Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1980
Дела oki.99
    Нина (Штауде Нина Михайловна) 
    Год рождения 1888 
    Место рождения Петербург 
    монахиня, член церковной двадцатки 
    Специальность математик, астрофизик 
    Нина Штауде родилась в семье преподавателей.
    Ее отец — Михаил Данилович Штауде — преподаватель географии и естествознания в
    средних учебных заведениях Петербурга, в том числе, Первого реального училища,
    где учился Иван Виноградов — будущий архимандрит Исаакий.
    Мать — Анна Григорьевна, урожденная Морозова, выпускница Консерватории по классу
    вокала, готовившая когда-то и свою дочь к будущему пианистки.
    Родители ее были верующими людьми и воспитали дочь в строгом благочестии.
    Мать его, Анна Григорьевна, с детства приобщала дочь к говенью, исповеди, молитвам.
    Нина с матерью посещали Знаменскую церковь у Московского вокзала, ныне снесенную.
    Дед Нины по матери — Григорий Иванович Морозов — был математиком, специалистом
    по неэвклидовой геометрии.
    В детстве Нина отличалась крайне слабым здоровьем. Болезненную и одаренную девочку
    родители возили на европейские курорты и к Черному морю.
    В 1907г. Нина закончила известную гимназию Оболенской в Петербурге.
    Впоследствии Нина Михайловна с благодарностью вспоминала "уроки личной веры" Юлии
    Петровны Струве — преподавательницы русского языка и литературы, любимой
    учительницы в гимназии Оболенской
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1933г.] [1933-1938гг.] [1938-1941гг.] [1941-1953гг.] [1953-1967гг.] [1967-1980гг.]
      Образование
        Петербургские Бестужевские высшие женские курсы, физико-математическое отделение 
        В 1907г. произошел ее отход от Церкви вместе с увлечением книгой Ренана
        "Жизнь Иисуса" и идеями толстовства.
        В 1911г. она услышала лекцию выдающегося ученого академика Г.А.Тихова, главного
        астронома Пулковской обсерватории, только что вернувшегося из Франции.
        Академик Г.А.Тихов сыграл большую роль в ее дальнейшей научной деятельности.
        Под его влиянием у нее возник интерес к астрономии. На Бестужевских
        курсах был создан астрономический кружок, который Нина Штауде вскоре возглавила
        Петербургский университет, физико-математическое отделение 
        Год окончания 1914 
        В 1914г. Нина сдала в числе немногих первых женщин государственные экзамены по
        физико-математическому отделению Петербургского университета
      Места проживания
        Петроград 
        Год окончания 1931 
        В 1919г. заболел и умер от голода ее отец М.Д.Штауде. Мать попросила
        Нину Великим Постом поговеть с нею вместе. Почва была подготовлена:
        вдумчивый опыт страданий и смерти вернул Нину Штауде в Церковь,
        и Нина пошла в Церковь для исповеди и причастия.
        В 1924г. ее духовным руководителем стал протоиерей Викторин Добронравов,
        служивший настоятелем церкви при Доме для престарелых работников сцены на Петровском
        острове Ленинграда. В 1927г. он примкнул к иосифлянам и вместе с другими иосифлянами
        Ленинграда был репрессирован в 1930г.
        Проживая в 1925–1927гг. в Москве, Нина Михайловна часто бывала у Державной иконы
        Божией Матери. Именно о.Викторин был известен своим особым почитанием этого образа.
        Нина Штауде работала под руководством известных ученых Г.А.Тихова, В.Г.Фесенкова,
        В.П.Ветчинкина (с последним в 1920-х годах у нее было несколько совместных работ).
        Личность академика Владимира Петровича Ветчинкина, ученика и продолжателя дела выдающегося русского
        ученого Н.Г.Жуковского, покорила ее. Неразделенное чувство Нины к этому человеку явилось
        причиной того, что семья у нее так и не состоялась.
