Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 2005
Дела oki.105
    Бахтин Петр Сергеевич 
    Год рождения 1918 
    Место рождения Орловская губ., Ливенский у., с.Бородинка 
    протоиерей 
    Родился в крестьянской семье. Родители его были глубоко верующими людьми.
    Мать в юности хотела уйти в монастырь, но ее духовник сказал ей:
      "Твой путь в миру, он еще тяжелее. Твой крест — выйти замуж и растить детей".
    В семье Бахтиных родилось шестеро детей, они росли в строгости, трудились в хозяйстве
    от темна до темна
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1938г.] [1938-1947гг.] [1947-1949гг.] [1949-1956гг.] [с 1956г.]
      Места проживания
        Орловская губ., Ливенский у., с.Бородинка 
        Год окончания 1931 
        В 1931г. отец семейства отказался вступить в колхоз, за это он был арестован,
        потом забрали у семьи имущество и скот.
        По воспоминаниям о.Петра [1]:
           "Голодали мы. Жизнь становилась невыносимой. Идешь, бывало, по воду,
            а соседские ребятишки камнями кидаются, кулацким отродьем обзывают.
            "Батя, — спрашивали мы отца, когда он еще дома был, — почему нас называют
            кулаками?" А он отвечал: "Оттого, что нам некогда спать на подушке, отдыхаем
            в поле на кулаках".
        Прошло совсем немного времени со дня ареста отца, как к Бахтиным снова нагрянули
        сотрудники ГПУ, выгнали всех на улицу, посадили на подводу и повезли на вокзал,
        а там уже наготове стоял товарный состав...
        В 1931г. вся семья Бахтиных была выслана в Казахстан
      Места заключения
        Казахстан, Карагандинская о. 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1938 
        Из рассказа о.Петра [1]:
            "Что пережили, не дай Бог! Знаете что я вам скажу: кто в те лихие времена в
        Казахстане не бывал, тот горя не видал, а кто бывал, тот до гроба не забывал".
        Семью везли в Казахстан в товарных вагонах, а потом высадили посреди голой степи,
        где не было ни жилья, ни воды, ни пищи.
        Бахтины выкопали яму, прикрыли ее ветошкой — это и было первое их жилье.
        Потом ссыльные начали строить бараки. Взрослые на себе возили дерн километров
        шесть, а дети ворочали саманы, чтобы просохли на солнышке. Не было ни стекол, ни дверей...
        Зимой наливали в корыто воды, она застывала, и эту льдину вместо стекла вставляли
        в окно.
        Из рассказа о.Петра [1]:
           "Жили в каждом бараке человек по 200–300. Утром люди встают и что же видят?
            В одном углу мертвецы, в другом, в третьем... Приедет подвода, закинут на
            нее умерших, отвезут в яму. Гробов-то не было. Только для младенцев сплетали
            корзинки. А если и их не хватало, то хоронили в железной трубе. На этих
            общих могилах мучеников день и ночь горят невидимые глазу свечи от земли
            до неба... ".
        Трое братьев и сестер Петра, а затем и отец умерли от голода.
        Но постепенно, тяжелым трудом, жизнь как-то наладилась.
        Петр окончил школу, получил среднее техническое образование. В 15 лет поступил
        на работу, а в 21 год его взяли в Армию
      Места проживания
        Армия 
        Год начала 1939 
        Год окончания 1947 
        Вскоре началась Финская война, в которой Петр Бахтин участвовал.
        Из новобранцев-земляков в живых остался он один.
        Петр Бахтин, сначала лейтенант артиллерийского полка, потом командир батальона,
        героически защищал отечество.
        За время Великой Отечественной Войны дослужился до звания капитана. Был награжден четырьмя орденами.
        На него за время войны дважды приходили "похоронки", и каждый раз его отпевали
        в церкви, но он оставался жив.
        Служил в разведке. Из рассказа о.Петра [2]:
           "Знаете, что такое разведка? Это прежде всего терпение. Преодолевать многие
            километры ползком. Часами лежать на снегу или в болотной хляби. Выносить
            холод и голод. И найти силу для броска... ".
