Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Соколова Антонина Сергеевна Дела od1.242 => od1.242 Родство
1 ДелоРодства oep.26 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Москва, Глинищевский пер., храм свт.Алексия митрополита Московского 
    протоиерей 
    Должность настоятель 
    Год начала 1919 
    День начала 25 
    Месяц начала 2 
    Год окончания 1921 
    День окончания 8 
    Месяц окончания 9 
    Храм святителя Алексия был построен в 1690г., позже были пристроены два придела —
    свт.Николая Чудотворца, и иконы Матери Божией "Всех скорбящих Радость".
    Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922г. представители властей
    забрали из храма почти все сосуды, необходимые для совершения литургии.
    Были оставлены одна серебряная позолоченная чаша с дискосом, лжица и маленький
    серебряный крест. Община, окормляемая прот.Романом, приобрела деревянный потир
    со вставленным в него стеклянным стаканом.
    В 1919г. по благословению Святейшего Патриарха Тихона о.Роман организовал
    "Братство ревнителей православия" в честь святителя Алексия, митрополита
    Московского. С этого времени для о.Романа начался особый период жизни,

    — период духовного старческого окормления.
    Многие благодаря чрезвычайным трудам прот.Романа нашли путь к Церкви и обрели
    твердую почву под ногами.
    О.Роман обладал прекрасным голосом, был академически образован и богословски
    начитан, говорил прекрасные проповеди, был одарен незаурядными организаторскими
    способностями, был прекрасным духовным отцом.
    Высокий духовный настрой, с которым служил и проповедовал о.Роман, передавался
    всем, кто с ним соприкасался. У него был особый дар приобретать человеческие
    сердца. Он часто повторял:
         
    "Господь взял свиток наших грехов и пригвоздил ко Кресту".
    Его чада до конца жизни вспоминали эти слова, подходя к Распятию.
    О.Роман обладал несомненной прозорливостью. Некоторые испытывали духовный трепет,
    идя на исповедь: казалось, что он многое знает наперед, и действительно это
    часто подтверждалось на практике.
    Из книги "Оптина Пустынь и ее время" Ивана Михайловича Концевича, состоявшего
    в братстве о.Романа:
       "В тот год, благодаря мудрому руководству Святейшего Патриарха Тихона,
        церковная жизнь в Москве чрезвычайно оживилась. Москва покрылась сетью
        братств, кружков и союзов, так как Патриарх отменил границы приходов и
        разрешил образование междуприходских братств. К деятельности этих братств,
        руководимых наиболее ревностными пастырями, были широко привлечены и миряне:
        они пели, читали на клиросе, проводили беседы и даже выступали с проповедями.
        По вечерам совершались акафисты с общенародным пением и беседами после них.
        Для детей, лишенных уроков Закона Божия, устраивались беседы с "туманными
        картинами" из Священной истории, молодежь собиралась отдельно и занималась
        изучением церковного устава, Евангелия и т.п.
        Я принимал близкое участие в братстве Святителя Алексия, митрополита
        Московского, во главе которого стоял протоиерей Роман Медведь...
        К братству были приписаны еще несколько приходских церквей в разных концах
        Москвы, где вели работу члены братства. В самом храме братства ежедневно
        совершалась ранняя литургия, и члены могли посещать ее еще до своей службы... По вечерам
        были вечерние богослужения с беседами, члены братства старались ежемесячно
        приступать к святому причастию и активно участвовали в работе...
        Я имел возможность посвящать свои силы работе в братстве, а потому это
        время принесло мне громадную духовную пользу; здесь я окреп духовно и начал
        жить в ограде Православной Церкви".

