Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 2005
Дела ola.210
    Шмаин Илья Хананович 
    Год рождения 1930 
    День рождения 20 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Одесса 
    протоиерей 
    Родился в еврейской семье кинорежиссера Ханана Моисеевича Шмаина. Мать его Лия
    была преподавателем и переводчиком.
    Учился в школе в Москве
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1954г.] [1954-1963гг.] [1963-1980гг.] [до 1983г.] [до 1983г.]
      Образование
        Московский университет, механико-математический факультет, экстернат 
        Год окончания 1948 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1949 
        День ареста 19 
        Месяц ареста 1 
        Еще в 1946г., в 9 классе школы Илья Шмаин начал посещать вместе с
        друзьями-одноклассниками кружок Кузьмы — такое прозвище было у Анатолия Ивановича
        Бахтырева (1928–1968). Он был душой и лидером молодежной компании.
        В то время Илья был еще не крещенным.
        Участники кружка занимались литературой, поэзией, философией, духовно-религиозными
        Молодежная компания, роившаяся вокруг Кузьмы, имела литературный, философский
        поисками. Молодые люди были далеки от политики, интерес к ней был минимизирован.
        По воспоминаниям о.Илии:
           "Философия, литература, религия — вот что их интересовало больше всего.
            Главное для нас было, — продолжает отец Илья, — сохранить свободу мыслей:
            мы мыслим так, как хотим, а не иначе и не потому, что на нас влияют... ".
        На занятиях кружка, происходивших на квартире Бахтырева каждую субботу, Илья Шмаин
        познакомился со своей будущей женой — Марией Житомирской, дочерью Валентина
        Константиновича Житомирского, известного ученого и переводчика.
        Органы госбезопасности давно "пасли" эту молодежную группу с помощью
        внедренного в нее осведомителя Феликса Карелина.
        По воспоминаниям матушки Марии Валентиновны, Карелин преднамеренно организовал
        три субботних обсуждения — не в доме Кузьмы, а в заросшем парке, где, как оказалось,
        за кустами сидел второй агент. Карелин специально навел разговор на темы,
        которых раньше не касались — например, на постановление ЦК партии о журналах
        "Звезда" и "Ленинград" 1947г. (в котором осуждались А.Ахматова и М.Зощенко),
        на лысенковский погром биологии (генетики — "вейсманизма-морганизма") и на
        нелепость раздельного обучения в школах (но ребята не подозревали, что по этому
        поводу были особые постановления ЦК партии...
        Потом все эти темы наряду с другими превратились в пункты обвинения.
        Было состряпано дело об "антисоветчиках, посмевших восстать против партии,
        правительства, советской власти.
        Участники кружка были арестованы и заключены в Лефортовскую, потом в Лубянскую
        тюрьму.
        (Феликс Карелин сначала всех выдал, а потом предупредил Кузьму о предстоящем
        аресте. И сам был арестован в конце января 1949 года)
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        ././1949 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 8 лет ИТЛ 
        Групповое дело "дело Кузьмича (Бахтырева А.И.). Москва, 1949г." 
        Следствие продолжалось 9 месяцев. По делу проходило 7 человек.
        "Политическое дело Кузьмы" и его друзей от начала до конца было сфабриковано МГБ.
      Места заключения
        Москва, Лефортовская тюрьма 
        Год начала 1949 
        Находился в Лефортовской тюрьме во время следствия
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Вятлаг НКВД, Кайский р., ж.д. ст.Фосфатная-Сорта 
        Год начала 1949 
        Год окончания 1954 
        Будущий отец Илья пробыл в Вятлаге шесть лет. Работал на лесоповале
        В том же лагере сидели участник кружка и одноклассник Илии Евгений Федоров
        (впоследствии — писатель), И.Мазус, поэт Борис Чичибабин и др.
        Илья Шмаин в лагере положил на музыку многие стихи Бориса Чичибабина.
        В лагере Илью Шмаина навещала его невеста Мария Житомирская.
        После смерти Сталина родители осужденных по делу подали кассационную жалобу.
        2 октября 1954г., после кассационной жалобы и переследствия (повторное
        следствие, допросы, опять следственные тюрьмы — Лубянка, Лефортовская)
        с группы Кузьмы были сняты все политические обвинения. Все ее члены,
        в т.ч. Илья Шмаин, были реабилитированы и вернулись в Москву
      Образование
        МГУ, механико-математический факультет, заочное отделение 
        Год поступления 1954 
        Сначала Илью Шмаина не принимали в высшие учебные заведения, — как он вспоминал,
        "всюду были одни отказы". Но в конце концов с трудом зачислили на заочное
        отделение механико-математического факультета МГУ.
