, подготовившись самостоятельно, сдал успешно экзамены за 4-й курс.
        За время изучения богословских наук особенно сильное влияние на его духовное
        образование оказали: преподаватели В.Рождественский по гомилетике, С.Сотин
        и В.Гавриловский по Св.Писанию, ректор Семинарии протоиерей А.Стернов.
        Александр Смирнов окончил 6 курсов Духовной Семинарии с отличным аттестатом.
        Решив поступать в Духовную Академию, он испросил на это благословения у своего
        отца, поехав к нему в с.Игнатовку.
        После этого он уехал в Симбирск для подготовительной работы и поселился в келье
        при Ильинской церкви. Прожил там 40 дней, как монах
        Санкт-Петербургская Духовная Академия 
        Год поступления 1909 
        Год окончания 1913 
        кандидат богословия 
        Успешно сдал экзамены в Академию и был принят на казенное содержание, хотя и не
        был послан в Академию семинарским начальством.
        В Петербурге в то время учились его старшие брат и сестра и другие родственники.
        В это время часто беседовал о вере и Евангелии с духовным писателем П.И.Гладковым,
        участвовал в работе христианского студенческого кружка, содружестве студенческой
        молодежи, в работе религиозно-философского общества.
        Однокурсником его был будущий Тамбовский протоиерей М.К.Сперанский.
        В Духовной Академии написал кандидатское сочинение "Религиозно-этические
        вопросы в русской художественной литературе для пастыря Церкви"
      Служение
        Симбирск 
        Должность Симбирское духовное училище, преподаватель латинского языка и гражданской истории 
        Год начала 1913 
        Год окончания 1913 
        В Симбирске Алексадр Смирнов женился на знакомой ему с детства дочери
        священника о.Поликарпа Виноградова Антонине — миловидной, стройной,
        религиозной и нравственной девушке. У нее были братья Алексей и Александр.
        В это время, по рекомендации петроградского профессора протоиерея Белякова
        (впоследствии епископа Омского Дмитрия), московский митрополит
        вызвал Александра Смирнова на священническое место известного священника
        Востокова, переведенного в Коломну. После женитьбы Александр Смирнов приехал в Москву
      Рукоположение
        диакон 
        1913 
        День 21 
        Месяц 11 
        Место Москва, Свято-Даниловский мужской монастырь, Троицкий собор 
        Кто рукоположил архиепископ Серпуховский Анастасий 
        Когда Александр Смирнов приехал в Москву, митрополит был на зимней сессии
        в Синоде, и с ним разговаривал его викарий архиепископ Серпуховский Анастасий.
         В Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 1913г. Александр
        Смирнов перед литургией был посвящен в стихарь, а за литургией в тот же день —
        во диакона
        иерей 
        1913 
        День 23 
        Месяц 11 
        Место Москва, церковь 3-го Московского кадетского корпуса 
        Кто рукоположил архиепископ Анастасий 
        Был рукоположен во иерея в день своего святого — благоверного князя Александра
        Невского, в престольный праздник в храме 3-го Московского кадетского корпуса
      Служение
        Москва, церковь св.мученика Никиты на Кузнецкой улице 
        иерей 
        Должность законоучитель одной из Московских женских гимназий (с 1914г.) 
        Год начала 1913 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1918 
        Церковь св.мученика Никиты находилась вблизи церкви свт.Николая.
        С благословения архиепископа о.Александр непопустительно проповедовал за каждой
        воскресной и праздничной службой. С первого дня служения он тщательно
        готовился к проповедям, записывая самое существенное на черновик, но оставляя
        часть проповеди для импровизированного изложения.
        Через 2–3 года приходской службы о.Александр выступил в светской аудитории
        Политехнического музея со световыми художественными картинами Евангельской
        истории и с речами на тему "О чем скорбел и тосковал Христос в саду Гефсиманском".
        Через 4–5 лет о.Александра стали приглашать на такие чтения и проповеди в другие
        приходы. Самое многолюдное стечение народа было на его лекции в Учительском Доме
        на Ордынке, где он читал лекцию о страданиях Христа, иллюстрируя это световыми
        картинами и сопровождая чтение хоровым пением "духовных любимых стихов
        священно-исторического содержания". Хор этот был от другого прихода — прихода
        священника о.Николая Смирнова из церкви Воскресения в Кадашах.