        В дальнейшей научной деятельности ее увлекало применение математического анализа
        к вопросам астрофизики, геофизики и геохимии.
        Нина Штауде являлась членом Совета Российского общества мироведения, руководителем
        вычислительного сектора и сектора по изучению метеоритов
      Аресты
        Ленинград 
        Год ареста 1931 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 1 
        Была арестована по делу Российского общества мироведения.
        Арест не был связан с гонениями на иосифлян, но косвенно имел религиозную
        подоплеку: члены Совета Российского общества мироведения решительно отказывались
        вести через общество Мироведения официальную антирелигиозную пропаганду.
      Осуждения
        ././1931 
        Обвинение "отказ вести антирелигиозную пропаганду" 
        Приговор 3 года ссылки 
        Приговор был вынесен в первый день Пасхи 1931г.
      Места заключения
        Ленинград, тюрьма 
        Год начала 1931 
        Находилась в тюрьме 3 месяца, после чего была отправлена в ссылку в Рыбинск
        Ярославская о., г.Рыбинск 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1932 
        В Рыбинске вообще не было иосифлянских церквей.
        По счастью, там был сосланный из Ленинграда архимандрит Макарий,
        прежде служивший в Петербургской церкви "Спас-На-Крови".
        Он несколько раз причащал Нину у себя в комнатке, где жил. Он рассказал ей
        о замечательной подвижнице тех мест, у которой сам он был в послушании,
        прозорливой старице Ксении.
        Она с 18-летнего возраста ушла в лес по благословению одного старца, жила там
        одна в землянке и, проведя в посте и молитве около 30 лет, стала принимать
        народ. К ее землянке потекли сотни и тысячи людей, прозорливость ее стала
        широко известной.
        В Рыбинске существовала связь с ссыльными епископами и священниками и по
        благословению старицы одним отправляли деньги и посылки, другим она советовала
        хлопотать об освобождении. Авторитет ее был очень велик.
        Повидаться со старицей Ксенией Нине довелось лишь позднее.
        Весной 1932г. Нина получила разрешение переехать для дальнейшего отбывания
        ссылки в Полтаву
        Полтава 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1933 
        Около одного года Нина Михайловна работала в Полтавской обсерватории.
        Летом 1933г. она была освобождена из ссылки и получила возможность вернуться
        в Ленинград.
        Нина поспешила уехать из Полтавы к своей матери в Ленинград, не
        дождавшись получения паспорта в Полтаве.
        Проездом из Полтавы Нина Михайловна говела у одного киевского батюшки, которого ей
        рекомендовали друзья. Батюшка открыл пустую церковь, исповедал и причастил ее.
        Заметил, что она могла бы привлекать женщин к Церкви ("имеет на это данные").
        Нина ответила: "Боюсь, что опять арестуют". — "Важно не сколько прожить, а как
        прожить", — ответил он ей.
        Когда Нина приехала в Ленинград, из-за отсутствия паспорта у нее вышли
        затруднения с пропиской, и она поехала хлопотать о прописке в Москву.
        Когда она приехала в Москву, оттуда ее выселили в 24 часа.
        Тогда Нина вернулась в Рыбинск
      Места проживания
        Ярославская о., г.Рыбинск 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 1 
        В Рыбинске Нина приехала к монахине, с которой познакомилась прежде.
        Оказалось, что теперь тут живет и матушка Ксения.
        Все в доме делалось по благословению старицы Ксении.
        Прежний духовник Нины в Рыбинске, архимандрит Макарий, к тому времени уже
        скончался. Нина обратилась к матушке Ксении со своими жизненными проблемами.
        Прозорливая старица дала Нине совет — поступить на работу в Рыбинске хотя бы
        временно и получить трехмесячное удостоверение личности, предостерегая ее не
        возвращаться сразу в Ленинград: "А то в Сибирь попадешь!".