        24 декабря 1954г. он женился на Марии Валентиновне Житомирской.
        Из его воспоминаний:
            "Нам всем, вернувшимся из лагеря, было очень трудно входить в новую жизнь.
             Я учился и трудился на заводе, на тяжёлой физической работе.
             И если бы не Маша — а я уже был женат) наверное, бросил бы университет..."
      Места проживания
        Москва, Зубовская пл. 
        Год начала 1954 
        Год окончания 1963 
        После окончания МГУ Илья Шмаин работал в научных институтах как специалист
        в области математической логики и программирования.
        Его жена Мария Валентиновна занималась археологией, историей Древней Руси.
        Из воспоминаний о.Илии:
           "Между тем продолжалась моя духовная работа. О религии я думал и в лагере.
            А после лагеря было ощущение, что заключение принесло мне большую пользу,
            как это ни странно звучит — ведь раньше я был просто интеллигентный —
            даже не юноша, а подросток. Еще не сформировался... А теперь почувствовал,
            что смогу заговорить с любым человеком на улице, в трамвае, где угодно.
            И мы поймем друг друга, будем беседовать, как близкие люди.
            У меня изменилось отношение к людям, и они мне становились все ближе и
            роднее... Евангелие я прочитал еще до ареста, но по-настоящему осмыслил
            значительно позже. Почва была в основном подготовлена.
            Тем не менее прошло еще несколько лет, и в 63-м году я крестился в церкви
            Иоанна Воина на Якиманке. Моим крестным был Евгений Борисович Федоров...
            И крестили меня в Великий Четверг, накануне Пасхи.
            Понятия о Великом Четверге у меня еще не было, но мне хотелось
            на Пасху уже стать членом Церкви... "
      Служение
        Московская о. 
        Должность певчий церковного хора, псаломщик 
        Год начала 1963 
        Год окончания 1975 
        Приняв крещение, Илья Шмаин с тех пор стал стремительно воцерковляться сам
        и воцерковил множество людей.
        Духовником его был о.Владимир Смирнов клирик храма св.пророка Илии ("Обыденного").
        Большое влияние на Илью оказал также о.Николай Ведерников, у которого он служил
        псаломщиком в одном из подмосковных храмов.
        Из воспоминаний о.Илии:
           "Крещение произвело на меня очень сильное впечатление, и постепенно
            я стал входить в церковную жизнь, петь в церковном хоре, потом читать псалмы...
            Очень на меня повлиял замечательный батюшка — протоиерей Владимир Смирнов
            (отбывший ссылку в 1930-е годы) и служивший в церкви Ильи "Обыденного".
            А потом всей профессиональной, регентской и певческой службе меня обучал
            отец Николай Ведерников, тоже удивительный священник, композитор, музыкант.
            Был даже членом Союза композиторов. У него есть и духовная музыка
            ("Литургия","Всенощная"), и классическая...
            О.Николай Ведерников... обучил церковному пению всю Москву — всех,
            поющих в храмах... Сейчас служит в церкви Иоанна Воина на Якиманке...
            И я все больше и больше входил в церковную жизнь.
            Но когда начался "диссиданс" (так слегка иронично некоторые интеллигенты
            называли диссидентское движение в 60-е годы)
            и многие мои друзья оказались в нем, я старался в этом не участвовать,
            считая, что людей губят зря, а ничего не меняется.
            Хотя я и сам подписал несколько писем в защиту невинно осужденных.
            Сколько мог, я поворачивал людей к Церкви, видел в этом свое назначение...".
        С 1970г. Илья Шмаин тайно вел богословский семинар на дому.
        Глубокое влияние на Илью Шмаина оказали тайные встречи с приезжавшим в Москву
        митрополитом Антонием (Сурожским).
        Из воспоминаний жены о.Илии, Марии Валентиновны:
           "Отец Николай Ведерников — родственник владыки Сурожского Антония
            по скрябинской линии (мать владыки — сестра композитора А.Н.Скрябина).
            Когда владыка приезжал в Москву, он приходил к отцу Николаю и устраивал
            тайные беседы для молодежи.