    Из воспоминаний других членов братства:
       "Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица,
        темнота на улицах — полное неустройство жизни, а в храме свт.Алексия
        в Глинищевском переулке шла глубокая, интенсивная жизнь, налаживавшаяся...
        отцом Романом Медведем. Богослужения в храме святителя Алексия совершались
        ежедневно утром и вечером, а по четвергам и ночью — полунощница с пением
        "Се Жених грядет в полунощи".
        По воскресеньям и утром и вечером после богослужений растолковывалось
        Евангелие... читалась святоотеческая литература, проводились беседы,
        в которых объяснялось богослужение. Каждый из присутствующих мог задать
        вопрос и сам поделиться своими мыслями, после всех говорил о.Роман.
        Он призывал к решительному покаянию за всю жизнь,... к обращению ко Христу
        как к своему личному Спасителю. Отец Роман вводил нас в спасительное лоно
        Православной Церкви... Исповедь в храме святителя Алексия проводилась
        частная. Многие откликнулись на призывы доброго пастыря, принесли покаяние
        за всю жизнь... и встали на путь послушания Церкви...
        В храме все делалось бесплатно, руками предавшихся Богу людей: мыли полы,
        зажигали паникадила, лампады, звонили на колокольне, продавали свечи,
        читали каноны, шестопсалмие и прочее, пели, регентовали — все это делали
        члены братства...
        Давшие обет послушания приносили ежедневное исповедание своих помыслов и
        деяний через дневники, которые передавались батюшке раз в неделю, и получали
        наставления по всем вопросам...
        В то время в Церкви большим авторитетом пользовался старец протоиерей
        Алексий Мечев. Он очень уважал отца Романа за его ревностную углубленную
        работу, а когда сам лично побывал в храме святителя Алексия... сказал
        отцу Роману:
           "У тебя стационар, а у меня только амбулатория"".
    Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [3]:
       "Оказалось, что Зина с Женей [Барютины] в своих поисках напали на храм, где
        настоятелем интересный человек — о.Роман Медведь. Он разъясняет богослужение,
        толкует учение древних подвижников об очищении внутреннего человека по
        "Добротолюбию" и, главное, объединяет своих прихожан в братство для взаимной
        духовной и житейской помощи... После рассказа Зины я сейчас же пошла
        в храм святителя Алексия, который стоял, окруженный старыми липами в
        Глинищевском переулке. О.Роман говорил убежденно... О.Роман пытался
        организовать жизнь прихожан своего храма по-другому, по-новому, придать
        ей форму той сверхличной стихии, которая называется церковностью...
        В братстве неминуемо присутствовало и "слишком человеческое", но все это было
        ничтожным перед величайшей искренностью, стремлением к идеалу и бескорыстием.
        Здесь собирались прекрасные люди, и только в годы кратковременного освобождения
        от государственной "мирской" зависимости красота церковной жизни могла так
        ярко выступить на поверхность и стать заметной. У братств на Руси сколько
        было инициаторов, столько и оттенков. У о.Романа был свой оттенок, своя
        мечта — создание "монастыря в миру", с приподнятой романтикой просветленной плоти и
        радостным аскетизмом... Мне надо было войти в жизнь Церкви не через книги,
        а через живое чувство вместе с другими живыми людьми... Cестры Барютины
        тоже по-разному участвовали в деле о.Романа. Людмила с помощью пения в
        церковном хоре, Зина — с помощью строгого участия в богослужении, чтения и
        отхода от всяких развлечений воспитывала в себе молитвенное внимание к Богу,
        к людям, к своей душе. Женя [Евгения Николаевна Барютина] была предана
        братству о.Романа, во всех последующих испытаниях батюшки она
        была ему поддержкой, и он умер у нее на руках".

    Первое время отец Роман служил в храме один и весь труд богослужения,
    окормления паствы нес сам.
    Из воспоминаний одной из его духовных дочерей:
       "...Его труд этих первых лет в одиночку можно назвать титаническим, обозрев
       и перечислив основные моменты его деятельности: ежедневная литургия
       с вечерним богослужением накануне, прием большинства духовных чад в течение
       недели на откровение помыслов, многочисленные причастники каждое воскресенье,
       в тот же воскресный день, после вечерни, обширная проповедь на евангельскую
       тему... Трудно себе представить, как мог он "тащить такую мрежу" один
       без помощников.
       Не сверхъестественно ли то, что он выдерживал, причем выдерживал, оставаясь
       всегда спокойным, доступным и... ангельски кротким. Чему учил, тому был
       и примером".

    Устав Братства был строгим, под стать монастырскому, ибо во главе стоял закон
    послушания. Впоследствии некоторые из членов Братства приняли священный сан,
    другие — монашеский постриг (как правило, тайный).
    В 1921г. Патриарх Тихон рукоположил в сан священника духовного сына о.Романа

    — Петра Степановича Степанова и назначил вторым священником.
    Другим помощником протоиерея Романа в 1920-е годы стал регент храма Сергей Владимирович
    Веселов, который также был рукоположен в сан священника (он скончался в 1927г.)
    Под руководством о.Романа, незаурядного организатора и проповедника,
    Братство проводило очень большую просветительскую и благотворительную деятельность.
    Напряженная жизнь Братства вызывала раздражение властей

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