База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Год рождения 1871
Дела o10.97
    Виктор (Матвеев Виктор Матвеевич) 
    Фамилия Матвеев 
    Год рождения 1871 
    День рождения 11 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Новгородская губ., Боровичский у., Никондровская вол., с.Боровичи 
    монах 
    По данным [1] и [Зв1] родился в 1869г.
    Родился в семье постоянного солдата Царской Армии.
    Известный в г.Алма-Ате как странник Виктор. Был сподвижником монахов Пахомия (Русина),
    Анатолия (Смирнова), Феогноста и Ираклия (Митяхи). В юности был исцелен о.Иоанном
    Кронштадтским от неизлечимого недуга и благословлен им на странничество, заповедавшим
    ему питаться хлебом, сахаром и чаем. Виктор распрощался с матерью и ушел странствовать
    Много лет странствовал по России, бывал в Сибири, на Украине — в Киеве и др. местах.
    В г.Верный (Алма-Ата) пришел перед революцией
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1936г.] [декабрь 1937г.]
      Места проживания
        Семиреченская о., Верненский у., Мохнатая сопка 
        По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]:
           
        "Построил себе келью на самой вершине Мохнатой сопки, но проведя там одну зиму,
            по причине глубокого снега на вершине горы, не имея возможности общения с другими
            подвижниками, спустился ниже на гору Горельник"
        Семиреченская о., Верненский у., гора Горельник 
        По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]:
           "Там тоже поставил себе келью — маленькую рубленую избушку, в ней печка
            глиняная, кровать — три горбылины, устланные соломой, — да стол. Так и жил.
              "Семиречье, — говорил он, — лучше всех мест. И народ очень хороший в Семиречье,
               добрые и верующие люди".

        В 1923г. из Аксайского ущелья пришел на эту же гору иеромонах Пахомий (Русин).
        Скит на Мохнатой сопке, где жили монахини, находился неподалеку.
        Из воспоминаний А.Нагибиной [2]:
            "Виктор ходил к нам часто, и мы к нему часто ходили... И в город он приходил
             на каждый праздник и в каждый пост говеть и причащаться. Этот Виктор — на весь
             город был! Это чудной жизни старичок. Как увидят его: "Виктор идет к нам!" — и
             каждый старается дать ему кто сахара, кто сухарей, кто чая. Больше он не брал
             ничего и денег не принимал, не любил деньги... Спрячет все подаяние за пазуху
             своего зеленого брезентового плаща, кушаком подвяжется и уходит в горы.
             Круглый год ходил он в брезентовом плаще, зимой и летом...
             Он был маленького роста, сухощав, быстр, но не резок в движениях, с негустой
             темно-русой бородкой и темными, прямыми и длинными волосами, лежащими на
             прямой пробор. Говорил он быстро, чуть надтреснутым голосом...
             На Горельнике жил огромный медведь. Иногда он спускался с горы и садился
             неподалеку от Викторовой кельи. Но Виктора он никогда не трогал и, когда
             подвижник говорил ему: "Иди, мишка!" — медведь вставал и уходил".
        Из воспоминаний монахини Магдалины (Халиной Ф.С.) [2]:
            "Мы много странствовали в то время по горам: о.Пахомий, Виктор, я и Саня
             Нагибина. От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили...
             А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к
             о.Пахомию: "Бери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там
             есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там — Ангелы!...".
             С о.Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все с Пахомием...
             Отец Пахомий молился много. Виктор тоже был сильный молитвенник. Но как и
             когда он молился, я не знаю. Иногда он по неделе жил на Медео в скиту,
             в Саниной келье, а Саня ко мне переходила... ".

        Из воспоминаний А.Нагибиной [2]:
            "О сокровенной жизни его внутреннего человека мы знали мало. Но не могли
             не чувствовать, что за внешним его чудачеством и юродством кроется
             самоотверженный подвиг, за неназойливым ворчанием — любовь к нам, как к детям
             немощным и неискусным, за видимой общительностью — великая тишина и тайна
             созерцания невидимого мира...
             Это было в конце 1920-х годов, летом. Мы с инокиней Мариамной ходили по горам.
             Пришли на Горельник в келью к Виктору. Неподалеку под горой была яма, в которой
             он молился. Был поздний вечер... Не помню зачем, я вышла из кельи и пошла
             в сторону ямы. И вдруг вижу — Виктор стоит на коленях в воздухе, примерно
             в метре от земли и еще в 1,5 м от дна ямы и молится с воздетыми к небу
             руками. Я была потрясена, мне стало страшно не потому, что он стоял на воздухе —
             я читала жития святых и знала о такой молитве — а потому, что своим приходом
             мы мешаем ему молиться, нарушаем его тишину. И тихо-тихо, чтобы веточка не
             хрустнула, я попятилась назад, а, зайдя за гору, побежала что есть сил к
             Мариамне, рассказала о том, что видела, и мы ушли, оставив его... ".

