Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT Прославленные новомученики Абакумова (Аббакумова) Надежда Петровна
    ( * ) Абакумова (Аббакумова) Надежда Петровна 
    Год рождения 1880 
    Место рождения Московская губ., Бронницкий у., пог.Милино (Ванилово) 
    староста церкви 
    Из крестьянской семьи. С раннего детства Надежде Петровне
    приходилось много работать по хозяйству, поэтому образование она не получила.
    По исполнении 19 лет Надежда вышла замуж за Василия Сергеевича Абакумова.
    После этого события Надежда переехала к мужу в с.Мартыновское
    Фотографии[1]
       
      Абакумова Надежда Петровна, 1938г. 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1899-1925гг.] [с 1925г.]
      Места проживания
        Московская губ. (Московская о., Ступинский (Малинский) р.), с.Мартыновское 
        Год начала 1899 
        Год окончания 1925 
        За время семейной жизни в семействе Абакумовых родилось пятеро детей:
        Пелагия (1906г.р.), Владимир (1908г.р.), Иван (1911г.р.), Зинаида (1914 г.р.),
        и Анна (1917 г.р.). Один ребенок — Владимир, — умер во младенчестве.
        Во время Гражданской войны Василия Сергеевича призвали на фронт в действующую
        армию, где он погиб во время боевых действий.
        Надежде Петровне пришлось одной поднимать четверых детей в условиях голода,
        постоянных реквизиций и продразверсток.
        Господь не оставил несчастную вдовицу, хозяйство ее было крепким и зажиточным.
        У нее была приличный дом, лошадь, корова и несколько овец.
        Кроме того, она начала вести активное участие в жизни прихода Христорождественской
        церкви
      Служение
        Московская о., Ступинский (Малинский) р., с.Мартыновское, Христорождественская церковь 
        Должность член церковного совета, староста церкви (с 1928г) 
        Год начала 1925 
        С 1925г. Надежда Петровна вошла в число членов церковно-приходского совета
        Христорождественского храма. Известно, что в это время старостой церкви
        был ее родственник Андрей Петрович Абакумов.
        В 1928г. Надежда Абакумова стала старостой церкви, тем самым продолжила
        фамильную династию старост Мартыновской церкви.
        В это время Надежда Петровна освоила дар бабки-повитухи, женщины, которая
        принимает роды. Она обладала особой чуткостью, непосредственно опытом и
        своего рода талантом. Участие в рождении ребенка — великий дар Божий, и
        Господь наделил Надежду Петровну всеми этими качествами. В 20–30-е гг.
        все младенцы села Мартыновского и близлежащих сел прошли через чуткие и
        любящие руки Надежды Петровны.
        Во время коллективизации хозяйство Надежды Абакумовой причислили к середняцкому.
        Середняки подвергались большим налогообложением и госпоставкам, в 1,5–2 раза
        больше чем колхозники. Но, несмотря на это, она не вступила в организованный
        на территории села колхоз "Парижская коммуна" и резко выступала против
        колхозной системы в целом. Это естественно отражалось на отношении к ней
        местных властей, от которых зависела величина налогообложения.
        В результате налогового бремени хозяйство Абакумовой стало приходить в упадок,
        помогать ей было некому, т.к. все дети постепенно перебрались в Москву.
        Несмотря на то, что она была одинокой вдовой, власти требовали платить налоги
        сполна.
        Понятно, что сделать она этого не смогла, за что ее судили четыре раза:
        в 1932г. — приговор к штрафу в 100руб., в 1933г. судили два раза, приговоры:
        500 и 300руб., в 1934г., приговор — 500руб. штрафа.
        В 1935(1934?) г. за неуплату госпоставок сельсовет отобрал и продал за долги
        последнее, что у нее было — корову-кормилицу.
        Решившись на поиск правды, Надежда Петровна обратилась в Мособлисполком
        с жалобой на действия сельсовета. Через два года, в 1937г. из Мособлисполкома
        пришел ответ, что "сельсовет поступил правильно т.к. Абакумова
        задолжала государству 184 кг. мяса и 150 литров молока", ввиду этого в возврате
        коровы Мособлисполком решительно отказал.
