Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодИздания 1892
Дела ogl.16
    ( * ) Арсеньев Иван Васильевич 
    Год рождения 1862 
    День рождения 7 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Москва 
    протопресвитер 
    Специальность доктор церковной истории 
    Иван Арсеньев родился в Москве, в доме Ведловского, в дворянской семье тайного
    советника, инспектора казенных училищ Московского учебного округа Василия Сергеевича
    Арсеньева (1829–1915) и Натальи Юрьевны Арсеньевой (урожденной княжны Долгорукой (1830–1902)).
    Арсеньевы принадлежали к старинному дворянскому роду. Его прабабушка,
    — княгиня М.И.Долгорукая — происходила из купеческой старообрядческой семьи
    Апайщиковых, а дед его — князь Ю.А.Долгорукий — питал горячие симпатии
    к старообрядчеству. Эти обстоятельства предопределили интерес И.В.Арсеньева
    впоследствии к истории старообрядческого раскола.
    Наталья Юрьевна, воспитанная в духе истинного православия, очень чтила
    митрополита Филарета (Дроздова). Такое же благоговейное отношение к памяти
    святителя она передала и детям.
    У Ивана Арсеньева был брат Николай, сестры Елизавета, Мария, Надежда.
    Детство и отрочество Арсеньева прошли в Замоскворечье, куда семья переехала в 1864г.
    В Замоскворечье Арсеньевы поселились в доме купца Поземщикова на Б.Полянке, в
    приходе храма Успения в Казачьей слободе, где настоятельствовал протоиерей
    Александр Ильинский. Он стал домашним законоучителем Ивана Арсеньева.
    Первым духовником Ивана Арсеньева стал протоиерей Алексей Соколов, настоятель
    храма Симеона Столпника на Поварской.
    В начале 1873г. Арсеньевы вселились в новую квартиру в Левшинском переулке.
    В 1874г. его отец получил в Петербурге место члена Комиссии прошений, и семья
    переехала в Петербург.
    Весной 1874г. архиепископ Леонид (Краснопевков), узнав о заветном желании
    Ивана Арсеньева принять священнический сан, благословил его на этот путь.
    Осенью 1874г. Иван Арсеньев поступил в 3-тью Петербургскую гимназию и по результатом
    приемных экзаменов сразу был переведен во второй класс.
    Атмосфера, царившая в гимназии, произвела на него гнетущее впечатление.
    При попустительстве гимназического начальства старшие по возрасту издевались над
    новичками. Доставалось и Арсеньеву.
    Из воспоминаний протопресвитера Иоанна Арсеньева:
         "Помню, что отправляясь в гимназию, я начал надевать на грудь, под рубашку,
          изображение св.Троицы с особой, написанной мною тут же, молитвой о том,
          чтобы Господь защитил меня от злых мальчиков, и эту молитву я также
          носил на себе".
    Ввиду слабого здоровья, в 1875г. Иван Арсеньев с матерью выезжал за границу
    в Западную Европу для лечения.
    Весной 1878г. Иван Арсеньев перенес воспаление легких и тяжелую ангину и для
    закрепления результатов лечения снова поехал с матерью за границу "на воды".
    Тогда же его родители решили, что виду болезненности Арсеньева
    семинарский курс ему будет легче, чем гимназический и дали согласие
    на поступление в духовную семинарию.
    По возвращении из заграничной поездки, по совету врачей, считавших, что Ивану
    Арсеньеву необходимо сменить нездоровый петербургский климат, Иван Арсеньев
    с матерью, Натальей Юрьевной, поселились в Москве, в доме Розанова на Б.Спиридоновке.
    Там они прожили менее года.
    Затем Иван со своей матерью обосновались в доме Баженова на Б.Садовой.
    Отец Ивана Арсеньева, Василий Сергеевич Арсеньев вынужден был до выхода на пенсию
    оставаться в Петербурге.
    В Москве Иван Арсеньев получил домашнее образование
    Родство Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
       
      Священник Арсеньев Иван Васильевич 
       
      Протоиерей Арсеньев Иван Васильевич, тюремное фото 
       
      Протоиерей Арсеньев Иван Васильевич, 1912г. 
       
      Протоиерей Арсеньев Иван Васильевич (слева). Пасха 1925г. 