            Отец Николай и матушка Нина очень рисковали по тем временам.
            У них мы и познакомились с владыкой в 1971 году.
            Незабываемо было первое впечатление...
            Беседы были необыкновенные. Молодежь с жадностью спрашивала владыку
            обо всем на свете...
            Для нас эти беседы были выходом в новый мир, соприкосновением с
            высоким, духовным, Божественным. В общем, я могу с
            уверенностью сказать, что самый значительный человек из тех, кого я знала
            за мою долгую жизнь, — это владыка Сурожский Антоний".
        Участвуя в тайных встречах с приезжавшим в Москву митрополитом
        Антонием (Сурожским), Илья Шмаин распространял его проповеди.
        Вокруг Ильи Шмаина постоянно была группа молодых людей, многие из которых
        впоследствии стали священниками.
        Он мечтал о рукоположении, но в СССР это было очень трудно для
        для человека с высшим образованием и с его биографией.
        После безуспешных попыток принять священство, Илья Шмаин с семьей
        эмигрировал в Израиль.
        Из беседы с о.Илией в 2004г.:
          "Было очень тяжелое душевное состояние. Казалось, что все безнадежно.
           Когда нам прислали вызов, в семье начались беспокойство и душевный разлом:
           ехать ? не ехать? Это было мучительно и продолжалось несколько лет...
           Матушка Мария уезжать не хотела. Она любила свою работу археолога,
           была специалистом по Древней Руси..."
      Места проживания
        Израиль, г.Иерусалим 
        Год начала 1975 
        Год окончания 1980 
        Из воспоминаний о.Илии:
           "В Иерусалиме мы немедленно связались с греческой церковью, и отец Мелитон,
            — сейчас большое лицо в Элладской Церкви, — отслужил для нас службу...
            Я стал работать программистом, но в свободное время мы часто посещали
            храмы Греческой Патриархии".
        Матушка Мария стала работать в Археологическом музее реставратором древностей
        Из воспоминаний матушки Марии:
           "Когда в 1975-м уехали в Иерусалим... что и говорить? была и неустроенность,
            и тоска по России, по друзьям, даже по снегу... "
      Образование
        Богословский институт св.Сергия (в Париже), заочное отделение 
        Год поступления 1980 
        Год окончания 1980 
        Из воспоминаний о.Илии:
           "В 1980 году мы с семьей уехали в Париж, где меня приняли
            в Богословский институт святого Сергия на заочное отделение.
            Там я прошел краткий курс для рукоположения.
            И меня, опять же в Великий Четверг, рукоположили в диаконы, а в понедельник
            Св.Пасхи в священники"
      Рукоположение
        иерей 
        1980 
        Место Париж 
        Кто рукоположил архиепископ Георгий (Тарасов) 
        О.Илия стал священником Западно-Европейской Русской архиепископии юрисдикции
        Вселенского патриархата
      Служение
        Франция, г.Бюсси, церковь женского Покровского монастыря 
        иерей 
        Год начала 1980 
        Год окончания 1980 
        После рукоположения отец Илия должен был отслужить 50 Литургий,
        что и исполнил в женском Покровском монастыре Константинопольского Патриархата
        в маленьком французском городке Бюсси
      Образование
        Иерусалимская французская библейская школа, заочное отделение 
        Год поступления 1980 
        Вернувшись с семьей в Иерусалим уже в качестве священника (о.Илья получил
        долгосрочный канонический отпуск), учился — опять заочно — в Иерусалимской
        французской библейской школе
      Служение
        Израиль, г.Иерусалим, храм Гроба Господня 
        иерей 
        Год начала 1980 
        Год окончания 1983 
        Живя в Израиле, о.Илия стал единственным в истории этой страны православным
        женатым священником — членом Святогробского братства: в ночь на воскресенье он
        служил литургию на Гробе Господнем.
        В будни, тоже по ночам, о.Илия тайно служил в одной из православных церквей старого
        Иерусалима для небольшой общины евреев-христиан — выходцев из России.
        Днем он продолжал научную работу в качестве программиста.