        Нина рассказала старице Ксении, что ей предложили работу по специальности
        в Крыму, но пришлось бы ехать устраиваться без мамы. Старица очень этого
        испугалась: "Очень прошу тебя, Ниночек, ... не езди! С матерью тебе нельзя
        разлучаться, а похоронишь ее. — тогда еще наездишься... Сколько еще скорбей
        впереди! .
        Потратив бесплодно несколько дней на поиски работы счетовода, Нина снова
        посоветовалась со старицей Ксенией. Старица сказала ей: "А ты сходи на
        Машиностроительный завод, тут недалеко, тебя там ждут... Вот начальник и стол
        тебе приготовил, белой бумагой накрыл, и карандаши, перья положил... ".
        Нина последовала ее совету, и ее сразу оформили там счетоводом. Когда она
        пришла на работу, ее поразило, что предназначенный ей стол покрыт не розовой
        промокательной бумагой, как обычно в то время покрывали, а белой глянцевой,
        и что на нем лежали уже приготовленные для нее карандаши и ручки.
        Старица не могла знать об этом ни от кого, как и о свободной должности
        счетовода на этом заводе.
        Нину оценили на работе, она получила трехмесячное удостоверение личности и
        прописку, ради чего и приехала в Рыбинск. Мать присылала ей телеграммы, приглашая
        ее вернуться в Ленинград, где Нине уже было обещано получение паспорта и
        прописки, но старица долго ее задерживала, опасаясь новых осложнений. Кроме того,
        на работе Нине нужно было закончить годовой отчет. Старица ей говорила:
           "Тебя выручили, приняли тебя, когда надо было, и ты теперь не должна бросать
            их, пока не закончишь!"
        Когда годовой отчет был закончен, старица Ксения благословила Нину увольняться
        и ехать к матери в Ленинград. Она дала Нине наставления:
            "Смотри, Ниночек, избегай высоких должностей и похвал, будь всегда в тени,
            незаметна. Вот и вербочка ветви свои к земле клонит, и Спаситель наш
            на осляти смиренно ехал... ".
        "Молитесь обо мне, Матушка!", — попросила ее Нина. — "Да за тебя, если бы не
        молиться, так ты погибла бы, как таракан!"
        Старица знала, что Нина иосифлянка и сочувствовала этому. Своих послушниц она
        посылала причащаться в Сергианскую церковь, но Нине этого не советовала, а
        разрешила лишь под Рождество пойти в собор, но поминать там мысленно митрополита
        Петра, когда будут возглашать молитву о Местоблюстителе митрополите Сергии.
        Нине неизвестно было, сохранилась ли в Ленинграде хоть одна иосифлянская
        церковь. На вопрос Нины, где ей причащаться в Ленинграде, старица посоветовала:
            "Ты поезжай в Лесной, там есть церковь, где служит о.Александр. Кланяйся
             ему от меня, да там и причащайся!"
        Нина обрадовалась, думая, что старица лично знает о.Александра, но это оказалось
        не так...
        Ленинград 
        Год начала 1934 
        День начала 20 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1935 
        20 января 1934г. она вернулась в Ленинград. Там она продолжила научную деятельность.
        В Пулковской обсерватории ей предложили тему изучения стратосферы сумеречным
        методом. Отдельные статьи по этой теме составили монографию, вышедшую в 1936г.,
        и стали позже содержанием ее кандидатской диссертации. Ее выбрали в организационный
        комитет 1-й конференции по изучению стратосферы. Конференция состоялась весной
        1934г. и включила два доклада Нины Михайловны.
        Через некоторое время Нина отыскала церковку в Лесном, действительно
        единственную, остававшуюся еще иосифлянской и обратилась к о.Александру,
        ее настоятелю, с поклоном "от старицы Ксении". О.Александр очень удивился и
        сказал, что ничего о ней не слыхал. Тогда стало понятно, что старица Ксения
        знала о.Александра только силой своей духовной прозорливости.
        В этой церкви Нина причащалась несколько раз, в последний раз — в родительскую
        субботу перед масленицей 1935г. за несколько дней до своего второго ареста.