       
      Протоиерей Иоанн Арсеньев с отцом Василием Сергеевичем 
       
      Протоиерей Арсеньев Иван Васильевич с сыном Сергеем 
       
      Иерей Иоанн Арсеньев, 1891г. 
       
      Могила протопресвитера Иоанна Арсеньева на Даниловском кладбище г.Москвы 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1891г.] [1891-1894гг.] [1894-1911гг.] [1911-1923гг.] [с 1923г.] [1924-1926гг.] [1926-1930гг.]
      Образование
        Московская Духовная Семинария 
        Год поступления 1879 
        Месяц поступления 5 
        Год окончания 1884 
        действительный студент 
        В мае 1879г. Иван Арсеньев успешно сдал вступительные экзамены в Московскую
        Духовную Семинарию и был принят сразу во второй класс.
        В начале 20 века в России происходил отход части интеллигенции от Церкви.
        Ректор семинарии протоиерей Николай Благоразумов в своем слове на молебне
        перед началом учебного года выразил уверенность (имея в виду Арсеньева):
            "Светский человек, избравший для себя пастырскую карьеру, лучше всего может
             послужить сближению интеллигенции с Церковью".
        Эти слова были восприняты Арсеньевым как наставление на путь священнического
        служения: привлекать к церкви тех, кто от нее удалился.
        В Семинарии Иван Арсеньев близко сдружился с одноклассниками, которые впоследствии
        находились не на последних ролях в церковной жизни России: С.В.Страховым (настоятелем
        Троицкой в Вишняках церкви и духовным писателем), А.С.Парусниковым (настоятелем
        Климентовской на Пятницкой церкви), П.В.Гурьевым (управляющим канцелярией Св.Синода,
        членом Соборного Совета), А.В.Зверевым (преподавателем Московской, а затем Вифанской
        семинарии), А.Н.Соловьевым (главным справщиком синодальной типографии),
        и С.С.Никольским (адвокатом).
        Когда Иван Арсеньев переходил из пятого в шестой класс, он в виде исключения вместе
        с четыремя другими лучшими учениками семинарии, в числе которых были и его
        друзья Страхов, Соловьев и Парусников, был посвящен в стихарь.
        После этого стал выступать в различных храмах Москвы с проповедями.
        Ивана Арсеньева заинтересовала история церковного раскола. Для полемики
        со старообрядцами, еще будучи семинаристом, он написал книжку
        "О равночестном почитании св.Креста четвероконечного и осьмиконечного",
        вышедшую в свет в 1883г. в типографии Московского университета.
        Эта книга получила положительный отзыв от архимандрита Павла (Прусского),
        настоятеля московского Никольского единоверческого монастыря.
        Летом 1884г. Иван Арсеньев с отличием закончил семинарию.
        Семинарское начальство наметило послать его, в числе отличившихся,
        для дальнейшего обучения в Московскую Духовную Академию на казенный счет.
        Перед последним экзаменом Иван Арсеньев вновь заболел воспалением легких и,
        по настоянию врачей, вынужден был отказаться от поступления в Московскую Духовную
        Академию.
        Болезнь протекала тяжело и своим выздоровлением, как считал сам Иван Арсеньев,
        он был обязан молитвам св.Иоанна Кронштадтского:
            "Сначала о.Иоанн прочитал надо мной Евангелие об исцелении слуги сотника
             и когда дошел до слов Спасителя: "Аз пришел исцелить его!", то повторил
             их с особенной силою три раза. Затем он стал читать некоторые молитвы
             из чина елеосвящения и из других чинов, после чего благословил меня и сказал
             моим родителям..."Он будет здоров!".
             Мы были все так обрадованы и утешены, что посещение отца Иоанна пришлось
             вскоре после того, как я причастился Святых Христовых Таин. С этого времени
             мне стало гораздо лучше, так что вскоре наступил и кризис".
        По выздоровлении Иван Арсеньев вместе с матерью и сестрами Надеждой и Марией
        выехал за границу.
        Осень, зиму и весну они провели в Висбадене.
        Затем около месяца прожили в Крейцнахе.
        В июне 1885г. они возвратились на родину.