        В конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые
        потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
        и просто православного люда. В горах — облавы на пустынников... В горах монахи
        жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город.
        О.Пахомий тоже покинул свою келью.
        Лишь Виктор оставался на Горельнике, но жил тихо, втайне от чужих.
        Он по-прежнему приходил к сестрам-монахиням в Никольскую церковь и в его поведении
        не было особых перемен... После ареста о.Александра Скальского и о.Стефана Пономарева
        10 декабря 1931г. Виктор перестал бывать в Никольском храме. А.Нагибина с инокиней
        Мариамной заходили к нему на гору Горельник
        Семиреченская о., Верненский у., Аксайское ущелье 
        Год окончания 1935 
        С начала 1930-х годов вплоть до своего ареста жил в Аксайском ущелье. Имел
        непрестанную умно-сердечную Иисусову молитву, в молитве поднимался от земли. В
        народе пользовался авторитетом как прозорливый старец
        Из воспоминаний Н.Г.Казулиной [2]:
        "В 1932г. мать Рафаила возила меня в Алма-Ату. Мы приехали к матушкам
           Евфалии, Марьяше, Феодоре, с которыми жила племянница матушек Феодоры
           и Александры Настенька Нагибина.
           Никольский собор был тогда еще открыт, там служил епископ Герман.
           А в подвале собора жили матушки. Они пекли просфоры для собора и собирали
           сухарики — передачи для подвижников алма-атинских: отца Виктора, отца
           Тавриона. Отец Таврион, когда мой папа приехал в Алма-Ату, говорил ему, что
           он много лет, не посещая город, жил в горах и ел дикую картошку и траву.
           Тогда же я слышала об иеромонахах Серафиме и Феогносте, которые уже были
           расстреляны, за них там молились и считали их великими подвижниками
           Мы с матушками Рафаилой и Феодорой, по поручению о.Пахомия, пешком,
           с котомками, поднимались в горы на Медео, где по правой стороне ущелья
           находилась его пещера. В пещере у него была мука в жестяных баночках.
           Так мы шли с горы на гору, между елок, и вот добрались до одной елки. Корни
           ее лежали на земле, матушки их раздвинули, нашли там дверку и вошли в пещеру.
           В пещере пахло цвелью, в уголке был сделан из глины святой уголок и стояла
           картонная иконочка. Мы помолились, взяли там муку в жестяных баночках и
           пошли к отцу Виктору (Матвееву) — он жил на другой горе.
           Мы принесли ему сухарей. У отца Виктора был деревянный домик, сруб два метра
           на два. И что я запомнила: внутри домик был красный от клопов.
           Отец Виктор (вот старец был! на нем засаленная фетровая шляпа, одет в
           подрясничек, сверху плащ), завел нас в свою келью и сказал: "Ночуйте здесь и
           ни одного клопа не давите! Это тоже творение Божие!". В келье стоял керосин.
           Матушки натерли меня керосином (клопы керосина боятся), и я ночью все-таки
           спала, а они не спали. Отец Виктор ушел ночевать куда-то под елку. А утром
           пришел. Я слышу, он с кем-то разговаривает и думаю: "С кем он разговаривает?"
           А он приручил ворона, говорит ему: "Сейчас, сейчас тебе дам". А ворон ему
           отвечает с дерева: "Кар! Кар!". Я не знаю, был ли он монахом, но мы его
           называли "старец Виктор". Мы у него переночевали, он нас напоил чаем,
           поухаживал за нами, и мы отправились в город... "
      Аресты
        Семиреченская о., Верненский у., Аксайское ущелье 
        Год ареста 1935 
        День ареста 2 
        Месяц ареста 9 
        Странника Виктора арестовали ночью, в горах. В одно время с ним в городе арестовали
        Александру Нагибину. Немного позже арестовали в городе отца Пахомия Русина
        и других монахов и монахинь
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        28/01/1936 
        Обвинение "руководитель алма-атинской части к/р группы церковников" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ссылки в Казахстан 
        Групповое дело "Дело иеромонахов Макария (Ермоленко), Пахомия (Русина) и др. Казахстан, 1936г." 
        Из обвинения:
          "Задачи к/р группы монахов сводились к следующему:
             1). Переход на нелегальную ее деятельность.
