База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1933 Дела o10.1 => o10.1 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата), Свято-Николаевская церковь на Зубовской площади 
    протоиерей 
    Должность настоятель 
    Год начала 1907 
    День начала 6 
    Месяц начала 5 
    Год окончания 1932 
    День окончания 9 
    Месяц окончания 12 
    О.Александр служил, в основном, по воскресным и праздничным дням. Все остальное
    время ходил в дома обездоленных, больных и морально опустившихся людей. Он болел
    за всех, и если узнает, что у кого-то несчастье, он пойдет, утешит. Он был очень
    милостивый, внимательный, знал всех сирот в городе. Его все любили.
    О.Александр любил торжественные, стройные, радостные, полнозвучные богослужения.
    Послереволюционные газеты называют его священником-народолюбцем, когда в первый
    день праздника Пасхи 1918г., сопровождая епископа Пимена (Белоликова), он посещает
    с ним раненых бойцов, подавлявших контрреволюционный казачий мятеж 1918г. в г.Верном.
    Цель посещения — прекращение братоубийств и революционной смуты.
    Осенью 1919г. в г.Верном был закрыт Иверско-Серафимовский женский монастырь,
    насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям в поисках жилья и случайного
    заработка для пропитания. Четверо из них — монахини Евфалия (Кудеева), Дорофея,
    инокини Мариамна (Клинюшина) и Феодора (Буханцова) с племянницей-сиротой Анастасией
    Нагибиной — сняли себе комнату недалеко от Николаевского храма. Они ежедневно
    приходили в Николаевскую церковь. О.Александр, видя бедственное положение сестер
    и зная, что на работу монастырских не принимают, стал уговаривать их поселиться в храме:
       
    "Что вы будете ходить по квартирам? Перебирайтесь ко мне в церковь, там
        всем места хватит!".

    Великим Постом 1927г. сестры-монахини перешли жить в церковь, где поселились в
    нижнем полуподвальном помещении. Кроме них, о.Александр поселил еще восьмерых
    монахинь, но последние постепенно разъехались, лишь эти четверо да Анастасия
    остались. Они трудились при храме и жили по монастырскому уставу.
    Духовником этого небольшого сестричества был близкий и искренний друг о.Александра
    священник храма протоиерей о.Стефан Пономарев.
    В конце 20-х и в 30-е годы в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ. О.Александр всех
    принимал, устраивал в подвале церкви. Там жившие монахини кормили и обстирывали
    заключенных.
    Во время обновленченских нестроений Свято-Николаевская церковь устояла, не впала
    в живоцерковный раскол. Хотя о.Александр в 1927г. был намерен вступить в общение
    с обновленцами, но паства его вразумила просьбами, слезами и угрозами. О.Александр
    в праздничный день перед литургией встал на колени и в одном подряснике полз на
    коленях от паперти до амвона, и с амвона просил прощения у Господа, духовенства
    и всей своей паствы, которая за него молилась и — вымолила.
    К концу 1929г. во всей Алма-Ате только Николаевская церковь оставалась единственным
    оплотом православия.
    К этому времени о.Александра ГПУ выселило из дома.
    О.Александр был женат, но семейная жизнь его не сложилась. Жена оставила его,
    детей он не имел и жил один в одной из комнат при Николаевском храме.
    Потом о.Стефан Пономарев, второй священник Никольского храма, видя, что
    о.Александру Скальскому трудно жить одному, пригласил его к себе жить в
    в одной из комнат их дома, а матушка о.Стефана жила на первом этаже и облегчала
    их повседневный быт.
    В то время питались очень скудно. И службы, и требы — все лежало на плечах
    о.Александра и о.Стефана. О.Александр был строгим постником.
    Они оба любили монашествующих и пустынников и всегда были рады
    приходу странника, монаха Виктора (Матвеева).
    Известно также, что некоторое время о.Александр проживал у монахини к тому времени уже
    закрытого Иверско-Серафимовского Верненского женского монастыря Евфросинии (Даурцевой)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