        Юношеские впечатления от знакомства с западной цивилизацией, религией и культурой
        во время поездок за границу в Западную Европу, во многом предопределили
        дальнейшие направления его научной деятельности как историка западных вероучений
        и способствовали формированию у него "идеи сближения разных христианских
        вероисповеданий"
        Московская Духовная Академия 
        Год поступления 1885 
        Месяц поступления 8 
        Год окончания 1889 
        Месяц окончания 6 
        кандидат богословия 
        В августе 1885г. Иван Арсеньев успешно сдал экзамены в МДА, поступив вторым по списку.
        Он избрал церковно-практическое отделение: там, кроме общеобязательных предметов
        читалась интересовавшая его история церковного раскола.
        Формированию Ивана Арсеньева как ученого-богослова способствовали лекции лучших
        представителей академической научной школы — В.Д.Кудрявцева, А.П.Лебедева,
        Е.Е.Голубинского, Д.Ф.Касицына, Н.И.Субботина, А.В.Мартынова, В.А.Соколова,
        А.П.Смирнова.
        На его взгляды большое влияние оказал также иеромонах Троице-Сергиевой Лавры
        Никон (Рождественский), будущий архиепископ, издатель "Троицких листков".
        Он часто приглашал Ивана Арсеньева на беседы в свою келью. По воспоминаниям
        Арсеньева:
            "Беседа чаще всего касалась современных церковных вопросов, и его суждения
             были всегда необыкновенно здравые и основные на строго церковных воззрениях
             в духе эпохи приснопамятного митрополита Филарета".
        В Академии Иван Арсеньев подготовил несколько семестровых сочинений, которые
        впоследствии были опубликованы.
        За эти сочинения он при окончании академического курса удостоился премии митрополита
        Макария.
        В июне 1889г. Иван Арсеньев третьим среди однокурсников окончил Духовную Академию.
        При окончании Духовной Академии он был утвержден в степени кандидата богословия
        и определен преподавателем в Вифанскую Духовную Семинарию
      Служение
        Московская губ., г.Сергиев Посад, Вифанская Духовная Семинария 
        Должность преподаватель, помощник инспектора семинарии 
        Год начала 1889 
        Год окончания 1891 
        В Вифанской Духовной Семинарии Иван Арсеньев служил преподавателем литургики,
        гомилетики и практического руководства для пастырей.
        Некоторое время он совмещал преподавание с исполнением должности помощника
        инспектора семинарии.
        В семинарии Иван Арсеньев поддерживал ровные отношения со всеми коллегами.
        Особенно он сдружился с семьями преподавателей А.А.Беляева и Н.П.Добронравова
        (впоследствии архиепископа, расстрелянного в 1918г.) и семьей семинарского
        духовника — священника Петра Херсонского.
        Во время его преподавания в Вифанской Духовной Семинарии его квартиру посетил
        архимандрит Антоний (Храповицкий), который, вероятно, хотел определить отношение
        Ивана Васильевича Арсеньева к принятию иноческого пострига. Впоследствии
        Арсеньев вспоминал:
            "По временам у меня возникала мысль о монашестве, но, с одной стороны, мои
             родители не сочувствовали тому, чтобы я стал иноком, а с другой — я и
             сам, испытывая себя, находил, что у меня едва ли было настоящее призвание
             иночеству, и боялся избрать этот нелегкий подвиг, не доверяя своим силам.
             Имея общительный характер, я находил, что призван скорее к жизни семейной,
             и на этот путь мои родители с радостью благословили меня".
        Родители же избрали ему невесту — преподавательницу женской классической
        гимназии Александру Васильевну Мартынову (племянницу епископа
        Алексия (Лаврова-Платонова).
        В марте 1891г. Арсеньев сделал ей предложение, и 28 апреля состоялась свадьба.
        Венчание совершил духовник Арсеньева протоиерей Александр Ильинский в домовой
        Александро-Невской церкви Сергиево-Посадской прогимназии.
        После женитьбы Арсеньев подал митрополиту Московскому Иоанникию (Рудневу) прошение
        о разрешении принять священнический сан, на что получил благоприятный ответ
      Рукоположение
        диакон 
        1891 
        День 30 
        Месяц 5 
        Место Московская губ., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия 
        Кто рукоположил епископ Можайский Александр (Светлаков) 
        иерей 
        1891 
        День 2 
        Месяц 6 
        Место Московская губ., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия 
        Кто рукоположил епископ Можайский Александр (Светлаков) 
      Служение
        Московская губ., г.Сергиев Посад, храм Вифанскай Духовной Семинарии 
        иерей 
        Должность преподаватель Вифанской Духовной Семинарии 
        Год начала 1891 
        Год окончания 1892 
        Служил ранние литургии в одном из храмов Вифанского монастыря, после чего
        направлялся на уроки в семинарию.