        Из воспоминаний Нины Михайловны:
           "Была прекрасная заупокойная служба, никого в этот день не исповедовали, но
            я сказала, что жду неприятностей с минуты на минуту, и мне, в виде
            исключения, была предоставлена возможность исповедаться и причаститься"
      Аресты
        Ленинград 
        Год ареста 1935 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 2 
        Была арестована 5 февраля 1935г. на волне репрессий после убийства С.М.Кирова в Ленинграде.
        Из рассказа Н.М.Штауде об этом о.Исаакию:
           "Увезли в Кресты на шикарной автомашине под надзором высоченного красноармейца
            с примкнутым к ружью штыком... Старица была права, что неохотно отпускала меня
            на родину... "
      Осуждения
        ././1935 
        Приговор ссылка 
      Места заключения
        Ленинград, тюрьма "Кресты" 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1935 
        Башкирия, г.Уфа 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1938 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 3 
        Приехала в ссылку в Уфу вместе со своей матерью.
        В ссылке она не работала по специальности: работала в артели по изготовлению
        игрушек, потом на случайных счетных работах, продавщицей билетов на скачках и т.д.
      Аресты
        Башкирия, г.Уфа 
        Год ареста 1938 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 3 
        Была арестована в ссылке
      Осуждения
        ././1938 
        Приговор 3 года ИТЛ 
      Места заключения
        Башкирия, г.Уфа, тюрьма 
        Год начала 1938 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1938 
        Месяц окончания 12 
        Находилась в тюрьме в течение 8 месяцев
        Пермская (тогда Молотовская) о., Усольский ИТЛ 
        Год начала 1939 
        Год окончания 1940 
        В лагере выдержала голод, чесотку, харканье кровью в снег и др. испытания,
        хотя с юности она отличалась очень слабым здоровьем.
        В конце лагерного срока ее привлекли к научно-исследовательской работе на
        строительстве Соликамского гидроузла
        Пермская (тогда Молотовская) о., Соликамский ИТЛ 
        Год начала 1940 
        Год окончания 1941 
        Месяц окончания 3 
        В марте 1941г. она вернулась в Уфу к матери
      Места проживания
        Башкирия, г.Уфа 
        Год начала 1941 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1944 
        С начала войны Нина Михайловна работала лаборантом, потом ассистентом на
        кафедре физики в Башкирском сельхозинституте.
        В Уфе она не могла полноценно заниматься научной работой и тяжело переживала это.
        В своей служебной автобиографии, датированной 1941 годом, она писала о себе:
           "Достаточно владея орудием математического анализа для самостоятельных
            научных исследований, я умею передать учащимся интерес к установлению
            связи между отвлеченной формой и конкретным явлением природы... ".
        В 1944г. лишения и сложности, болезнь матери и др. привели ее к тяжелой
        депрессии и лечению в Уфимской психиатрической больнице.
        Опухшая от голода, измученная малярией, Нина вернулась из больницы к матери,
        жившей в д.Миловка на р.Белой под Уфой.
        Она так рассказывала об этом 11 лет спустя в письме
        к своему духовному руководителю о.Исаакию (Виноградову):
           "А какие тяжелые были дни 11 лет назад! Еле живая добралась я до нашей
           Миловки на пароходе по реке Белой и на лошадях и застала маму умирающей..."".
        Нина написала коллегам — академику В.Г.Фесенкову и Г.А.Тихову, в то время
        эвакуированным в Алма-Ату, прося от них содействия в смысле темы научной работы
        и инструмента для исследований. В ответ она получила приглашение приехать в
        Алма-Ату для работы в Академии Наук.
        Матушка Ксения передала ей (через знакомых) свое благословение:
            "Пусть обязательно едет в Среднюю Азию, это ее путь!"
        Но разрешения на переезд долго не приходило.
