База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Калининская (Тверская) о., г.Осташков, Вознесенский собор бывшего Знаменского монастыря иерей Должность2-й священник Год начала1947 День начала30 Месяц начала3
Начались труды по приведению церкви, центральная часть которой в годы войны пустовала,
а в боковых приделах располагался зерновой склад, в надлежащий для совершения
богослужений вид.
30 мая 1947г. была отслужена первая Божественная литургия. Епископ калининский
Арсений распорядился останки угодника Нила Столобенского переложить в новую гробницу
ко дню празднования обретения его мощей 27 мая ст.ст. Это ответственное поручение
было возложено настоятелем прот.А.Соколовым на о.Нила.
Несмотря на то, что о.Нил не был настоятелем, а вторым священником, в памяти жителей
Осташкова запечатлелись именно его труды по восстановлению храма.
Лучшие художники Осташкова помогали ему приводить в порядок церковную живопись
и заново создавать утраченный иконостас.
О.Нил энергично проповедовал, не боялся нести слово Божие своей пастве. Он много
беседовал с прихожанами, делился с ними своей верой и любовью. И любовь эта была
взаимной. Прихожане очень уважали батюшку. На богослужениях храм был полон народа.
Люди приводили в храм своих детей. О.Нил привечал ребятишек и привлекал многих
из них к служению на клиросе и в алтаре. На проповеди о.Нила отзывалась и молодежь.
Комсомольцы приходили в храм помолиться и пообщаться со священником.
Безбожники не могли терпеть такой активной позиции батюшки Калининская (Тверская) о., с.Котицы, храм Казанской иконы Божией Матери иерей Должность2-й священник Год окончания1951 День окончания24 Месяц окончания1
По настоянию властей о.Нил был переведен в Казанскую церковь с.Котицы. С больными
ногами ему приходилось ходить до храма пешком 16 километров из Осташкова.
Многие его прихожане из Осташкова, тоже пешком, стали ходить в Казанский храм.
Даже под страхом ареста о.Нил не прекращал свои проповеди о Христе.
26 октября 1948г. вышла совместная Директива МГБ СССР и Прокуратуры СССР.
Согласно этому документу, на органы МГБ СССР и Прокуратуры СССР возлагалась
обязанность вновь арестовывать государственных преступников, отбывших наказание
и освобожденных из мест лишения свободы. Над о.Нилом снова нависла угроза ареста.
Из сообщения оперуполномоченного УМГБ Калининской обл. от 29 сентября 1949г.: "Рясенский Н.Ф. подлежит обратному водворению в лагерь для отбытия срока наказания, но учитывая, что в архивно-следственном деле на него недостаточно материалов, подтверждающих а/с деятельность и принадлежность к антисоветско группе церковников, полагал бы: Рясенского Н.Ф. репрессии не подвергать, а архивно-следственное дело сдать в архив".
Калининская (Тверская) о., г.Осташков Год ареста1951 День ареста24 Месяц ареста1
24 января 1951г. о.Нила снова арестовали и доставили во внутреннюю тюрьму УМГБ
г.Калинина
Особое Совещание при МГБ СССР 21/04/1951 Обвинение"участие в антисоветской организации церковников" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговорссылка в Джамбульскую обл. Казахской ССР без указания срока
Обвинение выдвигалось по прежнему делу 1937г.
Калинин (Тверь), внутренняя тюрьма УМГБ Год начала1951 День начала24 Месяц начала1 Год окончания1951 Казахская ССР, Джамбульская обл., Сары-Суйский р., аул Саудакент (Байкадам) Год начала1951 День начала10 Месяц начала6 Год окончания1953
По прибытии в Казахстан о.Нилу в комендатуре МГБ объявили, что срок его ссылки
"навечно".
Матушка Александра Яковлевна последовала в ссылку за мужем, взяв с собой трехлетнюю
дочь Веру. Старшую дочь, слабую здоровьем Людмилу, она оставила в Осташкове
на попечении родственников.
При объявлении приговора в Твери о.Нила заверили, что в ссылке он будет обладать
всеми гражданскими правами и даже, по согласованию с местным архиереем, служить
в храме.
Однако православного храма в этом отдаленном районе не было не только в Байкадаме,
но и в радиусе 200 км вокруг. Вести какую-либо церковную службу или исполнять
требы здесь было невозможно, т.к. основное население составляли мусульмане.
Найти какую-нибудь официальную работу ему не удалось. Приходилось наниматься
к частникам за незначительную плату. Он работал на производстве кирпича, на
земляных работах, пас скот.
Жила семья Рясенских в бедном саманном доме. Выживать в бесчеловечных условиях
им помогала молитва. В доме была оборудована молитвенная комната, где о.Нил
совершал богослужения.
Из письма начальника УМВД по Джамбульской обл. начальнику секретариата ОСО МВД
в Москву от 7 июля 1953г.: "...На Рясенского Н.Ф. заведена предварительная оперативная проверка... Рясенский, находясь на поселении в с.Байкадам, активизировал религиозную деятельность, свою квартиру превратил в молитвенный дом, обставив предметам религиозного культа, где проводит религиозные обряды".
18 апреля 1953г. о.Нил написал жалобу на имя Председателя Совета Министров СССР
Г.М.Маленкова с описанием тяжелых условий существования в ссылке и с просьбой
о назначении его на приход с русским населением. Этот вопрос со стороны церковного
начальства был давно решен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским
Николаем (Могилевским), с которым о.Нил был духовно близок. Их роднила память
прп.Нила Столобенского, которого архиепископ Николай очень чтил, и Нилова Пустынь,
которую Владыка считал своей духовной родиной, а лучшие духовные воспоминания
о.Нила также были связаны с Ниловой Пустынью.
23 октября 1953г. власти в Москве хотя и отказали в освобождении из ссылки, но
разрешили о.Нилу переехать в г.Джамбул