        12 января 1892г. получил свою первую церковную награду — набедренник
        Москва, домовый храм во имя мч.Андрея Стратилата при Московском Учительском институте на Большой Полянке 
        иерей 
        Должность законоучитель в Учительском институте 
        Год начала 1892 
        Год окончания 1894 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 7 
        В августе 1892г. о.Иоанн был назначен священником во вновь открытый домовый храм
        во имя мученика Андрея Стратилата при Московском Учительском институте на Большой
        Полянке.
        Одновременно занял в институте должность законоучителя
      Места проживания
        Москва, ул.Житная, дом купца Яковлева 
        Год начала 1892 
        Год окончания 1894 
        Месяц окончания 7 
        Учительский институт казенных квартирных денег преподавателям на жилье
        не выделял, поэтому о.Иоанн с женой на свои весьма скромные средства снимали
        небольшую квартиру в доме купца Яковлева на Житной улице в приходе храма
        Казанской Божией Матери у Калужских ворот
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1892 
        День 12 
        Месяц 1 
      Служение
        Москва, храм св.Великомученицы Екатерины при Екатерининском институте благородных девиц 
        иерей 
        Должность настоятель (с 06.09.1894г.), законоучитель 
        Год начала 1894 
        День начала 30 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1911 
        В 1894г. о.Иоанну было предложено занять должность законоучителя в Екатерининском женском
        институте благородных девиц, где предоставлялось казенное жилье, и он
        с радостью согласился.
        С 30 июля 1894г. он был назначен на должность законоучителя.
        6 сентября 1894г. о.Иоанн был поставлен настоятелем Екатерининской церкви.
        23 сентября 1894г. у Арсеньевых родился сын Сергей.
        Должность настоятеля и законоучителя требовали много времени и сил.
        Несмотря на это, о.Иоанн не оставлял занятия наукой.
        О.Арсеньев много писал и сотрудничал в журналах.
        В 1897–1898гг. были изданы подготовленные им:
          "Курс православного богословия (основного и догматического) для Педагогического
           класса (для первого его отделения) Московского училища ордена св.Екатерины",
          "Лекции по нравственному богословию для старшего отделения Педагогических курсов
           Московского училища ордена св.Екатерины".
        Его выступления на публичных богословских чтениях печатались в журналах
        "Московские церковные ведомости", "Богословский вестник", "Вера и Церковь",
        а также выходили отдельными брошюрами.
        В апреле 1897г. о.Иоанн успешно защитил в Московской Духовной Академии магистерскую
        диссертацию:
          "Ультрамонтанское движение в XIX столетии, до Ватиканского собора (1869–1970)
           включительно".
        С 1899г. о.Иоанн состоял членом московского Епархиального училищного Совета.
        Особо важной была деятельность о.Иоанна на посту товарища председателя
        Обществе любителей духовного просвещения (ОЛДП).
        В 1905г. во главе ОЛДП утвердились представители либерального духовенства,
        открыто выступившие в программой "церковного обновления".
        Лишь после избрания 14 ноября 1908г. председателем ОЛДП протоиерея Николая
        Извекова и его помощником — протоиерея о.Иоанна Арсеньева ОЛДП вернулось
        к прежней просветительской деятельности.
        (На этом посту о.Иоанн находился до 30 марта 1917г., когда на экстренном
        заседании ОЛДП, так же, как и о.Николай Извеков, он отказался от занимаемой
        должности)
      Награды
        золотой наперсный крест 
        Год награждения 1904 
      Рукоположение
        протоиерей 
        1911 
      Служение
        Москва, Екатерининский женский институт, храм при институте 
        протоиерей 
        Должность настоятель, законоучитель 
        Год начала 1911 
        Год окончания 1917 
        В 1909–1910гг. была издана (и переиздана с дополнениями в 1913г.)
        монография "От Карла Великого до реформации", с которой о.Иоанн вышел на соискание
        степени доктора церковной истории.