        После того как у Надежды Петровны отобрали корову, она оставила занятие
        сельским хозяйством, да к тому же оно пребывало в полном запустении, — из всего
        имущества у нее было лишь несколько кур.
        С этого момента Надежда Петровна полностью уходит в церковные дела.
        Она, как староста церкви, должна была следить за сохранностью церковного
        имущества, заботиться о регулярном проведении богослужений и отыскивать
        средства на уплату всевозможных налогов и страховых сборов, которыми тогда
        облагались церкви. В то время, когда основная масса крестьян и колхозников была
        ограблена властью, и влачила полунищенское существование найти
        средства было очень трудно, и это обстоятельство часто приводило к
        конфликту с финансовыми органами.
        После ареста, а затем м высылки из Московской обл. настоятеля Мартыновской
        церкви священника Петра Кедрова Надежда Петровна пригласила служить настоятеля
        Успенского храма соседнего села Кишкино протоиерея Петра Любимова.
        В это время приходы с.Мартыновского и с.Кишкино сблизились.
        Протоиерей Петр Любимов стал окормлять осиротевший приход, а Надежда Петровна — всеми
        силами помогать ему в этом служении.
        С этого момента вокруг о.Петра и церковной старосты Надежды Петровны собралась
        небольшая церковная община. Люди собирались в доме Абакумовой, отмечали
        церковные праздники, обсуждали текущие проблемы, проводили духовные беседы
        Все они были под духовным руководством протоиерея Петра Любимова.
        Надежда Петровна отличалась особой чертой характера, которая часто приводила
        к конфликтам с местной сельской властью, не скупилась на слова обличения
        относительно колхозной системы и отличалась манерой говорить "правду в глаза".
        В ответ на это местные власти аккуратно доносили на нее в соответствующие
        органы.
        В июле 1936г. от удара молнии погибла девочка Александра Урусова. Сельсовет
        решил организовать похороны в гражданском порядке без священника, но вмешалась
        Абакумова. Она уговорила родителей девочки совершить похороны по христианскому
        обычаю. Таким образом, она сорвала безбожные похороны и выставила сельсовет на
        посмешище.
        Особое раздражение властей вызывали отношения Надежды Петровны с о.Петром,
        которому она всячески помогала. Так, в 1936 и 1937гг. она, без разрешения
        сельсовета, провела сбор средств и продуктов питания среди жителей Мартыновского,
        Тютького и соседних сел, для того чтобы священник мог уплатить страховой сбор
        и выполнить госпоставки.
        С октября 1937г. в НКВД начинается сбор показаний против протоиерея Петра и
        Надежды Абакумовой.
        Нашлись лжесвидетели, которые охотно дали показания, в которых обвиняли
        священника и старосту в агитации против советской власти и колхозного строя.
        Из показаний "свидетелей":
             "Абакумова говорила о войне:
                 "Скоро будет война... после войны все старые церкви будут открывать".
             "Вела агитацию против колхозов в том, чтобы колхозники не ходили на работу,
              и заявляла:
                 "Не получите, а работаете только на государство, а им... всё мало".
              Этими словами ослабляет трудовую дисциплину среди колхозников".
        В вину Абакумовой также вменялось общение со священниками и прихожанами церкви.
        Председатель местного сельсовета свидетельствует:
             "Абакумова Н.П. — активная церковница... принимала активное участие
              в отправлении культов...
              Ведет антисоветскую агитацию в том духе, что "некрещеные дети вырастут
              больные, слепые, уроды" и т.п.
              Известно, что с 1934г. по настоящее время содержит у себя на квартире
              собрание единомышленников и ведет среди них антисоветскую агитацию...
              Абакумова имеет связь с попами с.Кишкино, с.Марьинка (Михневского района)
              и бывшим попом с.Мартыновское Кедровым. Особо тесную связь Абакумова
              имеет с попом с.Кишкино.
              Является проповедницей антисоветского влияния на население от указанного
              мною попа.
              Абакумова группирует вокруг себя тех колхозников, которые по тем или
              иным причинам высказывают свое недовольство колхозом. Среди этих людей
              ведет антисоветскую агитацию против колхозов и сов. власти".
