Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1935 Дела o22.28 => o22.28 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Аресты
    Аресты
    Таврическая губ., г.Симферополь 
    Год ареста 1926 
    День ареста 11 
    Месяц ареста 5 
    Обвинение при аресте "антисоветская агитация" 
    В Симферополь о.Димитрий вернулся ненадолго, вскоре его снова арестовали по
    доносу уполномоченного Петра Грязнова, в котором говорилось, что в Страстную
    субботу 1 мая 1926г. священник произнес проповедь "и призывал всех прихожан к
    милосердию, чтобы даже в нечеловеческих условиях, в которых их поставила новая
    власть, оставаться православными и ради Воскресшего Христа обратить свое
    внимание на братьев, томящихся в темнице, и по мере сил и возможности помочь
    им. После вдохновенной проповеди, сочувственно воспринятой прихожанами
    Преображенского храма, староста прихода пошел со сбором. В этот день было
    собрано 43 рубля, 6 пудов куличей, 500 яиц и т.д." По мнению Грязнова, была еще
    не вся "контрреволюционная деятельность" священника. На основании оперативных
    данных он утверждал, что о.Димитрий "стоит во главе тихоновщины" и "не может
    быть лояльным к проведению политики отделения Церкви от государства", а также
    "пытается сконцентрировать в Крыму наибольшее количество политически
    скомпрометированных священнослужителей", и ко всему прочему "нелегально
    управляет тихоновщиной во всекрымском масштабе". Начались допросы, и
    следователь поинтересовался, каковы его политические взгляды, на что священник
    ответил вполне лояльно:
    — Сочувствую совласти во всем том, что не расходится с моими
    православно-религиозными убеждениями. Не сочувствую соввласти в ее церковной
    политике и школьном вопросе...
    — Значит, Вы не одобряете декреты об отделении Церкви от государства и школы
    от Церкви.
    — Декреты об отделении Церкви от государства не проводятся полностью
    в жизнь и суживают права Церкви.
    — Например?
    И о.Димитрий указал на то, что его больше волновало — официальная поддержка
    обновленцев: "...неравномерное распределение храмов между разными
    группировками..." Свое обращение к верующим о пожертвованиях заключенным
    священник прокомментировал следующим образом:
    — ...проповедь была произнесена мною с целью исключительно
    религиозно-нравственной, то есть с целью вызвать в слушателях-богомольцах
    чувство любви к ближнему по христианскому учению. И за тот факт, что мой
    призыв бескорыстно помочь лицам, находящимся в заключении, в темнице — ничего
    общего не имеет с антисоветскими целями, свидетельствует христианское
    учение... говорящее о любви и помощи ближним... Не наше дело судить их, как
    они попали туда, т.е. в тюрьму, а наше дело помочь им. Расследование показало,
    что "несознательные" церковники оказались вполне отзывчивыми и стали охотно,
    по-христиански усердно жертвовать. В тот же день прихожане добились разрешения
    посетить камеры заключенных. В первый день Пасхи с приветствием "Христос
    Воскресе!" они обошли все камеры и раздали пожертвования прихожан
    Старокладбищенского храма. На следующий день они устроили с позволения
    администрации для узников праздничный обед и ужин. Все заключенные были
    довольны и благодарили пришедших к ним священника и весь преображенский
    приход. Пасхальное приветствие заключенным вылилось в заключение для о.Димитрия

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