        В своем благочинническом округе за последние три года о.Александру пришлось
        выступать с проповедями, надгробными речами и лекциями в 10 церквах, помимо
        своей. Будучи законоучителем в женской гимназии, о.Александр и там устраивал
        религиозно-поэтические вечера с "туманными картинами". Также он вел беседы
        на религиозные темы в лазаретах и приходских школьных аудиториях.
        В своем храме о.Александр Великим Постом устраивал торжественные пассии при
        пении почти всех песнопений Страстной Седмицы, и храм был всегда полон во время
        этих служб. К этому присоединялось чтение Евангелия о страданиях Христа под
        медленный торжественный благовест колокола при зажженных свечах в руках
        богомольцев.
        В день Успения Богоматери вечером с 15 на 16 августа устраивалась такая же
        "Богородичная Пассия" — погребение Богоматери — строго по Иерусалимскому уставу.
        Последние два года (перед 1918г.) евхаристическую молитву с возгласа
        "Благодать Господа нашего..." и до "И да будут милости Великого Бога и Спаса
        нашего Иисуса Христа со всеми нами!" совершал при открытых царских вратах.
        Великим Постом в 1917–1918гг. читал лекции "О почитании мощей святых в связи
        с вскрытием их" и религиозно-художественную драму-мистерию "Царь Иудейский"
        в соединении с песнопениями хора
      Места проживания
        Москва, домик при храме св.мученика Никиты на Кузнецкой улице 
        Год начала 1913 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1920 
        Когда о.Александр был переведен в Москву, он с женой поселился в маленьком
        домике возле храма св.мученика Никиты. В семье родились две дочери: Елена
        (старшая) и Зоя.
        6 ноября 1918г. о.Александр был призван на военную службу в Красную Армию в
        тыловое ополчение, которое, фактически, было почти концентрационным лагерем
        принудительных работ. О.Александр работал целыми днями с утра до ночи на
        грязных работах. Позже был переведен в красноармейские части на канцелярскую
        работу (счетоводом) как нестроевой красноармеец. Длинные волосы были острижены,
        ряса заменена шинелью, камилавка — папахой.
        В 1920г. был переведен по военной службе в г.Симбирск
      Служение
        Симбирск, Богоявленская церковь 
        иерей 
        Должность внештатный священник 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 9 
        Первое время, пока не был уволен с военной службы, совмещал работу канцеляриста-
        военнослужащего со службой в храме (вне штата), не получая за это никакого
        жалования
        Симбирск, Троицкая церковь 
        иерей 
        Должность внештатный священник, штатный священник (с 31.01.1920г.) 
        Год окончания 1921 
        Месяц окончания 3 
        6 декабря 1920г. был избран приходским священником на общеприходском собрании,
        состоявшимся после ухода настоятеля. Одновременно был уволен от военной службы
      Места проживания
        Симбирск 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1921 
        Жил о.Александр с семьей далеко от своего прихода — минут 40 ходьбы, а в
        праздничные дни выходил из дома в 5 часов вечера и возвращался на другой день
        в 11 вечера — через 30 часов. Позже переселился ближе к храму
      Аресты
        Симбирск 
        Год ареста 1921 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 3 
        В воскресение первой недели Великого Поста у о.Александра утром была последняя
        литургия с проповедью об иконопочитании, а вечером того же дня — многолюдная
        двухчасовая беседа на тему "Покайтесь и верьте в Евангелие" с общенародным пением.
        На другой день — в полночь, после двухчасового обыска с отобранием у о.Александра
        всех его рукописей и бумаг, он был арестован ЧК
      Осуждения
        ./03/1921 
        Обвинение "контрреволюционная агитация против Советской власти, проповеди к/р содержания" 
        Приговор 5 лет концлагерей 
        Проповедь о.Александра о весеннем пробуждении природы и соответственном
        пробуждении души и укреплении ее цветами добра и любви была истолкована
        обвинителями как намек на пробуждение контрреволюционного настроения в стране,
        проповедь о пришествии Христа Спасителя — как намек на пришествие
        политического "спасителя" из Кронштадта и т.д.
        В мае 1921г. дело было пересмотрено, приговор был оставлен в силе
      Места заключения
        Симбирск (?), концлагерь 
        Год начала 1921 
        Концлагерь находился недалеко от монастырской церкви. О.Александру удавалось иногда
        краешком уха слышать часть церковной службы из раскрытых дверей этого храма.
