Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ЧинСвятости Преподобноисповедница схимонахиня Анна (Столярова) Дела osw.13 => osw.13 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом osw-130.jpg
Дела osw.130
    Зайцев Никифор Петрович 
    Фамилия Зайцев 
    Год рождения 1884 
    День рождения 23 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Московская губ., Рузский у., д.Пупки 
    певчий церковного хора, член церковного совета 
    Родился 23 марта 1884г. в семье крестьян Петра Константиновича и Марфы Созонтовны
    Зайцевых.
    Окончил сельскую школу, с детства тянулся к просвещению. Был начитан и трудолюбив.
    Имел крепкое крестьянское хозяйство.
    Во время Первой Мировой войны был призван в армию, служил в обозе
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Служение
        Московская губ., Рузский у. (Московская о., Рузский р.), с.Ивойлово, церковь Воскресения Словущего 
        Должность певчий церковного хора, член церковной двадцатки 
        Год окончания 1937 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 9 
        Вернувшись домой с войны, он снова занялся крестьянским хозяйством.
        Верующий человек и постоянный прихожанин храма Воскресения Словущего соседнего
        села Ивойлово, он состоял членом церковного совета и членом церковной двадцатки,
        пел на клиросе, был неизменным участником крестных ходов и молебнов, призывал
        и односельчан молиться Богу и ходить в церковь, не обращая внимания на гонения.
        Знавшие Никифора Петровича свидетельствовали о нем, что он был человеком
        глубоко церковным и безупречной нравственности, противником пьянства и
        безотказным помощником.
        Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она
        проводилась, все же вступил в колхоз.
        Он привык в своем хозяйстве к размеренной работе, рассчитанной на длинный
        крестьянский день, и был не согласен с требованиями "чрезвычайщины".
        По воспоминаниям, бывало, председатель колхоза начнет подгонять,
        но Никифор Петрович, как человек многоопытный, степенно на это ответит:
           "Ты сейчас только поработал, а мне целый день работать, и я так не смогу".
        В колхозе он никогда не начинал работать, не помолившись, что, естественно,
        не нравилось партийному начальству
      Места проживания
        Московская о., Рузский р., д.Пупки 
        Год окончания 1937 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 9 
      Аресты
        Московская о., Рузский р., д.Пупки 
        Год ареста 1937 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 9 
        23 сентября 1937г. Никифор Петрович был арестован и заключен в тюрьму в
        Волоколамске
      Осуждения
        тройка при УНКВД Московской обл. 
        11/11/1937 
        Обвинение "ярый церковник, контрреволюционная и антисоветская агитация, выступал против колхозов, контрреволюционная клевета" 
        Приговор 8 лет ИТЛ 
        Из показаний "свидетелей":
            "Зайцев, заговаривая о расстреле Тухачевского и других, говорил, что
             зря расстреливают:
                 "Смотрите, какое время — брат брата расстреливает"".
            "Летом 1937г. на собрании... в колхозе, Зайцев поднялся и крикнул:
                 "Грабят наяву, все забирают, а еще доказывают..."
             хлопнул дверью и ушел".
            "Зайцев против подписки на займы...".
            "Зайцев ярый религиозник, все время хлопочет о ремонте церкви, у себя дома
             в дни религиозных празднеств устраивает молебны и песнопения...
             во время религиозного праздника Пасхи уговаривал колхозников устроить
             шествие с иконами говоря им, что якобы "новая конституция разрешает
             делать это".
             В этом году при обсуждении вопроса об антирелигиозной пропаганде Зайцев
             заявил:
                 "Святое Писание — это истинная правда, а все остальное — антихристово
                  вранье".
             Зайцев поет на клиросе в церкви".
            "В своем доме Зайцев устроил целый иконостас и каждый вечер устраивает
             песнопение перед иконами, причем поет настолько громко, что его слышит
             вся улица.
             На колхозной работе Зайцев показал себя лодырем, редко выходит на работу,
             а когда выходит, так больше молитвы поет".
            "Зайцев является ярым церковником и первым ходатаем по церковным делам...
             Колхозникам говорит, что "нужно верить только Евангелию", а все, мол,
             остальное, в том числе и колхозы, — это "антихристовы дела".
             На госзаймы Зайцев никогда не подписывается, заявляя, что он "против помощи
             антихристу".
             Государственные поставки называет грабиловкой".
        Из протокола допроса:

          "— Следствие располагает данными, что вы имеете тесную связь со служителем
             религиозного культа... который часто посещает ваш дом; при встречах с
             ним ведете разговоры на политические темы...