        Вызов в Алма-Ату пришел только после смерти ее матери, которая скончалась
        25 мая 1944г. на Вознесение. Похоронив мать, Нина Михайловна, подготовившись
        к отъезду, уехала в Алма-Ату
        Казахская ССР, г.Алма-Ата, Узбекская ул. (ныне ул.Сейфуллина), возле обсерватории 
        Год начала 1944 
        Месяц начала 9 
        По приезде в Алма-Ату в сентябре 1944г. начался счастливый, благодатный, богатый
        духовной радостью, период ее жизни.
        На ее расспросы о существующих в городе храмах она узнала, что все они на несколько
        лет были закрыты и что сейчас открывается Казанская церковь в Малой Станице.
        Она могла хоть изредка там бывать, но приступать самовольно, без благословения
        духовника, к причастию она не решалась, хотя ощущала большую тоску по Святым Тайнам.
        В Алма-Ате она стала работать по специальности в Академии Наук Казахской ССР.
        К ней возвратился авторитет востребованного ученого.
        23 марта 1945г. она защитила давно написанную кандидатскую диссертацию по теме
        "Фотометрические наблюдения сумерек, как метод изучения верхней стратосферы".
        Докторская тоже была практически готова. Часто бывая в Москве, она убедилась, что
        ее монография по фотометрическому изучению сумерек в Москве у сотрудников
        Геофизического института является "настольной книгой". Ее теория сумерек имела
        большую практическую и военную, оборонную ценность, особенно учитывая, что в то
        время не было спутников и возможности непосредственного определения плотности
        и температуры воздуха на высотах порядка 80 км и выше.
        В Алма-Ате Г.А.Тихов создал отдел астроботаники, в котором работала Нина Михайловна.
        Она занималась сравнительным изучением спектрофотометрических свойств поверхности
        Марса (и его предполагаемой растительности) и земной растительности.
        Осенью 1945г. в Алма-Ату приехал архиерей архиепископ Николай (Могилевский).
        Впервые она увидела его во вновь открывшемся Никольском соборе.
        Из воспоминаний Нины Михайловны:
           "Его проповедь в воскресный день была прекрасна, она обнаруживала и высокую
            духовность Владыки, и образование, и умение просто и понятно излагать свои
            мысли слушателям. Главное же, что пленило меня в нем — это такая же детская
            простота и всеобъемлющая любовь, какие мне были уже знакомы по встречам
            со старицей Ксенией. "Да, — подумалось мне, — люди различные, а Благодать
            Божия одна и та же, и вот светится она при каждом движении".
            С огромной силой вспыхнуло во мне желание присоединиться к этой Церкви,
            чувствовать себя в этом храме не гостьей, а полноправным членом духовного
            братства... Если бы владыка был иным, то, возможно, что еще несколько лет
            провела бы я вне Церкви... Я с великой радостью приняла благословение
            Святителя... После этого я стала чаще посещать Никольский собор, приступать
            к исповеди и причастию... ".
        В Алма-Ате Нина Михайловна плодотворно занималась наукой.
        В 1946г. на окраине города Г.А.Тиховым на ул.Узбекской была построена обсерватория
        и несколько домиков для научной работы. Там Нина Михайловна жила и работала.
        В июне 1948г. она ездила в Москву для защиты докторской диссертации, но
        защита не состоялась т.к. в июне не собрался кворум.
        При наездах Нины Михайловны в Москву в круг ее общения вошли общественно-значимые
        личности, видные ученые, в том числе академик Владимир Петрович Ветчинкин.
        Давняя искренняя и глубокая религиозность академика Ветчинкина стала подспорьем
        для ее духовной жизни. Позже, в хрущевские антирелигиозные времена она в письме
        о.Исаакию писала о том, что Владимир Петрович, непосредственно стоявший у
        истоков освоения космоса и запусков спутников, "прежде чем сесть в космический
        корабль, обязательно отслужил бы в церкви молебен".