        Защита состоялась в марте 1914г. в Московской Духовной Академии. Совет Академии
        девятью голосами "за" и шестью "против" присудил ему степень доктора церковной
        истории. В этой работе о.Иоанн на богатейшем историческом материале показал
        механизм возникновения на Западе "протестных течений" богословской мысли, работа
        не утратила своей актуальности и в настоящее время [в начале 21 века] и рекомендуется
        для изучения в духовных учебных заведениях. В 2005г. она была переиздана издательством
        "Вече" под названием "Секты Европы. От Карла Великого до реформации".
        Октябрьский переворот о.Иоанн воспринял как наступление предсказанных в
        Священном Писании "последних времен".
        В конце 1917г. протоиерей Иоанн потерял места настоятеля церкви и законоучителя в Екатерининском
        женском институте, где он служил в течении 13-ти лет и казенную квартиру, из которой
        он был выселен вместе с семьей.
        15/28 января 1918г. о.Иоанн написал прошение Патриарху Тихону с просьбой дать ему другое
        назначение и был назначен настоятелем в храм Христа Спасителя в начале 1918г.
        вместо скончавшегося протоиерея Владимира Маркова
        Москва, храм Христа Спасителя 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1918 
        День начала 15 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1922 
        Служил настоятелем в храме Христа Спасителя с 15 января 1918г. Здесь же
        служил священником его брат Николай Арсеньев, принявший сан в 1900г.
        В 1921г. за богослужебные отличия о.Иоанн получил право служения Литургии с
        отверстыми Царскими Вратами.
        О.Иоанн являлся убежденным сторонником воссоединения Православной и Католической
        Церквей.
        30 июля 1921г. он направил Святейшему Патриарху Тихону докладную записку о
        необходимости соединения Католической и Православных Церквей:
             "Мы переживаем такие времена, каких наша православная Русь еще никогда
             не видала, несмотря на то, что ей уже неоднократно приходилось переживать
             много тяжелого, никогда еще безбожие и неверие не ополчались с такою силою
             и с таким ожесточением против Христовой истины, как в наши многоскорбные дни...
             Нам, христианам, нужно встретить уже недалекое, по-видимому, время Антихриста
             во всеоружии церковного единства, чтобы противопоставить наше истинное
             единство во Христе тому мнимому и богоборческому единству, к которому
             призывают нас современные слуги антихриста, — единству так называемого
             интернационала...
             Но предварительно необходимо с помощью самой беспристрастной критики
             проследить всю историю Церкви начиная с века апостольского и кончая эпохою
             разделения Церквей и, на основании такого обзора, прийти ко взаимному
             соглашению относительно того, в чем именно та или другая сторона могли бы
             сделать взаимные уступки, а в чем эти уступки делать нельзя...
             Начать с того, чтобы по временам устраивать между представителями обеих
             Церквей богословские собеседования, чему в настоящее время отчасти уже и
             положено начало и чему нельзя не порадоваться".
        С осени 1921г. о.Иоанн участвовал во встречах представителей православного
        и католического духовенства (русских католиков) и мирян, проходивших с осени
        1921 по март 1922г. на квартире священника Католической Церкви восточного обряда
        Владимира Абрикосова, на которых обсуждался вопрос соединения Церквей.
        На одной из таких встреч о.Иоанн выступил с рефератом
            "По поводу догмата о единстве Церкви",
        посвященном богословским аспектам этой проблемы.
        Он также, наряду с протоиереем Анатолием Орловым, вошел в организационную
        комиссию по выработке плана дальнейших собеседований и определения круга тем
        для обсуждения.
        Но эта комиссия к работе так и не приступила: в апреле 1922г. некоторые участники
        абрикосовских совещаний (в том числе о.Иоанн Арсеньев и о.Анатолий Орлов были
        арестованы по делу об изъятии церковных ценностей, а Владимир Абрикосов
        в сентябре того же, 1922г. вывезен за границу на известном "философском пароходе")
      Места проживания
        Москва, Лесной проезд (Саймоновский пер.), 5–1 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1922 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        День ареста 4 
        Месяц ареста 4 
        В марте — мае 1922 года ГПУ провело в Москве массовые аресты священнослужителей и мирян,
        которые стали обвиняемыми на сфабрикованных московских процессах: "процессе 54-х"
        и "процессе московских церковников" ("дело Хотовицкого").
