База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Кировская о., г.Котельнич, ул.Луначарского, на квартире К.Н,Шатовой Год начала1930 День начала8 Месяц начала9 Год окончания1931 Месяц окончания4
После освобождения матушка еще полгода прожила в Котельниче. Она поселилась
на ул.Луначарского на квартире Клавдии Никифоровны Шатовой.
Прожила в Котельниче до апреля 1931г.
Все это время в Котельниче продолжалось почитание матушки. Священник
Троицкого собора о.Аркадий Жилин рассказывал: "Верующие ее почитатели называли святой предсказательницей, творящей чудеса".
Когда арестовали другого священника Троицкого собора о.Петра Образцова, матушка
организовала помощь его близким. О.С.Корякина говорила: "На средства Меркуловой я содержала четверых детей священника, возила их на свидание с отцом в ссылку. Весь церковный приход помогал. Дочь о.Петра Ангелина ходила с кружкой с надписью "Для детей Образцова" во время службы".
Впоследствии, осенью 1934г., уже вернувшись из заключения, о.Петр вместе
со всей своей семьей ездил в село Сумароково Костромской обл., где тогда жила
матушка, чтобы поблагодарить ее Костромская о., Молвитинский (Сусанинский) р., д.Исаково Год начала1931 Месяц начала4 Год окончания1931 День окончания13 Месяц окончания7
В апреле 1931г. матушка вернулась в Молвитинский (Сусанинский) район,
поселилась в дер.Исаково, ближайшей к бывшему Свято-Троицкому монастырю деревне.
вместе с Марией Лукиничной Смирновой из близлежащей деревни Кочерег.
[Д1],[Д2],[6].
По другим данным, проживала в с.Н.Теляково.
Матушку почитали в народе.
Из Исаково ее ежедневно привозили в с.Сумароково в приходскую Никольскую церковь,
в которой с приездом матушки, богослужения стали совершаться каждый день.
По данным ОГПУ, после ее возвращения богослужения ежедневно посещали: в апреле
50100 человек, в июне 400500 человек, в праздники до 1 тысячи человек.
В Иакове матушка возобновила прием посетителей, ежесуточно к ней приходили
от 50 до 200 человек из Молвитинского и соседних Галичского, Судиславского,
Буйского, Костромского и др. районов.
Против матушки была развязана широко-масштабная кампания в прессе, как
местной, так и центральной.
10 мая 1931г. заметка о ней ("Кулацкая "пророчица" снова заговорила") появилась
в газете "Безбожник".
С июня 1931г. районная газета "Колхозный клич" опубликовала серию посвященных
матушке статей, в которых ее именовали "кулацкой пророчицей", "кулацким агентом",
"контрреволюционной шарлатанкой" и обвиняли в "срыве весеннего сева и развале
ряда колхозов": "Письмо в редакцию" 1931г. 20 июня; "Черное гнездо и черная доска" 1931г. 1 июля;
Также статья "Под маской "блаженной матушки Веры" скрыто лицо классового врага"
в районной газете "Колхозник" (Семеновское, 1931г.. 21 июня).
12 августа 1931г. в газете "Правда" появилась большая статья "О "Верушке
босоножке" и о классовой близорукости газеты "Колхозный клич"",
в которой выражалась крайнее недовольство тем, что "власти района не могут
справиться" с монахиней. Называя ее "авантюристкой" и "бывшей помещицей",
главная газета страны требовала привлечения ее "к ответственности
за контрреволюционную агитацию" (статья в "Правде" появилась уже после ареста
матушки).
Одновременно с кампанией в прессе, в июне-июле 1931г., по Молвитинскому р-ну
прошли организованные властями собрания колхозников и единоличников,
посвященные вопросу о выселении матушки из района. В большинстве случаев
собрания принимали навязанные им резолюции, но в ряде мест люди не поддались
давлению властей.
Из следственного дела (1932г.) церковного сторожа близлежащего села Щипачево: "В июле месяце 1931г. по Судиславскому району была распространена в массовом количестве к/р листовка, исходившая от "матушки Веры" Меркуловой из б.Сумароковского монастыря. Рунов, являясь церковным сторожем церкви с.Щипачево, принял активное участие в распространении данных листовок, а впоследствии явно к/р слухов о падении Соввласти. Рунов...в беседе со свидетелем говорил, что якобы "Матушку Веру" вызывали в Молвитинское РО ОГПУ и спрашивали у последней, прочна ли Советская власть. Меркулова сделала опыт с чайным блюдечком: последнее разбила и заявила: "Ваша власть так же прочна, как это блюдце, только что сейчас разбившееся!" Перестав говорить, Рунов к этому добавил: "А раз это сказала "Матушка Вера", то значит, что скоро будет конец Советской власти""
Костромская о., Молвитинский р., д.Исаково Год ареста1931 День ареста13 Месяц ареста7
13 июля 1931г. матушка и четыре жившие с ней монахини бывшего Свято-Троицкого
монастыря были арестованы и доставлены в Молвитинский райотдел ОГПУ,
затем переправлены в Кострому.
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 02/10/1931 Обвинение"участие в к/р группе церковников" Статьяст.5810 ч.4а УК РСФСР Приговор3 года лишения свободы, считая срок с 13.07.1931г.
ЦДНИ Костромской обл. Ф.3656. Оп.2. Д.6044.
По данным [Д2] осуждена тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю 10.03.1931г.
Проходила по делу вместе с группой "к/р церковников"
2 октября 1931г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило подвижницу
к 3 годам заключения. (Другие арестованные монахини были приговорены к 3 годам
ссылки в разные места)
Кострома, тюрьма Год начала1931 День начала13 Месяц начала7 Год окончания1931 Владимир, тюрьма "Владимирский централ" (ИТУ) Год начала1931
Содержалась в Костромской, Владимирской тюрьмах Владимирская о., г.Суздаль. Политизолятор Год окончания1934 Месяц окончания2
Позже матушка отбывала заключение в Суздальском Политизоляторе,
располагавшемся в зданиях Евфимиева Суздальского монастыря.
Ее не оставляли без внимания паломники.
Матушку регулярно посещали К.Н.Шатова, ее бывшая квартирная хозяйка
в Котельниче, которая возила ей передачи, оказывая материальную помощь,
деньги на которую собирали верующие.
В конце февраля 1934г. матушка была освобождена досрочно как инвалид I группы.
Из медицинской справки, выданной ей в тюрьме: "Без ног, ноги отрезаны"