        На третий год войны на фронте ожидалось большое наступление, и
        требовались дополнительные данные об обороне противника.
        Двух разведчиков послали в тыл врага за "языком". Оба не вернулись.
        Третьим вызвался Бахтин. Путь ему был неблизкий: сначала километры по лесу,
        потом по заминированному полю. Не один час он пролежал, притаившись, под дождем,
        отчетливо слыша немецкую речь, прежде чем вскочить в окоп, молниеносно
        накинуть на спящего немецкого офицера мешок, спеленать и поволочь "языка" к
        своим...
        Военное начальство представило разведчика к званию героя Советского Союза.
        Но политотдел этого не пропустил: в дивизии он был едва ли не единственным
        беспартийным офицером; ему дали орден Красной Звезды.
        Был награжден четырьмя орденами.
        Последний орден — Красного Знамени — он получил за взятие Праги.
        Перед штурмом Праги комбата Петра Бахтина послали в разведку, сбросили на
        парашюте в немецкий тыл.
        Из рассказа о.Петра [2]:
           "Я передал сведения, которые потом помогли нашим частям в наступлении.
            Но фашисты засекли меня и открыли шквальный огонь. Вечером, тяжело
            раненного, меня нашли чехи и доставили в госпиталь. Семь дней был без
            сознания. Семье за это время послали "похоронку". Началась гангрена,
            хотели уже ногу ампутировать. Но произошло чудо — я пошел на поправку.
            Выходил меня чешский врач.
            Прощаясь, он сказал: "Я за тебя все время молился" — "А я же атеист", —
            был мой неумный ответ. — "Чего ж крестик носишь?" — "Так то мать благословила
            меня на войну". Врач протянул мне Библию на русском языке: "Читай, разбирайся... ".
        С тех пор Петр с ней не расставался: зажгло Бахтина изнутри Слово Божие.
        В конце войны Петр Бахтин вступил в партию. Впереди у него — четырежды орденоносца,
        капитана, маячила неплохая карьера. Но он вступил на путь духовного служения.
        В 1947г. Петр Бахтин был демобилизован и вернулся в Караганду
      Награды
        орден Отечественной войны 
        Получил орден за удержание высоты, когда он, как комбат, принял огонь на себя
        орден Отечественной войны I степени 
        Получил орден за переправу через Вислу
        орден Красной Звезды 
        Орден получил за взятие ценного "языка"
        орден Красного Знамени 
        Год награждения 1945 
        Орден получил за взятие Праги
      Места проживания
        Казахстан, г.Караганда 
        Год начала 1947 
        Год окончания 1949 
        В Караганде Петр Бахтин познакомился с одним из последних Оптинских старцев,
        иереем Севастианом, сосланным в Караганду после многих лет тюрем и лагерей.
        Петр Бахтин пришел к старцу за советом, как распорядиться своей послевоенной
        жизнью.
        Из статьи Н.Лариной, беседовавшей с о.Петром [2]:
           "Почему же фронтовик, член партии, идет за напутствием не в райком, а к
            служителю церкви? Рассказывать мне подробно он не захотел. Сказал только:
               "Не зря же я все-таки крестик носил на шее. Да и как бы я мог выжить на
               такой войне, если бы не Промысел Божий?"
        Разговор со старцем Севастианом был долгим. После этого Петр решил поступать
        в Духовную Семинарию. Мать Петра поддержала старца: "Сынок, учись на батюшку".
        Петр отправил документы в Московскую Духовную Семинарию.
        Тогда вместе с ним заявление в Семинарию подали еще 18 офицеров-фронтовиков.
        Рассказывали, что когда об этом доложили Сталину, он сказал:
           "Пусть идут. Туда дорога есть, обратно — нет".
        Документы Петру Бахтину вернули с отповедью: "Коммунистов не принимаем".
        Тогда он отправился в Обком и сдал свой партбилет.
        В те времена это был подвиг, за которым следовала жестокая расплата, часто
        арест и лагеря.
        Когда он пришел сдавать свой партбилет, было созвано внеочередное партбюро,
        на которое созвали 150 парторгов со всей области. Начались обвинения, клевета...