        Из доноса на Надежду Петровну страхового инспектора по Малинскому району:
            "В первых числах февраля 1938г. я приехал в с.Мартыновское с целью,
             чтобы вручить извещение по культовому сбору и получения недоимок
             страховых платежей, для чего была вызвана гр-ка Абакумова Надежда
             Петровна, т.к. имелась недоимка страховых платежей в сумме 12р.35коп.
             Абакумова от уплаты категорически отказалась, вследствие чего ей было
             выписано письменное предупреждение об уплате,... со взиманием пени
             за неуплату в срок. Абакумова начала ругаться с выкриками, что советская власть нас
             грабит и добавила, что бывший председатель сельсовета является вредителем".
      Аресты
        Московская о., Ступинский (Малинский) р., с.Мартыновское 
        Год ареста 1938 
        День ареста 2 
        Месяц ареста 3 
        2 марта Надежда Петровна Любимова и о.Петр Любимов были арестованы и отправлены
        в Каширскую тюрьму
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 
        09/03/1938 
        Обвинение "систематическая контрреволюционная агитация среди колхозников, агитация против колхозов" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело о.Петра Любимова и церковной старосты Надежды Абакумовой, 1938г." 
        Дело ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.23163.
        Была обвинена в "систематической контрреволюционной агитации среди колхозников".
        Надежда Петровна честно признала, что выступала против колхозной системы,
        но отказалась признать себя виновной в антисоветской агитации.
        Из протокола допроса:
            " — В чем выражалась ваша связь со священником Любимовым?
              — Связь была по службе в церкви.
              — Какие были у вас разговоры во время посещения друг друга?
              — Во время посещения моей квартиры священник вел разговор, что церковь
                надо через верующих поддерживать, — может быть, через год-два
                что-нибудь изменится к лучшему.
              — Что хотел этим сказать Любимов? — ожидал ли он через год или два
                изменения власти?
              — Он говорил, что, может, придет время, когда церковь будет служить как
                и прежде, — относительно перемены власти он ничего не говорил.
              — Следствием установлено, что вы, как церковная староста, собирали
                единоличников и среди них вели антисоветскую агитацию, чтобы
                они не ходили в колхоз и не платили государству налоги.
              — Да, я собирала единоличников и вела с ними разговоры о колхозном
                строительстве и неуплате налогов, так как у меня самой сельсовет
                отобрал корову за неуплату налогов.
              — Признаете ли вы себя виновной в антисоветской агитации против
                советской власти и колхозного строя?
              — Виновной себя в антисоветской агитации не признаю, я только говорила
                против колхозного строя, что колхозное строительство — это дело плохое.
              — Вы говорили, что советская власть грабит народ?
              — Этих разговоров с моей стороны не было, я говорила о том, что платить
                налог не стану".
        6 марта 1938г. следственное дело было направлено на рассмотрение тройки
        при УНКВД.
        9 марта 1938г. тройка НКВД по Московской обл. приговорила о.Петра Любимова и
        Надежду Петровну Абакумову к расстрелу по ст.58–10 УК РСФСР
      Места заключения
        Московская о., г.Кашира, тюрьма 
        Год начала 1938 
        День начала 3 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1938 
        Содержалась в Каширской тюрьме, потом, как и о.Петр Любимов, переведена
        в Москву, в Таганскую тюрьму
        Москва, Таганская тюрьма 
        Год начала 1938 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1938 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 3 
    Кончина
      1938 
      День 14 
      Месяц 3 
      расстрел 
      Место Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
      Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
      14 марта 1938г. была расстреляна на Бутовском полигоне вместе с протоиереем
      Петром Любимовым
    Канонизация
      Мученица Надежда Абакумова 
      Дата 20000820 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 01.03 
          Новый стиль 14.03 
          день мученической кончины (1938г.) 
    Реабилитация
      Дата 21/07/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Московской области 
      По году репрессий 1938 
    Публикации
      1 Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. 
      С.9,416. 
      2 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      3 Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с. 
      4 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март. Тверь:"Булат", 2006. 
      С.39–41. 
      5 http://www.stupinoblag.ru/blagochinie/novomucheniki/10/ (Ступинское благочиние. Священномученик Петр (Любимов) и мученица Надежда (Абакумова)). 
    Заявители
      Шагова Татьяна Семеновна 
      правнучка 
    Документы
      1 Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл. 
      2 Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. 
      3 ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.23163. 

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