             2). Проведение к/р религиозной работы среди верующих с целью срыва
                 мероприятий Советской власти в области колхозного строительства и
                 агитации против сов. власти...
          Руководителем алма-атинской части группы церковников был Матвеев Виктор Матвеевич.
           эта часть группы, обосновавшаяся в горах Аксая, развернула свою религиозную
           деятельность среди верующих Никольской церкви г.Алма-Аты.
           Пользуясь репутацией "прозорливого старца", Виктор привлекал к себе массу
           паломников-верующих, которые, несмотря на дальность расстояния (30км),
           систематически посещали тайные кельи монахов в мест.Аксай, приносили им
           продукты и участвовали в тайных богослужениях.
           Связь между "талгарской" и "аксайской" группами контрреволюционеров
           осуществлялась путем встречи руководителей Макария, Пахомия, Виктора, Антония
           в Алма-Ате на квартирах у монашек или в Никольской церкви. Пребывание
           участников группы в Алма-Ате тщательно конспирировалось...
           Кроме тайной деятельности, монахи вели систематическую а/с агитацию среди
           посещавших их верующих, распространяли провокационные слухи о войне, о
           скорой кончине мира, агитировали против колхозов...
           В июле 1935г. в горах Аксая в келье монаха Виктора обсуждался вопрос о
           неизбежности войны и скором падении Советской власти... "
      Места заключения
        Казахстан, г.Алма-Ата, тюрьма 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1936 
        Казахстан, г.Караганда 
        Год окончания 1936 
        Из Алма-Атинской тюрьмы старец Виктор был направлен в Караганду, оттуда
        в 1936г. переведен в Кзыл-Орду
        Казахстан, г.Кзыл-Орда, ИТЛ 
        Год начала 1936 
        Казахстан, Южно-Казахстанская о., Чаяновский р., пос.Орловка 
        Год окончания 1937 
        Находился в ссылке в пос.Орловка Южно-Казахстанской обл.
      Аресты
        Казахстан, Южно-Казахстанская о., Чаяновский р., пос.Орловка 
        Год ареста 1937 
        Месяц ареста 12 
        Был арестован в ссылке
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. 
        30/12/1937 
        Обвинение "участник контрреволюционной организации церковников, систематическая к/р деятельность, широкая связь с духовенством и верующими в к/р целях, принимал иеры для устройства келий в горах" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело контрреволюционной организации церковников Чаяновского р-на Южно-Казахстанской обл., 1937г." 
        Проходил по одному делу вместе со священниками Иоанном Мироновским и Владимиром Преображенским
        Из обвинительного заключения, вынесенного 30 декабря 1937г.:
           "УГБ НКВД Чаяновского района вскрыта группа церковников, являющаяся филиалом
           вскрытой и ликвидированной к/р организации церковников Южно-Казахстанского ОблУНКВД.
           К/р организация церковников возглавлялась епископами Иосифом Петровых, Кириллом
           Смирновым и Евгением Кобрановым с основным центром руководства, находящимся в Южном
           Казахстане.
           Вскрытая к/р группа церковников в Чаяновском районе устроила два нелегальных
           молитвенных дома, проводила нелегальные отправления религиозных обрядов, распространяла
           религиозные стихи"
    Кончина
      1937 
      День 31 
      Месяц 12 
      расстрел 
      Был расстрелян 31 декабря 1937г. вместе со священниками Иоанном
      Мироновским и Владимиром Преображенским в 24 часа.
      По сведениям [Зв1]: из Алма-Атинской тюрьмы старец Виктор был направлен
      Караганду, оттуда в 1936г. переведен в Кзыл-Орду и выброшен с борта самолета по
      дороге к месту ссылки
    Канонизация
      1
        Мученик Виктор Матвеев 
        Дата 11/08/1993 
        Кем канонизирован Синодальная комиссия при Московском Патриархате 
        Местночтимый святой Алма-Атинской епархии
      2
        Мученик Виктор Матвеев 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Алматинская епархия 
        Дни памяти
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Реабилитация
      1
        Дата 30/04/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Казахской ССР 
        По году репрессий 1936 
      2
        Дата 31/05/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Чимкентской обл. 
        По году репрессий 1937 
    Публикации ->
      1.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      2.Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.40–48,51–56,109,154–155,159.
    Заявители ->
      1. Королева Вера Викторовна (исследователь)
      Использованы материалы: Архив КНБ РК. Д.09995.
    Документы ->
      1. Архив КНБ по Южно-Казахстанской обл. Д.2041.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