        Партийцы недоумевали, как так — боевой офицер, политкурсы в армии вел... Не иначе
        как с ума сошел. А когда убедились, что все серьезно, начались обвинения: враг
        народа, сын кулака и т.д.
        Петр Бахтин был исключен из партии с формулировкой:
        "Заболел шизофренией... нарушал партийную дисциплину".
        Из статьи Н.Лариной, по рассказам о.Петра [1]:
          "На этом, однако, дело не кончилось. Начал КГБ кругами ходить. Но тут Петра
           знающие люди выручили, подсказали: "Пиши в ЦК". Из Кремля пришел ответ. Три слова:
           "Дело вашей совести". И оставили в покое"
      Образование
        Московская Духовная Семинария 
        Год поступления 1949 
        Год окончания 1951 
        В 1949г. по рекомендации митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова)
        уже беспартийный, он поехал в Загорск поступать в Московскую Духовную Семинарию.
        По рассказам о.Петра [1]:
           "Приехал офицер Бахтин в Семинарию, а там пальцем тычут: "Безбожник пришел.
            Креститься не умеет, молитв не знает". На первом экзамене дали богослужебный
            текст читать, вышло смешно... даже вспоминать не хочется. Грешно. Петр
            расстроился".
        Из рассказа о.Петра [2]:
            "...Ясно было, что я провалился. Что делать? Возвращаться в Казахстан?
            Нельзя. Знал уже, что дали команду — на работу не принимать, даже чернорабочим.
            И тут я первый раз в своей взрослой жизни заплакал. Стою в храме у мощей преподобного
            Сергия в военной форме, с орденами и плачу. Утром должны были вывесить списки.
            Сам взглянуть на них побоялся, попросил товарища. И ушам своим не поверил:
            "Принят!" Пояснили, что приняли по рекомендация епископа: "Примите для эксперимента".
            Видно, молитвы старца да матери помогли... "
      Аресты
        Московская о., г.Загорск (Сергиев Посад) (?) 
        Год ареста 1951 
        18 офицеров Красной Армии, поступавшие вместе с Петром в Духовную Семинарию,
        вскоре были арестованы и осуждены. Был арестован и Петр Бахтин через два года
        учебы прямо на каникулах
      Осуждения
        ././1951 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел с заменой на 25 лет ИТЛ и 5 лет на поселения 
        Приговор был изменен на 25 лет ИТЛ в связи с отменой в СССР смертной казни
      Места заключения
        Молотов (Пермь), тюрьма 
        Год начала 1951 
        Петра Бахтина отправили в тюрьму.
        Из рассказа о.Петра [2]:
            "Приказывают: "Снимай крест!" А он в ответ: "А вы вешали?!
             Я с ним всю войну прошел!"
             Сорвали с меня крест, забрали Библию, ордена, стали бить и пытать.
             Втолкнули в карцер. Там стужа, кругом одно железо. И в наступившей
             тишине тело сковал холод. Замерзаю, пронеслось в голове... На месте стал быстро
             ходить и бегать, воздух из камеры ушел, и я упал в обморок".
        После карцера Петра Бахтина перевели в камеру к уголовникам.
        Узнав о его прошлом, сокамерники отнеслись к нему с уважением. Если кто-нибудь
        из новеньких пытались обидеть его, зэки заступались. Нередко прибегали к его советам
        и духовной помощи. А потом и вообще освободили его от работ по уборке барака,
        сказали: "Молись за нас".
        Один сокамерник посоветовал Петру написать жалобу на то, что с него сорвали крест и
        забрали Библию. Он послушался. Написал заявление, и Библию ему вернули
        Молотовская (Пермская) о., ИТЛ 
        Год начала 1951 
        Год окончания 1956 
        Впоследствии о.Петр говорил, что в лагерях он многое понял, стал лучше
        понимать людей. Пять лет лагерей не смогли сломать его твердого духа и решимости
        служить Богу.
        В 1956г. Петр Бахтин был освобожден по амнистии.
        После лагерей из 18 арестованных офицеров-студентов семинарии
        в живых остались только двое: о.Дмитрий Дудко и Петр Бахтин.