        Та же участь постигла и о.Иоанна Арсеньева. Он был арестован органами ГПУ ночью
        с 3 на 4 апреля 1922г.
        Поводом для ареста послужили следующие события:
        После выхода декрета ВЦИК "О порядке изъятия церковных ценностей" председатель
        общины храма Христа Спасителя протопресвитер Александр Хотовицкий провел у себя
        на квартире три совещания членов совета, на котором обсуждались тезисы к намечавшемуся
        общему собранию прихожан. Суть их сводилась к тому, что необходимо выйти
        с ходатайством о предоставлении верующим права замены церковных ценностей
        равноценными не богослужебными предметами. К этим тезисам о.Александром был составлен
        "Проект обращения во ВЦИК". На двух первых совещаниях совета присутствовал и о.Иоанн.
        23 марта 1922г. в храме Христа Спасителя под председательством о.Иоанна Арсеньева
        прошло собрание прихожан, которое выработало резолюцию, носившую более резкий характер,
        нежели тезисы. Она состояла из пяти пунктов:
           1. Собрание прихожан...всей душой желает помочь голодающим всеми имеющимися
              у них средствами, но в то же время признает, что единственно приемлемая
              форма такой помощи — это свободный церковно-приходской комитет, который
              сам должен определить, чем именно помочь.
           2. Второе необходимое условие... это гарантия, что все, собранное комитетом
              не будет конфисковано, но действительно пойдет на нужды голодающего населения.
           3. Третье необходимое условие для такой помощи то, что правительство должно
              дать слово, в силу которого, по крайней мере в официальных органах печати
              (в "Известиях"), Церковь и ее верховный руководитель, святейший Патриарх,
              будут свободны от оскорблений.
           4. Собрание категорически высказывается против какой бы то ни было формы
              передачи церковного имущества и постановляет в замену этого имущества
              собрать добровольно жертвуемые ценности.
           5. Без соблюдения всех этих условий не может быть никакого духовного подъема,
              необходимого для жертвенного подвига".
        Составление этих документов (тезисов и резолюции) власти расценили как преступное
        контрреволюционное деяние
      Осуждения
        Московский Революционный Трибунал 
        13/12/1922 
        Обвинение "сопротивление изъятию церковных ценностей" 
        Статья ст.62,119 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет лишения свободы со строгой изоляцией, конфискацией имущества и поражением в правах на 3 года 
        Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (II этап), декабрь 1922г." 
        К ноябрю следствие по "делу Хотовицкого" завершилось.
        В ноябре-декабре 1922 года дело было передано суду
        Московского Ревтрибунала. О.Иоанн, как и другие 32 клирика, среди которых
        был о.Александр Хотовицкий, обвинялись в распространении воззвания Патриарха Тихона,
        в призыве к "массовому и открытому противодействию постановления ВЦИК" и т.п.
        Из обвинения о.Иоанна и других священнослужителей:
            "Состоя членами организации, называемой Православной иерархией,... вошли в
             преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и
             возглавляемое бывшим патриархом Тихоном с целью воспрепятствовать проведению
             в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей".
        Прокурор просил о применении к о.Иоанну высшей меры наказания — расстрела.
        Но суд не удовлетворил просьбу прокурора, и о.Иоанн был приговорен
        к 5 годам лишения свободы
      Места заключения
        Москва, комендатура ГПУ в Кисельном пер. 
        Год начала 1922 
        День начала 4 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1922 
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1922 
        Москва, Таганская тюрьма 
        Год окончания 1923 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 6 
        В феврале 1923г. кассационная Коллегия Верховного Трибунала при ВЦИК снизила срок
        наказания на одну треть.
        В июне 1923г. о.Иоанн был освобожден досрочно по постановлению Комиссии ВЦИК
        по разгрузке тюрем, не исключено, что благодаря ходатайству Политического
        Красного Креста
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1923 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 11 
        После освобождения вернуться на прежнее место служения — в Храм Христа Спасителя —
        о.Иоанн не мог: его захватили обновленцы.
        ВЦУ "живоцерковников" 6 июля 1922г. постановило:
            "...В связи с контрреволюционной агитацией, ведущейся около храма
             Христа Спасителя... считать причт храма виновным в допущении агитации и
             непринятии мер к прекращению таковой..."