        В великие дни Страстной Седмицы о.Александр был на принудительных работах:
        рыл канавы, поднимал тяжелые камни для памятника Карлу Марксу, чистил паровозы,
        облепленные грязным мазутом и т.д.
      Служение
        Москва, церковь св.Климента папы Римского 
        иерей 
        Год окончания 1927 
        В 1928г. о.Александр был переведен в храм свт.Николая в Кузнецкой Слободе
        Москва, Вишняковский пер., 15, Николо-Кузнецкий храм 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1935 
        О.Александр начал ремонт храма. Проложили трубы, стали топить храм углем, Сделали
        сторожку, где много лет проработал очень верующий человек Григорий Васильевич.
        Везде в Замоскворечье храмы были закрыты, и о.Александр принимал в храм
        безработных священников из соседних церквей. Штат был — 8 священников и 2 диакона.
        О.Александр не раз с большим мужеством и опасностью
        для жизни защищал храм от грабителей, которых было немало.
        Ходил по улицам и ездил в трамвае в духовной одежде: ряса, скуфейка. Совершал
        требы по всему Замоскворецкому району. Приходил домой весь грязный, в плевках,
        песке, иногда мальчишки в него кидали камни и лицо было в кровоподтеках.
        О.Александр проводил большую катехизаторскую деятельность: пастырские беседы,
        показ "туманных картин" из Библейской истории (стеклянные пластины у фонаря),
        и т.д. О.Александр продолжал эти труды, пока их не запретила гражданская власть.
        При закрытии храма иконы Божией Матери "Утоли моя Печали" в Садовниках
        о.Александр организовал перенос прихожанами чудотворной иконы "Утоли моя Печали"
        в Николо-Кузнецкий храм. Несмотря на страшное гонение на Церковь и верующих,
        на глазах у всех, несли икону по улице и установили во Введенском приделе
        Николо-Кузнецкого храма.
        В годы, когда был запрещен церковный звон и сняты колокола, о.Александр устроил
        колокольный звон внутри храма
      Места проживания
        Москва, Толмачевский пер. 
        Когда о.Александр был переведен в храм св.Климента, папы Римского ему с
        семьей (жена и две дочери: Елена и Зоя) дали в Толмачевском пер.
        недалеко от храма и недалеко от Николо-Кузнецкого храма комнату 15 кв.м. в
        коммунальной квартире (13 семей) в деревянном одноэтажном доме с печным отоплением,
        Когда его перевели в Николо-Кузнецкий храм, он продолжал жить там же.
        Из воспоминаний дочери Зои: "В одно прекрасное весеннее утро приходит к нам
        коммунист и говорит: "Убирайся, поп, со своими бабами (это мама и я с сестрой),
        куда хочешь, здесь будет жить наш начальник". Бесцеремонно выбросил наши вещи
        на улицу... Мы сидим с мамой и плачем: "Куда идти?". Папа с мамой на какой-то
        тачке стали вещи перевозить в Николо-Кузнецкую церковь, к вечеру перенесли... "
        Москва, Вишняковский пер., 15, Николо-Кузнецкий храм 
        Из воспоминаний дочери: "Перенесли вещи в маленькую комнату — каменный мешок
        на втором этаже колокольни с одним окном и решеткой, без отопления, воды,
        канализации. В ней была ризница, мимо этой комнаты вела лестница на чердак
        и еще выше — на колокольню. Там папа прожил до конца своих дней...
        Вскоре приехал к нам из-под Симбирска дедушка, папин отец, священник Павел
        Иванович Смирнов. Бабушка умерла, а у него отобрали дом и выгнали на улицу.
        .. Мы были "лишенцы", не имели продовольственных карточек. Но Бог милостив:
        были добрые люди, которые отрывали от своих семей какие-то продукты и давали нам..."
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1935 
        Из воспоминаний дочери: "Народ ходил в храм, но с опаской: очень следили власти.
        Когда в храм ходили молодые люди и дети, у них спрашивали паспорта, а потом
        увольняли с работы. Но отец мой ничего не боялся, всегда говорил: "Если не я, то
        кто же может постоять за мой приход, я поставлен Богом служить моим
        прихожанам". И вот пришли закрывать наш храм, говоря, что есть приказ от
        Советской власти снести храм и сделать на этом месте шахту метро (это было в 1935г.).