           "Вызвали Бахтина к начальнику лагеря, достали из сейфа опечатанный пакет.
            "Вскрывай сам", — говорят. Он открыл, а там его крестик, серебряный, потертый
             и орденские колонки. Сами ордена куда-то сгинули.
             Для него его освобождение было чудом Божиим... "
      Образование
        Московская Духовная Семинария 
        Год поступления 1956 
        После освобождения продолжил учебу в Духовной Семинарии.
        Там он познакомился с Ларисой Николаевной, которая была моложе его на 12 лет,
        работала в Лавре — шила церковное облачение.
        Из статьи [1]:
           "После лагеря поехал Петр обратно в Загорск. Доучиваться.
            И вот настает время выпуска из Семинарии, пора Петру жениться. Знакомая
            девушка еще ни о чем подобном не подозревает, а Петр на почте дает своему
            духовнику телеграмму: "Есть ли промысел Божий жениться?" И на следующий день
            получает благословение. Идут они со знакомой девушкой по улице мимо ЗАГСа.
            Петр просит у спутницы под каким-то невинным предлогом паспорт, скрывается
            в дверях учреждения и возвращается с торжествующим видом: он и его пребывающая
            в неведении избранница отныне объявляются мужем и женой. Девушка ударяется в
            слезы, но шаг сделан. На следующий день они обвенчались, а вскоре Петр
            был рукоположен во священники... ".
        Матушка потом утешилась и простила о.Петру обман. "Был в этом промысел Божий", — говорила
      Служение
        Московская о. 
        иерей 
        Служил в бедных сельских приходах
        Московская о., Талдомский р., с.Б.Семеновское, Богоявленская церковь 
        иерей, протоиерей 
        О.Петр принял Богоявленский храм полуразрушенным, разграбленным и сразу же
        взялся за его восстановление, сам выполнял столярные, малярные, слесарные работы.
        Помогали ему прихожане. Трудились с утра до позднего вечера.
        Он был добрым и простым пастырем, представлял собой образец кристальной
        честности, любил каждого больше себя, готов был в любую минуту пожертвовать
        собой, был истинным пастырем-тружеником. Его главными духовными качествами
        были скромность, простота и нестяжательность.
        Он прослужил в Богоявленском храме около 30 лет и
        сумел создать в селе Б.Семеновское крепкую церковную общину.
        О.Петр и матушка Лариса Николаевна прожили в счастливом браке около 40 лет.
        В семье о.Петра и матушки Ларисы родилось три сына, двое из них стали священниками,
        третий — диаконом. Старший сын — протоиерей Сергий служит в Москве [2005г.].
        Примерно в 2000г. о.Петр овдовел
        Московская о., Раменский р. 
        протоиерей 
        Год окончания 2005 
        Последнее время был заштатным клириком Раменского благочиния
      Награды
        митра 
        право служения Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской 
    Кончина
      2005 
      День 22 
      Месяц 1 
      Место захоронения Московская о., г.Сергиев Посад, старое городское кладбище, рядом с могилой жены 
      О.Петра отпевали в Ильинской церкви Сергиева Посада.
      Отпевание совершал архиепископ Можайский Григорий. Ему сослужили родные сыновья-
      священнослужители о.Петра и клирики Сергиво-Посадского, Талдомского и Дмитровского
      благочиний. В богослужении участвовали два братских хора Троице-Сергиевой лавры.
      Проститься с умершим пришли и сотрудники администрации города Сергиева Посада, заместитель
      главы города и др.
      Молодые воины, встретив погребальную процессию на кладбище, проводили почившего
      орденоносца, ветерана Великой Отечественной Войны до могилы и, отдавая воинские
      почести, засвидетельствовали это почетным караулом и артиллерийским салютом
    Публикации 
      1 Отчев А.О. На сем камне Я создам Церковь Мою// Русский дом. 2001. N5. 
      2 Ларина Н. От звезды до креста// "Радонеж". 2005. N5. 
      3 Священник Александр Самойлов. Памяти протоиерея Петра Бахтина// Московские епархиальные ведомости. 2005. N1–2. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