        ВЦУ постановило уволить за штат Иоанна Арсеньева, Хотовицкого и ризничего храма
        Илию Зотикова.
        Вместо о.Иоанна Арсеньева настоятелем храма был поставлен обновленческий
        протопресвитер Владимир Красницкий.
        На свободе о.Иоанн провел меньше пяти месяцев
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1923 
        День ареста 13 
        Месяц ареста 11 
        В ночь на 13 ноября 1923г. на квартире о.Иоанна был произведен обыск.
        В числе других документов были изъяты:
         "Воззвание Священного собора Православной Русской Церкви к православному народу"
         от 27 января (9 февраля) 1918г. по поводу декрета о свободе совести и
         "Послание Святейшего Патриарха Тихона" от 19 января (1 февраля) 1918г.
        об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной.
        На следующий день после обыска о.Иоанн был вызван на допрос к начальнику
        4-го отделения секретного отдела ОГПУ и заключен во внутреннюю тюрьму на Лубянке
        О.Иоанн был арестован по так называемому делу русских католиков
        (дело А.И. Абрикосова и др.). По этому делу в конце 1923 — начале 1924гг.
        в Москве и Петрограде было арестовано 52 человека.
        Екатерина (Абрикосова) и сестры-доминиканки обвинялись в "преступных связях с
        Ватиканом и передаче за рубеж сведений о гонениях в России на верующих.
        Такие же обвинения были предъявлены и арестованным по этому делу православным
        священникам о.Иоанну Арсеньеву, протоиерею Анатолию Орлову — бывшему ректору
        Московской Духовной Академии и протоиерею Евгению Синадскому.
        Поводом для ареста послужило их участие во встречах представителей православного
        и католического духовенства (русских католиков) и мирян, проходивших
        ранее, с осени 1921 по март 1922г. на квартире Владимира Абрикосова
      Осуждения
        Комиссия НКВД по административным высылкам 
        22/02/1924 
        Приговор 2 года административной высылки, считая срок 22.02.1924г., с запрещением проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и Ростове-на-Дону и в Москов 
        14 ноября 1923г. следователь 4-го отделения ОГПУ предъявил о.Иоанну постановление
        о привлечении в качестве обвиняемого в "контрреволюционной деятельности",
        выразившейся в сношениях с заграницей, собрании и передаче туда сведений, служащих
        подрыву Соввласти".
        Доказать передачу за границу сведений чекистам не удалось.
        Поэтому 4 декабря 1923г. следователь вынес постановление о том, что Арсеньев
             "обвиняется в соучастии и распространении контрреволюционных воззваний
              Патриарха Тихона".
        Следственное дело было направлено в производство 6-го (церковного) отделения
        секретного отдела ОГПУ.
        Тюремное заключение негативно отразилось на здоровье о.Иоанна. Из диагноза
        тюремного врача:
              "Хронический бронхит и миокардит".
        Нет сомнения, что он подвергался жесткому моральному давлению на допросах.
        8 января 1924г. в газете "Известия" был опубликован циркуляр Наркомата юстиции
        N 254, в котором предписывалось рассматривать как уголовно наказуемое деяние
        "публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение
        тяжких государственных преступлений, в частности, гр.Белавина (Тихона)".
        Сводки ГПУ начала 1924 года свидетельствуют, что Святейший Патриарх Тихон в ответ
        на многочисленные вопросы о поминовении, дабы не подставлять под удар прихожан,
        давал указание не поминать или поминать "прикровенно".
        11 января 1924г. о.Иоанн обратился к Е.А.Тучкову с письменным заявлением об отказе
        впредь провозглашать за богослужениями имя Патриарха Тихона и о признании
        обновленческого Священного Синода "законной церковной властью, которой готов
        подчиняться". Свое решение он мотивировал ссылкой на циркуляр N 254.
        Вынужденное признание о.Иоанном обновленческого Синода было чисто формальным
        актом, впоследствии он никогда не служил в храмах, принадлежавших обновленцам.
        Заявление о.Иоанна вполне устроило чекистов.
