Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела o01.102 Фотографии 1 Фотоальбом Фотоальбом o01-72c.jpg Дела
o01.72 => o01.72 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Владимир, Троицкая церковь 
    диакон 
    Год начала 1925 
    Год окончания 1930 
    Из материалов дела: "Троицкая церковь — фактически женский монастырь".

    О.Иосиф помогал сосланным архиереям: епископу Афанасию (Сахарову), архиепископу Николаю
    (Добронравову) и др. Во время заключения владыки Афанасия о.Иосиф переехал на
    квартиру епископа Афанасия, заботился о его старой матери, за доброту и
    искреннюю любовь она называла его вторым сыном.
    Из материалов дела:
    "Содержал мать епископа Афанасия (Сахарова) после его ссылки, которому и другим,
    ему подобным, организовал помощь и через монашек, и через имеющуюся у него
    на этот счет специальную кассу. Потапов имел специальную кружку для помощи ссыльным в
    разные места, в частности находящимся в ссылке архиепископу Николаю, епископу
    Афанасию (Сахарову) и др."

    Из показаний о.Иосифа на допросе (1931г.):
    "Помощь эта выражалась в сборе и отсылке продовольствия, которое приносили
    верующие в церковь с просьбой передать владыке Афанасию или епископу Николаю.
    Заносят верующие посылки для ссыльных и ко мне на квартиру. Кроме продовольственных
    посылок, я посылал и денежные переводы... В квартире у меня находится касса
    епископа Афанасия, которая состоит отчасти из средств, оставшихся после
    смерти его матери (умерла 29.11.1930г.), отчасти из пожертвований верующих.
    В пользу архиепископа Николая я также получал от верующих деньги, но в меньшем
    размере. До смерти матери епископа Афанасия деньги архиепископу Николаю
    собирала она, а я писал письма и слал переводы. После ее смерти получаемые
    пожертвования в пользу архиепископа Николая и епископа Афанасия я клал в одну кассу.
    Фамилий верующих, жертвовавших мне в помощь епископа Афанасия и архиепископа
    Николая я не помню и даже совершенно не знаю".

    Из материалов дела:
    "С епископом Афанасием диакон Потапов имел письменную связь через свою жену.
    В письмах от него он получает установки, как вести службу, кого поминать и
    исполняет его поручения. Эти установки Потаповым и Жабинским
    проводились в жизнь: Троицкая церковь превращена в монастырь, с выполнением
    всяких монастырских правил служения и поминания церковных чинов и, в частности,
    поминают "святую обитель сию", князей, царей и цариц, архиепископа Николая, епископа
    Афанасия, мать игумению Олимпиаду с сестрами". По показаниям свидетелей, в Троицкой церкви
    Жабинским и Потаповым за богослужением читалась молитва: "Вразуми, Господи,
    губящих Церковь Божию и разлагающих ее". Непримиримость к Соввласти
    Потапова, Жабинского и Устинова подтверждается их отрицательным отношением к
    распоряжению митрополита Сергия "О поминовении властей".

    Вместе с Устиновым и Жабинским Потапов 1928–1929гг. был запрещен в служении
    и также как и первые два, до сих пор остался ярым антисергиевцем.
    Потапов, Жабинский и адм. высланный Смирнов собирались в квартире старой девы
    Воиновой Евгении, (где сначала жила семья Потапова, а после расстрела Лебедева
    Потапов уехал). Эти сборища устраивались, преимущественно, по вечерам и
    проводились в а/с беседах о положении церкви и церковного управления в настоящее
    время.
    Говоря в момент сборищ о церковных делах, Потапов, будучи настроен против
    митрополита Сергия, говорил:
    "Задача Советской власти — уничтожить религию. Если бы Советская
    власть не пыталась бы уничтожить религию, ей было бы лучше... Советская власть
    церкви закрывает, духовенство высылает, чем создает недовольство верующих и
    духовенства...".

    Аналогично вела себя и жена Потапова, которая при встрече со
    своими знакомыми всегда ругает Советскую власть за то, что она не дает житья
    людям, морит голодом и т.п.
    Вне сборищ Потапов вел себя скрыто и разговаривал только с людьми, которым
    можно доверять.
    После перехода Троицкой церкви к обновленцам о.Иосиф стал
    служить в Никитской церкви

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