        Папа ответил: "Ключи от храма я вам не дам, а мы с прихожанами будем отстаивать
        наш храм в Кремле". Была послана не одна петиция с сотнями подписей прихожан к
        Сталину, но ответа не было".
        Вскоре о.Александр был арестован
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1935 
        Находился в Бутырской тюрьме в течение 2-х недель.
        В тюрьме его пытали и заставляли выступить по радио с речью, якобы он неверующий и
        религия — "опиум для народа". О.Александр отказался, сказав: "Я из семьи
        священника, сам священник и людям говорю в проповедях о вере, о любви Господа
        к народу. Вы со мной что хотите делайте, если мне суждено умереть, значит,
        моя судьба такая, а выступать по радио я не буду".
        Через две недели он был освобожден
      Служение
        Москва, Вишняковский пер., 15, Николо-Кузнецкий храм 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1941 
        По освобождении из Бутырок о.Александр поехал в Кремль с "двадцаткой" храма за
        ответом на петицию, и ему вручили документ, подписанный И.В.Сталиным, что
        разрешают оставить храм. О.Александр отслужил по этому случаю благодарственный
        молебен (После этого стали сносить храм Параскевы Пятницы и на его месте сделали
        выход метро "Новокузнецкая").
        Ульяновск (Симбирск), Казанский Патриарший собор 
        иерей 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1943 
        В 1941–1943гг. находился в эвакуации в г.Ульяновске вместе с Местоблюстителем
        Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским).
        По приказу Мосгорисполкома от 7 октября 1941г. об эвакуации
        в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы 1/14 октября 1941г.
        митрополит Сергий и его почетная свита: митрополит Киевский и Галицкий
        Николай, архиепископ Можайский Сергий, архиепископ Иоанн и др. (среди них
        и протоиерей Александр Смирнов) покинули Москву и отправились в эвакуацию
        в г.Ульяновск (Симбирск).
        По дороге митрополит Сергий тяжело заболел, и о.Александр
        причащал болящего своей походной дароносицей.
        В пути о.Александр пересел на другой поезд, прибыл в Ульяновск днем раньше и
        отслужил литургию в Воскресенской церкви.
        Первое богослужение в Ульяновске митрополит Сергий совершил 13/20 октября
        1941г. в кладбищенской церкви. Это было соборное богослужение всех
        священнослужителей, прибывших из Москвы, там был и протоиерей о.Александр Смирнов.
        Митрополит Сергий возложил на о.Александра ряд послушаний, в том числе,
        путешествия в соседние с Ульяновском села для открытия там ранее закрытых
        церквей, организации "двадцаток" и исполнения там священнических обязанностей
        впредь до усмотрения митрополита Сергия, пока туда не будет послан постоянный
        священник (в т.ч., например, в с.Полдомасово).
        Кроме того, о.Александр подыскал в Ульяновске здание (бывшее общежитие),
        где разместили центр Московской Патриархии (1941–1943гг.). Это здание
        было перестроено под православный храм — Казанский Патриарший собор,
        и о.Александр принимал деятельное участие в этой работе.
        В сентябре 1943г. о.Александр вместе с Московской Патриархией вернулся в Москву
        Москва, Вишняковский пер., 15, Николо-Кузнецкий храм 
        протоиерей 
        Должность настоятель, отв. секретарь ред. "Журнала Московской Патриархии" (1943-авг.1949гг.), и.д. ректора Московской Духовной Академии, ректор и преп.Св.Писания и Нового Завета Московской Духовной Семинарии (15.08.1949–19.09.1950гг.) 
        Год начала 1943 
        Год окончания 1950 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 9 
        О.Александр был добрым пастырем, помнил своих прихожан и откликался на их нужды.
        Он был духовным и скромным священником, вкладывавшим все свои силы и здоровье
        в восстановление храма и духовное окормление своих пасомых, был замечательным
        проповедником.
        О.Александр любил торжественное богослужение, он приглашал служить архиереев
        Даниила, Иоасафа, диакона М.Михайлова (будущего народного артиста Большого
        театра), протодиаконов Турикова, Холмогорова, Соколова. У них были такие басы,
        что когда, например, Михайлов произносил ектению или многолетие, то люди,
        жившие на Татарской улице, слышали этот мощный голос.
        В храме часто служил митрополит Николай (Ярушевич), Патриарх Алексий I.