        В Доме отдыха АН СССР в Болшево под Москвой Нина Михайловна подружилась с семьей
        известного ученого-механика В.В.Добровольского, лауреата премии им.Чебышева за
        исследования в области теории и классификации механизмов. Своей истовой
        религиозностью супруги Добровольские пробудили религиозную активность Нины Михайловны.
        В 1946г. Нина Михайловна привела семейство Тиховых в открывшийся Никольский собор
        Алма-Аты на пасхальную заутреню, изредка посещала сама богослужения, но испытывала
        нужду в духовном руководстве.
        В 1948г. Нине Михайловне удалось впервые побеседовать с Владыкой Николаем.
        Из воспоминаний Нины Михайловны:
           "Это было 3 сентября 1948г. Я взяла однодневный отпуск с работы ради того,
            чтобы помочь присоединиться к Православию одной, уже взрослой лютеранке.
            А для этого, как мне сказал священник, необходимо было получить его
            благословение. Мы поехали с Аней (приемной дочерью Тиховых, финкой по
            происхождению и лютеранкой) в Епархиальное управление и после недолгого
            ожидания меня пригласили к Владыке. С первых же слов я почувствовала, что
            говорить с ним очень легко. Он обрадовался желанию девушки присоединиться
            к Православию... Тогда я сказала, что у меня есть к нему еще и свое дело,
            имея в виду желание иметь духовника. Он одобрил его... Я была скромно одета,
            голова покрыта косынкой и мне казалось, что ничто во мне не обнаруживает
            научного работника. Однако Владыка сказал:
               "Из всех наших священников я могу рекомендовать Вам только архимандрита
                Исаакия, другие Вас не удовлетворят. Он служит в Казанской церкви... "".
        Владыка Николай (Могилевский) совершил переход Ани в Православие 16 сентября
        1948г. и сам пожелал стать восприемником, а Нину Михайловну определил в крестные матери.
        Тогда же архиепископ Николай поручил отцу архимандриту Исаакию быть духовным
        отцом Нины Штауде.
        С этого времени начался период 30-летнего общения ее с архимандритом
        о.Исаакием (Винограловым). Это был пролог к последующей новой, богатой
        событиями и духовно насыщенной жизни.
        Впоследствии, в 1957г. она сделала о.Исаакию такое признание:
           "... С тех пор я прожила вторую жизнь, яркую и целеустремленную. Разве это
            не чудо? Чем я могу выразить благодарность Богу и Вам, дорогой мой отец
            духовный?".
        Взаимопониманию Нины Михайловны с о.Исаакием способствовали общие воспоминания о
        Петербурге. Будущий архимандрит Ваня Виноградов учился в Петербурге в том
        самом Первом Реальном училище, где тогда преподавал географию отец Нины,
        Михаил Данилович Штауде.
        В складе и судьбе о.Исаакия и Нины Михайловны было много общего, и это общее
        позволяло во многих вещах понимать друг друга с полуслова.
        С 1949г. архимандрит Исаакий стал посещать астрономическую обсерваторию, где
        работала и проживала Нина Михайловна. Все ее друзья и ее крестники стали его
        духовными детьми.
        В феврале 1950г. Нина Михайловна отправилась в Москву на вторую попытку
        защиты докторской диссертации. Позже она рассказывала:
           "День защиты был уже объявлен в газете. Но мой друг и соавтор некоторых работ
           профессор Ветчинкин, один из оппонентов, оказался тяжело больным, а отзыв академика
           Фесенкова, переданный им в последний день, оказался двусмысленным. Сочувствующие
           люди из совета Геофизического института сообщили, что парторг собирает группу
           единомышленников, чтобы устроить на защите политический скандал, и, во всяком
           случае, не допустить меня до степени доктора. Советовали отменить защиту.
           Это я и сделала, сославшись на свое заболевание. Я пришла к убеждению, что нет
           воли Божией продолжать мне научную работу... ".