        Из статьи И.Шульженко "Одиссея, сага, житие отца Илии" (газета "Крестное
        знамение", ноябрь 2004):
            "Свой храм они нашли в арабском районе, совершенно загрязненный. Когда
             несколько человек пришли с ведрами и тряпками, то под многими иконами
             обнаружилась металлическая табличка: "Дар великой княгини Елизаветы
             Федоровны" — как раз тогда она была прославлена; такие же маленькие
             пометы были на утвари в алтаре? Узнав об их выборе, владыка Диодор
             (Патриарх Иерусалимской Православной Церкви) спросил, сколько, мол,
             вас человек. "50", — ответил отец Илья. Владыка все понял
             (что их было всего человек 15–20) и протянул ключи от храма со словами:
             "Пусть вас будет пятьдесят тысяч!"
        Из воспоминаний его дочери Анны Ильиничны:
            "О.Илия служил ночью по субботам у Гроба Господня. Но, чтобы кормить семью,
             продолжал работать программистом в научно-исследовательском институте
             Вейцмана в городе Реховоте, куда каждый день ездил из Иерусалима на автобусе.
             С высоких гор спускался в долину. А вечером возвращался и еще успевал
             беседовать и заниматься с местной молодежью. Были случаи, когда, устав
             до изнеможения, засыпал — головой в тарелке с супом".
        В 1983г. о.Илия с семьей переехал во Францию
        Франция, г.Париж, предместье Аньер, храм Всемилостивого Спаса 
        священник 
        Год начала 1983 
        Год окончания 1990 
        Франция, г.Париж, Успенская церковь на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа 
        священник 
        Год начала 1990 
        Год окончания 1997 
        В Париже Шмаины жили 14 лет. О.Илия служил в церкви на русском кладбище.
        По словам матушки Марии, в Париже они "ощущали глубокое духовное одиночество":
           "Вы не представляете, как это страшно, когда выносится Чаша, а к ней никто
            не идет?" (из беседы матушки Марии с И.Шульженко).
           "Эмигранты всех трех волн переходили в мир иной под его негромкий,
            мягкий голос" (из статьи И.Мазуса).
        В это время продолжались редкие встречи о.Илии с владыкой Антонием, короткие
        звонки владыки. Вся семья о.Илии приезжала в Лондон, где владыка Антоний
        венчал их старшую дочь Анну с Кириллом Великановым.
        Из воспоминаний поэтессы Ольги Седаковой, познакомившейся с о.Илией в Париже:
           "При личной встрече ее особенно впечатлила кротость и непосредственность
            священника: он всегда отметал отношение к себе как к "духовному начальству"..."
        Уже с начала 1990-х годов о.Илия предпринимал неоднократные попытки вернуться
        в Россию, куда его жена и дети переехали уже в 1993г. Лишь в 1997г. удалось
        добиться соглашения между Западно-Европейской архиепископией и Московским
        Патриархатом о переходе о.Илии под юрисдикцию последнего
        Из рассказа о.Илии:
            "Когда появилась возможность ездить сюда, свой отпуск я всегда проводил в
             России. Перед окончательным возвращением поехал на большой срок, виделся со
             Святейшим Патриархом Алексием II, и было решение о принятии меня в
             Русскую Церковь. В 97-м году мы вернулись"
        Москва, церковь свв. апп. первоверховных Петра и Павла у Яузских ворот 
        протоиерей 
        Год начала 1997 
        Год окончания 2005 
        В 1997г. Патриарх Алексий II благословил о.Илию служить в храме Петра и Павла
        у Яузских ворот, куда к нему приходило множество людей.
        В 2001г. он смертельно заболел, но продолжал служить до последних дней.
        Последнее общественное богослужение он совершил за 2 месяца до кончины — это
        была панихида по узникам лагерей у Соловецкого камня на Лубянке.
        О.Илия занимался и богословскими исследованиями — осталась незаконченной
        его книга "Толкование псалмов"
      Места проживания
        Калужская о., г.Таруса 
        Год окончания 2005 
        В связи с болезнью последнее время жизни о.Илия вынужден был брать долгие
        отпуска и жить в г.Тарусе.
        Из беседы с о.Илией Т.Мельниковой, автора книги "Таруса, 101 километр":
          "— Видимо, с Тарусой ваша семья связана давно?
           — Да. И мы, и наша дочь Аня очень привязаны к Тарусе. Аня выросла здесь,
              с 1956 года каждое лето жила у бабушки, матери моей жены.
              Ариадна Сергеевна Эфрон любила нашу Анку, дарила ей разные детские
              книжки. А мы с Машей приезжали в свои выходные,
              привозили продукты в громадных рюкзаках — в Тарусе тогда были пустые
              полки в магазинах. Везли в переполненных электричках, в автобусах —
              молодые были.