        Иногда были гости: Каталикос и др. В храме служил диакон Анатолий Орфенов, тенор
        (о.Александр крестил у него детей).
        О.Александр очень любил поэзию, музыку, красивое пение и сольное, и хоровое.
        В храме была организована бесплатная хоровая община из 10–12 женщин, помимо двух
        хоров — правого и левого. В эту общину входила и жена о.Александра.
        Прихожане под руководством о.Александра ездили в Загорск (в Лавру), в Саровскую
        пустынь, в Ленинградские храмы. Заказывали вагон в поезде и все желающие вместе
        ездили к преп.Сергию и в другие святые места. Дополнительный хор хоровой общины
        при этом всегда пел в вагоне поезда различные стихиры, псалмы, которые не поются
        на повседневных церковных службах.
        Дочь о.Александра Зоя с 18 лет пела в правом хоре, окончила Консерваторию по классу вокала.
        Правый хор состоял из 25 человек, регенты были Аносов, Алексеев, Писарев, Хомицкий, Локтев.
        Перед чудотворной иконой "Взыскание погибших" в храме по средам всегда служили
        молебен с чтением акафиста, было множество народа.
        На праздники Рождества Христова и Св.Пасхи о.Александр устраивал службу и во
        дворе, сделав для этого все необходимое, т.к. из-за множества народа люди не
        вмещались в храм.
        Кипучая энергия о.Александра, его рвение в делах духовных стали причиной
        назначения его на высокие церковно-административные должности.
        С 1943г. по 1949г. он был отв. редактором "Журнала Московской Патриархии",
        был управляющим делами Московской Патриархии.
        В Духовную Академию о.Александр пришел по воле св.Патриарха.
        15 августа 1949г. при своем вступлении в должность ректора, он заявил, что
        пришел как "послушник, не для господства над "наследием Божиим", а с твердым
        намерением быть, по завету Господа, "всем слугою"". Он был верен своему слову.
        13 сентября 1950г., за несколько дней до своей кончины, протоиерей Александр
        представил в Ученый Совет МДА диссертацию на соискание ученой степени магистра
        богословия, темой которой был Крестный путь Христа Спасителя от Вифлеема до
        Голгофы.
        Если судить по внешности , о.Александру, казалось, надо было жить еще долго.
        Он был бодр, крепкого сложения, почти всегда благодушен и весел
      Награды
        право ношения 2-го наперсного креста 
        Год награждения 1947 
        Кем награжден Святейший Патриарх Алексий I 
        особый наперсный крест 
        Год награждения 1950 
        Месяц 9 
        Кем награжден Антиохийский Патриарх 
    Кончина
      1950 
      День 19 
      Месяц 9 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Даниловское кладбище 
      Накануне смерти, 18 сентября, он ездил на свою подмосковную дачу в Кратово,
      гулял по аллеям и говорил матушке Антонине, что рад бы прожить тут, на даче,
      целый месяц, отдыхая от дел... Однако уехал в Москву, т.к. его ждали церковные
      дела в Патриархии, в Духовной Академии. Приехал в свою "квартиру" на
      колокольне Николо-Кузнецкого храма. Там за неделю до его смерти была построена
      еще одна комнатка, ближе к колокольне. В ней о.Александр и скончался от кровоизлияния
      в мозг. Перед смертью в ночь на 19 сентября он был напутствован Святыми Дарами
      и особорован. Последние слова о.Александра были: "Так, видно, Богу угодно!"
      Отпевание состоялось 22 сентября 1950г. в Николо-Кузнецком храме при большом
      количестве прихожан и почитателей. Заупокойную литургию совершал Преосвященный
      Борис, епископ Берлинский и Германский, которому сослужили протоиерей
      Н.Ф.Колчицкий и др. священнослужители. В полном составе были студенты МДА и
      воспитанники Московской Духовной Семинарии, а также преподавательская
      корпорация Московских духовных школ и работники "Журнала Московской Патриархии".
      Людская масса толпилась и возле храма: люди стеной стояли на улице возле церкви.
      Пел местный и академический хор.
      Отпевание совершали Преосвященные Макарий, епископ Можайский, епископ Борис и др.
    Труды
      Книга: "Патриарх Сергий и его духовное наследство" 
    Публикации 
      Протоиерей Александр Павлович Смирнов (1888–1950). Воспоминания/ Сост. З.А.Смирнова. М., 2000. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