        Вскоре в Алма-Ате в Академии Наук началась "чистка кадров", и, в продолжение
        московской опалы, Нина Михайловна была уволена. С 1 января 1951г. она стала пенсионером.
        Она этим не огорчалась: у нее появилась возможность ежедневно бывать в храме и
        вести монашеский образ жизни.
        В августе 1952г. Нина Михайловна сопровождала о.Исаакия в его поездке в Казань.
        В Казани она познакомилась с архиепископом Сергием. Пока о.Исаакий пребывал
        в Казани, Нина Михайловна съездила из Казани в Москву, пожила у друзей и
        снова вернулась в Казань, чтобы по желанию Владыки Сергия сопровождать
        архимандрита Исаакия в Алма-Ату.
        В том же году ко дню Ангела о.Исаакий подарил ей книгу проповедей Патриарха
        Алексия, что навело ее на мысль записывать проповеди митрополита
        Николая (Могилевского) и архимандрита Исаакия (Виноградова).
        Первая проповедь о.Исаакия была записана ею 13 мая 1952г., а архиепископа Николая —
        на Троицу 7 июня того же года. От о.Исаакия она получила благословение записывать
        в виде очерков и услышанное на встречах с Владыкой Николаем. Отцу Исаакию она писала:
           "Вы строите памятник нашему Владыке, которого Вы называете даже "великим".
            Единственное, что я могу оставить доброе после себя — это записи проповедей
            Владыки и Ваших... ". Эту задачу она в дальнейшем успешно выполнила
        К ее будущему постригу Владыка Николай и о.Исаакий отнеслись очень серьезно.
        С Владыкой Николаем о монашеском делании они вели беседу несколько часов.
        После той беседы с Владыкой Николаем она начала записывать еженедельные отчеты
        о своем духовном и душевном состоянии. Она называла их "спектрами". Причиной того,
        что она не так часто разговоривала с о.Исаакием лично, а писала письма, была ее
        деликатность: Нина Штауде не хотела бывать у о.Исаакия слишком часто, видя, как
        он устает от других многочисленных посетителей. С 1952г. по 1970г. "спектров"
        накопилось множество. Они содержат драгоценный материал по биографии о.Исаакия
        за алма-атинский годы и елецкий период
      Рукоположение
        рясофор 
        Нина 
        1953 
        День 31 
        Месяц 7 
        Место Казахская ССР, г.Алма-Ата 
        Кто рукоположил архимандрит Исаакий (Виноградов) 
        В рясофор она была пострижена тайно на квартире Юрпольских
      Служение
        Казахская ССР, г.Алма-Ата, Никольский собор 
        Должность член церковной двадцатки 
        Год начала 1953 
        Нина Михайловна вошла в состав церковной двадцатки Никольского собора,
        настоятелем которого был о.Исаакий.
        Научной работой Нина Михайловна занималась время от времени, когда Г.А.Тихов,
        по старой памяти, присылал сотрудников для консультации.
        В 1956–1957гг. академик Г.А.Тихов, которому уже было более 70 лет, хотел передать
        Нине Михайловне заведование сектором астроботаники и настойчиво звал ее вернуться
        в науку, называя ее церковно-монашеский образ жизни "эгоизмом".
        Но в научную среду монахиня Нина уже не могла вернуться. В очередном письме —
        "спектре" она писала ему:
           "40-летний труд в той области науки и желание выручить и утешить своего
           друга, желающего, очевидно, видеть свое научное наследство в надежных руках,
           будут немного тянуть меня в ту сторону. Но я отлично знаю, что это — искушение,
           что последние годы своей жизни я должна отдать Богу и Церкви, как и обещала это
           весною 1952г., когда был у нас разговор с Владыкой нашим на эту тему; да и
           мира душевного там не найдешь. В Церкви же хватает мне дела... ".
        В июле 1955г.о.Исаакий взял с собой монахиню Нину в паломничество по Святым
        местам в Москву, а затем в Киев и Почаев. Поездка их была прервана сообщением
        о тяжелой болезни Владыки Николая, и 29 августа 1955г. они вернулись
        в Алма-Ату. Митрополит Николай скончался 25 октября 1955г.
