Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела o01.102 Фотографии 1 Фотоальбом Фотоальбом o01-72c.jpg Дела
o01.72 => o01.72 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Владимир, Троицкая церковь 
      диакон 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1930 
      Из материалов дела: "Троицкая церковь — фактически женский монастырь".
      О.Иосиф помогал сосланным архиереям: епископу Афанасию (Сахарову), архиепископу Николаю
      (Добронравову) и др. Во время заключения владыки Афанасия о.Иосиф переехал на
      квартиру епископа Афанасия, заботился о его старой матери, за доброту и
      искреннюю любовь она называла его вторым сыном.
      Из материалов дела:
      "Содержал мать епископа Афанасия (Сахарова) после его ссылки, которому и другим,
      ему подобным, организовал помощь и через монашек, и через имеющуюся у него
      на этот счет специальную кассу. Потапов имел специальную кружку для помощи ссыльным в
      разные места, в частности находящимся в ссылке архиепископу Николаю, епископу
      Афанасию (Сахарову) и др."

      Из показаний о.Иосифа на допросе (1931г.):
      "Помощь эта выражалась в сборе и отсылке продовольствия, которое приносили
      верующие в церковь с просьбой передать владыке Афанасию или епископу Николаю.
      Заносят верующие посылки для ссыльных и ко мне на квартиру. Кроме продовольственных
      посылок, я посылал и денежные переводы... В квартире у меня находится касса
      епископа Афанасия, которая состоит отчасти из средств, оставшихся после
      смерти его матери (умерла 29.11.1930г.), отчасти из пожертвований верующих.
      В пользу архиепископа Николая я также получал от верующих деньги, но в меньшем
      размере. До смерти матери епископа Афанасия деньги архиепископу Николаю
      собирала она, а я писал письма и слал переводы. После ее смерти получаемые
      пожертвования в пользу архиепископа Николая и епископа Афанасия я клал в одну кассу.
      Фамилий верующих, жертвовавших мне в помощь епископа Афанасия и архиепископа
      Николая я не помню и даже совершенно не знаю".

      Из материалов дела:
      "С епископом Афанасием диакон Потапов имел письменную связь через свою жену.
      В письмах от него он получает установки, как вести службу, кого поминать и
      исполняет его поручения. Эти установки Потаповым и Жабинским
      проводились в жизнь: Троицкая церковь превращена в монастырь, с выполнением
      всяких монастырских правил служения и поминания церковных чинов и, в частности,
      поминают "святую обитель сию", князей, царей и цариц, архиепископа Николая, епископа
      Афанасия, мать игумению Олимпиаду с сестрами". По показаниям свидетелей, в Троицкой церкви
      Жабинским и Потаповым за богослужением читалась молитва: "Вразуми, Господи,
      губящих Церковь Божию и разлагающих ее". Непримиримость к Соввласти
      Потапова, Жабинского и Устинова подтверждается их отрицательным отношением к
      распоряжению митрополита Сергия "О поминовении властей".
      Вместе с Устиновым и Жабинским Потапов 1928–1929гг. был запрещен в служении
      и также как и первые два, до сих пор остался ярым антисергиевцем.
      Потапов, Жабинский и адм. высланный Смирнов собирались в квартире старой девы
      Воиновой Евгении, (где сначала жила семья Потапова, а после расстрела Лебедева
      Потапов уехал). Эти сборища устраивались, преимущественно, по вечерам и
      проводились в а/с беседах о положении церкви и церковного управления в настоящее
      время.
      Говоря в момент сборищ о церковных делах, Потапов, будучи настроен против
      митрополита Сергия, говорил:
      "Задача Советской власти — уничтожить религию. Если бы Советская
      власть не пыталась бы уничтожить религию, ей было бы лучше... Советская власть
      церкви закрывает, духовенство высылает, чем создает недовольство верующих и
      духовенства...".

      Аналогично вела себя и жена Потапова, которая при встрече со
      своими знакомыми всегда ругает Советскую власть за то, что она не дает житья
      людям, морит голодом и т.п.
      Вне сборищ Потапов вел себя скрыто и разговаривал только с людьми, которым
      можно доверять.
      После перехода Троицкой церкви к обновленцам о.Иосиф стал
      служить в Никитской церкви
       
    Места проживания 
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[3] [4] [5] [6] [7] [8]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