           — Да, действительно, священник посещает мой дом — приходит в религиозные
             праздники с молебном, после молебна я устраивал для него чай...
             Вел я со священником разговоры, как обстоит дело у нас с уборкой урожая.
             Разговоров на политические темы я с ним никогда не вел.

           — ... Вы среди односельчан занимаетесь контрреволюционной и антисоветской
             агитацией...

           — Контрреволюционной и антисоветской агитацией я никогда не занимался.

           — ... Вы в июне 1937г. при проработке постановления правительства
            "О льготах колхозникам по зернопоставкам" выступили среди колхозников
             с гнусной контрреволюционной клеветой на партию и правительство и
             утверждали, что это постановление является обманом колхозников...

           — Таких слов я не говорил... Сейчас в Советском Союзе... клевещут
             из-за пустяков на людей. По моим убеждениям, такое зло развелось потому,
             что не стало христианской веры, молодежь не воспитывается в духе
             христианского учения о морали.

           — ... Вы в своих разговорах с колхозниками поддерживали известных
             контрреволюционеров...

           — Мои личные убеждения по этому вопросу таковы: эти люди были умными людьми,
             но они сделали дурно, что вместо пропаганды своих идей пошли на измену.
             Если бы они не изменили, а пропагандировали свои идеи, я приветствовал бы их.
             Я не согласен также с тем, что их расстреляли, и считаю это жестокой карой.

           — ... Вы выступаете против колхозов и называете их антихристовым предприятием.

           — Колхозы вещь хорошая, но народ не подготовлен к общественной работе,
             и потому в колхозах нет согласованности в работе. Я еще в период
             коллективизации предлагал не торопиться..., а сперва создать показательные
             колхозы, чтобы люди убедились в их преимуществах, и потом уже строить
             колхозы в массовом порядке.

           — Следствие располагает данными, что Вы выступаете против государственных
             поставок, называя их грабиловкой...

           — Нет, я против государственных поставок не выступал.

           — ... Вы выступаете против государственных займов...

           — Нет, против государственных займов я не выступал.

           — ...Вы ходатайствовали о разрешении священнику хождения с иконами по домам
             граждан в дни религиозного праздника Пасхи и подговаривали на это колхозников.

           — Мне священник объяснил, что сейчас в конституции сказано, что мы имеем
             право устраивать шествие с иконами без всяких разрешений местной власти...
             Священник ходил по деревне с Евангелием и крестом. Он мне показал книгу и
             говорит:
               "Вот я на всякий случай в кармане ношу Конституцию, чтобы при придирках
                сельсовета показать им ту графу, в которой разрешается совершать эти обряды".

           — Кто еще кроме Вас придерживается ваших взглядов в вашем селе?

           — Моих взглядов придерживается моя жена Мария Игнатьевна. У меня дома часто
             бывает священник, и мы с ним ведем разговоры на религиозные темы.
             Я сам состоял членом церковного совета и пел на клиросе.

           — На какие темы Вы вели разговоры со священником?

           — Мы разговоры вели только на религиозные темы".
        На этом следствие было закончено, и Никифора Петровича перевели в Таганскую
        тюрьму в Москве.
        11 ноября 1937г. тройка НКВД приговорила его к 8 годам заключения в ИТЛ
      Места заключения
        Московская о., г.Волоколамск, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 23 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        Москва, Таганская тюрьма 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1937 
        Белбалтлаг, ст.Медвежьегорск 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1941 
        Месяц окончания 7 
        Никифор Петрович был отправлен на Беломорско-Балтийский канал на ст.Медвежьегорск.
        После того как работы здесь стали сворачиваться, Никифор Петрович был отправлен
        в Каргопольлаг
        Архангельская о., Каргопольлаг 
        Год начала 1941 
        День начала 28 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1942 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 5 
        В Каргопольлаг он прибыл 28 июля 1941г.
        В лагере плел рыболовные сети
    Кончина
      1942 
      День 21 
      Месяц 5 
      умер в заключении 
      Место Архангельская о., Каргопольлаг 
      Скончался в Каргопольлаге и погребен в безвестной могиле
    Канонизация
      Мученик Никифор Зайцев 
      Дата 26/12/2006 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 26 декабря 2006г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        Собор новомучеников и исповедников Российских 
        Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
    Публикации ->
    Документы ->
      1. Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