        После кончины митрополита Николая монахиня Нина оказалась, как и о.Исаакий,
        в эпицентре сильнейших церковных нестроений, происходивших в Алма-Ате.
        Перед кончиной митрополит Николай завещал епископство в Казахстане о.Исаакию.
        Но после временного пребывания на кафедре Ермогена (Голубева) 18 июня 1956г.
        на кафедру прибыл архиепископ Иоанн (Лавриненко), который относился к о.Исаакию
        неприязненно и желал его удаления. Было даже известно время "суда" над о.Исаакием.
        Монахиня Нина решила помочь своему духовному отцу. 15 марта 1957г. она срочно
        вылетела в Москву, чтобы там для помощи о.Исаакию использовать свои старые
        связи, прежде всего, знакомство с семьей протопресвитера Николая Колчицкого.
        Во время полета один из двигателей двухмоторного самолета в воздухе отказал,
        два с половиной часа самолет летел на одном моторе, который, по словам летчика,
        "раскалился добела". С трудом совершили посадку в Уральске. Далее до Москвы
        она добралась на грузовом самолете. Ей удалось помочь о.Исаакию: уже 19 марта
        из Москвы в Алма-Ату пришла весть, что архиепископа Иоанна (Лавриненко) переводят
        на Челябинскую кафедру, а 2 апреля 1957г. он покинул Алма-Ату.
        6 июня 1957г. в Алма-Ату прибыл новый епископ Алексий (Сергеев), до того находившийся
        под строжайшим запретом после церковного суда над ним в Калининской епархии.
        Скоро этот епископ стал покровительствовать намерениям прот.Анатолия Синицына
        взять кафедральный собор в свои руки и удалить из него о.Исаакия.
        В алма-атинской газете был напечатан пасквиль на о.Исаакия, автором которого был
        один молодой священник, недовольный строгими требованиями о.Исаакия.
        Епископ на защиту отца архимандрита Исаакия не встал. Отец Исаакий страдал,
        но молчал и служил, как обычно.
        И тут опять пришла на помощь монахиня Нина Штауде: от имени церковной двадцатки
        Никольского собора она потребовала опровержения от газеты, что было и сделано.
        В конце ноября 1957г. монахиня Нина снова совершила перелет в Москву, чтобы
        выручить своего духовного отца, приготовив одновременно для Патриарха
        70 машинописных страниц проповедей архимандрита Исаакия. Она и на этот раз
        "вышла" на семью Колчицких. Останавливалась она в знакомой семье В.В.Ведерникова,
        редактора "Журнала Московской Патриархии". И опять ее помощь оказалась
        действенной: на ближайшем заседании Синода епископ Алексий был отправлен на
        покой, а о.Исаакий был вызван в Москву для нового назначения.
        После этого монахиня Нина уехала из Алма-Аты в Елец, на новое место служения
        о.Исаакия
      Места проживания
        Липецкая о., г.Елец 
        Год начала 1958 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1967 
      Рукоположение
        мантия 
        Нина 
        1967 
        Место Липецкая о., г.Елец 
      Места проживания
        Липецкая о., г.Елец 
        Год начала 1967 
        Год окончания 1980 
        Приехала в Елец вместе с архимандритом Исаакием.
        В последние годы жизни монахиня Нина много писала воспоминаний, систематизировала
        свой личный архив, в 1971г. передала его в архив Ленинградского филиала АН СССР
        с условием не публиковать его до 2000г. С 2000г. этот архив, весьма ценный
        для церковных историков, хранится в Епархиальном архиве Санкт-Петербурга
    Кончина
      1980 
      День 16 
      Месяц 6 
      Место Липецкая о., г.Елец 
      Архимандрит Исаакий проводил ее в вечную жизнь за полгода до собственной
      кончины
    Публикации 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