              О.Илья с матушкой Марией живут в живописном тихом
              уголке г.Тарусы — на Воскресенской горке, в крохотном деревянном домике,
              едва видном среди пышной зелени в глубине двора.
              Впервые я их увидела 13 августа 2003 года в тарусском храме Воскресения
              Христова, где отец Илья вместе с молодым священником Андреем
              Мешакиным служил панихиду по владыке Сурожскому Антонию.
              Матушка Мария говорит, что отец Илья перед каждой службой, после Евангелия,
              после Правил, непременно читает работы владыки, который был большим другом
              их семьи...
              Отец Илья — автор нескольких богословских трудов. Сейчас,
              несмотря на болезнь, он работает над "Заметками по онтологии Твари"
              и совершенствует работу "Язык программирования", которой специалисты
              пользуются давно. Если позволяет здоровье, он подолгу
              сидит за компьютером... Трудом программиста он всю жизнь кормил семью...
              И еще он пишет песни: на стихи Цветаевой, Ксении Некрасовой, Блока,
              Пастернака. Положил на музыку вторую главу "Песни Песней" — на языке
              подлинника.
              Вся его семья очень музыкальна, часто поет в храме.
              Внучка Маша, студентка РГГУ, закончила музыкальное
              училище, внук Ваня учится в консерватории...
            — И все-таки после того, как вы объехали почти полсвета, многое испытали
              и пережили, вас снова притянула к себе Таруса. Круг замкнулся?
            — Да. Круг замкнулся, можно сказать. Бывают люди обыкновенные с
              необычной биографией — и наоборот. Я, наверно, принадлежу к первым.
            — Отец Илия, а когда Вы виделись последний раз с владыкой?
            — Это было в 1996г., в Лондоне...
              Нам всем его очень недостает. И совершенно ясно: все, что есть самого
              ценного в русской духовности сейчас, связано с именем
              владыки Сурожского Антония. Владыка оставил учение, в котором,
              как сказал Борис Пастернак, есть соединение свободной
              личности с идеей жизни как жертвы.
          В заключение нашей беседы отец Илья сказал:
           — Главное, читайте Писание.
                 "Вы искуплены дорогой ценой, не делайтесь рабами человеков". Это первое.
              Второе:
                 "Познайте истину, и истина сделает вас свободными".
              И, наверное, это тоже можно сказать:
                 "По тому узнают, что вы Мои ученики, если будет у вас любовь между собою".
        Из слов прощания с о.Илией, сказанных настоятелем тарусского храма Воскресения
        Христова протоиереем Леонидом Гвоздевым:
            "Он долго болел болезнью к смерти и, осознавая это, успел достойно
             подготовиться к переходу. Он не переставал служить; он
             не просто служил, он любил служить. Я удивлялся, почти ужасался, когда
             видел, как он, медленно передвигая ноги, задыхаясь от нехватки
             кислорода, подходил к алтарю — и начинал читать перед Царскими вратами
             входные молитвы...
             Его проповеди были очень простые. Если их записать, то кто-нибудь из
             мудрецов мог сказать — слишком просто для серьезного математика,
             священника, служившего у Гроба Господня, для человека, объездившего
             полмира, а я, слушая отца Илью, вспоминал Иоанна Богослова, который
             перед своей кончиной, когда ослабел так, что почти не мог говорить,
             с трудом произносил: "Дети, любите друг друга!"
    Кончина
      2005 
      День 13 
      Месяц 1 
      Место Москва 
      Место захоронения Калужская о., г.Таруса, кладбище при музее-усадьбе "Поленово" близ Тарусы 
      Скончался 13 января в 7 часов утра.
      Отпевание 15 января совершил настоятель храма Петра и Павла у Яузских
      ворот, представитель Сербского Патриархата в Москве (позже в этом
      храме стало подворье Сербской Православной Церкви) архимандрит
      Антоний (Пантелич) в сослужении с благочинным Покровского округа
      протоиереем Геннадием Нефедовым, клириком Петропавловского храма
      протоиереем Константином Харитошкиным и еще десятью священниками.
      В тот же день о.Илия был погребен на кладбище при музее-усадьбе
      "Поленово" близ Тарусы
    Реабилитация
      Дата 00/00/1954 
      По году репрессий 1949 
    Публикации Документы
      ЦА ФСБ РФ Д.Р-24826. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