        В тот же день, 11 января 1924г., сотрудница 6-го отделения Якимова вынесла
        заключение о прекращении следствия по делу Арсеньева
      Места заключения
        Москва, внутренняя тюрьма ГПУ на Лубянке 
        Год начала 1923 
        День начала 12 
        Месяц начала 11 
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год окончания 1924 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 1 
        30 января 1924г. он был освобожден под подписку о невыезде из Москвы.
        22 февраля 1924г. дело рассматривала Комиссия НКВД по административным высылкам,
        которая запретила о.Иоанну проживание в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове,
        Одессе и Ростове-на-Дону, а также в Московской губернии сроком на 2 года.
        О.Иоанн избрал местом проживания Тверь
      Рукоположение
        протопресвитер 
        1924 
        День 29 
        Месяц 2 
        Кто рукоположил святейший Патриарх Тихон (Белавин) 
        29 февраля 1924г. резолюцией Святейшего Патриарха Тихона о.Иоанн Арсеньев
        был возведен в сан протопресвитера
      Места проживания
        Тверь, Циммервальдская ул., 17 
        Год начала 1924 
        День начала 8 
        Месяц начала 3 
        В Тверь о.Иоанн прибыл 8 марта 1924г. вместе с женой.
        Сначала они проживали на Циммервальдской ул., потом переехали на
        ул.В.Бонч-Бруевич
        Тверь, ул.Веры Бонч-Бруевич, 3 
        Год окончания 1926 
        В Твери о. Иоанн должен был оставаться под контролем чекистов: вынужден был
        еженедельно ходить на регистрацию в Тверской отдел ГПУ, у него на квартире
        проводился обыск.
        Срок высылки истек 22 февраля 1926г., но только 8 июня 1926г. о.Иоанн был снят
        с учета административно высланных
      Служение
        Москва, церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот 
        протопресвитер 
        Должность второй священник 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1927 
        По возвращении в Москву в августе 1926г. на общеприходском собрании о.Иоанн был
        избран на место второго священника Казанской церкви у Калужских ворот и
        утвержден в этой должности епископом Серпуховским Алексием (Готовцевым).
        Он служил в Казанской церкви до закрытия храма в начале 1927г.
        После этого перешел в храм Иоанна Воина на Якиманке.
        Эти храмы никогда не принадлежали обновленцам
        Москва, храм Иоанна Воина на Якиманке 
        протопресвитер 
        Должность настоятель 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1930 
        Несмотря на то, что власти установили непомерный налог на церковное имущество
        и в случае неуплаты налагали штрафы, грозя настоятелю судом, а церкви — закрытием,
        о.Иоанн сразу после своего назначения в Иоанно-Воинский храм призывал верующих своего
        прихода и настоятелей ближайших церквей установить тарелки для сбора пожертвований
        на преподавателей духовных школ, попавших в разряд лишенцев
    Кончина
      1930 
      День 8 
      Месяц 9 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Даниловское кладбище, напротив северного входа в храм Святого Духа 
      Скончался 8 сентября 1930г. (Запись о смерти N 3272 от 09.09.1930г., составленная
      Замоскворецким отделом ЗАГС г.Москвы)
    Реабилитация
      Дата 22/04/1991 
      Кем реабилитирован Прокурор Московской о. 
      По году репрессий 1922 
    Труды
      1 книга "Старокатоличество и его отношение к православию" 
      1892 
      2 книга "Гармоническое сочетание между верой и знанием возможно только в истинном христианстве" 
      1897 
    Публикации 
      1 Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922гг. М., 1999. 
      С.120,122,123,126,127,133,139,142,144,145,154. 
      2 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1. СПБ.: П.П.Сойкин, [1913]. 2 т. Репр.: М., 1992. 
      С.235–236. 
      3 Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России/ Составитель И.И.Осипова// Церковно-исторический вестник. 1999. N 2–3. 
      С.153–154. 
      4 Арсеньев Иоанн, протопр. Мои воспоминания/ Протопресвитер Иоанн Арсеньев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 629с.:илл. 
      С.9–28. 
    Заявители 
      Романова Светлана Николаевна, сотрудник Фонда "Память Мучеников и исповедников РПЦ" 
      Использованы материалы: ГА РФ. Ф.10035. Д.П-53030.
    Документы 
      1 Архив УФСБ по Московской обл. Д.11013. 
      2 ЦА ФСБ РФ. Р-44124. 

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